РЕЦЕНЗИЯ / Валерий СКРИПКО. ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ НАРОДА. Книга Анатолия Байбородина «Слово о роде и народе»
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ НАРОДА. Книга Анатолия Байбородина «Слово о роде и народе»

 

Валерий СКРИПКО

ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ НАРОДА

Книга Анатолия Байбородина «Слово о роде и народе»

 

В книге «История свободы. Россия» английского учёного Исайи Берлина автор, посетивший Россию, вспоминает о «заунывных ариях из опер Чайковского». От такой оценки повеяло холодком чужбины. Я сразу понял, что имею дело с писателем, чья душа настроена совершенно иначе, чем моя. Музыка не может казаться человеку «заунывной», если он понимает её, если она задевает самые чуткие струны его души. Эта удивительная радость узнавания в себе глубинной памяти о прошлом своего народа. Но эту память, как минимум, надо иметь. Однако, культурные деятели, воспитанные в иной культурной среде, часто на другом генетическом материале, «слышать» наше, русское народное, часто не умеют. Если эмигранту Исайе Берлину не греют душу оперы Чайковского, то современным вожакам либерального культурного процесса чем-то не угодила русская поэзия. Писатель Дмитрий Быков, например, утверждает, что поэт Александр Кушнер «решил отказаться от русской поэтической традиции нытья».

Можно приводить ещё десятки примеров подобного негатива из уст известных деятелей культуры, которые при этом на официальном уровне говорят общие слова о единой российской культуре. На самом деле единой культуры у нас пока нет.

За тридцать лет своего хозяйничанья в литературе либералы наговорили столько несуразностей, что у меня устала рука конспектировать в многочисленные общие тетрадки все их русофобские реплики… впрок, для потомков, как пример еще одного неудачного проекта «вавилонской башни».

 

С этими выписками из самых солидных периодических изданий можно выступать на юмористических телеканалах.

И всё же нашей родной литературе повезло больше, чем, например, науке и высшей школе. В этой тонкой сфере, будто назло столичной либеральной тусовке, именно в российских регионах продолжали и упорно продолжают свою творческую деятельность крупные российские писатели.

 Во многих российских мегаполисах литературные элиты духовно уже «со всеми потрохами» во всемирном обществе потребления. Чтобы получить литературную премию, надо так же, как на Западе, «кривляться», «иронизировать», искать темы, близкие к набоковской «Лолите». Российской глубинки они не слышат.

А в этой самой глубинке – творческий народ гораздо серьёзней.

Есть в Иркутске такой творческий человек, выросший в сибирской деревне среди старообрядцев. Его имя уже давно на слуху. Это Анатолий Байбородин. С большим талантом трудно сладить. Его обладателя можно какое-то время не печатать, его можно сместить с руководящей должности в издательстве или журнале, но его невозможно заставить писать плохо и этим лишить народной любви его произведения.

В одном из очерков своей новой книги публицистики «О роде и народе» писатель напоминает российскому культурному сообществу о том, что число граждан, русских по своему менталитету, составляет в стране громадное большинство.

И с этим надо как-то считаться. Наши крестьяне составляли большинство представителей Русского мира. Поэтому материалы о крестьянском мире – по сути есть истинная история России, её русского большинства. Это писатель доказал яркими художественными исследованиями формирования в крестьянской среде самой русской словесности, её обычаев и традиций «в слож­ном и трагическом сплетении христианского и природно-языческого».

В советское время Прибайкальская литературная среда была еще достаточно национально-русской по духу. И новые поколения писателей и поэтов произрастали на этой благодатной почве. Если север области был уже индустриальным, то мало затронутое энтузиазмом строек сельское Прибайкалье еще хранило драгоценный запас народной культуры.

Анатолий Байбородин там жил многие годы и словно пил из природного источника чистое народное слово. Для думающего читателя в книгах сибирского самородка самое ценное – это осмысление исторического опыта автором, который сам пережил и перестрадал трудные годы жизни в Прибайкалье.

Книга Байбородина представляет собой как бы заочную духовную перекличку патриотов России разных поколений с их оценкой нашей культуры, нашего языка и неповторимых ментальных качеств соотечественников. Такое сосредоточие русских имен очень непривычно для нашего времени. В большинстве нынешних толстых журналов, в немногочисленных сборниках научных работ и книг, с которыми можно познакомиться в наших библиотеках, редко встретишь упоминание сразу нескольких ярких представителей русской культуры.

Даже в больших трудах о христианстве можно не найти ни одной строчки высказываний православных авторов. Не покидает ощущение, что деятели культуры, учёные у нас слишком заигрались в какую-то «федеративную» толерантность, забыв одну простую истину, которую давно усвоили писатели-почвенники: без изучения этой самой национальной «почвы» невозможно понять, какой народ на ней произрастает, что по-настоящему любит, какими средствами может быть вдохновлен на большие дела. Поэтому полученные «почвенниками» знания особенно ценны для духовного развития нации.

В книге Анатолия Байбородина есть очерки о многих деятелях, внёсших решающий вклад в нашу культуру. Это знаковые фигуры именно для русского национального сознания. В своих очерках Байбородин вернул нам понимание их значимости для нации.

Прочитав книгу, убеждаешься, что коллективная душа России не абстрактный символ. Она вся – в конкретных лицах. Её деревенская, корневая, природная человечность предстаёт в образе Василия Белова, корневая трагическая красота – в образе великого поэта Сергея Есенина. Русский патриотизм ярко представлен в очерке о губернаторе Муравьеве-Амурском…

Все важнейшие стороны общественной жизни страны нашли своё отражение в материалах книги Байбородина: от народной этики до межнациональных отношений.

Неслучайно книга имеет подзаголовок «взгляд из Сибири». Для творческой интеллигенции нашей малой Родины, которая простирается на миллионы квадратных километров, всегда было характерно мышление, в котором приоритет имеют общегосударственные интересы и задачи. В очерках впечатляют масштаб описания и глубина постановки проблем, в том числе и по Восточной Сибири.

Писатель берётся выполнить задачу, которая редко ставилась так остро – развеять миф о своеволии и дикости русского крестьянина, миф, придуманный образованными классами нашего общества, для оправдания своего рабского подражания западной культуре. Горстка интеллектуалов из столичных светских салонов у нас всегда воображала, что представляет весь народ, но не знала и не понимала мировоззрения большинства населения России. Эти знания нам всем еще предстоит добыть с большим трудом, и сохранить, развивая. Одним из самых значимых источников будет книга Анатолия Байбородина «О роде и народе», которая, безусловно, заслуживает награждения её Премией Губернатора Иркутской области.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #32032 19.10.2022 в 17:31

Валерий, брат, поклон, что замолвил слово о моем "Слове..."