ОЧЕРК / Евгений КАЛАЧЁВ. В РОЗЫСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ… Рассказ о поэте Аркадии Кутилове
Евгений КАЛАЧЁВ

Евгений КАЛАЧЁВ. В РОЗЫСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ… Рассказ о поэте Аркадии Кутилове

 

 Евгений КАЛАЧЁВ

 В РОЗЫСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ…

 Рассказ о поэте Аркадии Кутилове

 

 В 1985 году я служил в Куйбышевском РОВД города Омска. Однажды, во время моего дежурства по району в дежурную часть доставили бомжа. Сержант произвел личный досмотр задержанного, записал на листок его данные и принялся названивать в адресное бюро, чтобы установить его личность и проверить – не находится ли он в розыске за совершение какого-либо преступления. Эта обычная процедура, как правило, занимала немного времени, после чего бомж, если имел прописку и не был причастен к преступлению – отпускался, либо если личность его не была установлена – помещался в спецприемник для бродяг на сорок суток, но в тот день дежурный сержант все никак не мог дозвониться до адресного бюро.

 В районе, а значит, в райотделе милиции, было затишье: телефоны, телетайп и радиостанции молчали, и я взял в руки записную книжку – единственную вещь, которую при личном досмотре сержант изъял у задержанного. Взял записную книжку и удивился. Удивился сначала её внешнему виду. Она была не новой, но добротной, с обложкой из коричневой искусственной тисненой кожи. А когда я её раскрыл, то удивился еще больше. И даже не тому, что она была оформлена с огромной любовью, тщательностью и талантом, и как настоящая книга небольшого формата. Здесь были и рисунки, выполненные разноцветными шариковыми ручками, и вензеля, и красивый рукописный стихотворный текст. А удивился тому, что эта книжка принадлежала человеку, по виду опустившемуся, с которым в метро или другом общественном месте нормальный человек постарается близко не находиться.

 Настроение у меня было добродушным, но я постарался напустить строгость и, подойдя к решетке, за которой находился задержанный, грубо спросил:

 – Где украл? – и показал бомжу записную книжку.

 – Моя, – спокойно произнес бомж, протянув к ней руку.

 Я раскрыл записную книжку и, не давая в руки, спросил:

 – Что здесь написано?

 – Аркадий Магнит, – сказал бомж и улыбнулся. – Это мой псевдоним.

 – Кличка? – встрял в разговор сержант.

 – Псевдоним, – повторил с достоинством бомж.

 – А стихи чьи? – хитро улыбнулся я.

 – Мои, – сказал бомж.

 – Прочти, – продолжая проверку, сказал я. – Например, вот это, – и я зачитал первую строчку…

 Задержанный встал с длинной лавки, непроизвольно поправил давно немытые волосы, вздохнул и начал по памяти читать:

 Заря, заря, вершина декабря…

 В лесах забыт, один у стога стыну.

 Встает в тиши холодная заря,

 Мороз, как бык, вылизывает спину.

 Качнулась чутко веточка-стрела,

 И на поляну вымахал сохатый…

 И, падая на землю из ствола,

 Запела гильза маленьким набатом…

 

 Заря не зря и я не зря, и зверь!..

 Не зря стволы пустеют в два оконца…

 И, как прозренье в маленькую дверь,

 Через глаза в меня входило солнце!

 Сейчас, по истечении многих лет, я не помню голоса поэта, его интонации – наверное, он был хриплым – пропитым, но глаза его в тот миг неожиданно озарились огнем, не побоюсь этого слова – божественным светом, – и мы с сержантом невольно поддались этому, вне сомнения, внеземному озарению и поверили, что он говорит правду.

 Но формальность надо было соблюдать, и сержант принялся вновь набирать номер телефона адресного бюро, с удивлением поглядывая на задержанного, а я спросил:

 – Можно полистаю?

 – Читай, – разрешил Кутилов.

 Я вернулся за пульт дежурного. И телефоны по-прежнему молчали. И я начал читать:

 РОССИЯ, ГОД 37

 – Яма хорошая,

           только на дно

              набежала лужина…

 

 – Товарищ майор,

                но ведь это

 Не наша вина –

                    апрелева!..

 – Ну, хорошо…

                  Давайте ужинать,

 Да надо

           людей расстреливать…

 

 ПОДРАНОК

 После выстрела смог он собой овладеть,

 Он посмел улететь, очумев от испуга.

 Между крыльев – дробинка, но сумел улететь…

 Только ровно на жизнь приотстала подруга.

 

 Распустились цветком два разбитых крыла,

 Поднялась голова в драматическом жесте…

 Тонкой лапкой гребла, суетливо плыла,

 Все куда-то плыла, оставаясь на месте.

 

 Окровавленный пух понесло к камышу,

 И молчат небеса, перелески и воды…

 (Ты ответь мне, Ирина, я тебе же пишу, –

 Что случилось потом, после этой охоты?

 

 Был ли выстрел еще, иль, жалея заряд,

 Ощипали тебя, несмотря, что живая…

 И веселый охотник – голубой бюрократ,

 Нежно кушал крыло, коньячком запивая…

 

 Может, выжила ты, всем дробинкам назло,

 Только жизнь приняла, как стандартную милость…

 И свистит по квартире расписное крыло,

 Забывая на миг, что летать разучилось.

 

 Телевизор, базар, танцплощадка, завод,

 Петухи-женихи, разодетые жутко…)

 А в заливе души всё куда-то плывет,

 Всё куда-то плывет недобитая утка…

 

 Очнулся я от голоса сержанта:

 – Товарищ старший лейтенант, – обратился он. – Я проверил гражданина, есть такой, судим, но в розыске не значится. Отпускать?

 – Отпускай, – сказал я и снова уткнулся в записную книжку.

 «Поэзия не поза и не роль.

 Коль жизнь под солнцем –

 Вечное сраженье, –

 Стихи – моя реакция на боль,

 Моя самозащита

 И отмщенье!» – читал я.

 – Можно все-таки, командир, я заберу, – раздалось над ухом.

 Я повернул голову на голос. В коридоре, уже за пределами дежурной части, у окошка дежурного стоял человек с пропитым лицом, в ветхой старой одежде – запомнились брюки военного образца и развалившиеся ботинки, стянутые проволокой. Стоял и терпеливо ждал. Ждал свой сборник стихов. Изданный при жизни самим собой в единственном, наверное, экземпляре.

 Я закрыл книжку и протянул ему:

 – Извини.

 – Спасибо, командир, – сказал он и неожиданно спросил: – Понравились?

 Ответить я не успел. Одновременно зазвонили несколько телефонов, зашипела стационарная радиостанция, застучал телетайп, и закрутила, завертела, забурлила суета. Ежеминутная, ежечасная и каждодневная, которая поедает наше время, нашу жизнь, которая не дает ни остановиться, ни оглянуться, ни осмыслить: как живем, для чего живем?

 И вот в такой же заполошный день того же года в дежурную часть поступило сообщение. Банальное. Порой за сутки их бывает до десятка. Сообщение о том, что в тепловом коллекторе, расположенном у транспортного института, обнаружен труп.

 На место происшествия выехал дежурный сержант. Вскоре он вернулся назад и попросил выдать ему и водителю, с которым он ездил, противогазы.

 …Доставив труп в морг, сержант возвратился в дежурную часть, сдал противогазы и неожиданно – он полгода назад бросил курить – попросил закурить. Я протянул ему пачку.

 – Кажется, это был тот бомж, – сказал он.

 – Какой? – не понял я.

 – Ну, помните, еще стихи читал… Военные брюки, ботинки на проволоке…

 – Магнит?! – воскликнул я.

 – Магнит, – грустно сказал сержант и нервно закурил…

 

 ВКЛАДЫШ К МОЕЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ

 Вот я умру, и вдруг оно заплачет,

 Шальное племя пьяниц и бродяг…

 …Я был попом – а это что-то значит!

 Я был комсоргом – тоже не пустяк!

 Я был мастак с багром носиться в дыме.

 Я с топором вгрызался в синий бор.

 Я был рыбак, и где-то на Витиме

 Мой царь-таймень не пойман до сих пор.

 Я был художник фирмы «Тети-мети».

 Я под Смоленском пас чужих коров.

 Я был корреспондентом в райгазете

 И свёл в могилу двух редакторов.

 Учил детей и им читал по книжке,

 Как стать вождём, диктатором Земли…

 И через год чудесные мальчишки

 Мою квартиру весело сожгли!

 Я был завклубом в маленьком поселке.

 Поставил драму «Адский карнавал»…

 И мой герой со сцены, из двустволки,

 Убил парторга. В зале. Наповал.

 Бродягой был и укрывался небом.

 Банкротом был – не смог себя убить…

 Я был… был… был… И кем я только не был!

 Самим собой? А как им надо быть?..

 

 В следующий отпуск я нарушил многолетнюю традицию – не поехал в тайгу на охоту, а взял билет до Ленинграда и две недели изо дня в день ходил и ездил по музеям. Соприкасаясь с великолепием дворцов, парков, фонтанов, картинами Русского музея, экспонатами Эрмитажа, в котором я умудрился в течении четырех дней прослушать лекцию про французских импрессионистов, я понял, что мир гораздо шире и прекрасней, чем тот, в котором я жил раньше… Вернувшись в Омск, я просмотрел весь репертуар Драматического театра, написал рассказ в полстраницы и подал рапорт на увольнение из органов внутренних дел.

 Знакомый журналист, которому я давал читать тот рассказ, схватился за голову:

 – Что ты делаешь?! Ты в своем уме?

 Я улыбнулся:

 – Лучше посоветуй, где я могу общаться с себе подобными – пишущими людьми...

 И начал ходить в литературное объединение при газете «Молодой Сибиряк».

 Однажды литератор Бекешев Саша принёс стихи, отпечатанные на машинке. Стихи были необычными и подписаны они были необычным псевдонимом – «Аркадий Магнит».

     

 ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПОЭТА

 …На причале студентка и юноша

 Целовались всю ночь,

                       аж до судорог.

 А когда расставались несчастные,

 На диване оставили книжицу.

 Прозывалась она «Геометрия»,

 А раскрыта была на котангенсах…

 

 …Выпивали директор с любовницей

 Во кустах во густых да неломаных.

 А когда их спугнула малиновка,

 Убежали оне и оставили

 На траве ветчину да наливочку,

 Да в пакетиках чтой-то малюсеньких …

 

 …На песочке играла девчоночка.

 Вдруг закаркали чёрные вороны…

 Испугалась девушка и скрылася,

 На песочке оставила стёклышко,

 Дзинь-фужера зелёный осколочек…

 

 …На прешпекте туманном

                          на утреннем

 Чей-то шаг неуверенный слышится.

 Бродит девушка, вся переплакана,

 Кем-то брошена девка, обманута,

 Синь-косыночкой

                    горлышко стянуто…

 -------------------------------------------

 Лишь смеркло созвездие Рака

 И мамонт гугукнул вдали,

 Проснулся под лодкой бродяга –

 Хозяин рассветной земли.

 

 Прохладно – и вывод короткий:

 Ядрёная пала роса…

 Бродяга сквозь дырочку в лодке

 На улицу выгнал глаза.

 

 Бродяжьи метнулися очи,

 Кругами обходят рассвет…

 Круги всё короче, короче…

 Вернулись. Опасности нет.

 

 …К дивану причальному двинусь…

 Чья книга? У чёрта спроси?

 «Котангенс», таинственный «синус»…

 Эвклиду – поклон и мерси!..

 

 …Бутылка, закуска, пакеты…

 В пакетах (сто тысяч чертей!),

 В пакетиках этих, ну это…

 Которое против детей…

 

 …Шагов за четыреста сорок

 Таинственный луч замигал…

 Иду. Поднимаю. Осколок.

 Возьму. Хоть не даром шагал…

 

 …Девчонка на хладном прешпекте –

 Одна – в миллионной стране!..

 Вам что – и повеситься негде?

 Карабкайся в сердце ко мне!..

 

 Ура! Просыпается город…

 Увы! Просыпается город…

 А днём – будет радостей короб

 (Но могут и сцапать за ворот).

 

 …В двенадцать – бродяга на пляже.

 Сидит на песке, как святой.

 Но очи – шпионы бродяжьи –

 Летают над людной водой.

 

 В воде, в первородной истоме

 Народу – почти полстраны…

 И кто-то сегодня утонет,

 Оставив бродяге штаны…

 --------------------------------------------------------------

 …По-над городом звёзды всамделишные –

 Вперемежку с неоновым высверком…

 И в неверном таком освещении

 Две души обнялись крепко-накрепко:

 Та девчонка с прешпекта холодного

 Да хозяин отеля подлодного…

 

 Сверху плотно укрылися смокингом,

 Что достался от парня утопшего.

 Пьют наливку, ветчинкой закусывают,

 В дзинь-стекляшку глядят на созвездия…

 И читают оне «Геометрию»,

 И хохочут

            над страшным «котангенсом».

 

 * * *

 Аркадий Павлович КУТИЛОВ (имя при рождении Адий, литературный псевдоним Аркадий МАГНИТ) родился 30 мая 1940 года в таежной деревне Рысья Иркутской области. Русский поэт, прозаик, художник.

«Один из самобытнейших русских поэтов ХХ века. Несмотря на то, что его стихи в переводе на английский включены в академическую антологию «Русская поэзия ХХ столетия» (Лондон), его творчество по-прежнему малоизвестно российскому читателю» (Википедия).

«Один из ярчайших российских поэтов ХХ столетия» (из предисловия книги поэта «Скелет звезды»).

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #34391 03.10.2023 в 19:22

Добрый день. Сходила сегодня на премьеру спектакля "Магнит. Омская история" в Омский Драматический театр, этот спектакль о замечательном омском поэте Аркадие Кутилове, ранее с его творчеством не была знакома, так как далека от сферы поэзии и творчества в плане профессии, но интересуюсь этой темой в свободное время, которого очень мало. Но посмотрев спектакль что то ёкнуло внутри и я решила найти информацию в интернете о Магните, нашла ваша статью, невероятно интересно читать, осознавать и понимать, что в нашем Омске жил такой поэт и очень грустно, что отличных поэтов в Омске очень много, но мы почему то о них не знаем. Спасибо вам!

Комментарий #32118 27.10.2022 в 10:40

Спасибо, Светлана Васильевна за добрый комментарий! А я вспомнил написанную вами в соавторстве с Николаем Коновским замечательную книгу "У Бога все живы". Сколько судеб талантливых людей! И с каким теплом и любовью написано.
"Неустроенные, неприкаянные, - несть им числа, список каждый может продолжить сам", - это из очерка (или рассказа-были) о поэте Анатолии Порохине, с которым и я имел честь быть знакомым.
С уважением, Евгений Калачев.

Комментарий #32110 26.10.2022 в 20:18

Всё же, мне кажется, это не очерк, а талантливый рассказ о талантливом поэте с горькой судьбой - Аркадии Кутилове, рассказ-быль...Больно было читать..
Светлана Вьюгина

Комментарий #32096 26.10.2022 в 13:23

Дорогие друзья!
Спасибо огромное за добрые комментарии, тем более приятно то, что написаны они профессионалами, мастерами слова.
Я соглашусь с Григорием Блехманом, что это не рассказ в классическом понимании, а скорее очерк. Художественный очерк!
Главный редактор одного "толстого" литературного журнала, прочитав этот очерк, сказал, что к сожалению в России много поэтов с такой трагической судьбой.
Обнаженные нервы поэта не выдерживают суровости жизни, отсюда пьянство, потеря социальности... Мне их искренне жаль!
С уважением, Евгений Калачев

Комментарий #32081 25.10.2022 в 21:09

С удовольствием присоединяюсь к комментарию Владимира Козлова.
Евгений Калачёв сумел ощутить "струны души" Аркадия Кутилова, из которых у каждого поэта рождаются строки, и прекрасно передал их нам - благодарным читателям - во всём глубинном богатстве звучания этих струн.
Спасибо, Евгений Сергеевич, за прекрасный очерк.

Григорий Блехман

Комментарий #32080 25.10.2022 в 00:15

Стихи Аркадия Кутилова вошли в антологию русской поэзии Евгения Евтушенко "Строфы века". Стихи там тоже лаконичные, неожиданные, но они "проигрывают" тем стихам, которые, как патроны в обойму, вошли в рассказ Евгения Калачёва "В розыске не значится..." Свежесть, филигранность, острая наблюдательность... Рассказ тонок и звонок, как весенняя льдинка, и чист, как родниковая вода. Браво, Евгений!
Владимир Козлов.

Комментарий #32079 24.10.2022 в 21:58

Спасибо автору за колоритный рассказ. Слышал о Кутилове от сургутского критика Аллы Цукор. Но из её рассказа было непонятно кто он такой. Теперь всё предельно ясно. Жаль, такой мощный поэтический дар растрачен на романтизацию бесприютной бичёвской жизни...

Вот он, бич – дитя шабашки,
Горе северных широт.
В жизни щедрой на поблажки
Завершен его полет.
Разлетелись очевидцы -
Вся родня и все друзья,
Не решится подступиться
И милиция моя.
Вот он встал у магазина,
Кинул шапку на асфальт,
У него такая мина,
Что лица невольно жаль.
Словно сели батарейки –
Глаз потухшая игра,
Он сшибает по копейке
На «фанфурики» с утра.
Зимовал он, где придется,
Без забот и налегке,
В сантехническом колодце
Да на пыльном чердаке.
Переждать мороз и вьюгу
Все же стоило затей -
Он нашел себе подругу,
Тоже мать своих детей.
Были страсти очень пылки
До зеленых фонарей…
И пошел искать бутылки
У других он у дверей.
Без жилья, без теплой пищи,
Где там баня! Где там душ!
Он стоит – последний нищий
Посреди осенних луж.
Ничего в нем не меняет
Пробегающий народ,
Он стоит себе, воняет,
И хорошего не ждет.
Жизнь проходит не в обиде,
Пролетает сгоряча.
Ах, когда же не увидим
Ни бичовки, ни бича…

1986-1992
Сергей Сметанин