Екатерина БЛЫНСКАЯ. «КАК СВЕЧА НА БЕШЕНОМ ВЕТРУ». О книге лирики Николая Коновского «Кровь граната»
Екатерина БЛЫНСКАЯ
«КАК СВЕЧА НА БЕШЕНОМ ВЕТРУ»
О книге лирики Николая Коновского «Кровь граната»
Признаться, с первого раза книга «Кровь граната» поразила меня разве только ясностью образов и светом, исходящим буквально из каждого стихотворения.
В этом свете я захлебнулась, мне показалось его много: свет дневной и слепящий. Нужно переждать и потом уже прочесть все заново.
Каково же было мое удивление, когда, открыв книгу во второй раз, меня снова словно обдало сиянием каких-то неведомых кварцевых кристаллов. Я разом вспомнила и Лермонтова, и Бунина, не буду сравнивать Николая Коновского с Федором Тютчевым, с которым его сравнивают другие, по мне Коновской куда выше некоторых классиков.
И это та самая Любовь из великой русской литературы, которую нужно заучивать наизусть. Потому что каждое стихотворение проникает под кожу и оставляет впечатление, словно тебя подправили опытные резцы, но осторожно, почти не прикасаясь, подправили, миллиметровой стружкой сняли накипевшее. И ты теперь открыт для божественного. А только божественной можно считать музыку сфер, которую перепевает Николай Коновской в книге «Кровь граната».
В книге очень много нежности – чувства сейчас почти забытого, с которым мы, современные люди, сталкиваемся очень редко. Может быть, однажды в жизни, когда юны. И любовь, и нежность, оказывается, никуда не пропали, и о них пишет Николай Коновской. И они осколками, ломтями, иногда целыми скальными кусками обваливаются на читающего. Любви, света, красок отсыпано щедро, они все знакомы, эти краски, все наши, кровные, истоковые, родовые. Они влиты в нас с первым прикормом поэзии из укачивающих гётевских переводов Лермонтова и Жуковского, лиричных наблюдений пушкинского чрезвычайно вещественного, объемного и материального слога.
Диву даёшься, как через бронзовый век наш можно с такой лёгкостью вернуться в золотой, только прочитав это:
Касанье позабытых рук...
Ах, милая, не ты ли?..
Ужели мы с тобой, мой друг,
До вешних дней дожили?
...........................................
И вновь речная блещет гладь,
Дробясь на перекате.
И сердце Божией опять
Открыто благодати...
Разве это стихотворение не перекликание с «Когда волнуется желтеющая нива...», «Из-под куста мне ландыш серебристый...», «Русалка плыла по реке голубой…», «Зелёный листок оторвался от ветки родимой…». Да, это она, великая русская поэзия, о которой мы благополучно забыли в своей «прогрессивной» среде, стараясь успеть и обогнать недостижимое, а на деле ничего не стоящую суету эпохи. Это именно тот слог, та строфика, та музыка.
И вот, как будто с неких горних вершин приходит великое слово настоящей русской лирики, ограненное и обработанное, уже вполне готовое встать на свое место и в современности.
Грустно, через силу
Отпуская вдаль,
Я просила: милый,
Привези мне шаль.
Чтоб светил мне в душу
Знак твоей любви,
Чтоб не мёрзли в стужу
Плеченьки мои.
Искусство перебросить мгновенно из сегодняшнего дня во времена, где «мой костер в тумане светит» или «синего платочка». Вечные проводы, разлуки, встречи, а какое простое стихотворение и сколько в нем силы!
Плечи ледяные
Одевает мгла.
Все свои земные
Жданки прождала.
У немого края,
Боль со мной деля,
Шаль взяла другая...
А его – земля…
Тут, в книге, есть всё, что так дорого сердцу. И кремнистый путь, и вешние воды, и державное золото солнца, и буйство стихий. И эта свеча, о которой говорит Николай Коновской, будто горит назло бешеным ветрам – это так. Свеча высокой лирики горит в ветер, потому что зажёг ее не просто человек, а зажгла душа поэта. А это единственно негасимый огонь, которому не страшны ветра.
Только забвение страшно ему. Но и из тьмы забвенных волн, из крутящихся водоворотов лет вырастает его тонкая песнь торжествующей любви. И чем она тоньше, тем крепче:
...За то, что в долгую пургу,
Когда сокрыта твердь,
Как в небо звёздное могу
В твои глаза смотреть…
Перекликание с древнегреческим стихотворением Платона: «Смотрит на звезды звезда моя... Быть бы мне небом, чтоб мириадами звёзд мог я глядеть на тебя» – вот привет из Вечности! «Твердь сокрыта», а как ещё скажешь в таком случае? Ведь «строку диктует чувство»! А оно и по исполнению, и по внутреннему строю высокое. Когда, где вы в последний раз слышали не от классиков про «твердь», которая «сокрыта»?
И цельный пласт книги, из которого ничего не выбивается...
Нет, это не та поэзия, которая должна «бить, как свинчатка, наотмашь», как говорил Павел Васильев. Это глубинный ток, кроткий, тяжёлый, но светлый ток, «сокрытый» в нас.
Именно поэтому Николай Коновской не просто поэт, он Наследник Золотого Века русской поэзии. Даже не так. Он часть его. Потому что Золотой Век никуда от нас не уйдет, пока есть такие Поэты.
Короткое блестящее эссе Екатерины Блынской, о которой дотоле ничего не слышал, явилось для меня весьма приятной неожиданностью.
"Замечательное эссе. Ёмкое, точное, лиричное, исполненное настоящей любви к поэзии. А главное - очень похоже на поэзию Николая Коновского". - сказала Наталья Егорова.
Екатерина Блынская, услышала, наверное, какие-то мои потаённые душевные струны, потому и эссе стало "очень похоже на поэзию Николая Коновского."
Екатерина Блынская (я поискал в интернете) и поэт очень интересный. В доказательство хочу привести её ( в мире не всё безоблачно) одно трагическое стихотворение:
Метан.
Я живу на окраине. Рядом хороший парк,
а особенно, клёво, когда он зазеленеет.
Но приходит во сне Сашок, как будто бы на рогах,
говорит, что не может выйти из подземелья.
Я его узнаю, я чую, что это он,
хоть лицо его и похоже на сгусток крови.
" Начальнику передайте, что он гандон.
Он же знал, что у нас превышен метан в забое!
Никому не сказать, что нарушили мы ТБ.
Там попробуй тявкни, урезали бы зарплату.
Что бы я из шахты тогда бы принёс тебе?
Три кило породы в куске и угля лопату?
Чёртов горный мастер орал тогда на ребят:
" И чего вы метана, оболтусы, испугались?"
Вот и вышло...похерили шахту и комбинат,
и виновных, что нас убили не наказали..."
Он уходит под утро, когда мне пора вставать.
Всё ругается, что из клети никак не выйдет,
что ослеп в темноте, что кружится голова,
и ещё говорит, что сына давно не видел.
Да молчал бы уже!Все знают, что ты дурак!
Что пропали бы мы без кормильца и компенсаций!
Если б ты не погиб, так и жили б хрен знает как,
а теперь я в Москве!Хоть до центра и час пятнадцать.
Сын из армии шлёт мне письма:" Нормально, мам!
Вот пойду на шахту и буду всегда с деньгами!"
А по норам ночи ползёт господин-метан
и смеётся над всеми нами... Над всеми нами...
Спасибо, Екатерина, я рад нашему заочному знакомству!
Николай Коновской.
Благодарю за отзывы! Очень приятно и лестно!!!
Блынская.
Замечательное эссе. Краткое, емкое, точное, лиричное, исполненное настоящей любви к поэзии.
А главное - очень похоже на поэзию Николая Коновского. Наталья Егорова.
Ёмкая блестящая статья талантливого поэта.
"Именно поэтому Николай Коновской не просто поэт, он Наследник Золотого Века русской поэзии. Даже не так. Он часть его. Потому что Золотой Век никуда от нас не уйдет, пока есть такие Поэты."
С таким выводом трудно не согласиться.
С уважением,
Р. М.
Несколько раз перечитал. Надо было очень любить и глубоко понимать поэзию, чтобы написать такую удивительно лирическую статью. Достойная работа. Удачи вам, друзья, и дальнейших успехов!!! Алексей Залесский
Мне понравилось эссе Екатерины Блынской, искреннее. тонкое, перекликающееся в оценке творчества поэта с другими критиками - Валентиной Ерофеевой, Эдуардом Анашкиным, но ни в чём их не повторяющее. Я ранее читала и другие сборники Николая Коновского ("Лирика", "Твердь") , но соглашусь с Екатериной, книга любовной лирики "Кровь граната"- заметное явление на литературном небосклоне.
Галина Гусарова