Ярослав КАУРОВ. ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА КОСТРОВА
Ярослав КАУРОВ
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА КОСТРОВА
Что-то происходит в современном мире. Не только война, не только эпидемии, мы живём в момент кардинального перелома. Может быть, конечно, проклятый рукотворный вирус имеет свойства вызывать отдалённые последствия, даже когда не убивает непосредственно сам. А, может быть, всё же это Божье проведение – сменить культурные пласты, дать уйти лучшим людям предыдущей эпохи, дабы они не увидели трагедии смены формаций. Мы в удивительно короткое время потеряли множество своих друзей, властителей дум двадцатого века. Вот вчера ушел из жизни Владимир Андреевич Костров…
Познакомила меня с известным поэтом на очередном обеде в доме творчества в Переделкине очаровательная Маргарита Владимировна Тимофеева. Владимир Андреевич Костров пришел в гости с женой, дочерью и приемной внучкой. К моей радости, он сказал, что заочно знает меня по множеству публикаций и высоко оценил мои стихи. Владимир Андреевич поразил меня необыкновенной добротой и аристократизмом. Он восстанавливался после тяжелой операции, но ясность его ума поражала. Потом я понял, что это связано еще и с тем, что он прекрасный шахматист. Костров мог быть одновременно лиричен и рационален, он окончил химический факультет МГУ имени Ломоносова, работал инженером на Загорском оптико-механическом заводе, с увлечением занимался наукой, в молодости создал несколько изобретений и внимательно следил за достижениями современной науки всю свою жизнь. Может быть поэтому он с нескрываемым интересом отнёсся и к моим научным работам в медицине – к изобретениям и открытию. Он умел дружить. Костров был профессором кафедры русской поэзии Литературного института. Когда он заболел, друзья подменяли его, и Владимир Андреевич высоко это ценил.
Много раз мы встречались с ним на его многоквартирной даче, находящейся совсем близко к знаменитой фарфоровой переделкинской церкви у Патриаршего подворья, на улице с романтичным названием Зеленый тупик. Рядом знаменитое кладбище с могилами известных: Пастернака, Корнея Чуковского, Евтушенко, Рождественского, Тарковского, большевиков-революционеров.
Ему нравились мои стихи. И, собственно, первым из мастеров он заговорил со мной о закономерностях стихосложения. Эти простые, но проверенные сотни раз правила относятся скорее к психологии, чем к литературе, они нигде не написаны и имеют рекомендательный характер. И, тем не менее, знание их будет очень полезно любому – и начинающему, и маститому автору. Я с удовольствием привожу их здесь:
«Бессюжетное стихотворение не должно быть длиннее 28 строк.
Нельзя, чтобы в стихотворении было более трех метафор – они уничтожают друг друга.
Звонкие согласные, открытые гласные должны повторяться.
В стихотворении должен быть воздух.
Необходимо придерживаться аллитерации.
Эпитет должен расширять ситуацию с существительным.
Должна быть печаль.
Когда вы пишете, вы вздыхаете о несовершенстве мира.
Не пренебрегайте дольниками».
Костров был очень дружен с одним из самых значимых композиторов двадцатого века – Свиридовым. Свиридов говорил так: «Россия – страна простора и минора».
«Я даю вам эти советы как состоявшемуся поэту, – говорил Костров. – И, главное, если стихотворение нравится, никого не слушайте».
Мы говорили о состоянии дел в литературе. Владимир Андреевич сетовал на отсутствие классических русских произведений, об увлечении дешевыми эффектами. Рассказывал о своих бесконечных поездках по стране. О том, что он дружил с Юрием Адриановым и очень высоко его ценит. Жаловался, что, когда он тяжело болел, начисто обокрали его квартиру. Потом пришли полицейские и засыпали все порошком для определения отпечатков пальцев. Отмыть это было невозможно. Конечно, воров не нашли.
Созваниваясь с мамой, я рассказал ей о своем знакомстве. «А ты помнишь, – начала она в ответ, – как я ходила с твоими стихами по Москве и зашла в Союз писателей? Тогда советские писатели, деловито бегавшие по этажам, не обратили на мои просьбы никакого внимания. И именно Костров, единственный, откликнулся, был очень любезен, – продолжила мама, – похвалил стихи, но честно объяснил всю сложность приема в писательскую организацию».
Я напомнил об этом Владимиру Андреевичу, и он был очень доволен.
У меня осталась книга с его трогательной подписью: «Милому Ярославу Каурову с верой в будущее. Дружески. Вл. Костров 2014 г. Переделкино». Толстый фолиант с его чудесными стихами на мелованной бумаге. Таких книг с годами появилось в моей библиотеке немало.
Мы встречались потом ещё множество раз. Сидели в гостиной его квартиры в небольшом двухэтажном доме, пили чай. Костров рассказывал о своих поездках в Среднюю Азию. На моих глазах рождалось современное стихотворение в память об этих посещениях. Вообще, стихи Владимира Андреевича очень певучи и музыкальны, многие из них стали песнями.
Вспоминаются его напевные строки из стихотворения «Памяти Георгия Васильевича Свиридова»:
Незримы и невыразимы,
Лишённые телесных пут,
Рождественские серафимы
Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли,
Где каждый звук его зачат,
В морозном небе, в чистом поле
Распевы горние звучат.
И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звёздной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Ещё возможном на земле.
И как пророк в сухой пустыне,
С надеждой глядя в небеса,
Почти оглохшая Россия
Внимает этим голосам.
Молись и верь, Земля родная.
Проглянет солнце из-за туч…
А может быть, и двери рая
Скрипичный отворяет ключ.
Или вот ещё примеры из музыкальной поэзии Владимира Кострова:
Какие мощные ветра,
Потопы и землетрясенья!
Какая лютая жара!
Какие грозные знаменья!
Как будто каждый день и час,
Все исчерпав иные средства,
Всесущный призывает нас
Одуматься и оглядеться.
========================
Две берёзы над жёлтою нивой,
Три иконы на чёрной стене.
Я родился в земле несчастливой,
В заветлужской лесной стороне.
Деревянная зыбка скрипела,
Кот зелёно сверкал со скамьи,
Белой вьюгою бабушка пела
Журавлиные песни свои.
Отгорит золотая полова,
Дни растают в полуночной мгле.
Ничего слаще хлеба ржаного
Не едал я потом на земле.
И, наконец, совсем пророчески звучащее у Владимира Андреевича:
Ухожу под другое начальство,
Только буду жалеть о былом.
Слаще русского горького счастья
Ничего нет на шаре земном.
Своеобразие, лиричность стихов Владимира Кострова неповторимы. Потеря такого глубоко русского поэта для нашей культуры невосполнима.
Проникновенные душевные слова!
Замечательно!
- Хорошо написано, по-доброму.