Александр БАЛТИН. НА СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КОСТРОВА
Александр БАЛТИН
НА СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КОСТРОВА
…Владимир Костров был из последних (всё меньше и меньше их становится), кто высоко нёс факел традиции – факел, чей огонь был зажжён яркостью дара, мировидения, пропущенного через него…
Плотная последовательность поэтической логики рождает варианты афоризмов, и Владимир Костров, мысленно возвращающийся в невозвратное, вполне объективен в своей оценке реальности:
Вот женщина с седыми волосами
с простого фото смотрит на меня.
Тем чаще вспоминаю я о маме,
чем старше становлюсь день ото дня.
Как объективна печаль, либо различные формы грусти, одолевающие человека, исследующие собственные глубины, равно формы времени, – тем более стихом.
Костров всегда лиричен, даже когда социальность прожигает его стихи; он точно ловит не зримые, но сильные флюиды, испускаемые центром речи, на котором держится вся махина языка…
Его стихи тяготеют к лапидарности – без излишнего нажима, но с хорошею словесной мускульною игрой; с умело положенной светотенью:
Срок настал, московская богема,
Нам с тобой проститься до конца.
Слишком жизнь – короткая поэма,
И всегда от первого лица.
И то, что герой может раствориться в собственном сочинении – следствие скорее времени, чем сердечной усталости, которая едва ли одолеет поэта, тяготеющего к световому началу, как Владимир Костров:
Солнце поднималось над горою,
И судьба глумилась над людьми.
Это сочиненье без героя
От меня, страна моя, прими.
…Даже клочок огня – многое значит: и то, как увиден он, – завораживает лирическою силой:
В керосиновой лампе – клочок огня.
Всё моё у меня под рукой.
Ты, Россия моя, наградила меня
Песней, женщиной и рекой.
Нет. Поля и леса не пустой матерьял,
Да и солнышко вдалеке.
Но себя я терял, когда изменял
Песне, женщине и реке.
И песни Владимира Кострова щедро изливались в реальность, гармонизируя её: слишком дисгармоничную, по определению.
Они гармонизировали её, делая чуть добрее, добавляя волшебные лепестки лёгкого и прозрачного света…
Он обращался к истории, черпая в её множественных образах то, что, получив поэтическую обработку, становилось символом мужества, и вновь – поднималось вверх по световой вертикали:
В темнеющих полях ещё белеют лица,
И смертная на них уже упала тень.
Нам не в чем упрекнуть солдат Аустерлица,
Но завтра, Бонапарт, настанет новый день.
Ещё стоит разрыв бризантного снаряда,
Но гамбургский счёт уже один-один.
Ещё теплы тела в окопах Сталинграда,
Но в стёклах мёртвых глаз уже горит Берлин.
Долгая жизнь Владимира Кострова была исполнена той мерой творческой подлинности, которая позволяет разбить поэтический сад, совместив его с собственной архитектоникой слова и смысла; и свет, порождаемый этим садом, не погаснет на экзистенциальном ветру бытия.
Ёмко, точно и душевно.
Спасибо!
Михаил Попов