РЕЦЕНЗИЯ / Николай ПЕРЕЯСЛОВ. ИЗДАНИЕ, НЕСУЩЕЕ СВЕТ. О литературно-историческом журнале «Александр» № 11(74)-2022
Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Николай ПЕРЕЯСЛОВ. ИЗДАНИЕ, НЕСУЩЕЕ СВЕТ. О литературно-историческом журнале «Александр» № 11(74)-2022

 

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

ИЗДАНИЕ, НЕСУЩЕЕ СВЕТ

О литературно-историческом журнале «Александр» № 11(74)-2022

 

О роли литературных журналов в истории нашего народа писалось уже довольно много. Первыми в России появились такие издания, как «Ведомости», «Русский инвалид», «Сын Отечества», «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Телескоп», «Московский вестник» и другие журналы, которыми руководили или печатались в них Василий Жуковский и Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов и Александр Герцен, Николай Огарев и Иван Тургенев, Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин. Несколько позднее на страницах журнала «Будильник» начали публиковать свои произведения Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Александр Амфитеатров и другие известные авторы, а после Октябрьской революции в стране появился ряд ещё таких популярных изданий, как «Новый мир», «Наш современник», «Октябрь», «Москва», «Нева», «Знамя», «Юность», «Дальний Восток», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Подъём», «Север» и другие. Бурно взорвавшие сознание российского общества в перестроечные годы, эти журналы открыли читателям произведения Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Евгения Замятина, Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Андрея Платонова, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Набокова, Бориса Пастернака и целого ряда других, ранее не доступных широкому кругу, читателей.

А на пороге третьего тысячелетия в России появились ещё такие новые журналы, как «Вертикаль-XXI век» (Нижний Новгород), «Русское эхо» (Самара), «Крым» (Симферополь), «Аргамак» (Набережные Челны), «Бийский Вестник» (Алтайский край, г. Бийск), «Великоросс» (Московская область, г. Лобня), «На русских просторах» (С.-Пб) и много других литературных изданий, среди которых в двухтысячные годы увидел свет ещё один новый литературно-исторический журнал – «Александръ» (Тамбов – Москва), получивший своё название в честь всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Этот рассматриваемый нами номер журнала был издан за счёт благотворительной помощи, оказываемой Фондом «Рассказовский» и директором «ФНЦ садоводства» Иваном Михайловичем Куликовым. Главным редактором его является Анатолий Труба, поздравивший в предисловии к ноябрьскому номеру читателей журнала с 85-летием образования Тамбовской области.

Доброе слово о новом издании подарил журналу и экс-губернатор Тамбовской области Олег Бетин, в поздравлении которого было сказано, что «Тамбовская область была и остаётся одним из наиболее важных экономических и культурных центров страны», а «главным богатством и достоянием нашего региона всегда были люди – талантливые, трудолюбивые, гостеприимные и отзывчивые, преданные родной земле, любящие свою малую родину». И надо сказать, что в их числе находятся творческие люди, прекрасно владеющие литературным словом – поэты, прозаики, историки и публицисты.

Одним из первых материалов одиннадцатого номера «Александра» за 2022 год является очерк Валерия Аршанского «Купание императрицы», посвящённый одному из эпизодов нашей истории. Помимо того, что этот материал рассказывает о периоде царствования Екатерины, он представляет собой ещё и блестящий литературно-художественный текст, читать который просто одно удовольствие. Вот как он описывает любимые им российские пейзажи: «В летний предутренний час, когда вокруг старого парка тишина стоит заповедная, щедро разлитая по всем уголочкам, как густая сметана в миске с варениками, сладко спит себе, почивает ласковая чаровница речка Сумка, водной подковой огибающая места прогулок отдыхающего люда. Извилистая, в тысячах проток, впадающая в смоленский Днепр (вторую после Нила реку, как считал великий Геродот), наша несудоходная шалунья разметала во сне натруженные бесконечной стиркой илистого русла рученьки-притоки. И поджала под себя, к груди поближе, натоптанные бесчисленными обходами капканов болотистой ряски, хитросплетений водорослей ноженьки-истоки…».

Прямо не очерк, а сладостно струящаяся поэма, которую невозможно остановить при чтении!

Вслед за этой музыкально-поэтической прозой идут довольно резкие, но предельно правдивые строки поэтессы Светланы Леонтьевой из Нижнего Новгорода, которая пишет в своей поэме «И я – Донбасс, и ты – Донбасс!» следующее:

«О Днепр мой славный, каменные горы…».

Изыдь ты, НАТО вражье, за моря!

Мы половцев побили и монголов,

фашню, нацистов – и побьём тебя…

Журнал «Александръ» существует не только для писателей Тамбовщины, он открыт для всех пишущих и болеющих душой за Россию и Донбасс. Те, кто помоложе – записываются в добровольцы и идут сражаться с нацистами в открытом бою, а те, кто уже вышел из воинского возраста, сражаются с бандеровцами своим литературным словом. Так появился на страницах «Александра» известный татарский поэт Ренат Харис, который пишет в своей поэме «Летят гуси на Донбасс» предельно искренние слова о сегодняшнем положении на Украине:

Донбасс родной! Ты мне – как брат,

и пусть грозят нам Штаты –

я сам готов, словно «Сармат»,

взлетать из каждой шахты!

Я беспилотника собой

готов сменить, коль надо,

и облететь весь шар земной

быстрее, чем торнадо…

Прекрасные гражданские стихи опубликовал здесь также московский поэт Григорий Блехман, который в добавлении к своей поэме «Донбасс – Россия» (2014-2022 годы) написал в феврале 2022 года, словно бы продолжая мысль известного поэта Станислава Куняева:

«Добро должно быть с кулаками…»

Вот и сейчас в который раз

Мы убедились в этом сами,

Хоть слишком долго зрел наш час.

И наконец пришла пора

Всем ощутить – нельзя иначе:

Несложно знать, что будет значить,

Если вернёмся во вчера.

И дай нам Бог не буксовать

И не миндальничать с врагами,

Иначе нам несдобровать.

Добро должно быть с кулаками…

И выполняя этот поэтический завет, множество подлинных сыновей России оставили свои семьи и работу и взяли в руки оружие. И часть из них полегло за свою Родину в сырую землю, о чём сообщает читателям «Александра» раздел «Герои нашего времени», перечисляя имена павших в боях за Донбасс. Вот имена погибших героев:

«Валя Воропаев родился в мае 1993 года в городе Мичуринске Тамбовской области. Простой русский парень (04.05.1993-09.03.2022)».

«Лётчик из Мичуринска Иван Александрович Воробьёв (06.04.1988 – 04.03.2022) майор, командир звена. Родился в г. Джамбул (ныне Тараз) Республики Казахстан в дружной, работящей семье».

«Илья Владимирович Гераськов (10.07.1999-05.07.2022). Жарким июльским днём в самом конце лихих 1990-х в городе Мичуринске на свет появился мальчик, которому дали имя грозного пророка – Илья».

«Антон Юрьевич Манохин (28.10.2000-28.02.2022). Росгвардия, ефрейтор. Уроженец города Мичуринска».

«Анатолий Анатольевич Харитонов (22.03.2000-17.05.2022). Родился в Тамбове».

И чтобы мы понимали, во имя чего погибают молодые солдаты, Людмила Сергеева в своём стихотворении пишет:

Ради жизни и света

Существует планета…

А ей вторят своим поэтическим творчеством Александр Дрокин, родившийся в живописном уголке родного края – Старой Казинке Тамбовской области, а также Владислав Бусов.

Поэт и эссеист Никита Брагин поместил в журнале «Александръ» большой искусствоведческий очерк «Творчество и чудотворство», посвящённый поэзии в живописи художника Александра Герасимова. «Где и как рождается талант? – задаётся он вопросом. – Из какого зерна? Где находит он силу прорасти, зазеленеть, выстоять в непогоду, засуху, мороз?..».

И всем своим творчеством живописец старается найти ответ на этот вопрос. Размышляя о его удивительных работах, Брагин пишет: «Летом 1935 года Герасимов поехал в свой родной город, к тому времени уже переименованный в Мичуринск. Поехал отдохнуть, не зная, что этот отдых даст ему неповторимую возможность создания прекрасного. Как-то прошёл сильный дождь, вероятно, с грозой и шквалистым ветром. Герасимов выглянул на веранду и поразился открывшейся красоте. Три часа он напряжённо работал и создал, как он сам потом считал, свою лучшую картину – «После дождя»».

А работая над картиной «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938), художник вновь ставил перед собой сверхзадачу – выразить в символах сущность новой жизни и новой державы. Острословы, как говорят, прозвали эту картину «Два вождя после дождя» и, возможно, они неосознанно угадали синтез, запечатлённый на полотне художником. По словам Никиты Брагина, монументальность и лирика соединились здесь воедино, образовав «диалектическое единство».

Иллюстрируя это единство, журнал публикует на своих страницах красочные иллюстрации А.М. Герасимова – картины «Мокрая терраса или После дождя» (1935), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Полдень. Тёплый дождь» (1939) и «Художники на даче Сталина» (1951).

И ещё об одном замечательном художнике пишет в своём исследовании «О творчестве живописца Сергея Владимировича Дорофеева» Любовь Рыжкова: «Сколько у нас в России удивительных художников – талантливых, ярких, запоминающихся, с живой душой, пониманием природы, со своим почерком, индивидуальным видением мира, но при этом верных отечественным традициям высокого реалистического искусства! И остающихся в русле родных традиций, по-своему развивая их! Словом – настоящих живописцев, которые поднялись выше всех модернистских исканий, псевдо-художественного блуда, авангардистских поделок и прочей чепухи. И какое это счастье – писать о таких живописцах, зная, что они тебя понимают и поддерживают всей душой…».

Здесь же мы увидим несколько великолепных картин Сергея Дорофеева – таких, как «Осенние кружева» (2015), «Уходящее лето» (2017), «Вечерние огоньки» (2020), «Луна над прудом» (2021) и «Вечер над морем» (2021).

Следующий раздел журнала «Александръ» целиком отдан носителю его светлого имени – Александру Сергеевичу. Первым в нём помещён художник, поэт, мемуарист, архитектор, педагог и искусствовед Лев Нецветаев, родившийся 6 июня 1940 года. Живёт он в Ульяновске, в журнале представлен отрывком из поэмы «Михайловское».

Поэму «Болдино» представила в «Александре» ульяновская поэтесса Ольга Даранова. А прозаик Николай Полотнянко, тоже проживающий в Ульяновске, представляет читателям главу из своего романа «Минувшего лепет и шелест». Глава называется «Поездка А.С. Пушкина в Языково».

Далее следуют страницы стихов поэтов из разных городов России. Это Алексей Шихалёв из Ижевска, Юрий Мартишин из Электростали, Рифат Измайлов, проживающий в городе Мичуринске Тамбовской области, а также Анна Зенченко – лауреат литературных конкурсов и книжных ярмарок, таких, как «Крымская Альгамбра», «Боспорские агоны», «Славянские традиции», «Крымская весна» и других. Особенно запоминаются стихи Анны Зенченко, наполненные яркой образностью и поэтической дерзостью:

До синего блеска дождь вылизал нишу

В заборе, а после прилёг и утих.

Давай мы с тобой заберёмся на крышу,

Разломим лепёшку луны на двоих…

 

…А в небе потоки воды созревают,

Готовит гроза свои хляби раскрыть.

Невидимый жбан в небесах открывают,

Чтоб дождь, словно масло, на крыши пролить.

                                                                                 («Прыжок»)

Читателей журнала «Александръ» заинтересует также рассказ Алексея Ильичёва-Морозова из Мичуринского района Тамбовской области под названием «Три студента», и документальная повесть Александра Зайцева «Гусары флота», рассказывающая о том, как стать капитаном, и очерк Тамары Андреевой из Севастополя – «Круглый стол на фоне парка», рассказывающий о дне творчества, состоявшемся на базе санаторно-курортного комплекса «Форос».

Читая материалы «Александра», невольно ловишь себя на мысли, что новые литературные издания начинают потихоньку затмевать собой журналы прошлой поры. Конечно, и «Наш современник», и «Новый мир», и «Сибирские огни», и многие другие издания продолжают выполнять свою культурную миссию, но встречи с яркими новыми публикациями на их страницах становятся всё реже и реже, а каждый новый из выходящих журналов кажется дублирующим своего предшественника. Одни и те же имена, один и тот же привычный стиль. А вот «Александръ» порадовал своей новизной и оригинальностью.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии