Александр МЕДВЕДЕВ. ЦИФРА ДЕВЯТЬ ИЛЬ ДЕВЯТКА – ЦИРКОВАЯ АКРОБАТКА… Что сотворили с историей в «Александринке»
Александр МЕДВЕДЕВ
ЦИФРА ДЕВЯТЬ ИЛЬ ДЕВЯТКА – ЦИРКОВАЯ АКРОБАТКА…
Что сотворили с историей в «Александринке»
«Один восемь восемь один» – название спектакля режиссёра Валерия Фокина, поставленного в Национальном драматическом «Александринском театре».
«Один восемь восемь один» – это разложенная на цифры трагическая дата – 1881 год, когда террористы-народовольцы убили императора Александра II, поворотный пункт российской истории.
Закончилась эпоха реформ «царя-освободителя», который в 1862 году дал крестьянам волю. Началось царствование Александра III, сына убиенного императора. Общественная жизнь России была «подморожена» – вспомним любимые передовыми умами строки из «Возмездия» Александра Блока:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла.
Расклад на цифры не случаен, что замечено в эпизоде спектакля, где фигурирует бородатый тайновидец (или тайновидица?). Накрашенные уста персонажа вещают о зловещих значениях для русской истории «девятки», содержащейся в «восемнадцати» и в «восьмидесяти одном». Тут невольно хочется взглянуть и на другой «зеркальный» год – 1991, события которого также стали поворотными для нашей страны.
В нумерологии «девятка» в отрицательном аспекте связана со склонностью к мелодраматизму и крайним проявлениям эмоциональности. Люди, находящиеся под этим знаком, любят «устраивать сцены», они способны сочетать в себе жуткий эгоцентризм и мягкую сентиментальность. Они могут быть великодушными и внезапно поражать холодностью или жестокостью. Таковы и оба самодержца – Александр II (актёр Иван Волков) и Александр III (актёр Иван Трус) в трактовке автора пьесы и режиссёра.
Для пущей наглядности «устраиваемых сцен» постановщики спектакля нашли смелое сценическое решение. В зале зрители вместо партера увидели цирковую арену. На ней и происходило трёхчасовое действие, включающее и мелодраму, и конферанс, и фокусы, и танцы, и «клюквенный сок» кукольных ужасов. Спектакль получился зрелищным, впечатлил виртуозной игрой актёров, трюками, всевозможными неожиданными превращениями – сменой темпа действия, эмоциональным окрасом диалогов, музыкальными номерами.
Камер-лакей (актёр Евгений Капитонов), как заправский цирковой инспектор манежа, выкрикнул: «Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и...» – и далее продолжилось перечисление титулов по списку до протокольного «и прочая».
После оглашения титулов на арену взошёл – то ли царь Александр III, то ли… клоун?
Исторически Александр III как государственный деятель был полной противоположностью Александру II. Спектакль же сделал акцент на полной идентичности отца и сына – правителей, тяготившихся короной. Они мечтали. Один – об уединённой частной жизни со своей морганатической супругой княгиней Юрьевской. Другой – о рыбалке как способе уклониться от дамоклова меча назревающих европейских и внутренних проблем. Ярко сыгранные картины стремления двух российских самодержцев оставить бремя государственного служения и полностью отдаться частной жизни выглядели довольно прозрачными намёками на Николая II. Последний «хозяин земли русской» в ряде свидетельств современников также был полон желания отдалиться от дел и посвятить себя семье.
Александр II и Александр III показаны правителями, которыми манипулировало окружение. Это подчёркивалось нескончаемым хождением их самих и многочисленных персонажей спектакля по кругу.
Блестяще выглядели, оппонирующие друг другу, министр внутренних дел Лорис-Меликов (актёр Пётр Семак) и обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев (актёр Андрей Калинин). Две высокопоставленные фигуры представляли собой некие гротескные образы белого и рыжего клоуна и, конечно же, являлись проекциями современного либерала и патриота – оба «на окладе».
На протяжении всего захватывающего действия арена кроме ассоциации с цирком явила собой, по замыслу режиссёра, всегдашнюю повторяемость русской истории. Судьба России в глазах автора пьесы замкнутый – «ведьмин» – круг. Он увидел её такой дурной бесконечностью одних и тех же никчёмных правителей, иногда обаятельных, не чуждых всему человеческому, но всё же людей несвоевременных. Наша история – история болезни неразрешимых вопросов: народ, элита, свобода, диктатура, демократия, выборы, общественное мнение…
Так и гарцует Россия, государство белых и рыжих клоунов, задирающих друг дружку и осыпающих тумаками.
Идеи автора удалось творчески воплотить режиссёру и коллективу театра, включая мастеров спецэффектов, костюмерной и машинно-декоративной, мебельно-реквизиторской, радио-шумовой и электронно-осветительской частей.
Да, прошу прощения, я совсем забыл назвать автора пьесы «Один восемь восемь один». Это Борис Акунин, писатель, покинувший Россию.
Из прекрасного далека в своём Telegram-канале он сообщил, что его имя исчезло с афиш театров страны, а также из анонсов спектаклей по его произведениям. Так во всяком случае написано в «Коммерсанте» от 24.10.2022 в заметке «По просьбе трудящихся».
Заголовок, кстати, также «цирковой» – закольцовывает внимание читателей на возвращении времён, когда якобы по просьбе читателей запрещали Пастернака, Солженицына и других авторов, которых власть считала подозрительными.
Вот оно как. Мало того, что на Западе полным ходом продолжается кампания по отмене русской культуры, так теперь и представители российских СМИ включились в неё? Иначе зачем они вводят в заблуждение автора об отмене спектаклей по его пьесам?
Свидетельствую, что 11 ноября 2022 года, то есть почти месяц спустя после публикации «Коммерсанта», я посмотрел спектакль по пьесе Бориса Акунина. О чём, собственно, изложенные здесь мои впечатления. Досадное свидетельство, мешающее автору пьесы считать себя гонимым и преследуемым.
Но что сотворили с историей Государства Российского на этой «цирковой арене»?!
г. С.-Петербург
Странный спектакль, представляющий историю России цирком, на арене которого кружатся в дурной бесконечности одни и те же вопросы... Странность ещё и в том, что пьеса демонстративно поставлена во время проведения СВО.