ЮБИЛЕЙНОЕ / Александр БОБРОВ. КОГДА ОХЛАДЕВАЮТ РЕКИ… К 90-летию Станислава Куняева
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КОГДА ОХЛАДЕВАЮТ РЕКИ… К 90-летию Станислава Куняева

 

Александр БОБРОВ

КОГДА ОХЛАДЕВАЮТ РЕКИ…

К 90-летию Станислава Куняева

 

Ещё в благополучном 2015 году эстрадный сатирик Геннадий Хазанов, к удивлению вменяемой общественности, стал 31-м по счёту полным кавалером российского ордена "За заслуги перед Отечеством", учреждённым ещё при Ельцине 2 марта 1994 года. То есть, кавалером всех четырёх степеней этого ордена. Сатирик очень грамотно вписался в псевдорыночную политику и систему награждений Государства Российского. Пятилетка – орден, пятилетка – орден. Из действующих полных кавалеров можно назвать, например, В.И. Матвиенко, Н.П. Патрушева, С.В. Лавров, Н.С. Михалкова. Ну, они-то хоть как-то помогают проводить в жизнь и в информпространство политику президента Путина, а вот Хазанов – народный артист РФ, полный кавалер высокой награды, в первые же дни спецоперации на Украине укатил в Юрмалу, продемонстрировав тем самым своё отношение к СВО. После отъезда из РФ «опора отечества», судя по наградам – немногословен, он редко комментирует трагические события, перестал шутить. Да-а-а, не умеет администрация президента, готовящая кандидатов и наградные листы, находить государевых людей, столпов официальной идеологии, хотя её по Конституции – нет совсем.

Просто интересно, чем же Кремль наградит к 90-летию патриарха русской литературы, знаменитого поэта, общественного деятеля, главного редактора самого патриотического и тиражного журнала «Наш современник» Станислава Куняева? Хотя главная награда у него давно есть – любовь читателей и огромное уважение коллег

Хочу напомнить: именно он в тревожном августе 1991 года, когда в здание Союза писателей на Комсомольском проспекте, 13 на заседание секретариата вломились молодчики префекта Музыкантского в чёрных куртках и принесли с подачи Евг. Евтушенко какую-то бумагу о передаче здания и роспуске нашего Союза, Станислав попросил её дать в руки ознакомиться и… демонстративно порвал на весу, повторив жест Ивана III, порвавшего ярлык хана Ахмата. Так началось стояние на Угре, недалеко от которой в Калуге и родился наш несгибаемый юбиляр. И хан Ахмат 7 ноября 1480 года отвёл свои войска от заснеженных берегов Угры, не вступив в битву, и тогдашние чёрные силы буржуазной контрреволюции не решились штурмовать здание на Комсомольском, где мы забаррикадировались, выставили охрану из молодых писателей и казаков, откуда послали факсы во многие СМИ и, как тогда велось, в некоторые зарубежные посольства. А в начале сентября 1991 года делегаты IX съезда писателей СССР немедленно прибыли в Москву для участия в работе чрезвычайного съезда писателей РСФСР. Вот как вспоминала делегатка съезда от Удмуртии Зоя Богомолова: «Приехали в Москву. День был пасмурный. На входе в особняк Союза писателей – лозунги: «Руки прочь от Союза писателей!». Здесь же иконы, а у входа – баррикады. Так читатели, общественность Москвы защищали не только честь и достоинство Союза, но само его существование. Встретили нас бойцы ОМОНа. Проверили документы. Поднялись на второй этаж. Шло заседание секретариата. Вел его всемирно известный писатель, участник Великой Отечественной войны, живой классик Юрий Васильевич Бондарев…».

Теперь мы готовим уже 15-й съезди Союза писателей. И все эти годы в первых рядах борьбы за русское Слово, за честь и достоинство отечественной литературы – он, неуёмный Станислав Куняев.

Дорогой наш Стасик,

Ты, конечно, классик,

Но в душе – как пионер:

Младшим ратникам пример!

Жизнь любого поэта состоит из трёх ипостасей: личное сокровенное творчество, от которого остаются только строки – не слухи, скандалы, инфоповоды, а – стихи («Сергей Есенин: «Я поэт и этим интересен»); профессионально-гражданская деятельность – преподавание, редактирование, иная полезная работа; наконец, понятная всем житейско-бытовая сфера. Век информационных технологий смешал эти ипостаси, выпятил информационно-виртуальную составляющую, доведя её до маразма. Например, в интернете полно поэтических сайтов, где опубликованы графоманские вирши, плагиаты, чужие строки, а соцсети переполнены какими-то дикими пабликами – вот последний, от критикессы-пиарщицы Галины Юзефович: «В каком порядке надо читать книги Виктора Пелевина?». Что за бред и навязывание совершенно ненужного мне, пользователю, коммерческого писателя?

Но когда приходит время подведения итогов, принципиальных оценок и юбилейного внимания, то во всей полноте встаёт сделанное на творческом поприще, а вся виртуальная шелуха – отлетает. И если речь идёт о Станиславе Куняеве, то и я отметаю в сторону какие-то житейские распри или взаимные обиды, потому что никак не обойти его общественно-политическую деятельность, активную гражданскую позицию, как говорилось в прежних характеристиках. А главное – стихи, книги, всё написанное страстно и талантливо.

Всё меньше о себе – всё чаще обо всём –

о чёрных тополях, о времени, о снеге,

о том, как три звезды сверкают за окном,

как, тяжело дымясь, охладевают реки.

Эти стихи о месяце своего рождения – мрачном ноябре с охладевающими реками – Станислав Куняев написал давно, но уже тогда признанный лирик, автор многих книг стихов и афористичных строчек предсказал, что «обо всём» и о других – будет больше и горячей, чем о себе. Так оно и вышло: редактирование журнала «Наш современник», бесчисленные полемические статьи и резонансные выступления, наконец – критические и публицистические книги, одна злободневнее и глубже другой – от многоохватной «Поэзия. Судьба. Россия» до вновь самой острой «Шляхта и мы». Про кровоточащую книгу – «Нет на свете печальней измены…» или «Ще не вмерла Украiна» – излишне распространяться: её надо в учебные программы включать и по ТВ цитировать. Беда телеведущих и их дежурных аналитиков в том, что они умных книг, похоже, не читают: некогда – в эфирах сутками торчат!

 Писал об этих замечательных книгах, рецензировал, восторгался, полемизировал, но, конечно, во главе всего – лирика. Помню, много лет назад, в 90-х, мы проводили вечер программы и журнала «Русский Дом» (его номера СБУ нашла на днях при обыске в Киево-Печерской Лавре – преступление!), и Куняев, конечно, был приглашён. В комнате президиума, в закулисье, был накрыт стол в духе времени, мы оживлённо беседовали с духовником РД отцом Тихоном (Шевкуновым) – настоятелем Сретенского монастыря тогда. И вдруг игумен тихо сказал Станиславу: «Прочитайте моё любимое стихотворенье: «Восстанавливать храмы не надо…». Куняев уточнил: «Реставрировать церкви не надо…».

Реставрировать церкви не надо –

пусть стоят как свидетели дней,

как вместилища тары и смрада

в наготе и в разрухе своей…

Всё равно на просторах раздольных

ни единый из них не поймёт,

что за песню в пустых колокольнях

русский ветер угрюмо поёт!

Вот за такие строки, как эта, последняя, – можно простить все наши споры, нестроения и обиды. Интересно, митрополит Тихон по-прежнему любит эти стихи? Теперь колокольни отреставрированы, купола сверкают золотом, а ветер продолжает угрюмо свою песню, да не каждый его слышит. Куняев – всегда и при любых обстоятельствах.

В стихотворении, посвящённом Станиславу, поэт-пророк Юрий Кузнецов написал провидческие строки до всякого официального признания, что идёт страшная война – информационная, гибридная, бесовская – и постиг её вековую разрушительную бездну:

Бесам пораженья не внимая,

Выпьем мы по чарке горевой, 

Потому что третья мировая 

Началась до первой мировой.

Кстати, даже этот поэтический афоризм начисто опровергает суждения некоторых историков и политиков, включая самого главного: мол, если бы не большевики – Россия стала победительницей в Первой мировой, чуть ли не Берлин взяла. Нет! – и сама уже разваливалась, и союзнички по Антанте, но уже враги по третьей мировой, – не дали бы. Большевики собрали рухнувшую державу и победили во второй мировой. А сегодня мы возрождаем засечную черту под Белгородом, повторяя границы России 17-го века. «Ленин такие-то земли отдал, Ильич заложил такую-то бомбу…». Ильич нам совсем другую границу оставил после гражданской войны и страшной интервенции хищной Европы, которая сегодня Россию третирует.

И вот – к 90-летнему юбилею – новая книга «К предательству таинственная страсть». Тут обнаружены истоки и вскрыта вся подноготная нынешнего положения России, неразрешимых глубинных противоречий и резкого контраста того, что звучит с высоких трибун и что творится в реальной жизни, особенно в информационно-культурной политике. Например, поводом для исследования становится для Куняева специальный номер журнала «Знамя», посвящённый юбилею знаковых для самоназванной «элиты» событий: закрытому докладу Хрущёва ХХ съезду КПСС, венгерскому восстанию 1956 года и вводу советских войск в Чехословакию в 1968 году. И в первой же главе новой книги Станислав Куняев «берёт быка за рога»: показывает, например, кто стоял за восстаниями в Венгрии. Расхожее мнение: поднимались венгры и в 1919-м, и в 1956 году против коммунистов, но автор прямо показывает, что это были за «коммунисты». Бела Кун, возглавлявший в 1919 году восстание, оставил вместе с Розалией Землячкой-Залкинд кровавый след и у нас в Крыму. А про 1956 год я много и правдиво написал и на этих страницах, потому не стал любимым гостем на Дунае, в отличие от литераторов-либералов, хоть издал про Венгрию, про страну-паром две полноценные книги. И эти поздравительные строки пишу в городке Хевиз, куда с трудом добрался через две страны, и увидел резкие перемены за год. Но об этом надо отдельно говорить…

Вот и с юбиляром было у нас множество совместный дорог – от Смоленщины, где мы встречали рассвет 22 июня и пускали свечи по Днепру, до Листвянки на Байкале, где Валентин Распутин упорно собирал русские силы и сокрушался о распрях среди своих, от родной для Стаса Калуги до скромных наших Домов творчества (смешно было потом читать о том, что писатели жировали, пользовались благами – минимум удобств, но роскошь вдохновенного труда и общения). Помню, мы азартно не по возрасту играли в проданной теперь Малеевке в футбол на заснеженной скользкой площадке. Стас, прищурясь, отдал пас, но я его просчитал, перехватил головой и на противоходе остался один на один с воротами – забил гол. И Куняев вдруг разразился в свой адрес: «Я был чемпионом Калуги по футболу! Ты ж длинный. Я не должен был отдавать так бездарно пас». Неизбывная жажда победы!

В литературе, Стас, в творческом поведении (слова Блока и книги Пришвина) ты никогда не ошибался, не отдавал бездарных пасов, не предавал себя и своих идеалов, как ни выспренне это сегодня звучит…

Ты слышишь угрюмый ветер, но остаёшься Поэтом сияющей России. Поздравляем!

-------------------------------------------------------

В понедельник 28 ноября, в день 90-летия выдающегося поэта и публициста,
состоится вечер в Центральном доме литераторов.
Встреча друзей и поклонников в 18-30 в Большом зале по адресу Б.Никитская, 53.

 

Комментарии

Комментарий #32355 28.11.2022 в 13:57

Предыдущему комментатору: спасибо за внимательное чтение и уточнение. Да, спутал с другим кратким высказыванием о судьбе поэта (Есенина): "Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах". Эх...
А.Бобров

Комментарий #32351 27.11.2022 в 12:35

В.В.Маяковский (а не С.А.Есенин): «Я поэт. Этим и интересен»