РЕЦЕНЗИЯ / Александр БАЛТИН. ПОЭТИЧЕСКИЕ ОГНИ СИБИРСКОГО АЛЬМАНАХА. «Врата Сибири» №2-2022
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ПОЭТИЧЕСКИЕ ОГНИ СИБИРСКОГО АЛЬМАНАХА. «Врата Сибири» №2-2022

 

Александр БАЛТИН

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОГНИ  СИБИРСКОГО АЛЬМАНАХА 

«Врата Сибири» №2-2022

 

Вышел из печати очередной номер литературно-художественного альманаха «Врата Сибири». Он раскрывается богатством поэтического пространства…

Щедро фиксирует, сравнивая и анализирую, жизненные феномены Ольга Данилова-Пушкарь, растя стихи пышные, как фантастические цветы, чьи корни, однако, уходят в привычную действительность:

Лежит на подоконнике луна –

Бери её, как будто хлеб горячий…

Что это – скупо плачет тишина?

Иль может, вечер капает незрячий…

Дождь, словно кот, царапает карниз,

Перемешались шорохи и звуки…

Я, отворив окно, смотрела вниз,

Там двое под зонтом, боясь разлуки…

Есть и хорошее, детское удивление миром в этих стихах, и своеобразие духовного уюта: когда всё, кажется, включается в общий круг освоения и – принятия жизни.

Лыжня волною серо-белой

В февральский ускользает лес.

Земля, обсыпанная мелом,

С полей восходит до небес!

И праздничная пышность насыщения строк и строф благотворно действует на читательскую душу.

Екатерина Дулова рисует картины уверенными мазками, и сочетание их красиво ложится на полотно реальности, в которой мало гармонии, но поэзия именно и играет такую роль – гармонизации пространства:

Сибирский город не был молодым.

Зелёных улиц сказочные арки

Весной благоухали нежно-сладким

И окунали в белых яблонь дым,

В сиреневый туман, в зелёный шум.

Дощатых тротуаров скрип натужный

Рассказывал про гвоздики и лужи,

Был говорливым от июльских дум.

От классических традиций идущая поэзия Дуловой вливается в современность красиво выверенными линиями строк, играя и золотясь оттенками чувств, ощущений… и той правды, что поэт познал опытом бытия.

 Евгений Ширяк разгоняет строку так, чтобы ничто из колоритных подробностей мира не пропало, всё стремясь вобрать: все вкусные подробности, собственно – и организующие жизнь:

Я случайно пришёл на вокзал, где живут на бегу поезда

И особый тревожащий запах колёсного пота.

Чемоданы таскают людей. Семафором мигает звезда,

Словно азбукой Морзе пытается вызвать кого-то.

Стих переливается, полноценно и многозвучно; и мистические отзвуки, проскальзывающие в словесных картинах, дают тот вариант тайны, без которой поэзия не может существовать.

Жёсткие ритмы Олеси Журавлёвской дают порой зигзаги и высверки словесных молний:

Трещит

мой непробиваемый щит

по швам.
                     Зашит

белой ниткой,
                    точно останется шрам.

А ты...
                  Как ты там?

Без меня?
                      Не тесно в груди?

Еще пару дней...
                             пару лет...
                                               пару жизней
                                                                       жди.

Стихи исполнены психологизма, как своеобразной музыки, и витое своеобразие их включает многие отголоски яви…

 Михаил Гуменюк, давая реестр месяцев, в каждом выделяет то волнующее, что и определяет его суть, и пёстрые картины складываются в необыкновенный, многоцветный часослов:

Убежала зима белоликая,

В подолах своих спрятав метель.

Воробьи возле леса чирикают.

С каждым днём всё живее капель.

Есть весны уже вестники первые –

Над ложбинкою к речке склонясь,

Распускается серьгами вербными

Серебристая белая вязь.

Так играет март, несущий весенние предчувствия, и код каждого месяца своеобычно расшифрован поэтом.

Широкий спектр современной поэзии предлагают «Врата Сибири»: разнообразно представляя современных поэтов, улавливающих токи времени каждый по-своему, и – по-своему интерпретирующих же реальность; и чуткое читательское сердце непременно найдёт созвучия своим ритмам.

 

Комментарии