
Александр БАЛТИН. ПОЭТИЧЕСКИЕ ОГНИ СИБИРСКОГО АЛЬМАНАХА. «Врата Сибири» №2-2022
Александр БАЛТИН
ПОЭТИЧЕСКИЕ ОГНИ СИБИРСКОГО АЛЬМАНАХА
«Врата Сибири» №2-2022
Вышел из печати очередной номер литературно-художественного альманаха «Врата Сибири». Он раскрывается богатством поэтического пространства…
Щедро фиксирует, сравнивая и анализирую, жизненные феномены Ольга Данилова-Пушкарь, растя стихи пышные, как фантастические цветы, чьи корни, однако, уходят в привычную действительность:
Лежит на подоконнике луна –
Бери её, как будто хлеб горячий…
Что это – скупо плачет тишина?
Иль может, вечер капает незрячий…
Дождь, словно кот, царапает карниз,
Перемешались шорохи и звуки…
Я, отворив окно, смотрела вниз,
Там двое под зонтом, боясь разлуки…
Есть и хорошее, детское удивление миром в этих стихах, и своеобразие духовного уюта: когда всё, кажется, включается в общий круг освоения и – принятия жизни.
Лыжня волною серо-белой
В февральский ускользает лес.
Земля, обсыпанная мелом,
С полей восходит до небес!
И праздничная пышность насыщения строк и строф благотворно действует на читательскую душу.
Екатерина Дулова рисует картины уверенными мазками, и сочетание их красиво ложится на полотно реальности, в которой мало гармонии, но поэзия именно и играет такую роль – гармонизации пространства:
Сибирский город не был молодым.
Зелёных улиц сказочные арки
Весной благоухали нежно-сладким
И окунали в белых яблонь дым,
В сиреневый туман, в зелёный шум.
Дощатых тротуаров скрип натужный
Рассказывал про гвоздики и лужи,
Был говорливым от июльских дум.
От классических традиций идущая поэзия Дуловой вливается в современность красиво выверенными линиями строк, играя и золотясь оттенками чувств, ощущений… и той правды, что поэт познал опытом бытия.
Евгений Ширяк разгоняет строку так, чтобы ничто из колоритных подробностей мира не пропало, всё стремясь вобрать: все вкусные подробности, собственно – и организующие жизнь:
Я случайно пришёл на вокзал, где живут на бегу поезда
И особый тревожащий запах колёсного пота.
Чемоданы таскают людей. Семафором мигает звезда,
Словно азбукой Морзе пытается вызвать кого-то.
Стих переливается, полноценно и многозвучно; и мистические отзвуки, проскальзывающие в словесных картинах, дают тот вариант тайны, без которой поэзия не может существовать.
Жёсткие ритмы Олеси Журавлёвской дают порой зигзаги и высверки словесных молний:
Трещит
мой непробиваемый щит
по швам.
Зашит
белой ниткой,
точно останется шрам.
А ты...
Как ты там?
Без меня?
Не тесно в груди?
Еще пару дней...
пару лет...
пару жизней
жди.
Стихи исполнены психологизма, как своеобразной музыки, и витое своеобразие их включает многие отголоски яви…
Михаил Гуменюк, давая реестр месяцев, в каждом выделяет то волнующее, что и определяет его суть, и пёстрые картины складываются в необыкновенный, многоцветный часослов:
Убежала зима белоликая,
В подолах своих спрятав метель.
Воробьи возле леса чирикают.
С каждым днём всё живее капель.
Есть весны уже вестники первые –
Над ложбинкою к речке склонясь,
Распускается серьгами вербными
Серебристая белая вязь.
Так играет март, несущий весенние предчувствия, и код каждого месяца своеобычно расшифрован поэтом.
Широкий спектр современной поэзии предлагают «Врата Сибири»: разнообразно представляя современных поэтов, улавливающих токи времени каждый по-своему, и – по-своему интерпретирующих же реальность; и чуткое читательское сердце непременно найдёт созвучия своим ритмам.