КРИТИКА / Елена КРЮКОВА. РОДИТЬСЯ ЗАНОВО. Размышления о поэзии Виктора Кирюшина
Елена КРЮКОВА

Елена КРЮКОВА. РОДИТЬСЯ ЗАНОВО. Размышления о поэзии Виктора Кирюшина

 

Елена КРЮКОВА

РОДИТЬСЯ ЗАНОВО

Размышления о поэзии Виктора Кирюшина

 

Ах, необъятный Космос... Мы забываем голову закинуть к многодышащему, многоглазому звёздному небу, распахнутому смоляному сундуку с царскими сокровищами; оно и многорадостно, ибо щедро-праздничны его бессчётные искры-россыпи; оно и многоскорбно, ибо все его звёзды – наши слёзы; оно и равнодушно – ровно, мерно и немыслимо-постоянно вращаются все светила северной полусферы вокруг звезды Полярной, Золотого Кола; мы мчимся, задыхаемся, бежим, летим!.. и вдруг застываем. Чем вкопаны в землю? Столь же незыблемо-вечную, как небеса? От чего мороз по спине, чем потрясены, каким громом-грозой, каким одиноким голосом, что внезапно звучит над нами, как грандиозный хор?..

Человек... Один. Он стоит в широком поле. Один – на виду у нашей русской ли, азийской вековечной степи. В эту землю много крови лилось. И на крови-костях ковыль всходил; и над не погребёнными после битвы костями Солнце всходило. А человечек – так вот он, снова! Он – туда же! Зачатый – к рождению, к явлению на свет Божий, а живой, живущий – к неизбежному прощанью! Горечь какая, полынная... смута слёз задёргивает глаза пеленою усталого долгого дождя...

И развиднелось... и снова вёдро... А человек стоит. И его обдувает ветер.

Кочевой; бешеный; безумный; родной.

Пусто. Ни крика, ни эха.

Торчит, как обида,

В поле трава из-под снега

Сиротского вида.

Превозмогая

Терпеньем жестокое время

Былка сухая,

Давно потерявшая семя.

В звёздные верши

Минувшая канула небыль...

Что её держит

Под этим неласковым небом?

Травы и люди...

Мороз пробегает по коже:

Как мы, по сути,

По судьбам нелепым похожи!

В этом же поле,

Где ветер гудит, не стихая,

Плачу от боли

Такая же былка сухая.

Этот человек – поэт. Имя его – Виктор Кирюшин.

Столкнул он лбом, не убоясь, два далёких масштаба. Две жизни, под Солнцем-Луной, под Богом они равно растут-цветут и увядают: травы и человека. Для Господа все едино – что трава, что волчонок, скулящий в весеннем лесу, что серебряная рыба, играющая в дикой забытой (а значит, чистой!..) реке, что людское сердце: захлёбываясь от непрошеных слёз, бьётся, колотится так неуёмно, так напоследок... И верно, всякий день наш – последний. Ибо мы не знаем часа своего. Никто не знает. И это – благо.

Господи! Благодарю тебя, что есть, есть поэзия. И есть Русские Поэты, что вот так, одиноко, с непокрытой головою, в поле выходят. Под ветер. Под ливень. Под жарптичье, яркое, слепяще-горящее звёздное небо.

Да, поэт издревле измеряется каратами звёздного света. А ещё – жёсткостью камня. А ещё – вольно льющейся водой: в жажду – лови воду-жизнь губами, пригоршню жадно подставляй!

Мы разные, но мы одних кровей

Со всем преобразившимся однажды

В молчанье камня, музыку ветвей,

Глоток воды, спасающий от жажды.

Природа, вот кто благословляет Виктора Кирюшина на поэзию. На вольную песню. На высокое, подчас скорбное раздумье. А природа есть Бог. Мы тысячелетия напролёт пытаемся разгадать тайну природы: как она сотворена, меняется или держит марку незыблемости и великой памяти, живут ли внутри неё Добро и Зло, или она свободно обходится без этой людской символики-моралите, без этой древней, пусть даже и библейской, бытийной, заповеди? Веками спорим мы, до хрипоты, о границах нравственности и морали.

Но тревога!.. Но какая же неизлечимая тревога!..

Внутри мгновенно исчезающей минуты, секунды...

Внутри этого спокойного, раздумчивого, часто распевного стиха, стиха-песни, стиха – тайной молитвы...

Да, вся поэзия – песня и молитва, здесь, склоняясь над стихами Виктора Кирюшина, с постулатом, почти сто лет назад высказанным Мариной Ивановной Цветаевой, соглашаешься счастливо и благодарно...

Как царевна юная наивна,

В небе пышнотелая луна,

А под ней Коломна и Крапивна,

Нерехта, Кириллов, Балахна...

Примеряют белые одежды

Улочки, бегущие к реке.

Ангелы тревоги и надежды

Неразлучны в каждом городке.

Свят покров над пажитью и пущей.

Шепчут губы: «Господи, спаси!».

Что нам обещает день грядущий?

Холодно. Предзимье на Руси.

Маленькие наши, все щедро усаженные, как медный оклад иконы – сканью, изобильно украшенные нежными храмами городки и городочки... наше дивное небо, цвета весенних колокольчиков, цвета праздничного плаща Пречистой Богородицы, что вот-вот прольется слезами сумасшедшего слепого дождя на тихую землю нашу, тоже до рыданья родную, да кровь и жизнь не жаль за неё, родимую, до капли отдать... а почему думы о грядущем так выворачивают душу, так отжимают ее досуха – так баба отжимает на реке белье... Где обещанье счастья? Да полно, есть ли оно?

Наше счастье – холод. Осень. Резкая синева. Чугунные кандалы, а иной раз серебряные цаты царственной зимы.

Всё дышащее, всё живое, спаси, не замерзни, не умри, двигайся, плещись, лети, отзовись!..

Задыхаюсь от косноязычья,

Но уже не зайти за черту

Слово рыбье, звериное, птичье,

Словно кость, застревает во рту.

Снова древнюю книгу листаю,

Чей волнующий запах знаком.

Вы, от века живущие в стае,

Не считайте меня чужаком!

Виктор Кирюшин по этому предзимнему полю, по мерзлой, твердейшей, почти железной этой степной земле идёт вперёд, идет по дороге, проложенной Алексеем Прасоловым, Юрием Кузнецовым, и я, как музыкант, великолепно слышу наследие их интонаций, их криков и шёпотов в текучей, то богато изукрашенной, то скупо-прозрачной словесной вязи его стихотворений, рождённых строго-космично, под крылом предвечной гармонии. И это ведь так и надо, чтобы поэт шёл дальше и выше; а ещё – чтобы он однажды возвратился к воде ключевой детства, к песне материнской рождения. Тогда исход становится истоком.

А кто перемешал нам времена?

Да есть ли Время? Может быть, оно – выдумка человека, что так не желает уходить с родной земли, пусть острые камни, тернии и волчцы впиваются в живую плоть и в плачущую душу, а у Господа, там, в надзвёздных чертогах, никакого Времени нет и в помине? И юность легко сравнима со старостью, обнимаются они, как весёлые сёстры, и по-толстовски мощно зеленеет старый дуб-богатырь, и перекликаются юный нежный соловушка и старая мудрая, уставшая человечьи года считать, седая кукушка?..

Но ведь символ этот тоже трагический... символ-знак... Кукушка-то – да, нам годы считает... Кукушка, кукушка, сколько лет мне осталось жить?..

Мы птице этой такой вопрос детьми задавали, заливисто хохоча, заслышав её мерные, монотонные, как тиканье часов или удары метронома, вскрики в лесу. Чаща жизни! Всё равно перейдем тебя из конца в конец!

Варится варево, мелется мелево

Вечности неистощимая снедь.

Старое дерево, старое дерево

Снова надеется зазеленеть.

Свежей корой затянуло отметину

Молнии, плоть опалившей твою.

Слышишь, за речкой кукушка ответила

Юному, в неге любви, соловью?

Виктор Кирюшин в поэзии – и живописец, и музыкант; его мазки и штрихи видишь, его музыку, даже тишайшую, слышишь; но звучит в нём, во всей совокупности его творчества, одна могучая нота, и она часто пересиливает всё красочное, строгостью церковного хора побеждает любые мирские изобразительные моменты.

Это нота высокой философии.

Всякий художник – философ.

А основная позиция художественно рождённой философии Кирюшина – и это в стихе тоже видно и слышно, – пожалуй, даже не отдельно взятая нота, а интервал.

Сопряжение малого и великого, микромира и Вселенной – и боль суждённого всем ухода с нашей прекрасной, столь измученной-избичёванной-исполосованной нами, людьми, многострадальной земли.

Консонанс ли этот интервал? Или диссонанс?

Вселенная без края и конца

Вселяла б ужас до последней клетки,

Когда б не трепыхался у лица

Листок зелёный с муравьём на ветке.

Мы носим великость Космоса в себе. Порой эта ноша неподъёмна. Садимся, утыкаем лицо в ладони. Ах, это уже с нами было! Когда-то! Давно! И вот повторилось... Повторяемость Мира, репризность его, возвращение наше на круги своя – и не только наше, но и Времени самого – как охота разгадать дрожащую в тумане дней траекторию, открыть, почему Время возвращается, как звери возвращаются на водопой, и вместе с собою возвращает нас...

И мы находим потерянное.

И мы изумляемся: почему я про это, наиважнейшее, гибельно забыл!..

И мы спокойно и светло глядим туда, куда вчера глядели с ужасом и отчаяньем.

Наступает в свой черёд

То, что было многократно:

Даже двигаясь вперёд,

Возвращаешься в обратно.

Прорастает, как лоза,

Наше прошлое в грядущем,

Но раскаянья слеза

Не видна во след идущим.

И мы можем молиться и прощать. Ибо прощение – благодать.

Снова сгорают в багряном огне

Тихие рощи.

Время подумать о завтрашнем дне

Строже и проще.

Что там в логу, на ветру трепеща,

Шепчет осина?

Время прощать

Даже то, что прощать

Невыносимо.

Поэт прямо, храбро и печально глядит в лицо смерти. Смерть – не та материя, о которой можно упомянуть походя, вскользь, густо изукрасив речь свою самоцветами эпитетов и восклицаний, беззастенчиво впадая в лживый, лицемерный пафос. Смерть – то, рядом с чем нужно и можно молчать. Но как быть поэту, тому, кто искусством своим избрал Слово, гордый самосветящийся Логос?

«Умри и возродись» – древний архетип. Умирающий и воскресающий Бог нам о той незапамятной древности всем своим Бытием говорит. И мы не можем не помышлять об этом парадоксальном и, для многих, житейски, бытово настроенных людей, нереальном пути. И так же будем просить в урочный час: «Отведи от меня чашу сию!». И так же смиренно и счастливо закрывать глаза, ощущая: суждено, суждено не только уснуть во смертных муках, но и проснуться...

Ходит солнце по низкому кругу,

Гаснут стылые дни вдалеке,

Чтобы снова по кроткому лугу

Вышла цапля к остывшей реке.

Это дерево знает и птица,

И вода понимает, и твердь:

Можно заново будет родиться,

Если только рискнёшь умереть.

 

***

Виктор Кирюшин работает с архетипами и работает на архетипах.

Почему это так важно? Да ведь это напрямую – работа с основными положениями и всеземной, и родной русской культуры.

Вот идёт в стихах Виктора Кирюшина странник.

О, какой архетипический образ для всего русского искусства! Тут и Афанасий Никитин, идущий-плывущий за три моря, и скорбный странник с посохом в «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова, и с котомкой кочевой за плечами, прищур направивший вдаль, молодой Горький, и лирник Родион Ивана Бунина, и повлекшийся за Катюшей Масловой, ставший невольным странником присяжный заседатель Нехлюдов у Льва Толстого... Паломники, путешественники, скитальцы... Скажите, кому не хотелось кинуть на плечи котому и пуститься однажды в неведомый путь...

Всё бродит, взяв суму да посох,

Вдали от псов сторожевых,

В полях пустых и безголосых,

В лесах почти что неживых.

Где ливень хлещет, ветер свищет,

Блистают молнии во мгле...

Того, что странник этот ищет,

И не бывает на земле.

Очень показателен здесь грозовой, ненастный пейзаж. Пространство буйствует, гремит, устрашает.

И – смотрите! Поля – пусты. Они – молчат. Не звучат. Таким бывает не земля – Иномирие. Запредельность. Посмертие.

Но каков и ландшафтный, и образный контраст! Леса странно неживые, а воздух вокруг странника, вся атмосфера, то, чем он дышит, – неистовствует и содрогается. А скиталец-то этот, дождями побиваемый, как казнящими голгофскими кнутами, бредёт – куда? Ищет – что? Да он и сам не знает! Стремится к незнаемому! К тому, чего на земле никогда не бывало!

К небывалому...

Помните русскую сказку, где царь приказывает Андрею-стрелку: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Куда пойти? В мир иной. Это значит – за грань жизни. В смерть.

Что там, в посмертии, найти – и принести обратно, в мир живых?

Странник, дай нам ответ! Опасно там. Страшно. Необъяснимо. Да надо ли объяснять неминучее?

Да ведь Андрей-стрелок может там, в посмертии, и навек остаться... И – всякий из нас...

Как прекрасно жить! Здесь и сейчас! Жить, быть, дышать! Любить...

Не уходите, помедлите чуть у порога,

Не возвращает ушедшего эта дорога.

Прошлое можно
                   лишь памятью сердца окликнуть.

Надо привыкнуть,
                       к чему невозможно привыкнуть.

Только успеть бы,
                                  свечой на ветру догорая,

Просто обняться у самого-самого края,

У рубежа, за которым иная обитель...

Не уходите, друзья мои, не уходите!

Что вся наша философия рядом с живою, горячей любовью?

Что все наши трагические размышленья в виду рыбацкого костра, мерцанья звезд, нежно светящегося в ночной тьме любимого лица?..

Мне столько в жизни выпало любви!

Ту речку вспоминаю и поныне,

Где молнией мерцали голавли

В предутреннем тумане на стремнине.

Стоял июнь, цвели вокруг луга,

К воде клонились сумрачные ели...

Потом иные были берега,

Водовороты, омуты и мели.

(...)

Жизнь, как река – внезапна и быстра.

А был ли счастлив я на самом деле?

Лишь только там, у тихого костра,

Среди земли, как будто в колыбели.

Поверим. Сбережём. Запомним. У сердца понесём. Утешимся. Возрадуемся. Восплачем. Помолимся.

Вместе с большим и светлым русским поэтом Виктором Кирюшиным.

 

Комментарии

Комментарий #32365 30.11.2022 в 12:48

Просторно и возвышенно...