ИНФОРМАЦИЯ / Александр БОБРОВ. КРУГОМ ТРИНАДЦАТЬ. Фестиваль «Русский смех – 2022»
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КРУГОМ ТРИНАДЦАТЬ. Фестиваль «Русский смех – 2022»

 

Александр БОБРОВ

КРУГОМ ТРИНАДЦАТЬ

Фестиваль «Русский смех – 2022»

 

Серьёзность человека обладающего чувством юмора,
в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека.
Антон Чехов, «Записные книжки»

 

В серьёзном вступлении к альманаху «Русский смех – 2022» неизменный председатель оргкомитета Кстовского фестиваля Олег Захаров поведал о сомнениях, которые терзали устроителей: уместен ли он будет именно в эти дни, когда на территории России и Украины идут боевые действия, гибнут наши ребята? Вообще, до смеха ли сейчас, да ещё фестиваль получается 13-м по счёту. «Но вспомнили слова Евгения Нефёдова, чьё имя носит праздник смеха, сказанные им буквально за несколько дней до того, как его не стало: «Русский смех – это смех сквозь слёзы, это умение улыбнуться, когда тяжело, умение подтрунивать над самим собой, умение выпрямиться и расхохотаться в лицо обидчику или обстоятельствам, которые тебя унижают». Сомнений – не осталось – «Русский смех» уместен и нужен. Причём, нужен именно сейчас, когда тяжело».

Пандемия перечеркнула и два фестиваля, и приезд нижегородцев в Москву на вечер юмора в ЦДЛ. Дальше уже нельзя было откладывать – и традиция прерывается, и зрители отвыкают от теплых встреч в студёную пору. Тем более, что участники фестиваля не ограничиваются праздничным вечером, а сразу, после раннего поезда, отправляются на выступления в 13 школ и учебных заведений. Так что – кругом тринадцать.

И уходит в заволжскую даль,

Возвращаясь, как долгое эхо,

Наш тринадцатый фестиваль,

Наша чёртова порция смеха…

И как всегда – споры, какими должны быть эти порции, в какой пропорции? Какие идеи преследовать? Художник Константин Коровин вспоминает, как они с Левитаном зашли в гостиницу к Чехову, и застали продолжение какого-то спора со студентами:

«Студенты были другие, чем Антон Павлович. Они были большие спорщики и в какой-то своеобразной оппозиции ко всему.

– Если у вас нет убеждений, – говорил один студент, обращаясь к Чехову, – то вы не можете быть писателем...

– Нельзя же говорить, что у меня нет убеждений, – говорил другой, – я даже не понимаю, как это можно не иметь убеждений.

– У меня нет убеждений, – отвечал Антон Павлович.

– Вы говорите, что вы человек без убеждений... Как же можно написать произведение без идеи? У вас нет идей?..

– Нет ни идей, ни убеждений... – ответил Чехов.

Странно спорили эти студенты. Они были, очевидно, недовольны Антоном Павловичем. Было видно, что он не отвечал какой-то дидактике их направления, их идейному и поучительному толку. Они хотели управлять, поучать, руководить, влиять. Они знали всё – всё понимали. А Антону Павловичу всё это, видимо, было очень скучно».

Позже Чехов оставил убеждённую запись в своих книжках: «Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны».

Таковых сегодня, по моим понятиям, больше, чем во времена Чехова и Коровина. Характерный спор разгорелся странице в ВК о фестивале «Русский смех – 2022». Один из идейных пользователей с убеждениями задал вопрос организатору фестиваля, главному редактору газеты «Земляки», поэту-пародисту Олегу Захарову: «Олег, опять общественно-важная, политическая тема (сейчас – о ситуации на Украине) будет за рамками фестиваля?».

Вместо спокойного ответа Олег Захаров слегка завёлся: «Вот что мне интересно. 7 декабря в ДК «Нефтяник» балет Марийского театра «Лебединое озеро». Ты спросил у них, почему они не танцуют балет «Каховская ГЭС»? А 1 ноября в ДКН был спектакль «Укрощение строптивой». Ты спросил у организаторов, почему они вместо этого не показывали спектакль «Укрощение Зеленского»? Можно продолжать бесконечно. Ты у них ни о чем таком не спрашивал и не собираешься. Иди посмотри афишу ДКН и попробуй их всех заточить под ситуацию на Украине. Или слабо?».

Пользователь подвёл черту: «У меня сложилось впечатление, что Олег Захаров, как та «мамаша», очень ревниво относится к тому, кто и что говорит о его «ребенке». Аксиома: самолюбивые литераторы очень самолюбивы. Не терпят мнений, отличных от их собственного. Классику в ДКН, о которой написал Олег Захаров, не надо привязывать к сегодняшним событиям. Её в тему войны вписывать сложнее, чем сатиру и иронию. Которые как раз и нужны, и важны на фронте».

Можно согласиться и даже вспомнить начало великой поэмы «Василий Тёркин» – от автора:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

«Немудрой», то есть не какой-то изысканной, политически заточенной, утверждённой Главпуром, а житейской, человеческой, порой солёной, но поднимающей настроение.

Хотя, когда я листал любовно составленный и свёрстанный Геннадием Щегловым альманах «Русский смех – 2022», невольно искал хоть слабого эха украинских событий, сатиры на какой-нибудь Верхний Ларс или предательство либеральной интеллигенции. Увы… Вспомнил о выступлении поэта Семена Пегова в Думе. Военкор на костылях говорил горячо: «Еще хотелось бы отметить, чего действительно не хватает на фронте. Включаешь украинское радио, там куча песен, которые одна за одной духоподъемные и так далее, и так далее. У нас ничего этого нет. Есть Юлия Чичерина, есть другие прекрасные исполнители, которые ездят на фронт. Но это все частная инициатива, а нужно серьезное, масштабное наше культурное наступление». Да, такого культурного наступления по всему фронту – нет, и минкульт его не может организовать.

Ну, и наши барды в Кстове пели симпатичные песни, каламбурили: «Хорошо тому живётся, у кого большой живот», как Алексей Мызгин (Уфа), получивший «Золотой микрофон», или приятный молодой дуэт Елены Албул и Марата Еналиева, которые спели про укуле́ле – маленькую гавайскую четырёхструнную разновидность гитары, а потом игровую песню про тирамису – занятно, но понятно, какого рода эти песенки. А вот лауреат прошлых лет Владимир Митрофанов, который умел своими сатирическими песнями заставить и посмеяться, и задуматься, почему-то ограничился костюмированной беззубой пародией…

Так что и впрямь какое-то двойственное отношение остаётся, хотя главный концерт, судя по смеху и овациям – удался. Но я уже писал: вот хочешь представить лауреатов и трудно порой процитировать что-то безусловно убедительное и блестящее. Итак…

ИТОГИ И НАГРАЖДЕНИЯ

«Приз зрительских симпатий»:

Татьяна Кормилицына (Москва), Юрий Викторов (Москва), Сергей Белоключевский (Саранск), Вера Караванова (Нижний Новгород), Евгений Шувалов (Нижний Новгород). Четверостишия последнего отточены и актуальны:

Глянешь нынче, чему обучаются... 

Мир к единству идёт, катастрофе ли? 

Но всё чаще мне в жизни встречаются

дилетанты широкого профиля. 

«Звезда фестиваля»:

Александр Кукушкин (Челябинская область), который написал на меня грубоватую пародию, Станислав Овечкин (Москва), Владимир Кузьмичев (Уфа) – мастер бытовых остроумных наблюдений:

То, что «кэшбэком» все зовут сейчас –

Процесс ещё советского разлива.

Я получал монеты всякий раз,

Когда сдавал бутылки из-под пива.

«Золотой микрофон»:

Алексей Мызгин (Уфа).

«Косой в золоте»:

Николай Симонов (Нижний Новгород), который отметил свой 70-летний юбилей объёмистым томом пародий и подражаний. Со сцены он прочитал «Подражание Маяковскому»:

Байден-сын к отцу пришёл

И вопрос отгрохал:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?».

И сказал отец: «Ужо,

В новую эпоху,

Сын, для Штатов всё гожо,

Что для русских плохо».

Слышится тут лукавый сормовский говорок и простонародные слова «ужо» и «гожо» (годится) – ложатся.

«Косой в серебре»:

Вячеслав Карташов (Нижний Новгород) – неизменный и находчивый ведущий наших вечеров, который и сам может сорвать аплодисменты:

Мода сводит наш мир с ума –

Бедствию этому нет предела.

Всех и вся превзошла цена:

Драные джинсы дороже целых.

«Косой в бронзе»:

Ольга Косова (Кстово), которая порой вспоминает учительский опыт и не разделяет горячих поздравлений с 1 сентября:

Учитель вышел на работу

Пахать без устали весь год.

Мы ж лошадей не поздравляем

С началом полевых работ.

 

В альманахе «Русский смех – 2022» я опубликовал и прочитал со сцены пародию на Дмитрия Мурзина из Кургана. Он прилетел собственной персоной и оказался самым дальним гостем. Подарил мне новую книжку с надписью: «Александру Боброву с благодарностью за пародию и с трепетным ожиданием продолжения». В поезде до Москвы читал его стихи, постигал систему образов и приёмов. И, натолкнувшись на характерные строки, набросал пародию. Шлю привет в Курган, в журнал «Огни Кузбасса».

КОЛЕЯ И Я

Внезапно замолчали соловьи,
      Напившись неба, захлебнувшись высью…

      – Иванушка, не пей из колеи,
      Тайотой станешь, хондой, мицубисью.

                                               Дмитрий Мурзин

Я – мастер каламбура и стиха,

Что под колёса стелется травою.

Пусть бросит камень, кто не без греха,

В стекло от иномарки ветровое.

Зачины в поговорки облекай,

Из песни и загадки вырви фразу,

А вот из интернета – не лакай,

А то козлом заделаешься сразу.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии

Комментарий #32484 16.12.2022 в 18:44

Оригинал - смешной, а в пародии главное - последние две строчки. Они совсем о другом, если задуматься

Комментарий #32410 09.12.2022 в 19:01

А по-моему, не все пародии (или поэтические реплики по поводу) должны веселить и смешить, некоторые – задуматься, предостеречь пишущих от навязчивых приёмов.

Комментарий #32409 09.12.2022 в 16:42

Оригинал Мурзина интереснее и смешнее, чем пародия.