Александр БОБРОВ. КРУГОМ ТРИНАДЦАТЬ. Фестиваль «Русский смех – 2022»
Александр БОБРОВ
КРУГОМ ТРИНАДЦАТЬ
Фестиваль «Русский смех – 2022»
Серьёзность человека обладающего чувством юмора,
в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека.
Антон Чехов, «Записные книжки»
В серьёзном вступлении к альманаху «Русский смех – 2022» неизменный председатель оргкомитета Кстовского фестиваля Олег Захаров поведал о сомнениях, которые терзали устроителей: уместен ли он будет именно в эти дни, когда на территории России и Украины идут боевые действия, гибнут наши ребята? Вообще, до смеха ли сейчас, да ещё фестиваль получается 13-м по счёту. «Но вспомнили слова Евгения Нефёдова, чьё имя носит праздник смеха, сказанные им буквально за несколько дней до того, как его не стало: «Русский смех – это смех сквозь слёзы, это умение улыбнуться, когда тяжело, умение подтрунивать над самим собой, умение выпрямиться и расхохотаться в лицо обидчику или обстоятельствам, которые тебя унижают». Сомнений – не осталось – «Русский смех» уместен и нужен. Причём, нужен именно сейчас, когда тяжело».
Пандемия перечеркнула и два фестиваля, и приезд нижегородцев в Москву на вечер юмора в ЦДЛ. Дальше уже нельзя было откладывать – и традиция прерывается, и зрители отвыкают от теплых встреч в студёную пору. Тем более, что участники фестиваля не ограничиваются праздничным вечером, а сразу, после раннего поезда, отправляются на выступления в 13 школ и учебных заведений. Так что – кругом тринадцать.
И уходит в заволжскую даль,
Возвращаясь, как долгое эхо,
Наш тринадцатый фестиваль,
Наша чёртова порция смеха…
И как всегда – споры, какими должны быть эти порции, в какой пропорции? Какие идеи преследовать? Художник Константин Коровин вспоминает, как они с Левитаном зашли в гостиницу к Чехову, и застали продолжение какого-то спора со студентами:
«Студенты были другие, чем Антон Павлович. Они были большие спорщики и в какой-то своеобразной оппозиции ко всему.
– Если у вас нет убеждений, – говорил один студент, обращаясь к Чехову, – то вы не можете быть писателем...
– Нельзя же говорить, что у меня нет убеждений, – говорил другой, – я даже не понимаю, как это можно не иметь убеждений.
– У меня нет убеждений, – отвечал Антон Павлович.
– Вы говорите, что вы человек без убеждений... Как же можно написать произведение без идеи? У вас нет идей?..
– Нет ни идей, ни убеждений... – ответил Чехов.
Странно спорили эти студенты. Они были, очевидно, недовольны Антоном Павловичем. Было видно, что он не отвечал какой-то дидактике их направления, их идейному и поучительному толку. Они хотели управлять, поучать, руководить, влиять. Они знали всё – всё понимали. А Антону Павловичу всё это, видимо, было очень скучно».
Позже Чехов оставил убеждённую запись в своих книжках: «Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны».
Таковых сегодня, по моим понятиям, больше, чем во времена Чехова и Коровина. Характерный спор разгорелся странице в ВК о фестивале «Русский смех – 2022». Один из идейных пользователей с убеждениями задал вопрос организатору фестиваля, главному редактору газеты «Земляки», поэту-пародисту Олегу Захарову: «Олег, опять общественно-важная, политическая тема (сейчас – о ситуации на Украине) будет за рамками фестиваля?».
Вместо спокойного ответа Олег Захаров слегка завёлся: «Вот что мне интересно. 7 декабря в ДК «Нефтяник» балет Марийского театра «Лебединое озеро». Ты спросил у них, почему они не танцуют балет «Каховская ГЭС»? А 1 ноября в ДКН был спектакль «Укрощение строптивой». Ты спросил у организаторов, почему они вместо этого не показывали спектакль «Укрощение Зеленского»? Можно продолжать бесконечно. Ты у них ни о чем таком не спрашивал и не собираешься. Иди посмотри афишу ДКН и попробуй их всех заточить под ситуацию на Украине. Или слабо?».
Пользователь подвёл черту: «У меня сложилось впечатление, что Олег Захаров, как та «мамаша», очень ревниво относится к тому, кто и что говорит о его «ребенке». Аксиома: самолюбивые литераторы очень самолюбивы. Не терпят мнений, отличных от их собственного. Классику в ДКН, о которой написал Олег Захаров, не надо привязывать к сегодняшним событиям. Её в тему войны вписывать сложнее, чем сатиру и иронию. Которые как раз и нужны, и важны на фронте».
Можно согласиться и даже вспомнить начало великой поэмы «Василий Тёркин» – от автора:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
«Немудрой», то есть не какой-то изысканной, политически заточенной, утверждённой Главпуром, а житейской, человеческой, порой солёной, но поднимающей настроение.
Хотя, когда я листал любовно составленный и свёрстанный Геннадием Щегловым альманах «Русский смех – 2022», невольно искал хоть слабого эха украинских событий, сатиры на какой-нибудь Верхний Ларс или предательство либеральной интеллигенции. Увы… Вспомнил о выступлении поэта Семена Пегова в Думе. Военкор на костылях говорил горячо: «Еще хотелось бы отметить, чего действительно не хватает на фронте. Включаешь украинское радио, там куча песен, которые одна за одной духоподъемные и так далее, и так далее. У нас ничего этого нет. Есть Юлия Чичерина, есть другие прекрасные исполнители, которые ездят на фронт. Но это все частная инициатива, а нужно серьезное, масштабное наше культурное наступление». Да, такого культурного наступления по всему фронту – нет, и минкульт его не может организовать.
Ну, и наши барды в Кстове пели симпатичные песни, каламбурили: «Хорошо тому живётся, у кого большой живот», как Алексей Мызгин (Уфа), получивший «Золотой микрофон», или приятный молодой дуэт Елены Албул и Марата Еналиева, которые спели про укуле́ле – маленькую гавайскую четырёхструнную разновидность гитары, а потом игровую песню про тирамису – занятно, но понятно, какого рода эти песенки. А вот лауреат прошлых лет Владимир Митрофанов, который умел своими сатирическими песнями заставить и посмеяться, и задуматься, почему-то ограничился костюмированной беззубой пародией…
Так что и впрямь какое-то двойственное отношение остаётся, хотя главный концерт, судя по смеху и овациям – удался. Но я уже писал: вот хочешь представить лауреатов и трудно порой процитировать что-то безусловно убедительное и блестящее. Итак…
ИТОГИ И НАГРАЖДЕНИЯ
«Приз зрительских симпатий»:
Татьяна Кормилицына (Москва), Юрий Викторов (Москва), Сергей Белоключевский (Саранск), Вера Караванова (Нижний Новгород), Евгений Шувалов (Нижний Новгород). Четверостишия последнего отточены и актуальны:
Глянешь нынче, чему обучаются...
Мир к единству идёт, катастрофе ли?
Но всё чаще мне в жизни встречаются
дилетанты широкого профиля.
«Звезда фестиваля»:
Александр Кукушкин (Челябинская область), который написал на меня грубоватую пародию, Станислав Овечкин (Москва), Владимир Кузьмичев (Уфа) – мастер бытовых остроумных наблюдений:
То, что «кэшбэком» все зовут сейчас –
Процесс ещё советского разлива.
Я получал монеты всякий раз,
Когда сдавал бутылки из-под пива.
«Золотой микрофон»:
Алексей Мызгин (Уфа).
«Косой в золоте»:
Николай Симонов (Нижний Новгород), который отметил свой 70-летний юбилей объёмистым томом пародий и подражаний. Со сцены он прочитал «Подражание Маяковскому»:
Байден-сын к отцу пришёл
И вопрос отгрохал:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?».
И сказал отец: «Ужо,
В новую эпоху,
Сын, для Штатов всё гожо,
Что для русских плохо».
Слышится тут лукавый сормовский говорок и простонародные слова «ужо» и «гожо» (годится) – ложатся.
«Косой в серебре»:
Вячеслав Карташов (Нижний Новгород) – неизменный и находчивый ведущий наших вечеров, который и сам может сорвать аплодисменты:
Мода сводит наш мир с ума –
Бедствию этому нет предела.
Всех и вся превзошла цена:
Драные джинсы дороже целых.
«Косой в бронзе»:
Ольга Косова (Кстово), которая порой вспоминает учительский опыт и не разделяет горячих поздравлений с 1 сентября:
Учитель вышел на работу
Пахать без устали весь год.
Мы ж лошадей не поздравляем
С началом полевых работ.
В альманахе «Русский смех – 2022» я опубликовал и прочитал со сцены пародию на Дмитрия Мурзина из Кургана. Он прилетел собственной персоной и оказался самым дальним гостем. Подарил мне новую книжку с надписью: «Александру Боброву с благодарностью за пародию и с трепетным ожиданием продолжения». В поезде до Москвы читал его стихи, постигал систему образов и приёмов. И, натолкнувшись на характерные строки, набросал пародию. Шлю привет в Курган, в журнал «Огни Кузбасса».
КОЛЕЯ И Я
Внезапно замолчали соловьи,
Напившись неба, захлебнувшись высью…
– Иванушка, не пей из колеи,
Тайотой станешь, хондой, мицубисью.
Дмитрий Мурзин
Я – мастер каламбура и стиха,
Что под колёса стелется травою.
Пусть бросит камень, кто не без греха,
В стекло от иномарки ветровое.
Зачины в поговорки облекай,
Из песни и загадки вырви фразу,
А вот из интернета – не лакай,
А то козлом заделаешься сразу.
Оригинал - смешной, а в пародии главное - последние две строчки. Они совсем о другом, если задуматься
А по-моему, не все пародии (или поэтические реплики по поводу) должны веселить и смешить, некоторые – задуматься, предостеречь пишущих от навязчивых приёмов.
Оригинал Мурзина интереснее и смешнее, чем пародия.