КРИТИКА / Алла БОЛЬШАКОВА. «ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ НЕ ДОЛЖНА УМИРАТЬ!». О поэзии Геннадия Иванова
Алла БОЛЬШАКОВА

Алла БОЛЬШАКОВА. «ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ НЕ ДОЛЖНА УМИРАТЬ!». О поэзии Геннадия Иванова

 

Алла БОЛЬШАКОВА

«ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ НЕ ДОЛЖНА УМИРАТЬ!»

О поэзии Геннадия Иванова

 

Среди литераторов бытует мнение: чтобы точно уловить пульс времени, надо постоянно читать современную поэзию. Думаю, эта установка применима к творчеству таких поэтов, как Геннадий Иванов: гражданственным, религиозным, философичным, с тонким чувством природы и хорошей интуицией. Поэтам, у которых время стучит в висках, обретая емкие поэтические формулировки.

Для России открылся Господь в эти годы.

Может быть, потому, что стучится война…

Перебрали, как водки, мы нашей свободы,

Вопиет наша совесть и наша вина.

Времена наступают трезветь и собраться.

Времена наступают молиться – и в бой.

Мы для Бога еще не потеряны, братцы.

Поднимайся, рязанский мужик и тверской…

Так писал Иванов еще 27 декабря 2015 года: в тот давний день, когда уже начали развертываться боевые действия в Донбассе. В день, когда в поселке Коминтерново фашисты обстреляли инспекционную группу ОБСЕ и совместного центра контроля над прекращением огня в Донбассе. Дар предвидения помог завершить это стихотворение такими строками:

Мне суровым и грозным грядущее видится.

Наступает безжалостный срок.

Быть может, в случае с Геннадием Ивановым умению уловить пульс времени способствует и то, что этот человек всегда в гуще жизни: выходец из сельской глубинки, он давно работает в Москве в Союзе писателей России, встречается с массой людей, ездит по стране, многое видит и обдумывает многое, вызывающее у него поэтический отклик.

Перед нами поэт, которому дано лучше всего выразить себя на небольшом поэтическом пространстве, позволяющем ему точно и емко запечатлеть интуитивные прозрения, лирико-эстетические переживания, философскую рефлексию. А если объем получается больше, то нередко стихотворение проигрывает. В кратких же стихотворных формах (из одной-четырех строф) он может импульсивно выразить неожиданное впечатление, мгновенно зафиксировать внезапную мысль, чувство. Порою такое внезапное впечатление – в особенности навеянное природой – перерастает в философическое раздумье о смысле жизни и смерти, как в стихотворении «Память»:

Тёплый ветер прогибает поле –

По цветам бежит и по пшенице.

Годы… годы… я уже без боли

Вспоминаю канувшие лица.

В мире зримом стёрты их морщины,

В мире зримом стёрты их улыбки.

То, что было жизнью и кручиной,

Стало где-то новым полем зыбким.

И в незримом мареве и свете

Что-то и цветёт и колосится.

Наша память – это тёплый ветер.

По цветам бежит и по пшенице…

В подобных элегических раздумьях Иванова торжествует идея вечного возрождения Жизни в природном круговороте. С поэтической точки зрения, идея эта обретает выражение через природные символы: образы поля, цветов, пшеницы, теплого животворного ветра… Вот лица безвозвратно, кажется, потерянных преображаются в «новое поле» – но отнюдь не без участия помнящих о них. Ведь именно память об ушедших дарует оживляющую их силу.

Философия жизнетворения черпает в душе поэта опору в религиозном, православном мировоззрении – потому в стихах Геннадия Иванова, что несомненно выделяет его в нынешнем литературном процессе, преобладают мотивы просветления, преодоления уныния, серости, безнадежности. Константы его бытия, дарящие просветленную радость жизни, – родина и ее прекрасная природа, вера христианская, семья: «Снег, Россия, внучка – благодать!».

Жизнь и смерть, человеческая бренность и вечный круговорот умирания и возрождения – вот свод тем, подвигающих лирического героя Геннадия Иванова на нелегкие раздумья и сущностные выводы. Сверхустремление его поэзии – прикосновение к таинству Бытия, познаваемое божественной интуицией и потому дарующее силу преодолеть страх смерти. Так в стихотворении «Со мною разговаривает рожь» участь бренных людей уподобляется срезанным в жатву колосьям. Но страх окончательности перекрывается сверхзнанием таинства Бытия: высшего смысла существования всего живого на земле, несмотря на краткие жизненные сроки.

И вспомнилось из Нового Завета –

Что мы колосья тоже, и придёт

Великий срок последней самой жатвы,

Снопы свезут на Божий Обмолот,

И будет всё, о чём писали жадно.

И будет всё, о чём писали впрок,

Что страшно, и таинственно, и дивно.

Но так должно быть. Милосерден Бог.

Мука и мука – это неразрывно.

Подобные умонастроения рождают и сверхисторический взгляд, позволяющий поэту судить события ХХ века с надмирной точки зрения. Так в стихотворении, написанном на Покров Пресвятой Богородицы, торжествует идея высших сил и смыслов, позволяющих утишить скорбную память о братоубийственной бойне гражданской войны, символ которой здесь – погибельный ров с останками ее жертв, белых и красных.

Совершается тайна нездешняя –

Над Россией великий Покров.

Не горюй, моя родина вешняя,

Мы засыплем погибельный ров.

Образ Родины для этого поэта озарен негасимым светом высшего предназначения, хранящим её в разъятой катастрофами действительности:

Родина… Замысел Божий,

Что ото всех утаен.

Вера становится основой духовного просветления и преодоления окончательности земных сроков. Вот почему так остро чувствует поэтова душа чарующую благодать и богоданность мироздания. Отсюда – и редкий дар Геннадия Иванова преодолевать уже не разноцветную, а гнетущую сложность нынешней реальности – простыми и неизменно радостными ликами природы ли, человека. Умение уподобить человеческое состояние природному явлению и в этом узреть красоту и гармонию реальности. Ведь «радость великая здесь происходит из малого»…

Вот простенькая и трогательная зарисовка «Стрекоза» о малом создании, что глядит на другое божье создание чудными бирюзовыми глазами, и звоном, треском своим загадочным словно бы пытается донести до человека скрытый смысл вещей.

И трещала не напрасно.

Я взглянул в её глаза

И сказал: «А ты прекрасна,

Ты прекрасна, стрекоза!».

Восхищение Красотой властвует в стихах Геннадия Иванова о женщине, жене, озаряя бытовые явления ярким светом любящей души, счастливой просто оттого, что любит – без мучительных рефлексий и губительной тоски: «Солнце в небе! Наталья в окне!».

Жена с утра воркует,

Воркует и поет.

Жена с утра ликует

И завтрак подает.

А вы мне: жизнь напрасна.

А вы мне: жизнь пуста.

Я знаю: жизнь прекрасна,

Как ягода с куста!

Подобное умение видеть вечное в бытовом, большое в малом сближает Геннадия Иванова, выходца из села, с русской деревенской прозой ХХ века: «Всё прекрасное. Всё не вечное, / Но прекрасное всё равно…». Такова природа, такова «деревня – опора нации, / Исчезающая, увы».

Неслучайно в стихотворении о прядущих лен крестьянках поэт, как и писатели-деревенщики, стремится эстетизировать явление в момент его исчезновения. Через обращение к дивным видениям национальной памяти, которая, как в очерках народной эстетики Василия Белова, запечатлела возвышенную суть русской земледельческой цивилизации. Простые народные заделия обретают тут высокий смысл, вознося труд крестьянина-созидателя на незримую, но тайно хранимую культурным бессознательным высоту.

Где крестьянки лен прядут?

Только в памяти придут

Из какого-нибудь года,

Где в избе полно народа…

Там крестьянки лен прядут…

Где же, где же эти прялки?

Так уж было суждено –

Прялки на небе давно…

Здесь и прощание со светлым прошлым аграрной России, преобразованной стальным ХХ-м веком в индустриальную сверхдержаву, и обращение к идее плодородия, символом которого исконно в народной эстетике были прялки. Символом, в поэтической реальности Геннадия Иванова обретающим значение духовного наследования, наращивания эстетических смыслов. Сходные мотивы, возвышающие светлый мир народной традиции, слышатся в посвященном Белову стихотворении, названном в честь его родной деревни Тимонихи. Здесь символом культурной памяти становятся образы высоко летящих над избой птиц. Здесь же, в просветлении памятью и народной традицией, – опора для душевного равновесия, умиротворения мечущейся души современного человека.

На свете белом, на небе ли –

Отрада в душе и покой!

Тимониха. Белые лебеди

Летят над беловской избой!

Так начинается это знаковое стихотворение, а завершается утверждением ключевой для Геннадия Иванова идеи жизнетворения: «И птицы летели, как символы: / Здесь жизнь не должна умирать!».

В итоге эстетизация народной традиции на основе утраченной общности становится для поэта основой для созидания своего, альтернативного расколотой реальности, мира вечного праздника жизни. «Давай до конца уж придумаем счастье», – грезит лирический герой Иванова, пытаясь реконструировать силой памяти «краешек… того, что угасло», счастливого крестьянского мироздания. Баснословные времена распутинской Матёры, что «нынче неведомо где-то. / И всё колосилось, и пело, и жило – / И всё было празднично, дружно и мило!».

Крестьяне, народ наш и праздники жизни,

И труд как подарок любимой Отчизне.

И пусть сама по себе воскресшая на поэтическом холсте трудовая идиллия остается лишь иллюзией, смысл её – в передаче национальных идеалов грядущим поколениям, сыну и чудесной внучке, которым достался в удел труд по преодолению исторических ошибок и цивилизационных разломов прошлого...

Закончить этот краткий очерк о поэтическом мире одного из интересных стихотворцев хочется его вещими строками:

Надвигаются белые сроки,

Надвигается холод и мгла…

Время старческой всякой мороки.

Но – навстречу горят купола!

Но навстречу горят еще зори!

Но навстречу летят снегири!

Но навстречу – и поле, и море!

И – смотри! И – живи! И – твори!

--------------------------------------------------------
          Иванов Г.В. Надо жить. Избранные стихотворения. М.: Издательство «Вече», 2020. – 480 с.
          Иванов Г.В. Горит костер. Избранные стихотворения. М.: Редакционно-издательский дом
«Российский писатель», 2020. – 304 с.

 

Комментарии

Комментарий #32444 12.12.2022 в 15:44

Написала Алла проникновенно и точно

Комментарий #32436 12.12.2022 в 06:56

Геннадий Иванов своими стихами просто разговаривает с нами, и в этом главная тайна его поэзии. Не поучает, не восклицает, не спрашивает - он собеседник. И ему открывается душа читателя. Ведь обязательно откроешься человеку, если он говорит спокойно, толково, говорит о важном и нужном. Александр Смышляев.

Комментарий #32427 11.12.2022 в 16:22

"У тебя миллионы просмотров.
У меня миллионы несмотров.
Миллионы кругом, миллионы -
"Звезды" шоу, бандиты, шпионы...

Но не все же идет на потребу.
Кое-что устремляется к небу..."
Поэзия Геннадия Иванова, на мой взгляд, -
"устремляется к небу!" Чистая, искренняя, русская! Творите, живите долго, дорогой Геннадий Викторович!
С уважением, Евгений Калачев.

Комментарий #32425 11.12.2022 в 15:27

Искренне уважаю Геннадия как поэта и как человека. Потеря любимой женщины и нахлынувшие тяжкие чувства нашли выход в цикле стихов памяти жены, они были в ДЛ. Я был шокирован простотой и нежностью его стихов. Позже написал ему, что поэзия спасла его в минуты отчаяния. Он согласился. Быть начштаба в СПР -- не самое простое дело, а он за рутинной работой видит нас, ждущих и ищущих поддержки, просто доброго слова. И при том оставаться лириком и любящим жизнь.

Комментарий #32423 11.12.2022 в 15:03

Геннадий Иванов большой начальник в русской-российской литературной среде. Хвалишь его, а кто-то и думает: а-а, премии захотел. Нет, не хочу, а поэзию Иванова люблю, и давно. И проста, и доступна и глубинна. Классична, по сути. А скольких поэтов он вывел в люди, помог напечататься, помогал в нелёгких житейских ситуациях, это только сказать.
И то, что всё более он обращается к духовным темам, означает несомненный рост его души.
Ангела Хранителя! В К

Комментарий #32421 11.12.2022 в 10:27

Спасибо тебе, дорогой Николай. А этот цикл, о котором ты пишешь, он как раз был опубликован на сайте ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ. Здесь его можно найти. Называется он "Нет, мы с тобой не развенчаны..."
А поэтов, которых ты назвал, я действительно очень люблю.
Спасибо, Николай.
Геннадий Иванов

Комментарий #32420 11.12.2022 в 02:34

Геннадий Иванов, насколько я могу судить, самый что ни на есть кровный сын тихой русской поэзии. Тихой - это значит классической.
Владимир Соколов, Василий Казанцев, другие питомцы "гнезда Кожинова" - всё впитала в себя отзывчивая лира Геннадия Иванова. А если глубже копнуть, то Фет, Тютчев, святоотеческая литература.
Последний год стал во многом переломным и для Геннадия Иванова, в его поэзии стали явно слышны трагические ноты, причиной чему явилась война на Украине и потеря близкого человека. Стихи, посвящённые Наталье, своей болевой неутолённой пронзительностью, во многом напоминают мне бессмертный "денисьевский" цикл Тютчева. Увы, но настоящая поэзия оплачивается зачастую настоящим горем.
Рекомендую всем любителям поэзии найти эти стихи; к сожалению, они существуют пока только в сети...
Геннадий Иванов к поэтическому слову относится столь трепетно и целомудренно, словно боится расплескать и каплю дарованной свыше ему благодати. Спасибо, поэт!
Николай Коновской