ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий СКРИПКО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОВЕСТЬ КАК ИСТИНА ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА. Послесловие к ХХIV Русскому Народному Собору
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОВЕСТЬ КАК ИСТИНА ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА. Послесловие к ХХIV Русскому Народному Собору

 

Валерий СКРИПКО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОВЕСТЬ КАК ИСТИНА ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА

Послесловие к ХХIV Русскому Народному Собору

 

Недавно в Москве прошёл ХХIV Всемирный Русский Народный Cобор, который вновь поставил вопрос о необходимости возвращения российского общества к традиционной системе духовных ценностей. Решительный поворот к ним диктуется тревожной ситуацией, которая сложилась в России за тридцать лет экономических реформ и политических преобразований. Всё это время в экономике и финансах, в сфере услуг и социальном секторе мы активно занимались созданием у себя прозападной модели общества потребления. Но в идеологической работе, наряду с «рыночными» установками и правилами, многие наши учёные, преподаватели, публицисты продолжали использовать прежние термины, привычные понятия, отражающие представления о морали и нравственности, сформированные тысячелетней историей и почти столетним опытом строительства социализма.

Чаще всего в новых условиях становления совсем иного жизненного уклада они воспринимались как абстрактные декларации о намерениях, благие пожелания и призывы к гуманизму, к сотрудничеству. 

Участники нынешнего Cобора в своих выступлениях констатировали: мы живём в условиях объективно существующего духовного кризиса, который сам по себе, без усилий всех здоровых сил российского общества преодолеть невозможно!

Наверно, в этой ситуации надо договориться об общих духовных ценностях. Общих для всего социума, для всех участников новых производственных отношений. Нужен своеобразный общественный договор.

Трагизм исторического момента в том, что, принимаясь за создание российского общества потребления, высшие властные структуры очень надеялись, что «новое бытиё», то есть фабрики и заводы в собственности новых капиталистов, рыночная система экономики, – само по себе постепенно сформирует и новое «рыночное сознание» всех участников производственных отношений и товарного обмена.

(Так, например, рассуждал и ведущий «прораб перестройки» Анатолий Чубайс, почти бесплатно раздавая в частные руки общенародную собственность.)

Всё оказалось намного сложнее. Возникли непреодолимые преграды для перемен, ни где-нибудь, а в самой натуре российского человека. Очень скоро выяснилось, что совсем непросто отказаться от жизненных ценностей, которые русское большинство принимало как свои, потому что они наиболее соответствовали особенностям его менталитета. Дорогие нам мифы, традиции остаются в нашей генетической памяти и не дают вжиться в иные модели существования. В развитых западных странах «иные» модели были «родными», потому что развивались из поколения в поколение с помощью многовековой практики работы в рыночных условиях, с помощью религии протестантизма и всего жизненного уклада.

Мы сдавали в спешке – экстерном, свой экзамен на звание «буржуев». Правящая элита России очень торопилась в деле переформатирования экономики на рыночный лад, наивно полагая, что постепенно новые поколения русских забудут и соборность, и жертвенность, и христианскую веру. Под воздействием новых учебных программ российская молодёжь должна была переродиться в практичных «датчан» и «прочих шведов».

С годами часть граждан действительно переродилась, а большинство только приспособилось. Но такое приспособление не рождает здорового общества. Оно идёт за счёт роста эгоистических качеств личности, приоритета собственного «я» над коллективными интересами. В учебных заведениях самых разных уровней, в школах в наши дни преподают в основной своей массе те же предметы, используют почти весь прежний понятийный научный арсенал, но вкладывают в него совсем иное смысловое содержание. И эту разность надо видеть, надо изживать привычки к произвольному толкованию известных научных терминов и учиться договариваться, какие понятия принимать как истину для большинства.

Возьмём такое важнейшее понятие, как справедливость. Древнегреческий философ Фразимах Халкедонский еще за четыреста лет до нашей эры говорил, что «справедливость – это то, что пригодно сильнейшему». Последующие две тысячи лет весь «коллективный Запад» выстраивал свою жизнь, руководствуясь именно с таким пониманием справедливости.

По этой причине, в конечном счёте, прагматичными европейцами было отвергнуто великое учение Христа! Вместо Божественного откровения о любви к ближнему были реализованы земные представления богатых сословий о власти и силе.

Возьмём еще такое важнейшее понятие как совесть. И прочитаем отрывок из работы русского философа Ивана Ильина «Религиозный смысл философии». Искренне и убеждённо говорит учёный всем своим собратьям: «Требования теоретической совести и вытекающее из них чувство ответственности должны лежать в основе всякого научного творчества как такового».

В реальной научной деятельности учёных разных стран и народов единых понятий нравственности и совести никогда не было, в чём легко убедиться, ознакомившись с содержанием справочников и сборников, научных трудов и статей по философии, которые были изданы у нас после «рыночных» перемен 90-х годов. Например, в Антологии «Русские философы» о нашем соотечественнике Ф.А. Степуне говорилось как о «представителе западной культуры, западного трудолюбия, западной честности и ответственности». 

А на дворе у нас был 1994 год. Все наши прозападные интеллектуалы-либералы собрались тогда Европу в качестве полноправных членов международного сообщества по развитию западной цивилизации, у которых своя собственная честность и «особо ответственная ответственность»! В руках поклонников такого удивительного европейского «царства справедливости» оказались книжные издательства, редакции ведущих газет и журналов. Вот и помещали во все издания гимны в адрес западной «демократии», западной «честности».

В 2022-м году читать весь этот бред без возмущения просто невозможно. Нашим обманутым в своих лучших чувствах западникам их любимцы из Парижа и Брюсселя, Лондона и Берлина продемонстрировали все оскорбительные приёмы политической провокации против России, попрание принципов международного права, закреплённых в соглашениях ООН. 

Против этой пагубной стратегии коллективного Запада и выступил ХХIV Всемирный Русский Народный Cобор. Его участники вновь напомнили миру, что самые важные нравственные ценности существуют, их никто не отменял! Да и не сможет этого сделать самодовольный торгаш и делец! Всё пространство его мозгов заняли поиски выгод и удовольствий.

Россия снова, как древняя Византия, оказалась среди вражеского окружения купеческой Западной Европы.

Но это другая, закалённая в боях, православная великая держава. И она не даст себя в обиду!

--------------------------
       Приложение:
       И.Ильин. Путь к очевидности. «Эксмо-пресс»,1998 г.
       «Русские философы». Антология. Издательство «Книжная палата», Москва, 1994 г.

 

Комментарии