ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. ТРИ БОГАТЫРЯ – В БОЙ! Наступление чумы не заблокировано
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ТРИ БОГАТЫРЯ – В БОЙ! Наступление чумы не заблокировано

 

Александр БОБРОВ

ТРИ БОГАТЫРЯ – В БОЙ!

Наступление чумы не заблокировано

 

Свидетели утверждают, что за несколько дней до смерти своей писатель Даниил Гранин удостоился чести: его посетил президент В.В. Путин и тепло поздравил с днём рождения. Простился и уже было вышел из комнаты (есть съёмка), но Даниил Александрович его тормознул фразой: «Остановите такое телевидение!». Можно сказать, последняя воля, прощальный гражданский поступок знакового писателя. Ничего не сработало! Кратко говоря, коллективный и конкретный несменяемый Эрнст остался у руля и продолжил губительный курс. Но сама жизнь и трагические обстоятельства – упорно требуют прозрения и каких-то спасительных шагов.

И вот на фоне продающих кроликов разных мастей (причём тут восточный календарь в славянской стране, чьи культурные корни столь же глубоки?), человеков-пауков, мультяшных суперменов и майнкрафтов Владимир Путин поручил правительству неспешно, до 15 мая (почему не до 19 мая – Дня пионерии?) принять меры для популяризации героев российской истории и фольклора, которые отвечают традиционным ценностям. В социальных сетях начали иронизировать, что в бой пошёл последний резерв – «Три богатыря». Сделано это, так сказать, во исполнение своего же указа от 9 ноября, когда под напором суровой реальности президент, как бы подправляя конституционное положение об отсутствии господствующей идеологии, утвердил основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В тот же самый день министр культуры Ольга Любимова выступала в Государственной думе, но ни словечком не обмолвилась о важном президентском указе (о, какая координация в коридорах высокой власти!) и неотложных мерах по его реализации, а чуть позже министр цифрового развития Максуд Шадаев, который почему-то отвечает не только за железки и технологии, но за все СМИ и издательское дело – за информационную и когнитивную войну, по сути – вообще не явился на подобный Правительственный час. Якобы заболел крупный небритый мужчина…

И вот как последний жест отчаяния – поручение президента: «Принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления» – говорится в поручении, ответственным за выполнение которого назначен премьер Михаил Мишустин. То есть это похоже на капитуляцию: содержательно в объявленный Год культурного наследия народов РФ, о котором никто не вспоминает, ничего не получилось – ну, давайте хоть внешне, хоть декоративно повернёмся к русскому наследию. Образно говоря, попробуем лаптем прихлопнуть человека-паука и прочую заморскую нечисть.

По-моему, поздно уже, да и рынок не развернуть… Календарь-то восточный насаждаем, а нет бы поучиться глубинному содержанию, семейному и государственному воспитанию в народном духе! В Китае, Южной Корее, Японии просто помешаны на национальных ценностях и атрибутах – без всякого года культурного наследия. В семье обязательно есть национальные костюмы, изделия промыслов и предметы обихода, передаваемые из поколения в поколение. Это прививается с раннего детства, входит в плоть и кровь. Масса игрушек, красочных книжечек для малышей с историческими и фольклорными персонажами, мультики, игровое кино... Маленькие китайчата обожают «дни ханьфу» – когда в садик или школу надо приходить в национальных одеждах. А у нас продолжают навязывать школьникам чуждый хэллоуин – карнавал с потусторонним окрасом – аж по федеральным каналам идёт реклама кровавых одежд и масок. Просто преступление!

После ноябрьского указа, где было дано определение традиционных ценностей и культурного генотипа нации («нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство»), я задал первокурсникам-журналистам два вопроса. Всё это тесно связано с понятием: культурный генотип нации. Попросил ответить честно, а Арсения Медведюка, Елизавету Золотову и Дарью Федину сделать некоторые обобщения.

1. Перечислите, что конкретно создаёт, формирует, проводит сквозь века и испытания культурный генотип русской нации?

2. Кем вы себя ощущаете в этом многонациональном, пёстром, порой космополитичном мире? И можете сказать о себе: «Я – это …».

 

ИТАК, РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Что создаёт генотип нации? «Искусство и готовность постоять за себя, свою родину и своих близких», – говорит Ева Позднякова. Марина Нужных подмечает, что, по её мнению, русские люди менее лицемерны: они будут открыто и явно проявлять свои чувства, не скрывая даже своей злости или негодования. Александр Кондрашов вспоминает одну из самых главных черт в характере русских: «Вера в высшие силы тоже формирует культурный генотип, русские люди при выполнении всякого непростого дела искренне надеются на помощь Бога». Алёна Осипова вспомнила о чисто русском явлении «авось»: «Русская смекалка, неугасаемая вера в лучшее будущее. В каких-то ситуациях небольшой пофигизм, от которого и родилась надежда на авось». Вместе с ними Николай Ловков отмечает ещё одну из базовых черт характера нашего народа: «Честность по отношению друг к другу, патриотизм и исконные представления о семье, добре и зле». Нельзя не сказать о ещё одном отличии русского народа – о его особенной культуре и менталитете, которые, например, у Дарьи Ежовой ассоциируются с «запахом чёрной смородины». В этой фразе по-особенному ощущается наш неповторимый русский дух.

Никита Кондратьев объясняет формирование культурного генотипа русской нации, обращаясь к сухой политологии: «Из поколения в поколение люди закладывают друг в друга те или иные жизненные принципы и устои, которые так или иначе остаются в памяти. Это культура консервативно-мобилизационного типа, сформированная под задачу догоняющей модернизации общества в условиях кризисного управления. Патриархальные (восточные) начала органически соединяются в ней с западными рационально-демократическими принципами и в определенной мере способствуют консолидации и поддержанию политического порядка и стабильности».

А Лиза Самохина напоминает о том, какую важную роль играет история в жизни страны: «Вся история России, все те огромные испытания, через которые она прошла, выстояв и проявив свою безграничную волю во что бы то ни стало победить, – всё перечисленное и многое другое проводит сквозь века культурный генотип русской нации. По большому счету, подобные ситуации, что создают данный генотип, его же формируют и придают ему еще большую силу. Та сила духа, способная провести через любые испытания, характеризует генотип русской нации».

Характерно, что при определении генотипа нации никто не назвал, с одной стороны, самое естественное – происхождение, этническую и генетическую принадлежность, а с другой стороны, почти не упоминалось такое высокое объединяющее начало для людей разных национальностей, как вероисповедание. И что самое странное, не выделили главную составляющую, о чём не устаю повторять студентам на лекциях, о чём вопиют трагические события на Украине, – родной язык! Ну и литература, созданная на нём.

Анализируя ответы на второй вопрос, можно сделать вывод, что каждый, как гражданин РФ, несомненно, считает себя неотъемлемой частью русской культуры. «Я русская», – с уверенностью заявляет Екатерина Васильева. В свою очередь, Мелконян Артур выделяет несколько критериев, по которым человек способен определить, к какой нации он желает себя относить: владение языком, осознание культуры и искусства, знание истории своего государства. Патриотизм – осоз­нан­ная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё. Злата Лапырева в своём ответе даёт замечательный вывод, подчёркивая, что многое в нашем мире зависит от нас самих, от наших желаний и от наших действий: «Любой мир, будь он пестрый, многонациональный или даже космополитичный, можно подстроить под себя, главное, быть в первую очередь Человеком, сострадательным и миролюбивым». 

Интересно было посмотреть и на конкретные ответы на другой простой вопрос: кто я?

Тут и «я – человек, в душе философ», «я – демократическая личность, которой претят любые гонения абсолютно любого народа», и клятва в демократичности. Александра Чернявская: «Я нормально отношусь ко всем народам, так как, что бы ни происходило в данной стране или государстве, конкретно люди и народ не виноваты в решениях политической власти, хоть и могут иногда повлиять на эти решения». Два признания, что «я – абсолютно счастливый человек в этом многонациональном мире». И убеждённость в том, что «я ощущаю себя в многонациональном мире скорее нейтрально. Но я горжусь тем, что наша страна толерантна». И снова: «Я открытый человек с высоким уровнем эмпатии, уважающий всех людей и их выбор» (Ева Позднякова).

P.S. Из конкретных ответов с упором на пресловутую толерантность всплывает удивление, что лишь Екатерина Васильева и Екатерина Мершкова ответили твёрдо: «Я – русская». Впрочем, смею надеяться, что для некоторых это является само собой разумеющимся и не требующим подчёркивания. Допускаю, что слишком расплывчато поставил вопрос, на который ждал от многих естественного ответа: «…в этом многонациональном мире я – русский».

Тем не менее ответы юных студентов, мне кажется, – обнадёживают, если окружающая действительность и реальная культурно-информационная политика не разрушат эти нравственные, патриотические принципы вопреки любым правильным указам президента и поручениям правительству по пропаганде «Трёх богатырей».

Надо прежде всего с помощью вразумительной и не квасной, а глубинной культурно-информационной политики (при нынешнем минкульте и минцифре ждать её – бесполезно) создать такую художественную среду и нравственную атмосферу, чтобы каждый, особенно молодой порывистый человек мог повторить замечательные строки поэта и путешественника Сергея Маркова:

Я – русский. Дышу и живу

Широкой, свободною речью.

Утратить её наяву –

Подобно чуме иль увечью.

А ведь наступление чумы не заблокировано – оно продолжается.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии

Комментарий #32636 09.01.2023 в 12:31

В данной статье, на мой взгляд, затронута проблема угасания отечественной культуры. Но ведь русская культура уникальна сама по себе, что отражено во многих различных исследованиях. Самобытность русской культуры и ее своеобразие напрямую связано с историческими условиями формирования российского государства, что в результате привело к созданию самой гуманной общественной идеологии в мире.
Но стоит заметить, что ещё одна не мало важная проблема культуры нашей страны — это недостаток финансов и отсутсвие поддержки, что не скажешь про запад. Возможно, именно из-за этого, народ выбирает более качественный контент. Я согласна с автором ниже, что выходом из данной ситуации является создание качественных отечественных проектов, но именно для этого требуется материальная поддержка государства. Также решением данной проблемы, является увлечение внимания государства к непопулярным сферам культуры, таким как современное искусство. Финансирование, распределение грантов—поддержка, которая позволит сферам культуры не бороться за выживание, а полностью погрузиться в процесс просвещения и духовного наполнения населения. Финансировать не то, что приносит прибыль, а то, что нужно обществу для для долгосрочного развития, для воспитания новых поколений на здоровых ценностях.
Иванова Анастасия

Комментарий #32613 05.01.2023 в 15:33

На мой взгляд, самое логичное решение проблемы – создание или популяризация качественных отечественных проектов, которые будут по-настоящему интересны молодежи, детям и подросткам. Именно интересны! Чтобы было желание, а не “читай/смотри потому что так надо”, чем часто грешат в тех же школах. От такого подхода наоборот возникает отторжение и желание заняться чем-то, что интересно человеку, а не что ему навязали.
Если бы были продукты, которые не уступают тем же западным “человекам-паукам”, у детей, например, был бы реальный выбор и желание купить игрушку с каким-то русским персонажем, но увы, таких проектов у нас очень мало, а старые уже не так актуальны и не впечатляют, как то же современное западное кино. Да и, честно сказать, на некоторые имеющиеся отечественные проекты без слез не взглянешь… А ведь в свое время качественного контента было много, и он действительно был интересен и притягателен для зрителя или читателя.
В современных реалиях, на мой взгляд, необходим комплексный подход, грамотный анализ и вложения в авторов отечественного контента. И, безусловно, погружение в русскую культуру без принуждения и попыток что-то доказать. Те же дети и подростки с удовольствием участвуют, например, в гуляниях на масленицу, а также в прочих традиционно русских праздниках. Главное – подход с учетом возраста и интересов подрастающего поколения.

Пышкина Дарья

Комментарий #32556 23.12.2022 в 05:25

Данная статья затрагивает одни из наиболее важных культурных проблем России. Наша страна действительно имеет очень глубокие корни, о которых многие стали забывать.
Например, у нас издавна существуют такие промыслы, как гжель, хохломская роспись, жостовские подносы, но большинство людей предпочитают им статуэтки жаб для богатства или египетских сфинксов, либо минималистичную посуду, сделанную за границей.
А детям перед сном читают не русские народные сказки про колобка или репку, а произведения зарубежных авторов, истинный смысл которых многим детям в их возрасте не понять.
По телевизору русское кино показывают разве что перед новым годом и на день победы, в остальное время крутят диснеевские мультики, Ивана Урганта, передачи по типу «беременна в 16», американские боевики и Санта-Барбару.
Разве в таком окружении должно воспитываться новое поколение? Да, заимствовать что-то у других стран, как Петр I — картошку, — необходимо для собственного развития, но под огромным количеством западных элементов теряется сама русская культура, что приводит к постепенному ее вымиранию.
Единственное место, где в данный момент ребенок стабильно узнает о прошлом своей страны — это уроки литературы в школе, потому что они почти не затрагивают зарубежных авторов, а состоят из произведений русских классиков, которые максимально подробно описывают быт и традиции своей страны несколько веков назад.
Мне кажется, что проблема с посвящением нового поколения в культурные обычаи своей страны стоит крайне остро в нынешнее время, из-за чего возникает множество разногласий в обществе и появляется тяга к западным инновациям. Если в ближайшие несколько лет или десятилетий не предпринять каких-либо мер, то история нашей страны просто пропадет и останется лишь на страницах пыльных книг, и всё наследие, ради которого старались наши предки, обсеценится.

Кукушкина Кристина

Комментарий #32544 22.12.2022 в 10:28

Пользуясь случаем хочется разобрать приведённый в статье Указ Президента "О сохранении в России традиционных духовно-нравственных ценностей"
Что это такое с точки зрения документации? Это проект Минкульта. Был разработан, потому что летом прошлого года президент подписал и опубликовал указ "Стратегия национальной безопасности", в котором в том числе есть раздел о культурных ценностях.  Документ небольшого объема, но так как он исходит из "Стратегии национальной безопасности", он несёт в себе организационный смысл - далее другие министерства и ведомства, которые захотят создать у себя что-нибудь культурно-ценностное, должны будут ссылаться на этот документ.
В указе прописаны такие понятия, как "жизнь", "достоинство", "патриотизм", "служение Отечеству", "коллективизм", " крепкая семья" и "приоритет духовного над материальным". Также в в документе указанно что "угрожает" ценностям -  "культ эгоизма вседозволенности и безнравственности", "отрицание идеалов продолжение рода" - достаточно туманные формулировки. 

После публикации документа глава СТД, народный артист РСФСР и лауреат госпремий Александр Калягин выступил с критикой проекта, отметив, что в проекте «прямо и недвусмысленно утверждается, что государственная поддержка культуры и образования (внимание!) невозможна без установления дополнительного контроля». «Все, что не связано с сохранением традиционных ценностей, не нужно, более того, запретно. А как же тогда будет развиваться культура?» — задавался он вопросом. С критикой проекта выступили и руководители российских театров, отметив, что его принятие «никоим образом не будет способствовать сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма и любви к нашей Родине».

14 февраля Минкультуры приостановило обсуждения проекта, объяснив это поиском «новых подходов» к документу.
Оберемчук Александра

Комментарий #32543 22.12.2022 в 01:06

В данной ситуации, как мне кажется, есть огромное количество проблем, без решения которых невозможно достичь хоть каких-то адекватных результатов, чтобы дети знали не только западную культуру (Человек-паук тоже является ей), но и нашу. Например: финансирование хороших проектов. Есть множество примеров, особенно в последнее время, где тот же Фонд кино финансирует просто вопиющие, отвратительные фильмы, на подобии вратаря галактики. Да и без Фонда кино обходятся, кто-нибудь слышал про фильм «Непосредственно Каха»? Я надеюсь, что никто не слышал. А его крутили на наших киноэкранах. И сборы были не маленькие. Но это я уже совсем ужасный пример привела. Чтобы не ходить так далеко, можно посмотреть хотя бы фильм «Ёлки 3» или новую Иронию судьбы. Плоские, пошлые шутки — вот, чем «кормят» нас в наших же кинотеатрах, пока стоящие проекты, идеи и работы просто не могут выйти в свет. А если и могут, то уж точно не на такого широкого зрителя. Что касается детской мультипликации… Если посмотреть хоть один из новых русских мультиков, то всё сразу станет понятно. Индустрия просто не двигается, она стоит на месте, ей не хватает финансирования и заинтересованных специалистов. И это, наверное, самая меньшая из всех проблем, которые нужно решить, чтобы увлечь современного ребёнка чем-то нашим, родным и добрым.
Я задела лишь поверхностно только один источник информации, не трогая литературу. На неё у меня всё-таки остаются хоть какие-то надежды, благо, что дети учатся в школах. Слишком нереальной мне кажется мысль, что может настать тот день, когда люди перестанут читать. Конечно, весомую роль играет и то, что именно люди будут читать.
Единственный возможный выход из этой ситуации я вижу только в родителях, которые готовы пытаться воспитывать в детях патриотический дух. Но не стоит забывать, что насильно этого лучше не делать, может стать только хуже. Есть очень тонкая грань между заинтересованностью ребёнка и чем-то, что он сделает «из-под палки». Особенно, если речь идёт о современных детях.
Мания Даяна

Комментарий #32497 18.12.2022 в 01:18

Очень грустно, что современным детям уже не рассказывают о русской культуре и если спросить ребенка, какой третий герой в басне «Лебедь, рак и ….», то он, увы, не ответит - детям пускают в мозг зарубежные мультики, не несущие в себе никакого смысла. Я росла еще на таких мультиках и книгах, которые учили правильным, искренним поступкам, решениям, добру и умению ДУМАТЬ, а также знать ценности, что в этой жизни действительно важно и нужно. Хотелось бы верить, что с такой пусть и ужасной ситуацией в мире русские вернут тот самый сокровенный смысл в мультиках, вернув в тренд, так скажем, русскую культуру - уж очень хочется верить в это.

Комментарий #32495 17.12.2022 в 20:23

Своевременное и нужное решение принял президент. Мы живём в стране, где культурный код закладывается с малого возраста. Мы выросли на книгах и мультфильмах, которые учили нас добру и нравственным поступкам. Сегодня эти рамки размылись и сверхобилие Спанчбобов и Смурфиков на телеэкранах просто зашкаливает. Почему , например, не начать экранизировать художественную классическую литературу, где говорится о вечных ценностях - любви, заботе и уважению. Почему не популяризировать наших сказочных героев? Почему не возродить Союзмультфильм и не сделать из него современную мультипликационную студию детских познавательных проектов? Почему не усилить меры господдержки нашей Отечественной киноиндустрии? Считаю, это необходимо делать. Необходимо популяризировать героев российской истории и фольклора, прививающие традиционные ценности.

Довбня Варвара

Комментарий #32494 17.12.2022 в 19:17

Сейчас, Российский кинематограф очень сильно уступает западному. Единственное произведения которое может заинтересовать - это три богатыря. У нас очень мало сторонников отечественного кинематографа, люди просто не видят смысла поддерживать его, действительно стоящих картин, выходит очень мало, например таких как «Холоп». Необходим определённый вектор развития, для привлечения аудитории, а сейчас мы наблюдаем только провальные прокаты наших фильмов. Я надеюсь, что со временем отечественная индустрия, не только улучшится, но и сможет посоревноваться с западной.
Земсков Денис

Комментарий #32492 17.12.2022 в 12:46

Сейчас в России огромное обилие культурных проектов. Проблема в том, что у каждого из этих проектов почти нет сторонников. Все знают как жить и учат этому других. Но сторонников у них зачастую пара человек . Нет ни одного проекта, который бы касался широких масс.
В стране нет культурного единства.
На сегодняшний день, даже если принять мысль, что наша культура ещё жива, нет такого понятия, как "российская культура", то есть, культура всех жителей нашей страны. Есть русская культура, есть культура Кавказа, есть культуры других народов, есть культура мигрантов, но единой культуры у нас сейчас нет.
Анисимова Виктория

Комментарий #32491 17.12.2022 в 10:48

Очень печально, что постепенно забывается все, что нам оставили предки. Наша страна огромна и многонациональна. Она наполнена множеством легенд, мифов, традиций, обычаев и обрядов. Стоит только углубиться во все это и поразишься. Нам оставили не просто интересные рассказы, а напутствия для лучшей жизни. Как поступать правильно, чтобы совесть была чиста, а душа спокойна. Какой личностью следует быть. Это своего рода завещание для потомков. Знания, накопленные многими поколениями на своих ошибках, чтобы их не совершали мы.
Радует, что все ещё есть островки осознанности. Те, кто ценит и понимает насколько важна русская культура для русского человека. И, возможно, при правильной подготовке, эти островки перерастут в нечто большее.
Маслихова Ольга

Комментарий #32490 17.12.2022 в 10:31

Очень жаль, что в наше время мы не можем похвастаться даже хорошими современными мультфильмами. Идет сплошная штамповка тех же богатырей, но с каждым разом все тупее и бессмысленнее. Включая тот же телевизор мы видим либо зарубежные мультфильмы, либо миллиардное повторение богатырей. Дети это наше будущее и даже для них не могут сделать должны контент
Семенова Регина

Комментарий #32488 17.12.2022 в 10:09

Русская литература известна своей самобытностью и глубиной. Она сделала неоценимый вклад в историю мирового литературного процесса.
Наши сказки учат добру, великодушию.
А чему учит, например, мультфильм «Том и Джери»? Там нет диалогов, монологов. Смысла там тоже нет.
В настоящее время из-за сложившейся ситуации в стране, надеюсь тема возрождения русской культуры станет еще более актуальна.

Бекбулатова Фаина

Комментарий #32487 17.12.2022 в 00:58

Очень жаль, что русской культуре не уделяется должного внимания, а те, кому поручено заниматься просвещением - сами не имеют никакого представления о том, какую духовную глубину она имеет. Культура нашего народа - безграничный источник для вдохновения и размышления. К сожалению, единственное, что могут предложить народу - это, например, штамповку каких-нибудь очередных "Трех богатырей", постоянное продолжение которых превращается в пошлый фарс с обилием "клюквы", которому позавидует любой стереотипный "русский" в зарубежном кино. Другие же попросту демонстрируют пресный материал, претендующий на патриотизм. А ведь в надёжных творческих руках любой (даже старинный) образ из русской культуры достаточно самодостаточен для того, чтобы проявить себя во всей своей художественной красе. Но безразличные к духовному люди всё продолжают пытаться рассказать другим о неизвестным им самим ценностях и традициях.

Сушина Алиса

Комментарий #32480 15.12.2022 в 17:33

Ничего, Саша, гром грянет, все к нам прибегут.
В К

Комментарий #32479 15.12.2022 в 17:10

Ничего себе "Сталин подкорректировал"! - до сих пор смотрим "Александр Невский" с музыкой гениального Прокофьева "Вставайте, люди русские!" и даже фильм "Суворов" не можем повторить, сражаясь за Кинсбургскую косу. Полная национально-творческая импотенция минкульта. Или саботаж!

Комментарий #32478 15.12.2022 в 15:44

Посмотрим в новогоднее ТВ во время борьбы за Русский мир: вылезет ли хоть на одном из каналов Санта-Клаус вместо русского Деда Мороза.

Комментарий #32474 15.12.2022 в 14:13

Александр, мы давно встроились в космополитическую парадигму,- во всяком случае еще с Петра Первого,- при нём "прорубили окно в Европу"...
И советский /ленинский/ проект был -скажем так- марксистским. Правда, Сталин его подкорректировал с учётом национальных традиций.
А с 1991 г явное крещендо- на всех парах продвигали глобализм.И он- разумеется- пустил в стране крепкие корни- особенно среди элиты...