ОЧЕРК / Анатолий БАЙБОРОДИН. ДЕТИ ЗЕМЛИ. Из воспоминаний семилетней давности
Анатолий БАЙБОРОДИН

Анатолий БАЙБОРОДИН. ДЕТИ ЗЕМЛИ. Из воспоминаний семилетней давности

 

Анатолий БАЙБОРОДИН

ДЕТИ ЗЕМЛИ

Из воспоминаний семилетней давности

 

Блажени кротцыи, яко тии наследуют землю.
От Матфея Святое благовествование. 5:5.

 

В той час приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще:
кто убо болий есть в Царствии небеснем?
И призвав Иисус отроча, постави е посреде их и рече:
аминь глаголю вам, аще не обратитеся
и будете яко дети, не внидете в Царство небесное:

От Матфея Святое благовествование. 18:1-3.

 

Эпоха большевистского богоборчества, истребляя из русской души веру во Христа Спасителя, попутно истребила из души и мистическое поклонение матери-сырой-земле. А на закате прошлого века, на заре грядущего, несмотря на трагизм лихолетья, ожили православные храмы, стало оживать и очищенное от суеверий молитвенное отношение к земле – Творению Божию, ниве хлебородной. Но крестьяне не столь заполошно, как горожане, раздумчиво вглядываясь, вслушиваясь, обращались в христиан…

В начале нынешнего века мы, иркутяне, прихожане Михайло Архангельского (Харлампиевского) храма, совершили паломническое путешествие в Забайкальский край, к землям бывшего Иоанно­Предтеченского монастыря. В Чикойских горах, на высокогорной елани, поросшей буйным разнотравьем-разноцветьем, век назад подвизался преподобный Варлаам Чикойский; там православные обрели его святые мощи. «Препояши мя, Господи, силою Твоею свыше на вся враги видимыя и невидимыя, и буди ми покров и заступление» – в согласии с молитвенным правилом преподобного Варлаама мы и совершили паломническое путешествие.

По дороге посетили церкви Забайкалья, святые обители православного Прибайкалья – Спасо­Преображенский Посольский монастырь и Свято­Троицкий Селенгинский монастырь. Прибыли в старорусский купеческий град Верхнеудинск, ныне – Улан-Удэ, где прошло детство, а потом и отрочество, юность протоиерея Евгения Старцева, настоятеля Михаило­Архангельской (Харлампиевской) церкви, духовного вдохновителя, предводителя паломнического путешествия и водителя. А прочие паломники: известный русский художник Александр Москвитин, отставной подполковник полиции, знаток русской истории Иван Романов, и я, многогрешный раб Божий Анатолий, автор сих строк.

Из Верхнеудинска тронулись на Кяхту… Вздымались на таёжный хребет, в златоствольные сосняки, и за ветровым стеклом машины вольно распахнулось Гусиное озеро; увиделись в сизоватом мареве трубы Гусиноозёрской ГРЭС и сам город Гусиноозёрск, полвека назад богатый и процветающий, а ныне в удручающем упадке и запустении, как и прочие провинциальные города России, четверть века назад брошенные властями на произвол безжалостной судьбы. Изрядная часть трудового люда от бескормицы укочевала, за гроши продав квартиры, другая часть перебивалась с хлеба на квас и, тревожно поглядывая в небеса, дотягивали жизненный век пенсионеры.

Вдоль степного берега озера, словно после бомбёжки, угрюмо чернели остовы и печи разорённых дач. И далее – мать-сыра-земля, ныне, как и по всей России-матушки, осиротевшая, заросшая травой-дурниной.

 

* * *

Весь паломнический путь мы беседовали с протоиереем Евгением Старцевым о судьбе забайкальских приходов, кои мы посещали, и где батюшка либо служил молебен, либо возглавлял крестный ход, либо проводил беседы по строительству новых и реставрации старых церквей. В моей повести «Дрова» отец Евгений стал прототипом отца Михаила Громова, и вот отрывок из повествования:

«Коль сочинитель сего повествования поведал о легендарном сыщике Петре Алексеевиче и славном живописце Тихамирове, то приспел час молвить доброе словцо и про достопочтенного отца Михаила Громова, чьи бесчисленные деяния во славу Божию, во благо православных христиан посильны лишь перу матёрого романиста, а мне до романистов, яко до небес. Напомню реченное выше: у сего батюшки, подобно прочим героям повествования, есть прототип, и сочинитель не озвучил земное имя пресвитера, дабы не уничижить, не исказить высокий образ Христова воителя».

Иван Краснобаев и отец Михаил Громов – земляки, уроженцы забайкальских, русско-бурятских селений; а сдружил их Харлампиевский храм, что благодаря батюшке и тогдашнему губернатору возрождался из мерзости запустения. В черновых заметках для грядущей повести Иван поминал юные лета, когда, окончив сельскую школу, дерзнул поступать на исторический факультет Иркутского госуниверситета: «Поселили меня в Харлампиевском храме, который безбожники обратили в студенческую общагу, сбив кресты, своротив купола, из высоких икон сколотив двери; здесь и началась моя иркутская судьба; здесь …слава Богу, ожил из руин двухвековой морской храм… здесь, дай Боже, после исповеди, соборования, причастия святых даров… отпоет меня батюшка; здесь помолятся за мою блудную душу добрые прихожане, братья и сёстры во Христе...».

Иван, сдавший три экзамена на отлично, с треском завалил сочинение, ибо в слове «еще» мог изловчиться и совершить четыре ошибки; после сего кануло полвека, суетных, хмельных и грешных, и, уставший, опустошенный, Иван вновь очутился в морском храме, что …поклон губернатору и отцу Михаилу… величавым ковчегом выплыл из руин и ныне белоснежно светится в небесной голубизне. Здесь, будучи даже не добрым прихожанином, а захудалым захожанином, Иван и сдружился с отцом Михаилом.

За спиной батюшки подобная ратной церковная служба в забайкальских приходах и душеспасительное окормление русских воинов в боях на Кавказе, возрождение храмов, а для путешествующих по железной дороге возведение Никольской церкви в старинном казачьем Верхнеудинске, ныне – Улан-Удэ. А уж Харлампиевский храм власть земная и власть небесная думала сносить, ибо старчески одряхлел, и сквозь трещину в стене тогдашний владыка вольно входил в нижний придел. Словом, думали сокрушить: мол, дешевле обойдётся новодельный, но некий славный пресвитер убедил владыку: памятник старинного русского зодчества посильно спасти и, благословясь, начал уборку храма, обращенного в свалку. А вскоре в согласии с повелением губернатора владыка благословил отца Михаила возродить Дом Божий, и долгими тяжкими трудами, заботами, хлопотами древний храм обрёл былое белое величие. И ныне отец Михаил, настоятель сего дивного храма, с амвона творит боговдохновенные проповеди, похожие на покаянные исповеди; и ныне в певучем мерцании горящих свеч из ярого воска, в свете лампад ожили образа Царя Небесного, Царицы Небесной, преподобных и богоносных отец наших и всех святых.

Вот батюшка после обедни шествует по храму и ласково, с христорадной любовию благословляет мирян; а Иван, глядя на отца Михаила, слышит голос Вседержителя: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи…». У батюшки чресла препоясаны широким кожаным ремнём, яко у Предтечи, а походка борцовская, раскачистая, руки разведены, словно готовы для схватки, глаза горящи – воистину, воин Христов, у коего небесный покровитель сам Архангел Михаил, атаман небесного воинства, в схватке оборовший Вельзевула, князя бесовского, а говоря проще, сатану. И походка у батюшки медвежалая неслучайна – по молодости в классической русской борьбе изрядно соперников уложил на лопатки и, по слухам, вышел в мастера спорта, а потом освоил и русский рукопашный бой. Батюшка – смиренномудрый, но ежли прилюдно охаешь Бога, упредит в сердцах: «Дам по рогам, олень!..», и ежли поганую пасть не закроешь, то и заушит, словно Чудотворец Николай собаку Ария в Никее».

Но вернемся в забайкальские степи и леса… От берегов Гусиного озера без привалов доехали до купеческой Кяхты, ныне чахнущей, а в старые добрые времена процветающей, известной по всей матушке Руси благодаря «чайному и шелковому» торговому пути. В Кяхте отец Евгений служил настоятелем в Успенском храме, будучи одновременно и настоятелем нескольких сельских приходов – в сёлах Тамир, Ивановка, Кудара­Сомон, Усть­Кяхта. И в здешнюю бытность отца Евгения, и поныне в забайкальских сёлах мало иереев и дьяконов, ищут, как в народе говорят, днем с огнем, ночью с лучиной.

Тамир – древлематёрое русское село, чудом выплывшее из восемнадцатого века, словно чёлн по могучей сибирской реке. Улицы, где сплошь дородные бревенчатые избы, с рубленными фронтонами – старинное избяное зодчество. И коль село вытянулось вдоль широкой, насквозь продуваемой долины, усадеб едва коснулась гниль. Да и, слава Богу, хозяева обихаживали дедовские избы, отчего жилища не ветшали, не врастали в землю­матушку; и в отличие от других сёл и деревень мало высмотрел я в Тамире брошенных усадеб, как мало узрел и нынешнего убогого новостроя; из поколения в поколение жили и живут домовитые тамирцы в могучих хороминах, рубленных дедами и прадедами.

Хотя соборная судьба села Тамира, да и прочих российский сел и деревень, словно жизнь, когда хоть помирай ложись: молодёжь бежит из села в город прытче, нежели в колхозную пору, ибо нет работы – почти все колхозы, совхозы, что в тяжких, азартных, героических трудах созидали отичи и дедичи, кинули на разорение их сыновья и внуки.

Доживали тоскливый век пенсионеры; грошовая пенсия на хлеб да чай, подворная скотина, огородные овощи спасали от глада и хлада. Иные молодые, коим некуда бежать из села, злобно и отчаянно пили горькую, не ведаю на какие гроши; впрочем, как и во всех российских деревнях и сёлах; шинкарки, наживаясь на великом русском горе, денно и нощно бойко торговали дешёвым контрабандным спиртом, в народе прозванным палёный, катаный; палёнка, катанка. Трудяги, абы свести концы с концами, пахали от темна до темна, не разгибая спины; держали полное подворье скота: с десяток крупного рогатого – коров, телок, бычков, столь же лошадей, что летом паслись в поймах рек, зимой копытили на альпийских лугах и полях, где ветер слизывал снег. За тридцать лет супостаты, фармазоны, полонившие Россию, до нитки ограбили державу, и ныне бесом избранные с жиру бесятся, а простолюдье, тем паче крестьяне, с хлеба на квас перебивается.

О крестьянской судьбе мы вели согласную беседу с Юрием Климовым, главой сельской администрации, старостой здешнего церковного прихода, у коего и гостили. Речь шла о хлебе насущном, что круто посолен крестьянским потом; но и с хлебом духовным у нынешних крестьян разлад. А Господь рек: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). В иных районных и малых селах ожили былые церкви либо зазвонили колокола в новостройных, где батюшки, чаще наезжие, служили на Пасху Христову и великие праздники, да от случая к случаю крестили, отпевали, исповедовали, причащали, соборовали, но мужики не спешили в храмы Божии, приглядывались: не маскарад ли?.. В своё время писатель-деревенщик Валентин Распутин сказал: де, сколь трудно было сельского жителя отлучить от православной церкви, столь трудно будет снова его в церковь залучить.

Помните, «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них. И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 1:2-3). Крестьяне – дети земли, с коими властям, мирским и церковным, следует обращаться с искренней родительской любовью, восхитительной и сострадательной, но и держа в крепкой отеческой руке, в ежовых рукавицах, понуждая к добру где лаской, а где и таской, дабы крестьян – сын земли, стал и сыном божественного неба. Деревенский люд, по-детски ясный, рядиться в православие и фарисействовать не будет, а придёт в церковь, лишь поверив в полную душу в Отца и Сына и Святого Духа, в бессмертие души, в Царствие Небесное с раем и адом. Для крестьян, как в Благой Вести: «…Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

Покаюсь, за вечерней трапезой у тамирца Юрия Климова я, многогрешный рабичишка Божий, забыв о смирении, послушании, почитании священнического сана, вступил с отцом Евгением в перебранку, защищая тех крестьян, кои, увы, пока ещё проходят мимо сельских церквей: иные еще не одолели материализм, атеизм, что вбивали в их разум с отрочества, иные от лености души, иные от беспробудного пьянства. Справедливо укорял батюшка хмельных, ленивых, безбожных селян, а я оправдывал: бывший сельский житель, я жалел несчастных крестьян, которых испокон русского веку ломали через колено – крепостное право, коллективизация и раскулачивание крепких хозяев, а когда крестьяне привыкли к совхозам и колхозам, обретя в них былую общину, когда расцвело село, власть жестоко порушила коллективные хозяйства, кинув крестьян на произвол безжалостной судьбы; и уйма крестьянских малосемейных дворов, отвыкших выживать единолично, погрузились в беспросветную нищету и пьяную тоску. Одыбает ли село, вернётся ли в храмы, Бог весть… Блаженны нищие духом, а посему живет надежда: сельские души, если и пустые, то чистые, не исписанные демонскими письменами мудрости мира сего, как у грамотеев, когда уже нет вольного поля для Божиих глаголов. Опять же, если грамотеи приходят к Богу, читая духовные книги, то рабоче-крестьянское простолюдье обретает былую православную веру лишь по слову священника, а батюшка духом, душой, житейским образом должен соответствовать сему слову, ибо простецы не вмещают в душу речения о фарисеях и книжниках.

Для русского простолюдья Бог, церковь, поп – едино, и приходской пастырь, желающий обрести паству, жаждущий, чтобы поучения его «падоша на земли доброй, и даяху плод…», обязан и жить той жизнью, близкой жизни прихожан с их заботами, хлопотами, с их радостями, с их нужей и стужей, и быть ещё и нравственным образцом в своём бессребренном, нелукавом служении Богу. Иначе простолюдье лишь усмехнётся, слушая лукавого батюшку: сладко в рот, да горько в сглот; поёт добро, творит зло; а просвещённый и на Святое Писание сошлется: «Устами чтут мя: сердце же их далече отстоит от мене:» (Мф.15:8). Невдомёк простецам, далёким от Слова Божия, что можно творить по словам лицемеров и книжников, но не по делам их: «Елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо, и не творят» (Мф. 23:3).

Переночевав в селе Тамир, уехали в село Ивановка, где отец Евгений Старцев совершил молебен в строящейся сельской церкви, а потом возглавил крестный ход по ивановским полям, смертельно страдающим от затяжной засухи. И случилось воистину по молитве и Промыслу Божию: когда батюшка под хилое пение ивановских прихожан, сморённых на палящем солнце, освятил-таки поля вдоль семикилометровой дороги …я сподобился нести ведро со святой водой… когда наш крестный ход приблизился к поклонному кресту на темени увала, разверзлись небеса Божии и на посевы тёплым потоком хлынул дождь. Излилась благодать Божия на хлебородную плоть матери-сырой-земли.

2015 год

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии