ПАМЯТЬ / Владимир КАЗМИН. ОДИНОКИЙ СОЛДАТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. К 80-летию Василия Казанцева
Владимир КАЗМИН

Владимир КАЗМИН. ОДИНОКИЙ СОЛДАТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. К 80-летию Василия Казанцева

Владимир КАЗМИН

ОДИНОКИЙ СОЛДАТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

К 80-летию Василия Казанцева

 

Мы в повседневной суете порой не замечаем, кто рядом с нами живет, не понимаем величины и значимости отдельных людей, в душах которых полыхает целая эпоха. Так незаметно уходило и уходит поколение фронтовиков, и мы задним числом бросаемся к ним, пытаясь услышать, из уст очевидцев, бесценные свидетельства тех грандиозных событий. Потом корим себя, что многое уже упущено, не зафиксировано на бумаге и киноплёнке, не заснято на фото.

 

В Доме творчества писателей Галицыно тихо живёт удивительный поэт современности Василий Иванович Казанцев, ему в этом году исполнилось 80 лет. Славный юбилей поэта прошёл незамеченным в широких кругах российской общественности. Мы многое не замечаем в этой жизни, но когда приходит осознание, что рядом с нами живёт один из самых значимых поэтов уходящей эпохи конца ХХ века, становится жутко и обидно от той чёрствости нашей и невежества.

В далёком 1980 году, тридцать пять лет назад, в издательстве «Детская литература» вышел в свет сборник поэзии «Страницы современной лирики», который составил Вадим Валерьянович Кожинов. В этот сборник вошли двенадцать крупнейших поэтов второй половины и конца ХХ века – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Алексей Прасолов, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский, Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Василий Казанцев, Алексей Решетов, Олег Чухонцев, Эдуард Балашов, Юрий Кузнецов.

Вадим Валерьянович редко ошибался в определениях величины поэтических произведений и в предисловии к сборнику он пишет:

 

«Поэты этого сборника отличаются друг от друга не меньше, чем двенадцать месяцев года. Различен и самый уровень их поэтических возможностей. Но их лучшие произведения объединяет подлинно творческое начало и подлинная современность. Перед нами действительно образцы современного лирического творчества…

…В сборник вошло немало произведений, отмеченных печатью «тихого» раздумья. Но если окинуть единым взглядом все собранные здесь стихотворения, они отнюдь не оставят ощущения какой-либо «тихости». В поэзии Прасолова и Рубцова, Горбовского и Передреева, Куняева и Казанцева как бы постоянно нарастает внутренняя энергия, прорывающая границы первоначального поэтического мира…»

 

Сказано очень точно и это в полной мере касается творчества Василия Ивановича Казанцева.

 

* * *

Василий Иванович Казанцев родился 5 февраля 1935 года в д. Таскино Чаинского р-на Томской области в крестьянской семье, окончил Томский университет. Печатается с 1957 года.

В 1962 в Томске вышел первый сборник стихов «В глазах моих небо», вслед за которым в Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) выходят другие: «Лирика» (1962), «Прикосновение» (1966), «Поляны света» (1968), «Равновесие» (1970), «Стихи» (1971). Затем книги его стихов издаются в основном в Москве: «Дочь» (1969), «Русло» (1969), «Прощание с первой любовью» (1971), «Талина» (1974), «Порыв» (1977), «Дар» (1978), «Выше радости, выше печали» (1980; составитель и автор предисл. В.Кожинов), «Свободный полет» (1983), «Рожь» (1983), «Прекрасное дитя» (1988), «Стихотворения» (1990) и другие.

В 1963 году стал членом Союза писателей СССР. В 2000 году получил премию «Поэзия», а в 2001 году – премию имени Н.А. Заболоцкого.

 

Из статьи М.Ф. Пьяных о творчестве Василия Казанцева:

 

«Тихая лирика» Василия Казанцева основана на жизни человеческой души, на лирических переживаниях и размышлениях поэта, связанных с «вечными» темами любви и природы.

В лирике Казанцев особенно ощутимы традиции Тютчева, связанные с проблематикой «двойного бытия» человеческой души: дневной и ночной. Не рефлексируя особенно по поводу «ночной» жизни своей души и своего сознания, Казанцев, в отличие от других продолжателей тютчевских традиций, сосредоточивается на её порыве к свободе и свету, который определяет вектор духовного роста поэта как личности. В этом отношении знаменательно название книги стихов «Порыв» (1977), в которой поэт готовится к душевному порыву к «двуединой высоте», но одновременно и сдерживает себя, боясь нарушить напряжённое душевное равновесие и оторваться от предметной, чувственной реальности жизни, «грубой вещности земной». Его душа, земной «мир впивая», душа, «в плоть обернутая», постоянно тоскует «о небе чистом и высоком», «мысль озаренная взлетает к высоким облакам». В его лирике «безраздельный царит, владычествует свет».

В лирическом пространстве души Казанцева становится ощутимее движение времени, в созерцании созревают импульсы к деянию, действию, поступкам, свет рождает музыку. Интересно, что у Казанцева раньше звук связывался с памятью, с прошлым, в частности, с памятью о войне («Забытого голоса звук», «Как неожиданность, как лета / глухая память редкий звук»), а свет с настоящим и будущим. Теперь в его стихах свет и звуки, сложно взаимодействуя между собой, все больше используются для того, чтобы выразить связь лирического пространства с движением времени. Внутреннее ощущение необходимости порыва и прорыва за те границы, которые уже определились в лирике поэта».

 

И эти прорывы в пространстве света до боли душевного созерцания ощутимы в строках его поэтических произведений, Василий Иванович действительно очень светлый человек. Он не многословен и удивительно по-стариковски тих. Но эта внешняя тишина просто взрывается в его стихах, которые наполнены поэтическими образами и глубокими мыслями поэта.

Во время нашей очередной встречи с Василием Ивановичем он без слов протянул мне лист бумаги, где ровным почерком были написано стихотворение. Я стал читать и понял, что в моих руках настоящие стихи большого поэта.

– Это о войне, – почти шепотом сказал Василий Иванович.

 

ОДИНОКИЙ СОЛДАТ

В нахмуренной чаще глубокой,

Где ели прямые стоят,

В землянке, во тьме одинокой

Живёт одинокий солдат.

 

В еловой глуши затаённой,

В насупленном хвойном кругу,

Он держит один оборону –

Умрёт, но не сдастся врагу.

 

Над лесом гроза пролетает,

Рокочет, гудит высоко,

А он, непокорный, не знает,

Что фронт отступил далеко.

 

Над лесом гроза умолкает

Глухая стоит тишина,

А он, непреклонный, не знает,

Что кончилась в мире война.

 

Что в тесной землянке лежит он,

Где так непроглядно темно,

Что прочно землёю укрыт он,

Что умер, что умер давно.

 

Василий Иванович помнит те страшные годы сороковых, он хорошо помнит радостные лица народа-победителя и скорбные лица миллионов людей потерявших своих родных в этой ужасной войне. В год семидесятилетия Великой Победы стихи «Одинокий солдат», по моему мнению, могут украсить любое издание, потому что эти строчки стоят в ряду лучших стихотворений написанных о войне.

 

 

Комментарии

Комментарий #1043 22.04.2015 в 00:21

Увы, ещё Пушкин давным-давно написал: "...замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны..."