Александр БАЛТИН. «АХ, КАК СЛАДКА БОЛЕЗНЬ ЛЮБВИ ПОСЛЕДНЕЙ…». К 70-летию Бориса Шигина
Александр БАЛТИН
«АХ, КАК СЛАДКА БОЛЕЗНЬ ЛЮБВИ ПОСЛЕДНЕЙ…»
К 70-летию Бориса Шигина
Неожиданность птицы: залетевшей в дом, чуть изменившей градус дня, вспыхивает своеобразием неизвестности:
Птица в мой дом залетела.
Ах, если б только мне знать,
Что ты пропеть мне хотела,
Песней своею сказать?
Тайна должна оставаться тайной, но поэзия и держится… на раскрытие некоторых из них…
Борис Шигин, совмещая в стихах интенсивный лирический порыв со своеобразной метафизикой яви, добивается полифонического эффекта: когда стихи словно вспыхивают разными ракурсами яви:
Июнь на исходе, и липы желтеют,
Медовым настоем округу пьяня.
Прохожие будто от чая потеют,
Жару несусветную всуе кляня.
Косцы в парках косят упругие травы,
А мойщики моют уставший асфальт.
И вроде бы правы. Но как же не правы,
Глуша шумом техники утренний альт.
Жизнь конкретикою своей плазмы вливается в русла строк, играя и пенясь; и поэт, принимая все предложенные ей варианты, выбирает наилучшее – для вспышек поэзии…
Но – за конкретикой мерцает тайное: стих Шигина – просвечивающий, он словно чётко узаконивает движение таинственных лучей, пронизывающих подлинность слова.
Ангелы естественны в такой поэзии:
В прекрасные минуты бытия
Нас в целом мире двое – ты и я.
Да ангелы за нашими плечами,
Не спящие горячими ночами.
…И поэтическая речь Шигина естественна, как дыхание ветра или лик жары, простёртый над нами летом.
…Мёд бытия и горечь обретают неожиданные полюса конкретики:
Пришла пора готовиться к разлуке.
Не говори, что как-то невзначай.
Уж надоели радости и муки,
И слишком сладок мёд, и горек чай.
Спектр ощущений и эмоций представлен богато, и если иные из чувств как бы проходят параллельно своим противоположностям, то тонкое поэтическое сияние разлито в недрах строк мерцанием, никаких параллелей не требующих…
Сердце тогда живо, когда прокалывает его метафизическая боль-игла (во многом), добывающая капли поэтической крови:
Спасибо, сердце, что болеть
И рваться ты не разучилось.
Разлуку – крохотную смерть –
Не отдаёшь врагу на милость.
Эстетический уровень стиха способен гармонизировать любые боли, предлагая альтернативную действительность.
…Некоторую долю восхищённой детскости, великолепного удивления перед миром сохраняет в сердце поэт, рассматривая на просвет солнца души своей каждый листок:
Играет солнце в листьях клена:
Один прозрачен на просвет,
Другой горит темно-зеленым,
На третьем вовсе бликов нет…
Но все они в одном едины:
В неповторимости своей.
Нет в их оттенках середины,
Всяк лист – породистых кровей.
Каждый листок бытия достоин внимания, и все вместе они, объединяясь, составляют удивительную поэтическую крону, что колышется в громадных пределах неба…
…Есть особая, замечательная, медовая густота в его лирике: она обволакивает мелодией стиха словно исподволь, повинуясь дыханию дара, организуя его со всей плотью и плотностью мира, с его воздухом счастья, пропитанным (часто) летними мотивами (летом оно ощутимей – стремительно мелькающее счастье):
Ах, этот пьяный воздух грозовой,
Звенящая до боли тишина:
Не слышно будет вопля – хоть завой,
Начни петь песню – будет не слышна.
Так густ эфир, как в заводи вода,
Тяжёл, как тол, и вязок, будто мёд.
И вязнут в медовухе города,
Пока трезубец первый не сверкнёт.
Строки пьянят, как упомянутый воздух, их можно смаковать, как изысканное яство.
Проявляются психологические краски: строка, становясь короткой, вибрирует нервным напряжением, которое… лучше всего и передаётся стихом: обнажённым, как схема, открытым, как щедрое сердце – миру:
Прости меня –
Я робок был и слеп.
Искал огня,
Но густо падал снег:
Тушил пожар
Неопытной души,
Пыл остужал –
Терпи и не спеши.
И замечателен этот снег, словно отменяющий всякие возможности слепоты.
…Снег – форма альтернативного света.
Тема смерти – лакмусовая бумажка поэзии: именно по тому, как трактует поэт оную, многое проясняется в сущности его дарования, и то, сколь стоически, более того – с радугой надежды, освещает тему Шигин, впечатляет:
Вот умру, и буду жить с тобой,
Стану лёгкой лодкою без вёсел.
Пусть владеет мной и злой прибой,
И неспешность вод привольных вёсен.
Ты – река. Ты – вечность. Ты есть жизнь.
Разреши склониться и напиться.
Не позволишь, скажешь мне: «Лежи
У воды на берегу», – зарницы
Стану в тихой гавани встречать,
Ждать смиренно твоего прилива.
Никакой паники, ничего черного, идущего от низового страха души: смерть сулит альтернативный свет, и, связанный с сокровищами души, он обещает много интересного.
Волновым волхвованием, кодами колдовства чарует в отдельных местах звукопись поэта:
Здравствуй, осень моя, Катерина,
Чудо-девица в гроздьях рябин.
Вечер ветреный гроздья рябины
Променяет на солнца рубин.
Рубиновыми раскатами играет острое «р», и упругое, гуттаперчевое «ч» чётко подчёркивает оттенки смыслов.
…Есть особое световое и спокойное чудо воды, соприкасаясь с которым (о, лучшее место здесь лес, таящий озёра), погружаешься в мир прихотливо сплетённых ассоциаций, ставящих под сомнение принятую ценностную шкалу:
Когда я в лес вхожу и нахожу вдруг клад
Лесного озера, меняется расклад
Привычных представлений: царь природы?
Помилуйте, слабее мы невзгоды,
И уж никак, поверьте, не цари.
Лежит на серебре воды зари
Вечерней пышная порфира.
Лист иван-чая – мягче кашемира…
Нечто византийско-пышное, благословенно-торжественное смесью цвета и звука наполняет стихотворение – заставляющее сопоставлять свой опыт с предлагаемым поэтом, убеждающее в его высокой правоте, и – в ненормальности человеческой гордыни, породившей столько бед.
Тишина озёрной воды – впрочем, поэтическая тишина, предшествующая рождению стихотворения, из этой же серии…
Славной, порой зимней тишины много в созвучиях Шигина, и она, дающая образы как будто из таинственных недр себя, выступает своеобразным, не названным персонажем:
Зазимье – и птицы в отлёт.
Я буду их ждать, я дождусь их.
На утренних лужицах – лёд,
Над полем – кричащие гуси.
На сердце светло и тепло,
Но в горле какое-то слово…
Давай не скажу я его.
Не будем тревожить былого.
…Былое, впрочем, всегда с нами: грустное ли, торжественное, одинокое: и – всегда стремительно переходящее в грядущее через моментальное мелькание настоящего, требует оно, как ни относись, словесной фиксации.
Тютчевская нота звучит, развиваемая своеобычно: нота осмысления последнего чувства – такого трепетного, столь трепещущего на экзистенциальном ветру бытия:
Когда снега обрушатся на город,
Когда дорожкой прежней не пройти,
Я вспомню, что давно уже не молод,
И нет в помине легкого пути.
Ах, как сладка болезнь любви последней,
И, как снега слепые, тяжела.
Мне пела про неё метель намедни:
Жила-была, жила-была, была…
Снова снег, вновь метель: сквозные, белые символы чистоты, обращение к которым свидетельствует о чистоте поэтической души.
Поэзия Шигина пронизана небесными оттенками, и великое разнообразие их позволяет поэту постепенно созидать свой свод, рассчитанный на долговечность.
С 70-летием, Борис Владиленович!
Долгих и красивых лет жизни на радость вашим друзьям и близким, и несомненно - русской литературе!