ПОЛЕМИКА / Олег ПУГАЧЁВ. «ЗАЧЕМ ОН РУКУ ДАЛ КЛЕВЕТНИКАМ НИЧТОЖНЫМ…». Защита культурного достояния
Олег ПУГАЧЁВ

Олег ПУГАЧЁВ. «ЗАЧЕМ ОН РУКУ ДАЛ КЛЕВЕТНИКАМ НИЧТОЖНЫМ…». Защита культурного достояния

04.01.2023
673
4

 

Олег ПУГАЧЁВ

«ЗАЧЕМ ОН РУКУ ДАЛ КЛЕВЕТНИКАМ НИЧТОЖНЫМ…»

Защита культурного достояния

 

Цитата из лермонтовского стихотворения «Смерть поэта» оказалась в качестве заголовка данной заметки не случайно. Вот причина: гений как бы протягивает нам руку через столетия, указывает и путь, по которому человечество движется, развивая свои духовные и материальные силы, становясь все более человечным, гуманным, нацеленным на прирастание добра…

Но ответная реакция на подвиг гения бывает отнюдь не адекватной и вместо благодарности его стремятся оскорбить и унизить. Только в данном ключе можно воспринять появившуюся в «Медицинской газете» (№ 30 от 4 августа 2021 г.) статью Игоря Якушева – психиатра, доцента Северного государственного медицинского университета (Архангельск). Вот что мог бы узнать о себе его невольный «пациент» – Михаил Юрьевич Лермонтов, вот как видится через двести с лишним лет облик великого поэта одному из его «благодарных потомков» – вроде как ученому и врачу: низкорослый, кривоногий; несоразмерно большая голова (она еще «насажена» (!) на туловище – короткое и широкое. Волосы – редкие, они не могут скрыть «ни пузатого (!) гидроцефалического лысеющего лба, ни начинающей просвечивать, несмотря на молодость, проплешины на затылке» (как только доцент разглядел его затылок!).

Уже после первых характеристик психиатр сделал глубокий вывод – «некрасивый человек». Но этого мало: призывается на подмогу авторитет Ломброзо, который «без труда обнаружил бы печать дегенерации» в облике Лермонтова, который (облик) неутомимый российский интеллигент неустанно дополняет все новыми «животными чертами»: несуразный вид, сутулый, скуластый, «короткое лицо», узкий подбородок, усики реденькие, кожа лица мало того что желтая, она еще и угреватая. Ах, вам мало? Ну вот, еще: тяжелый, угрюмый взгляд исподлобья… «Хватит, хватит уже… – предположим, запротестовал бы «невольный пациент» Лермонтов. – Вы уж совсем меня уничтожили. Ведь я сам о себе сказал, что обладаю вполне обыкновенной армейской наружностью». Нет, не тут-то было, не унимается доктор, отмечая на контрасте, что это ничтожество (по внешности определив его рост в точности как 1 м 58 см (?!) («злобный коротышка»)) знало о своей гениальности, ибо Лермонтов каким-то образом «в небесах уже увидел Бога». Но, думается, достаточно указаний на то, что перед нами очередное «желтое» изделие, слегка припудренное налетом псевдонаучности…

Нелегкое это дело: сражаться с явной грязью и клеветой, ощущая, что вынужденно как бы пропагандируешь её, воспроизводя бредовые идеи, выдаваемые за «факты». Не найдя, а, видно, и не думая находить что-либо позитивное в личности поэта, новоявленный «диагност» принимается за его мать, Марию Михайловну. Что тут сказать… Пересказывать клеветнические «перлы», от которых не может защититься молодая женщина, сведенная в могилу чахоткой в возрасте 21 года, честно говоря – дело стыдное. А сын помнил её песню и беззаветно любил и мать, и отца, и бабушку. Но доцент и психиатр, вообще говоря, не останавливается ни перед чем! Полно, да он ли один! Сколько окололитературных гадостей прозвучало по адресу великого русского поэта в его предъюбилейные и юбилейные дни. Разве их все разберешь? Нужно целую антифейковую кампанию проводить для защиты доброго имени поэта и его родственников и близких.

На этом вот «произведении» доцента Якушева лежит тень знаменитых статей о поэте, авторами которых являлись Владимир Соловьев и Дмитрий Мережковский. Это он, Мережковский, поэтически сравнил Лермонтова с ночным светилом. Но ведь он не допустил такого оскорбления, как у психиатра: «Луна русской поэзии». И это-то по отношению к человеку военному. Будь Лермонтов жив, а доцент был дворянином – дуэли не миновать, и вовсе не «водевильной». Жаль почтенную «Медицинскую газету», что она так неразборчиво отнеслась к тексту, оскорбляющему русскую культуру и её великого представителя. Надо бы редакции принести извинения за публикацию пасквиля. Но, – могут нас спросить, – разве не было у Лермонтова отрицательных черт? Да, были, конечно: он же человек, не ангел, не демон. Но для чего же гипертрофировать негативное до такой степени, что признание гениальности или таланта выглядит весьма фальшиво.

Хочется спросить: что вообще сделала семья Лермонтовых современному психиатру, чтобы так её ненавидеть и преследовать через две сотни лет? Но доктор, обладающий к тому же учеными регалиями, идет мимо этого вопроса. Зачем ему останавливаться на лермонтовской воинской доблести; на уважении поэта к противнику – горцам, на его гуманизме… Все это и многие другие позитивные черты лермонтовской личности накрывает свинцовая, неприподъёмная плита в виде диагноза: Лермонтов – «социопат». Вот вам и «модный приговор». Что же это такое, разъясняется для несведущих: «Наиболее яркими проявлениями социопатии являются бессердечное равнодушие к чувствам других; грубая и стойкая безответственность и пренебрежение социальными догмами [sic! – О.С.] и обязанностями, неспособность поддерживать длительные и гармоничные отношения» и т.д. и т.п. Ну и вывод близёхонек: не будь Лермонтов «диссоциален», не изводил бы «красивого офицера» шутками – и не погиб бы, а поскольку всё наоборот – то вот и гибель, и молнии во время поединка. Всё это весьма напоминает соловьёвскую статью, но без ссылок на неё. И Мережковский тоже звучит «за кадром»: есть гении – солнце, а есть – луна. Ясно, куда Лермонтова нужно отнести…

Ну что же, можно поздравить доцента с очередным успехом его диагностического таланта или гения. Нам теперь ясно, что – создав бессмертное «Бородино», в котором поэт языком своего народа возродил идею национального самосознания; защищая Пушкина от клеветы «молвы»; создавая «Думу», где строгий суд потомства над целым поколением выступает как социальный критерий исторической, творческой и нравственной состоятельности этого поколения… – через настоящее служение Отечеству можно «заработать» диагноз социопата от «благодарного» потомка!

Кроме оскорбления личности ушедших (и давно!) из этого мира людей есть и «довесок», оскорбляющий всю русскую литературу и культуру в целом. Ведь нужно же не читать вообще Лермонтова или читать его в этой отнюдь не человеколюбивой оптике. Чего добивался тут лечащий врач с его диагнозом? Истины? Отнюдь! Она предзадана при описании «некрасивого человека».

И если Владимир Соловьев в своей знаменитой публичной лекции «Лермонтов» обличал поэта в демонизме и видел в нём предшественника Ницше и ницшеанства как направления, то он всё же задавался высокой нравственной целью: облегчить его бремя как представителя поколения «отцов», полагал уменьшить «хоть сколько-нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе» [Соловьев В.С. Лермонтов // Соловьев В.С. Литературная критика / М.: Современник, 1990. – С. 291]. Соловьев подчеркивал, обращаясь к публике: «Вы мне поверите, что прежде чем говорить публично о Лермонтове, я подумал, чего требует от меня любовь к умершему…». И эта любовь выразилась в том, чтобы судить о личности и творчестве поэта с позиции «вечной правды».

Ну а наш психиатр, вопреки призванию медицины помогать людям, делает нечто совершенно противоположное, а именно – ложное. Жаль его студентов, которые «обогащаются» в культурном отношении, усваивая подобные диагностические опусы, а возможно и упражняются на подобных примерах… Жаль и нашу культуру: кто же будет её защищать, если проходить мимо псевдонаучных (псевдомедицинских) ухищрений, острие которых направлено против личности её создателей. Кто отстоит право отошедших в мир иной на доброе имя? Конечно, можно усилить цензуру, но это не выход из создавшейся ситуации: необходимо системно перестроить наше воспитание, чтобы уважение к национальному культурному достоянию стало нормой для каждого россиянина. Тогда из уст экскурсовода, зарвавшегося в своём критическом энтузиазме, мы не услышим о великом поэте таких презрительных определений: «этот офицеришка», «самонадеянный господин» и т.п. А музеи-то живут и, извините, кормятся, за счет великого имени. Где же наша национальная совесть, уважение как самоуважение? Как же другим уважать тех, кто сами себя «любят до обеда»? Обидно? Да! Так давайте же защищать наше культурное достояние, поскольку с потерей его и от нас ничего не останется.

г.Пенза

 

Комментарии

Комментарий #32614 05.01.2023 в 19:15

" Психиатры" вымещают на знаменитых людях лишь свои завистливые комплексы неполноценности

Комментарий #32611 05.01.2023 в 11:33

Да это же может быть попыткой очередного "разрушения" наших русских культурных кумиров,создавших наш культурный код.
Михаил Лермонтов был одним из них.
Эта идеологическая работа идёт с начала 90-х годов. В журналах можно найти например байку о том,что наш учёный Ломоносов закон сохранении материи не открывал, университет не основывал. И так далее и тому подобное...По всем нашим мифам, культурным светилам идёт непрерывный огонь. Когда хотят сохранить СВЯТОЕ в своей культуре, не вспоминают, что один из великих был гомосексуалистом, другой -импатентом. Берут из прошлого всё самое светлое и прекрасное и дарят потомкам! Валериан

Комментарий #32608 04.01.2023 в 13:00

Да, психиатра - доцента хлебом не корми, дай написать в "Медицинской газете" о "психических". Десятки статей.

Вот он же - о Пифагоре: "Невротический интерес к числам.
Некоторые факты и обстоятельства биографии и самого содержания деятельности Пифагора, кажущиеся проявлением психической патологии, могут привлекать к личности философа внимание психиатра."

" многие эпизоды и аспекты биографии Вагнера кажутся лежащими в сфере интересов психиатрии."

" поэт К.Н.Батюшков... тоже был психически болен".

Джордж Гершвин, замечательный американский композитор, гордость нации... Невротическая личность с психосоматическими проблемами, стремившаяся к компенсации своих комплексов".

Комментарий #32607 04.01.2023 в 12:05

Хорошая статья для размышления. Хочется задать вопрос психиатру: «Что есть истинная красота? Неужели имеется эталон красоты?» Видимо, на данный вопрос он не найдёт ответа и, скорее всего, врач хотел просто опорочить имя великого поэта. Поздравляю Олега Сергеевича с первой публикацией на сайте! Анатолий Арестов.