РЕЦЕНЗИЯ / Артём ПОПОВ. «ВАСЕ БЕЛОВУ – С ЛЮБОВЬЮ…». Книжные признания библиотеки Василия Белова
Артём ПОПОВ

Артём ПОПОВ. «ВАСЕ БЕЛОВУ – С ЛЮБОВЬЮ…». Книжные признания библиотеки Василия Белова

16.01.2023
437
0

 

Артём ПОПОВ

«ВАСЕ БЕЛОВУ – С ЛЮБОВЬЮ…»

Книжные признания библиотеки Василия Белова

 

В конце 2022 Беловского года (писателю исполнилось бы 90 лет) вышел в свет альбом-каталог «Инскрипты из собрания библиотеки писателя Василия Белова». Составителями выступили сотрудники Музея-квартиры В.И. Белова, руководителем проекта – директор музея О.Н. Анфимова.

В последнее время интерес к дарственным надписям возрос. «Подобные проекты были реализованы двумя дружественными литературными музеями – Музеем-заповедником М.А. Шолохова в Вёшенской и Мемориальным музеем-заповедником В.М. Шукшина в Сростках. По объему, содержанию и презентации материала издания отличаются. Шолоховский каталог вышел в двух частях в 2009-м и 2013-м годах в Ростове-на-Дону, а шукшинский – в 2018 году в Барнауле. Оба были представлены спустя несколько десятилетий после открытия музеев (!), альбом-каталог Музея-квартиры В.И. Белова был создан гораздо быстрее», – рассказывает научный сотрудник музея-квартиры, кандидат филологических наук Эльвира Трикоз. Она стала автором вступительной статьи к каталогу.

Примечательно, осенью 2015 года музей только открылся, а с начала 2016-го сотрудники начали разбирать фонды, в том числе и библиотеку писателя. Буквально каждая пятая книга содержала надпись и авторские автографы. Такое богатство вдруг оказалось в книгах библиотеки, и о нём нужно было рассказать, так как они – часть биографии нашего классика, о которой пока никто не писал, а учёные никак не интерпретировали.

На протяжении семи лет шла работа над библиотекой семьи Беловых, и в это время было сделано много открытий, дополнена новыми фактами биография самого писателя, написано около сотни научных, научно-популярных и публицистических статей, создано много выставочных проектов, в которых рассказывалось о писателе и его литературном окружении, в том числе и с помощью инскриптов.

Нет, всем понятна роль в русской литературе Василия Белова. Однако собранные воедино инскрипты совершенно разных авторов позволяют составить образ писателя-глыбы, великому таланту которого преклонялись и даже называли гением.

Альбом-каталог состоит из двух разделов: в первом приведены надписи писателей, критиков, литературоведов, во втором – деятелей искусства, науки, культуры, видных общественных и политических фигур.

Судя по надписям, Белова уважали все – не только «почвенники», но и «западники». Лишь после выхода его романа «Всё впереди» (в 1986 году) кто-то из них иначе, косо посмотрел на Белова.

В 1973 году Евгений Евтушенко так написал на своей книге: «С огромным уважением к совестливому правдивому таланту». Андрей Битов в 1976 году обратился к Василию Белову: «Проза твоя прекрасна, а я убеждён, что даром такого не бывает». Андрей Вознесенский на новой книге в 1981 году оставил надпись «Дорогому Василию Белову всегда с восхищением его даром».

Составителями альбома применен хронологический принцип с опорой на дату рождения дарителя и это показывает, насколько разные поколения людей почитали талант Василия Белова.

Наиболее ценные, на наш взгляд, первые по времени инскрипты, авторы которых раньше других почувствовали бескрайний талант писателя. В 1966 году Ефим Дорош подписал свою книгу «Дорогому Василию Белову с твёрдой уверенностью в его больших успехах». Ефима Дороша наряду с Валентином Овечкиным следует назвать родоначальниками «деревенской прозы», но они писали в основном очерки о сельской жизни. Автограф Дороша датируется 2 февраля 1966 года. Напомним, в январе того же года в региональном журнале «Север» впервые была напечатана повесть Белова «Привычное дело», вмиг сделавшая вологодского писателя известным. Читал ли Дорош, работавший в редколлегиях «Нового мира», «Знамени», этот номер «Севера» или повесть в рукописи ещё раньше – нам неизвестно. Добавим, что в библиотеке хранится ещё одна книга Дороша с надписью «Дорогому Васе Белову с пожеланиями счастья» (1968 год).

Попытаемся классифицировать инскрипты по другим критериям. По обращению на «ты» или «вы» можно говорить о близости отношений, дружеских чувствах. Писатели-земляки обращались, конечно, на «ты». Поэт, писатель, ответственный секретарь Вологодской писательской организации Александр Романов на одной из своих книг, подаренных в 1966 году, оставил надпись: «Другу моему первому Василию Белову от всей души. Саша».

В близком кругу Василия Белова оказались очень и очень многие. Книги Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, Владимира Крупина, Ольги Фокиной, Виктора Коротаева представлены во множестве с самыми искренними пожеланиями. Друзья-писатели позволяли откровенное: «Спасибо за посещение больного меня. Извини, что не могли выпить… таково мое состояние. Пока!» – написал Константин Коничев на своей книге в 1967 году. Однако надписи личного характера и затрагивающие частную жизнь третьих лиц в каталог не включены, если не было получено разрешения.

Можно сгруппировать собранные надписи и по другим профессиональным критериям. Безусловно, необходимо назвать литературоведов, определивших значение Василия Белова в истории русской литературы. Юрий Прокушев в 1980 году писал о Белове, чей «художественный мир согревает наши грешные души теплом доброты и человечности». Автор учебников по истории русской советской литературы Леонид Ершов так характеризовал Белова: «большой русский писатель, совесть русской нации». Историк литературы Игорь Золотусский обращается «с самым высоким уважением». Василия Белова связывали долгие и добрые отношения с Вадимом Кожиновым, в библиотеке есть несколько изданий с его автографами. В книге «Размышления о русской литературе» Вадим Валерианович написал: «Прекрасному Василию Ивановичу с уже двадцатилетней (от «Привычного дела» в «Севере») любовью и верностью».

По объёму инскрипты можно тоже разделить: одним авторам достаточно короткого безглагольного предложения, другим – не хватало и страницы. Инскрипт в последнем случае перерастает в письмо, тоже эпистолярный жанр. Выявлена такая закономерность: чем ближе отношения, тем меньше потребность в большом инскрипте. В этой связи примечательна надпись Василия Шукшина на книге «Беседы при ясной луне» (1974 год): «Васе Белову – с любовью. В.Шукшин».

Подобную краткость следовало ожидать от поэта и близкого друга В.И. Белова Николая Рубцова, однако его дарственных надписей в фондах не оказалось, хотя в коллекции хранятся зачитанные супругами прижизненные сборники Николая Михайловича: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969). «Продолжительное и тесное» общение (со слов О.С. Беловой) не оставило времени на формулирование надписей. Как оказалось, не всех авторов той золотой поры советской литературы можно найти в каталоге.

В то же время самые тёплые отношения продолжались с Виктором Астафьевым. Хочется привести обращение на книге «Всему свой час»: «Василию Белову на Вологодчину, с Енисея поклон и самые добрые чувства от автора, написавшего статью и не одну в его родном уголке, тихом, пустынном и приветливом. Приспела пора не только подводить итоги, но и оборонять свои позиции, своё достоинство и нацию, в меру наших возможностей. Делать это надо объединённо и все мелкие дела и посторонние делишки отложить «на потом» – всегда можешь опереться на моё плечо». Как у настоящего письма ниже приводится постскриптум: «Здесь, в этой книжке стоит прочесть одну только статью, «И все цветы живые, ради неё и писалась мною эта книжка…». Обращу внимание, что это был 1986 год, писатели предвидели глобальные изменения в обществе, в стране.

Надписи Дмитрия Лихачева любопытны не только содержанием, но и оформлением. Дмитрий Сергеевич рисовал здания, дворцы со шпилями, кроны деревьев. Эти изображения могут стать отдельным исследованием. А пока отмечаем такой биографический факт: Василий Белов и Дмитрий Лихачёв встречались, как минимум, два раза – в 1978 и 1979 годах, в том числе в Вологде.

По альбому-каталогу инскриптов Беловской библиотеки можно судить и об истории книгоиздания в нашей стране. Как много книг, датируемых в 1970-1980 годы, и совсем мало – изданных в 1990-е. Новый всплеск начался в 2000-е, но это осталось незаметным, судя по каталогу. Издавать тогда начали всё подряд. Рассказывают, что подаренные книги низкого качества Василий Иванович сжигал во дворе дома на улице Октябрьской, 10 в Вологде: графоманы были недостойны его библиотеки. Кроме того, в 2000-е Василий Иванович предпочитал духовную литературу: «Еще сейчас много читаю Игнатия Брянчанинова, моего земляка. Он такие вещи писал, какие современному человеку никогда не написать…».

В музее-квартире есть книги, адресованные членам семьи писателя. Сергей Михалков подарил свою книгу «Дядя Стёпа» 1978 года дочери Василия Ивановича Анне: «Анюте от дяди Стёпы». Самого же Белова Михалков называл «певцом земли Русской».

Новое издание подталкивает к дальнейшему исследованию инскриптов филологами, почитателями творчества писателя. В лапидарной форме кроется многое. Чтение каталога инскриптов оказалось сродни мемуарной литературе, а почерк покажет графологу (если верить в эту науку) черты личности.

Стоит отметить огромный труд авторов-составителей каталога: разыскивать некоторых адресантов приходилось через обращения в университеты, музеи и библиотеки (за фактологическими справками), через социальные сети к родственникам или коллегам, выясняя данные «подписантов», консультироваться у сотрудников МВД, если не было практически никакой информации о дарителе. Такая работа была необходима для написания и согласования текстов аннотаций – буквально ради нескольких выверенных строк.

Необходимо также добавить, что в музее-квартире кроме большой библиотеки находится коллекция картин и икон. Ещё в 2011 году вышла книга «Живописное собрание писателя В.И. Белова и живопись слова в его произведениях» (автор-составитель – друг писателя А.Д. Заболоцкий). В неё вошли все работы, которые при жизни писателя украшали интерьеры квартиры семьи Беловых. Большая часть частного собрания попала в фонды федерального музея. Об этой коллекции стоит писать отдельно и обстоятельно, памятуя, что Василий Белов и сам писал картины...

г. Северодвинск

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии