ЮБИЛЕЙНОЕ / Иван САБИЛО. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА. К 65-летию критика Геннадия Мурикова
Иван САБИЛО

Иван САБИЛО. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА. К 65-летию критика Геннадия Мурикова

16.01.2023
373
2

 

Иван САБИЛО

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА

К 65-летию критика Геннадия Мурикова

 

Одной из самых удивительных книг моих школьных лет была критическая книга Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». И не столько содержанием, сколько объёмом. Думаю, она значительно превышала объём самой драмы А.Н. Островского «Гроза», о которой и была написана. Я не мог постигнуть, как это статья о драме может быть объёмнее самой драмы. Стал читать. И здесь меня ждало новое удивление, переходящее уже в восхищение. Как много автор увидел в «Грозе» такого, что мне и в голову не приходило. Как глубоко он понимает в «Грозе» то, до чего моё понимание просто не доходит. Всю статью с первого раза я так и не одолел. Но понял, что литературное произведение в зависимости от твоего знания и, особенно, понимания, можно воспринимать по-разному. А критическая статья о гениальном произведении может быть конгениальна ему. Как в случае с «Грозой» Александра Островского и «Лучом света…» Николая Добролюбова. Собственно, с тех пор, принимаясь за чтение какой-либо книги, я не выпускаю из памяти «Луч света…». И не упускаю возможности знакомиться с книгами и статьями современных критиков.

Одним из наиболее талантливых писателей наших дней я считаю петербургского критика Геннадия Мурикова. Впрочем, он не только критик, но и публицист, и подающий большие надежды прозаик. К сожалению, прозы его не так уж много, но, надеюсь, всё впереди.

Родился он в Карелии, в городе Пудож, в семье врачей; по материнской линии из рода священников. Есть среди его родственников и знаменитый писатель, драматург Виктор Сергеевич Розов – двоюродный дед Геннадия Мурикова.

Вскоре семья переехала в город Бологое. В школьные годы будущий критик много читал, и сам стал писать стихи и рассказы, которые публиковались в городской газете «Новая жизнь». После школы, а закончил он её с золотой медалью, поступил в Ленинградский государственный университет на отделение русского языка и литературы. По окончании получил красный диплом и по распределению стал учителем в ленинградской школе № 209. При этом всё больше времени уделял творчеству; его статьи публиковались в газетах и журналах Ленинграда и Москвы. Двадцатичетырёхлетний автор был замечен литературной общественностью города и вскоре стал редактором отдела критики знаменитого ленинградского журнала «Звезда». Да, того самого, который сразу после войны подвергся поруганию со стороны главного политического органа страны (Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 г.)

Редакторская и писательская работа требовала профессионального подхода к литературному делу. Прежде всего знаний, как русской, так и мировой литературы. Он читает книги классиков и современных авторов, пишет и публикует статьи о видных писателях – Леониде Леонове, Василе Быкове, Сергее Залыгине, Петре Проскурине… Многие его статьи вызвали ряд дискуссий, в том числе в «Литературной газете», как например, рецензия на повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

В 1990 году, в возрасте 32 лет Геннадий Муриков вступает в Союз писателей СССР (ныне СП России) – редчайший для столь молодого критика случай. Вместе с тем его первая книга «Падение Вавилонской башни» выйдет лишь в… 2009 году. После неё выйдет ещё несколько книг: «Оккультная заря России» (2011 г.), «Ключ от кладезя бездны» (2013 г.), «Что есть истина» (2015 г.).

А к памятному юбилейному 2017 году петербургское издательство ООК «Аврора» выпустило новую книгу Геннадия Мурикова «1917-2017. Вампиры и судьбы России». Это большой том, на 460 страницах которого предстаёт целый век нашей страны, её дуболомные и роковые события, её политические и литературные деятели.

Не буду перечислять их имён, назову только разделы книги: «Литература и революция», «Литература и политика», «…В объёме сжатом» и «Экспериментальные рассказы». Многие статьи из этого сборника мне приходилось читать в журналах «На русских просторах», «Невский альманах», «Москва» «Новый русский журнал», в газетах «День литературы», «Литературная Россия», в интернетовских порталах – «Хронос» и журналах – «Топос». Просто остановлюсь на нескольких материалах – пояснить читателю, что я имею в виду, говоря о глубине понимания.

Вот из статьи к 90-летию со дня рождения А.И. Солженицына «Вместе» или «Рядом»? (Несколько мыслей о книге А.И. Солженицына «Двести лет вместе»).

Александр Солженицын: «Я хочу осветить вопрос – в исторических, политических, бытовых и культурных отношениях только, – и почти только в пределах совместной двухвековой жизни русских и евреев в одном государстве» (стр.8). «Искренне стараюсь понять обе стороны. Для этого – погружаюсь в события, а не в полемику» (стр. 6).

Геннадий Муриков: «Но вся тонкость проблемы состоит в том, что сами эти события не только погружают нас в полемику, но даже с необходимостью её порождают и подстрекают. Видимо, поэтому в определённых кругах и считается, что лучше помалкивать об этой работе Солженицына, чем посмотреть на неё открытым и беспристрастным взглядом. Хотя, между прочим, все те факты, которые приводятся в работе, а также их трактовка извлечены автором, главным образом, из свидетельств, приводимых еврейскими литераторами и учёными, а потому отличаются особой субъективностью, поскольку исходят от лиц, весьма и весьма заинтересованных».

Или из статьи «К неведомому богу» о взглядах Д.С. Мережковского. «Мережковский близок нам не только своими размышлениями о смысле жизни, о смысле бытия, – можно сказать, в этих вопросах он ещё и не очень-то разбирался, – но тем, что он искал высшей Истины и по мере сил нашёл её. Атомный кризис – страх перед выступлениями Мао Цзедуна, размахивавшего атомной бомбой в семидесятых годах, – конечно, этого Мережковский не мог видеть. Равно как и сегодняшнюю революционную ситуацию в России. Но он видел другое: революция 17 года в обеих своих ипостасях была символом общерусской катастрофы…».

И там же: «Оценки различных исторических событий и трактовка их на протяжении творческого пути автора подчас неоднократно менялись, порой на диаметрально противоположные. Неизменным оставалось одно – взгляд на них с точки зрения не участника истории, а как бы её творца, основывающегося на узловых моментах исторического процесса, словно ориентирующегося по звёздам в глубокой ночи. Эти звёзды определяют и судьбы грядущих эпох, и само движение корабля, и курс, по которому он следует. Каждая из исторических работ Мережковского, какой бы эпохе она ни была посвящена (а размах его огромен – от Атлантиды и Древнего Египта до современности), – лишь звено в огромной цепи непрерывного и непрестанного художественно-философского исследования мира и Бога, человека и человечества, которое проводит их автор, создавая свою концепцию мироздания, его цели и смысла».

Так это понимает современный писатель, критик. И нам становится понятнее суть слов и мыслей других людей, прежде всего, мыслителей. И сразу видишь тот ряд сложностей, которые подстерегают современную литературную критику в нашей стране. Литература и один из её важнейших видов – критика – отделены от государства. Часто мы слышим словосочетание «Литература и искусство». Почему так? Потому что литература – мать всех искусств. Кино, театр, телевидение и многое другое не может существовать без литературы. А наше государство делает вид, что этого не понимает. И выделяет гигантские средства отличающимся прекрасным аппетитом кинематографу, театру и телесериалам, оставляя без средств их мать – Литературу. Доколе?

Но критики, точно так же, как представители других родов литературы, весьма отличаются друг от друга. Я подразделяю их на три вида: критик понижающий, критик повышающий и критик поддерживающий. Представим себе, что писатель – это птица. Он в полёте, он издал свой новый роман и летит. Вместе с ним летит критик понижающий, но не рядом, а сверху. И всячески старается понизить летящего, придавить его к земле, дескать, ты слабак в литературе, и роман твой никудышный, и вообще бросай это дело. А вот критик повышающий: он летит снизу, всячески поддерживает автора, нахваливает его повесть, кричит всем встречным, какого талантливого автора он сопровождает. И тот раздувается от гордости за самого себя и за свою повесть, хотя гордость эта безосновательна. А есть критик поддерживающий, он летит не сверху и не снизу, а рядом. Иногда повышает, похваливая поэму, иногда понижает, объясняя, что где-то в ней можно было сделать что-то не так, но всё время поддерживает и, словно штурман, помогает автору держаться нужного направления.

Геннадий Муриков именно такой критик. Умный, требовательный к себе и к другим, он делает необходимое дело – бережёт русскую литературу. А значит, и тех, кто сегодня является продолжателем её великих традиций.

19 января 2023 года Геннадий Геннадиевич отмечает своё шестидесятипятилетие – вершину молодости, подножие мудрости. К этой дате вышла очередная его книга, переработанное и расширенное издание – «Периода полураспада» под актуальным (особенно сегодня) названием «Взрыв» (2022). Как и предыдущие книги, она тут же была отмечена критиками, на сей раз Виктором Боченковым (Москва), Александром Медведевым (Петербург). Это новое направление в литературном процессе: критика о критике. Книга была удостоена даже чести обсуждения на секции критики петербургского отделения СП России. Той самой секции, которую мы организовали с ним и Евгением Поповым в конце 90-х годов и которую он успешно возглавлял несколько лет. Мнения критиков о сборнике коллеги уже по традиции полемичны, но считаю нужным выделить приоритет Геннадия Мурикова в теме об Украине, отмеченный Боченковым, который написал, «что украинская тема – одна из ведущих в публицистике Геннадия Мурикова, он был одним из первых, кто стал разоблачать т.н. «украинский миф» ещё в 2014 году». Восемь лет назад летом 2014 года он со статьёй, изданной также отдельной брошюрой, «Миф об Украине» представил её на встрече с представителями восставшего Донбасса в Доме национальностей.

Не забудем и ещё одну юбилейную дату: 40 лет назад в старейшем ленинградском журнале «Звезда» вышла первая критическая статья Геннадия Мурикова «Многообразие и единство (Белорусские повести)» (N 9, с.190)

 С юбилеем тебя, дорогой Автор, с днём рождения!

 г. Петербург

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #32708 17.01.2023 в 04:19

Замечательно,что мы отмечаем юбилей известного критика. Это довольно редкое событие. И критики и публицисты у нас в писательском мире словно затерялись среди поэтов и прозаиков. Но это не относится к юбиляру! Он прошёл с честью все трудные времена и стал подлинным мастером своего дела!
Во многих издательствах сегодня отказываются печатать публицистику и критику. О чём прямо заявляют на своих сайтах. Не хотят либеральные рыночники, чтоб их критиковали за бездуховность.. А ведь нынешняя идеологическая борьба имеет такой накал, что критикам и публицистам надо бы давно собираться на свои форумы и диспуты,где вырабатывать общую стратегию в такой борьбе! Как здорово было бы послушать там нашего критика Г.Г.Мурикова. С ЮБИЛЕЕМ ВАС! С НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ В. Скрипко

Комментарий #32706 16.01.2023 в 22:02

В доме писателей Санкт-Петербурга Г.Г. Муриков будет принимать поздравления 31 января 2023 года с 17-30 до 20 часов. Приглашаются все желающие. Иногородние могут направить поздравления по эл. почте tatmiles@mail.ru в редакцию журнала "На русских просторах". Телефон
8 (905)285-67-52