ПАМЯТЬ / Владимир КОРНИЛОВ. «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ». К 145-летию памяти Некрасова
Владимир И. КОРНИЛОВ

Владимир КОРНИЛОВ. «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ». К 145-летию памяти Некрасова

 

Владимир КОРНИЛОВ

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

К 145-летию памяти Н.А. Некрасова

 

Земной путь великого поэта завершился 8 января 1878 года. Началась его посмертная слава. Никто из русских литераторов не отразил в своем поэтическом творчестве жизнь народную так, как Николай Алексеевич Некрасов, во всех её ипостасях. Его поэзия, полная народного горя и в то же время веры в силу, одаренность и высокое предназначение русского народа, в наши дни снова становится востребованной. Реставрация буржуазных отношений в России в 90-х годах XX века привела к разделению общества на богатых и бедных, эксплуататоров и угнетенных. В результате рыночных реформ, выражаясь словами Некрасова, Россия снова стала и убогой и обильной, могучей и бессильной. Поэтому социальный пафос некрасовского творчества является действенным в современной борьбе за Россию сильную и справедливую в интересах человека труда.

Отец Н.А. Некрасова был обычный средней руки помещик, одержимый наследственной страстью к охоте и картам. Сурово относившийся к крепостным, он и своих детей воспитывал жестко. Считал, что мальчикам как будущим воинам достаточно уметь безупречно держаться в седле, метко стрелять и хорошо играть в карты. К увлечению своего сына стихосложением он относился крайне отрицательно, и «виршеплетство» называл блажью, недопустимой в семействе Некрасовых. Мать юного поэта, Елена Андреевна, наоборот, с нежностью относилась к сыну, поддерживала его в творческих начинаниях, да и госпожой была доброй, стремилась защитить крепостных от произвола мужа. Для Николая Алексеевича отец стал примером всего темного и мрачного, что было в русском дворянстве. Мать же он воспринимал как луч света небесного, ангела-утешителя, страдалицу. Еще подростком будущий поэт решил, что сам крепостником никогда не станет. А.В. Луначарский, писал: «Некрасов – дворянин. Как дворянин, он был как будто самой судьбой поставлен в такое положение, чтобы обнять все противоречия дворянства. Мать – русокудрый, голубоглазый ангел, пани Закревская, сказочница, повествовавшая о рыцарях, монахах и королях, нежный благоуханный цветок дворянской культуры, обвеянный дыханием Запада, мать – сама крепостная по отношению к своему извергу-мужу, горько и кротко осуждавшая ад, который был кругом. Отец – сатана в этом аду. Отец – помещик, офицер, исправник, картежник, развратник, самодур. Как будто нарочно выбраны эти два типа, чтобы в еще детском сердце Некрасова укоренить пафос дистанции между высокой дворянской гуманностью и низким дворянским тиранством».

Окончив гимназию, Николай согласно воле отца должен был стать военным, как и все его предки рода Некрасовых по мужской линии. Однако приехав в Петербург для определения в дворянский полк, он с тайного одобрения матери поступил вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета. Взбешенный решением сына отец отказался посылать ему, нарушившему семейную традицию и его волю, денежные средства. С 1838 по 1840 год молодому человеку пришлось жить в нищете, ютиться в петербургских трущобах. Тогда он по-настоящему познал, что такое страдание и сострадание. «Ровно три года, – рассказывал позднее Некрасов, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день». На пропитание зарабатывал тем, что писал прошения и письма, давал уроки. Его стихи отказывались печатать в петербургских журналах. Для заработка поэт принялся сочинять азбуки и сказки в стихах для лубочных изданий, писал небольшие статьи в литературных газетах, а также водевили для театров. Эта работа позволила ему вырваться из трущоб. По словам К.И. Чуковского, одного из лучших исследователей творчества Н.А. Некрасова, «покуда они <Герцен и Тургенев> занимались своей метафизикой, он, чтобы не умереть на панели, делал деньги, по-мещански не брезгуя никакими «аферами», не боясь, что в нем увидят торгаша, щелкал на счетах, по-ярославски хлопоча о копеечной прибыли».

Сотрудничая с журналом «Отечественные записки» как литератор, он познакомился с молодым, но уже известным в литературных кругах критиком Виссарионом Белинским. Первое стихотворение, которое принесло Н.А. Некрасову поэтическую славу, называлось «В дороге». В нем изложена история несчастной крепостной, выросшей в барском доме вместе с дворянской дочерью, получившей хорошее воспитание и образование, полюбившей учителя, но после смерти барина по произволу нового хозяина отданной в жены ямщику. Когда Н.А. Некрасов прочитал это стихотворение в кружке В.Белинского, тот, потрясенный, сказал ему: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный».

В 1845 году Николай Алексеевич со своим другом журналистом И.И. Панаевым приобрел в аренду основанный А.С. Пушкиным журнал «Современник» и сделал из него самое популярное издание того времени. Обострившиеся противоречия в российском обществе, вызванные социально-экономическим отставанием России от передовых стран Запада вследствие сохранявшихся крепостнических отношений, не могли не отразиться и на взглядах членов редакции журнала. Редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы. Одна группа представляла либеральное дворянство во главе с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, ратовавшее за умеренный реализм, за эстетическое начало в литературе, восходящее к зрелому Пушкину. В противовес ей другое направление (Д.И. Писарев, Д.И. Минаев и др.), сатирическое, «гоголевское», выступало за резкую критику «мерзостей царского режима». Критик Д.И. Писарев в своих статьях, посвященных анализу «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, негодовал: «Какая может быть энциклопедия русской жизни без крепостного права!». В своем поэтическом творчестве Н.А. Некрасов порывал с идеализацией «дворянских гнезд». Он считал, что поздний Пушкин, Тургенев и другие авторы не раз бывали свидетелями грубейшего насилия со стороны помещиков над личностью крепостных крестьян, но в силу своей классовой принадлежности к дворянству не стремились воспроизводить отрицательные стороны помещичьего быта. В творчестве великого поэта-демократа элегические зарисовки дворянских усадеб уступили место бескомпромиссному осуждению крепостнического гнета:

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства,

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов!

Начало 60-х годов принесло Н.А. Некрасову серьезные неприятности в издательском деле. Умер Н.А. Добролюбов, погиб Д.И. Писарев (утонул во время купания в Неве), был сослан в Сибирь Н.Г. Чернышевский. Выход в свет «Современника» царские власти не раз приостанавливали, а в 1866 году после неудавшегося покушения Д.Каракозова на императора Александра II журнал закрыли навсегда. От закрытия журнал не спасла даже хвалебная ода «Бокал заздравный поднимая…» М.Муравьеву-Виленскому, градоначальнику Петербурга, а до этого руководителю подавления польского восстания в 1863 году. Поэт прочитал её в аристократическом Английском клубе. Этот поступок не имел успеха и не принес Некрасову ничего, кроме яростных обвинений в ренегатстве со стороны многих почитателей его поэзии. Журнал «Современник» все равно был закрыт.

С высоты сегодняшнего дня неудачная попытка Н.А. Некрасова сохранить свой журнал не представляется каким-то преступлением и изменой революционно-демократическим идеалам, проявлением общественной болезни под названием «сифилис патриотизма» (Герцен). В своей оде «Бокал заздравный поднимая…» Н.А. Некрасов затронул две проблемы: польский вопрос и отношение к индивидуальному терроризму. Как в свое время Пушкин в стихотворении «Клеветникам России», Николай Алексеевич, сын польской дворянки, будучи государственником, поддержал усилия царской власти в подавлении польского восстания. Действия поляков тогда – это не только их борьба за национальную самостоятельность, но и стремление с помощью стран Запада, прежде всего Англии, Франции и Австро-Венгрии, разрушить российское государство. Эти страны, грозя войной России, как в 30-е годы ХIХ века, предъявили ей ультиматум о предоставлении полякам независимости без учета российских геополитических интересов.

К сожалению, в умонастроении дореволюционной демократической интеллигенции было распространено мнение об исторической вине России перед Польшей в связи с участием царского режима в неоднократном её разделе, завершившемся в начале ХIХ века ликвидацией польского государства. Как ошибался в свое время А.Герцен в оценке действий польских повстанцев во главе с их панами, выдвинув лозунг солидарности с ними «За вашу и нашу свободу!». Видный русский философ Николай Бердяев в книге «Судьба России» говорил «о необходимости искупить России свою вину перед ней». Ни Герцен, ни Бердяев, ни их приверженцы не задумывались о последствиях реализации этих идей на практике.

В наше время козни Запада и Польши против России продолжаются. За освобождение Польши в годы Второй мировой войны полегло 600 тысяч солдат Красной Армии. Вследствие усилий советских дипломатов и лично Сталина на Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) суверенность Польши как государства была подкреплена значительным расширением её территории за счет германских земель (2/3 Восточной Пруссии, Померания и Силезия). И все равно, нет более ярого русофобского государства в Восточной Европе, чем Польша. Центральную площадь в Варшаве назвали в честь лидера чеченских боевиков Д.Дудаева, требуют финансовой компенсации за «советскую оккупацию» и т.д. В январе 2020 года польский Сейм принял документ, в котором заявлено об одинаковой роли нацистской Германии и СССР в развязывании Второй мировой войны. Одержимые русофобией польские власти не желают помнить слова У.Черчилля (1945 г.) о намерениях Гитлера в отношении Польши: «Гитлер собирался уничтожить не только Польшу как государство, но и поляков как народ, самое меньшее – превратить их в рабов». С момента проведения Россией военной спецоперации на Украине (24.02.22.) польские наемники наиболее активно участвуют в военных действиях на стороне бандеровской власти.

Н.А. Некрасов объективно был прав и в оценке последствий индивидуального террора, который в 60-70-х годах ХIХ века развязали отдельные народники против представителей царской власти. Некрасов в своей оде резко отрицательно осудил террористические действия революционеров-одиночек. Он считал, что террор ведет только к усилению репрессивных методов со стороны властей. Некрасовское осуждение терроризма, который в XXI веке превратился в мировое зло, особенно актуально в наши дни.  

Через два года после закрытия «Современника» Н.А. Некрасов возглавил «Отечественные записки» и сделал журнал боевым органом революционного народничества. В нем были напечатаны поэмы «Дедушка», «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо», в последней главе которой повествуется о жизни ставшего народным заступником сына сельского дьячка Гриши Добросклонова (прообразом которого послужил Н.Добролюбов):

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Поэт саркастически высмеивает представителей интеллигенции: юристов, инженеров и профессуру, – в пореформенный период связавших свою судьбу с хищническим капиталом, и показывает процесс её идеологического и нравственного перерождения. Вот ученый Швабс, который еще недавно на лекции студентам «с энергией внушал / Любовь к труду, презрение к процентам, / Громя тариф, налоги, капитал. / Сочувственно ему внимали классы, / А ныне он – директор ссудной кассы...».

Другая зарисовка: адвокат, защищающий на суде отъявленного плута:

И содрав гонорар неумеренный,

Восклицал мой присяжный поверенный:

Перед вами стоит гражданин

Чище снега альпийских вершин!

Как это современно звучит, будто написано поэтом, живущим в наши дни! В изображении способов первоначального накопления русского капитала Н.А. Некрасов – величайший мастер. Этот процесс показан в стихотворении «Железная дорога» (1864 г.), в котором с невиданной художественной силой осуждена пореформенная дворянско-буржуазная Россия, жиреющая и благоденствующая на костях обезземеленного крестьянства. Н.А. Некрасов затронул в этой поэме острую социальную тему эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, на строительстве железных дорог.

Стихи великого поэта были очень популярны в крестьянской и рабочей среде в конце XIX – начале XX века. «Стихи Некрасова у всех на руках, – писал в 1864 году критик-разночинец В.Зайцев. – И будят ум, и увлекают как своими протестами, так и идеалами». Немало стихотворений послужило основой для русских народных песен: «Коробейники», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Средь высоких хлебов затерялося небогатое наше село», «Песня о двенадцати разбойниках», «Выдь на Волгу» и др. Многие знаменитые композиторы (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи и др.) написали на его стихи романсы.

При жизни Н.А. Некрасов подвергался серьёзной критике за то, что сам не придерживался тех идеалов, которые провозглашал в своих произведениях. В частности, А.А. Фет писал, что Некрасов, порицая тех, кто вбивал гвозди остриём вверх на запятках экипажа, чтобы отучить мальчишек цепляться за проезжающий транспорт, сам имел такие гвозди на своей коляске. Обличая в своих стихах охотников-медвежатников, любил выезжать на медвежью и лосиную охоту с поварами, лакеями, сервизами и несессерами, в обществе князей и министров, сгоняя на зверя целые деревни. К.И. Чуковский не считал Некрасова обманщиком. Он полагал, что Некрасов совершенно искренне болел за народ и действительно имел революционно-демократические взгляды, но при этом, будучи морально слабым человеком и аферистом по своей натуре, просто не мог отказать себе в некоторых человеческих слабостях (карточной игре и роскошной барской жизни). «Я не слишком нравлюсь себе самому, – признавался Н.А. Некрасов, – я осудил сам себя беспощадным судом». По мнению К.И. Чуковского, жизнь сформировала Некрасова помещиком и плебеем в одном лице, «такой парадокс истории», барин и разночинец всю жизнь боролись внутри Некрасова, и в этом вся разгадка его двойственности – «двуликий, но не двуличный». Выдающийся юрист и талантливый поэт демократических взглядов А.Л. Боровиковский, откликаясь на смерть Некрасова, в стихотворении «Его судьям» обращается к «непреклонному моралисту»:

Когда его венчают славой,

Ты, непреклонный моралист,

Суешь нам, с миной величавой,

Его ошибок скорбный лист…

Твоя нам логика понятна, –

Не проповедуй, замолчи.

Ты сосчитал на солнце пятна –

И проглядел его лучи!..

Тысячи людей пришли проводить Поэта в последний путь. В погребении принимали участие члены «Земли и воли», которые возложили на гроб венок с надписью «От социалистов». С большой речью выступил Г.В. Плеханов. Тесным кружком вокруг оратора стояли члены революционного общества «Земля и воля», готовые, со слов Плеханова, «ответить на полицейское насилие дружным залпом из револьверов. Это было твердо решено еще накануне похорон».

Выступавший на похоронах Ф.М. Достоевский в своей памятной речи сказал, что Н.А. Некрасов в русской поэзии стоит сразу после Пушкина и Лермонтова.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии