РЕЦЕНЗИЯ / Екатерина СТЕБЛИЕВСКАЯ. АЛЕКСАНДР БЛОК В ПОИСКАХ ОБРАЗА РОССИИ. О книге Петра Ткаченко «Никем не званый…»
Екатерина СТЕБЛИЕВСКАЯ

Екатерина СТЕБЛИЕВСКАЯ. АЛЕКСАНДР БЛОК В ПОИСКАХ ОБРАЗА РОССИИ. О книге Петра Ткаченко «Никем не званый…»

 

Екатерина СТЕБЛИЕВСКАЯ

АЛЕКСАНДР БЛОК В ПОИСКАХ ОБРАЗА РОССИИ

О книге Петра Ткаченко «Никем не званый…»*

 

Александр Александрович Блок (1880-1921), пожалуй, последний поэт в русской литературе, которого по устоявшейся традиции безоговорочно и справедливо называют великим. Более чем столетие со дня кончины поэта срок достаточный для того, чтобы оценить его реальный вклад в русскую литературу. Однако, несмотря на обширную литературу, посвящённую его творчеству и жизни, в общественном сознании и во многом даже в научной исследовательской среде остаётся не вполне определённым и ясным то, в чём состоит его отличие от современных ему поэтов, в чём, собственно, заключается его величие как выразителя духовной человеческой сущности и народной драмы в революционный, катастрофический период истории России.

Исследования творчества Александра Блока, начавшиеся при его жизни, оказались в значительной мере проникнутыми специфическими мировоззренческими, идеологическими и даже политическими пристрастиями и поветриями, и зачастую носили корпоративный характер. «Блок и революция» – излюбленная тема исследований до сих пор. И реже предметом исследований становится тема «Блок и народ» – то, как постигал поэт народное самосознание и в чём состоит народность его творчества. Между тем, именно этот аспект его творчества является основным, драгоценным и теперь нам особенно необходимым.

Оценка же его творчества с обыденной точки зрения, столь распространённой – принятия или неприятия революции, – проходит, по сути, мимо его поэтического мира, так как он как великий поэт мыслил иными категориями – духовными, а не какими бы то ни было другими. Вопрос скорее должен стоять так: как он оценивал происходящее в общем течении жизни, как он с этим жил, не теряя человеческого и творческого достоинства? Как Александр Блок, как и должно поэту, постигал внутренний, а не внешний порядок мира? А потому при его имени следует не о Серебряном веке только говорить, как у нас повелось давно, так как это понятие не отражает сущностной стороны ни эпохи, ни его творчества. Да и утвердилось оно уже позже, в эмиграции и к Блоку не имело никакого отношения. Не о декадентстве Александра Блока надо рассуждать, им преодолеваемом и отвергаемом. Не о мистицизме говорить, который он считал тупиковым и страшным умонастроением. Но – о его народных воззрениях прежде всего.

Однако облик поэта зачастую и до сих пор, даже в среде исследовательской и писательской, рисуется эдаким угрюмым, мало оптимистическим, упадническим и якобы декадентствующим. И обязательно городским. Городским не только по теме, но и в библейском смысле; «запутавшимся» в вере, обращающимся к «тёмным силам», чего-то недопонявшим в жизни, не в пример его бывшим и нынешним, как правило, ортодоксальным толкователям. И уж никак не воспринимается Александр Блок связанным с народной и сельской Россией. Во всяком случае, долгое время не воспринимался таковым в общественном сознании.

Блок сельский оказался заслонённым поэтом городским – как писали наиболее проницательные исследователи: «Блок «шахматовский» при жизни поэта, естественно был отодвинут Блоком «петербургским» (С.С. Лесневский, З.Г. Минц). Меж тем, из сорока одного года жизни тридцать шесть лет (1881-1916 гг.) свои летние месяцы он проводил в подмосковном Шахматове. Здесь, в сельской России, он вырос:

В туманах, над сверканьем рос,

Безжалостный, святой и мудрый,

Я в старом парке дедов рос,

И солнце золотило кудри.

Здесь он прозревал, складывался как поэт. А потому без этого сельского мира невозможно постичь его творчество, его миропонимание, в конце концов – его народность.

Да и сам поэт прямо писал о том, что, несмотря ни на что, ни на какой «непроглядный ужас жизни», главным мерилом всего сущего для него оставался народ:

Народ – венец земного цвета,

Краса и радость всем цветам:

Не миновать Господня лета

Благоприятного – и нам.

В книге «Никем не званый…» выявляется прежде всего именно этот аспект его многогранного творчества. Название книги «Никем не званый…» выходит из самохарактеристики поэта в его стихотворении «Осенняя воля»:

Выхожу я в путь, открытый взорам…

------------------

…Нет, иду я в путь никем не званый,

И земля да будет мне легка!

Книга Петра Ткаченко отличается естественным сочетанием глубоких литературоведческих исследований и краеведческих изысканий, дополняющих друг друга, открывающих неведомые ранее аспекты жизни и творчества поэта. Да и понятно, ведь автор начал свои исследования ещё в 1971 году, когда после окончания Владикавказского высшего военного училища был направлен к первому месту офицерской службы в Солнечногорск Московской области, на Высшие офицерские курсы «Выстрел», в Блоковские места Подмосковья… В Литературном институте защищал диплом по теме: «При свете мифа. О фольклоризме в творчестве А.А. Блока» (1982 г.).

В книгу вошли литературно-критические повести: «Никем не званый…» – о той незримой «немой борьбе», брани духовной, которую вёл поэт на протяжении всей жизни с декадентствующей, вырождающейся литературной средой; «Сии кровавые скрижали…». Поэтическое завещание Александра Блока» – о соотношении поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы»; «В согласии со стихией» – о поэме «Двенадцать»; «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» – о тайне смерти поэта.

Александр Блок, его воззрения на мир, его понимание судьбы России сегодня нам особенно необходимы. И не только потому, что в своё страшное время он писал о России тогда, когда уже приближалось её революционное крушение. Он помогает нам постигать непростые аспекты нашего человеческого бытия. К примеру, в главе «Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле…» через исторический очерк поэта «Катилина» автор постигает те гендерные «проблемы», в которых корчится сегодня «цивилизованный» мир, на которые с недоумением смотрят не впавшие в искушение, живые человеческие души.

В своей книге Пётр Ткаченко выявляет народную основу в творчестве Александра Блока. Убедительно доказывает то, насколько поэт злободневен и сегодня для осмысления нашего невнятного времени.

--------------------------------------------
       * Петр Ткаченко «Никем не званый…» Александр Блок в поисках образа России» (М., «Звонница-МГ», 2023)

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #32913 14.02.2023 в 09:40

Благодарю, друзья, за комментарии. Согласна больше с безымянным автором КОММЕНТАРИЯ #32854.
Что же вы за "серебряный век" схватились? Само это понятие по достаточно мотивированному и убедительному объяснению литературного критика Петра Ткаченко - формальное, и не несёт в себе сущностной характеристики, да и возникло уже после смерти поэта.
Екатерина.

Комментарий #32861 07.02.2023 в 16:07

Литературоведческие работы Петра Ткаченко и Григория Блехмана о жизни и истоках творчества выдающегося поэта Серебряного века Алексанра Блока имеют общие корни - они рождены любовью к личности этого Мастера. Поэтому книги указанных авторов ни в коей мере нельзя рассматкивать с точки зрения, кто лучше написал. Ни тот, ни другой не соревнуются между собой, а делятся своими знаниями и восприятием поэзии Блока, а также, атмосферой того времени в какое судьбой было уготовано жить этому Поэту.
И поскольку, как любой классик, Александр Блок неисчерпаем, и говорить о нём можно бесконечно то, уверен, будет ещё немало публикаций о разных аспектах сказанного этой неординарной личностью.
Поэтому с удовольствием поздравляю моего земляка, кубанского станичника Петра Ивановича с выходом такой знаковой книги, благодарю Екатерину Стеблиевскую за лаконичное и в то же время ёмкое по мысли представление книги читателю и конечно, благодарю сайт "День Литературы" за эту публикацию.

С уважением, Григорий Блехман.

Комментарий #32854 07.02.2023 в 00:11

НА ПРЕДЫДУЩИЙ КОММЕНТАРИЙ
Пожалуй, не стоит сравнивать работу учёного литературоведа Петра Ткаченко с работой литератора, писателя Григория Блехмана.
Их ценность лежит в разных плоскостях. Обе по-своему интересны.

Комментарий #32850 06.02.2023 в 10:46

Прочитал и книгу Петра Ткаченко, и книгу Григория Блехмана.
Полностью разделяю мнение Юрия Богданова - "Горький август Серебряного века" это лучшее, что на сегодня написано о Блоке и о Серебряном веке как таковом.
Очень советую любителям высокой поэзии почитать книгу Григория Исааковича, которого поздравляю с очередным замечательным исследованием в области литературоведения.
Николай Стариков.

Комментарий #32844 05.02.2023 в 15:00

ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #32843
Госпожа автор, что же вы так сердиты! Разве кто-то в комментариях утверждает, что не хочет читать о Блоке Ткаченко? Просто посоветовали ещё обратить внимание и на другую работу.

Комментарий #32843 05.02.2023 в 12:31

Вот и читайте на здоровье Брехмана, если не хотите читать Петра Ткаченко.
Екатерина.

Комментарий #32831 04.02.2023 в 09:17

Да, Блок всегда современен и любой разговор о нём вполне естественен.
Поэтому всем советую прочитать замечательную книгу Григория Блехмана "Горький август Серебряного века".
Об Александре Блоке написано очень много, но на сегодня о нём и атмосфере тех времён эта книга, на мой взгляд, наиболее убедительна.
Юрий Богданов.