Александр СМЫШЛЯЕВ. ОДНА НА ВСЮ КАМЧАТКУ. История вертолётчицы Насти Костиной
Александр СМЫШЛЯЕВ
ОДНА НА ВСЮ КАМЧАТКУ
История вертолётчицы Насти Костиной
Рост у Насти Костиной метр шестьдесят. Глядя на эту тоненькую, миловидную девушку с лучезарной улыбкой и длинной русой косой, не верится, что она совсем взрослая и вот уже полтора года как работает в авиакомпании «Витязь-Аэро» вторым пилотом большого серьёзного вертолёта Ми-8. Первая и единственная женщина-вертолётчик на всю Камчатку.
– До педалей-то хоть достаёшь? – смеюсь я.
– А я их на максимум к ногам придвигаю, – отвечает Настя, улыбаясь. – Мне в кабине комфортно, работе мой рост не мешает.
– Пассажиры не удивляются, увидев тебя в кресле пилота? За дочку командира не принимают?
– Наверное, бывает. Но на мне форма.
Конечно, увидев её открытую доброжелательную улыбку, человек сразу попадает под обаяние такого неожиданного второго пилота и забывает недоверие и страх. К тому же в полёте Настя – сама собранность, ей нельзя ударить в грязь лицом ни перед экипажем, ни перед пассажирами, ведь на ней лежит ответственность за право женщины управлять вертолётом, право, которого добивались многие, но пока добились единицы. Сейчас в России уже несколько женщин-вертолётчиц, но они работают, в основном, на маленьких еврокоптерах или вертолётах среднего класса, а Настя Костина – на солидном красавце Ми-8. Да ещё и на Камчатке, где очень сложные условия полётов. Причём она работает как с пассажирами, так и с грузом – ей уже доверяют многие и разные работы в небе. Конечно, она пока только второй пилот – помощник командира и штурман, но всё чаще девушке дают возможность самостоятельно управлять винтокрылой машиной. Особенно ей понравилось работать с геологами – там сплошь неподготовленные площадки с визуальным подбором, а это всегда непросто и всегда интересно. «Это опыт», – дополнительно поясняет Настя. И это понятно, ведь ей надо набираться опыта совершать посадки и взлёты на неподготовленных площадках, в том числе в горах и даже на их заснеженных вершинах.
Про заснеженные горные вершины – особый разговор. Настя увлекается спуском с гор на лыжах по нетронутым диким склонам. Это и спорт, и приключение, будоражащее кровь; такие экстремальные головокружительные спуски называют хелиски – от слияния двух укороченных английских слов «геликоптер» и «лыжи». У этих спусков много поклонников, но это дорогое удовольствие, ведь на вершину сначала надо забраться, поэтому без вертолёта (геликоптера) не обойтись.
– А у меня совмещается! – рада-радёшенька Настя. – Я и вертолётчик, я и хелискист, к тому же я просто обожаю Камчатку. Всё в моей жизни так сплелось, что порой и не верится в своё счастье!
А началось у Насти это счастливое сплетение увлечений в юности. Она родилась и выросла в Нефтеюганске, это Ханты-Мансийский автономный округ, в семье геологов. Как известно, «геологи – работяги, копатели, ходоки», потому и Настя, глядя на родителей, особенно маму, заразилась путешествиями, главным образом – по горной местности.
«Нефтеюганск – город нефтяников, поэтому дети, подрастая, тоже шли в «нефтянку», – рассказывает Настя. – И я традиционно собиралась туда же. Но однажды, это было в девятом классе, услышала, что у одной из моих подруг отец работает бортмехаником на вертолёте».
Тогда у неё и мелькнула мысль: «Надо же, на вертолёте! Оказывается, можно работать не только в нефтяной промышленности, есть и другие интересные профессии». И совершенно спонтанно появился интерес к вертолётам. А они для северного города нефтяников были настолько привычными, что на них просто не обращали внимания – летают и летают, без них в северных просторах не обойтись. Но вдруг стало интересно, и взоры Насти всё чаще стали сопровождать пролёты над городом винтокрылых машин. А вскоре юная девушка окончательно решила для себя: буду вертолётчицей!
Но как соединить это со страстью к путешествиям?
«И я написала письмо в компанию «Экспедиция», увидев, что у них в логотипе нарисован вертолет. Детский мозг решил так поступить, и я написала, что, мол, хотела бы работать на вертолёте, путешествовать, а вы – компания «Экспедиция», которая, видимо, использует вертолёты, поэтому расскажите, куда мне обратиться, чтобы стать вашим пилотом. Но они так и не ответили. Я писала электронное письмо, поэтому не уверена, что оно вообще дошло. Зато после этого я начала узнавать, как вообще можно получить авиационное образование в России. От подруг услышала, что знакомый парень поступил в ОЛТУГА, это Омское лётно-техническое училище гражданской авиации. Нашла его, получила нужную информацию, загорелась, решила поступать, ведь как раз закончила девятый класс. Но, увы, девочек тогда в училище на пилотов не брали, моя мечта не осуществилась. Но и не покинула меня».
Закончив среднюю школу, Настя уехала учиться в Екатеринбург в Уральский международный институт туризма. Там делали ставку на практику, посылали студентов стажироваться за рубеж. Настя побывала в Болгарии и на Сейшелах, работала в отелях, затем тургидом. Уже на первом курсе учредила в Екатеринбурге свою туристическую компанию «Активный сезон», которая существует и поныне, и ею продолжает владеть Настя Костина.
Тогда же она узнала, что в ОЛТУГА на пилотов поступили и учатся первые девушки. Это были Мария Долгова и Асия Кагина. Первой мыслью Насти было бросить институт и рвануть в Омск, в лётное училище, встать в ряды этих первых девушек-вертолётчиц. Но хорошо поразмыслив и остыв, решила, что институт надо всё-таки закончить, получить высшее образование, а затем уже поступать в лётное училище. Так и вышло: она защитила диплом в институте и подала документы в ОЛТУГА, приехала в Омск.
«Мама не возражала, – говорит Настя. – Я ведь после девятого класса уже ездила по Уралу в походы, а теперь уже стала достаточно самостоятельная, с образованием. Она всегда меня поддерживала в моих начинаниях, доверяла».
В одном потоке с Настей учились в ОЛТУГА и другие девушки, всего их было восемь человек из сотни курсантов. Учёба давалась легко, училась Настя с большим интересом. Одно огорчало: три года шла сплошная теория, вертолёты они видели лишь на картинках, и только после этого наступило время практических занятий, то есть, полётов. Но, увы, оказалось, что летать не на чем – у колледжа (училище уже переименовали в колледж на современный лад) вышли из строя все вертолёты. Поток курсантов пришлось распустить на вынужденные каникулы на несколько месяцев – с мая по январь. Этим временем воспользовались кто как мог. Некоторые ребята пошли служить в армию, чтобы иметь военный билет, без которого не брали на работу в авиацию. Девушки, в том числе Настя, занимались своими делами. Настя водила в походы туристические группы в своей туркомпании, некоторое время жила в Красной Поляне в Сочи. Наконец, в январе 2021 года вызвали в Омск на практические полёты. Колледжу помогли с машинами авиакомпании ЮТэйр и «Ельцовка». Курсантам необходимо было налетать 50 часов на еврокоптере и 40 часов на Ми-8.
Наконец-то! Это уже было интересно. Садясь в Ми-8, Настя представляла себя уже в полёте над Камчаткой в авиакомпании «Витязь-Аэро». Только Камчатка! Другого места она не хотела. Ещё на втором курсе лётного училища она списалась с туроператорами Камчатки и привезла на полуостров группу туристов от своей компании «Активный сезон». Группа рвалась в горы кататься на лыжах и сноубордах по диким склонам, договор с «Витязь-Аэро» был подписан, но всю неделю, которая была отпущена туристам, простояла нелётная погода, полёт не состоялся.
«Мои страшно огорчённые туристы вернулись в Екатеринбург, а я задержалась на Камчатке, – рассказывает Настя. – Целенаправленно пошла в авиакомпанию «Витязь-Аэро» проситься к ним на работу после окончания училища. Уж очень мне понравилась Камчатка – эта российская жемчужина, и приглянулась компания с её красивыми вертолётами и профессиональным персоналом. Хотелось, чтобы они забронировали на меня место».
Стояла зима, полётов мало, поэтому половина персонала авиакомпании находилась в отпусках. Не было и генерального директора. Удалось встретиться лишь с заместителем командира эскадрильи Александром Астафьевым.
«Она маленькая, почти девочка, думаю: ну куда такую брать? – вспоминает Астафьев. – Сели беседовать. Настя стала рассказывать о себе, и тут я увидел в ней стержень, характер. А вскоре понял и её мотивацию работать только на Камчатке. Она подкупала своей целеустремлённостью. Хотя, признаюсь, сначала я пытался разубедить её, ведь и для нас это внове – девушка пилот вертолёта. Были девушки пилоты на Камчатке, но летали на самолётах – «Элках» (Л-410), а это совсем другое. Там пилоты в белых рубашках и при галстуках, взлетел – сел. А тут – вертолёт, очень непростая работа в камчатских условиях, в горах, да ещё и командировки, порой долгие. Но она веско ответила, что не надо к ней относиться по-особенному, она готова работать на общих основаниях наравне с мужчинами. Она чётко знала, куда просится. И мы согласились забронировать за ней место. И не прогадали. Теперь, когда она работает, видим, что старается, ездит и в командировки, в тот же Козыревск. Там в доме пилотов есть отдельная комната. Когда работаешь с ней, например, летишь в Долину гейзеров, пассажиры бросают взгляды, наверняка думают, что командир вертолёта катает любовницу. Хотя на ней лётный комбинезончик, такой особенный, красивый, аккуратненький. А сколько у неё интервью брали! Ещё бы: ведь одна вертолётчица на всю Камчатку!».
Еще проходя лётную практику в Омске, Настя Костина добилась удостоверения пилота еврокоптера. Таким образом она и пилот Ми-8, и пилот еврокоптера. Настя понимает, что ей сложно будет стать командиром вертолёта Ми-8, парни – и те годами ходят вторыми пилотами, поэтому мечтает о еврокоптере. «А вдруг у компании появится такой вертолёт! Там один пилот, он же и командир». Но, увы, нынешние санкции поставили заслон еврокоптерам. Хотя, кто знает…
Свой первый полёт в компании «Витязь-Аэро» в качестве полноправного второго пилота Настя совершила с командиром Александром Астафьевым. «Было волнительно, – признаётся она. – И дело не в управлении машиной. Посадки не в сложных, обычных условиях я могла ещё в училище делать, хотя доверяют только после двухсот часов налёта. Я переживала за радиообмен. Если на практике в Калачинске, на нашем учебном аэродроме, мы только с нашими училищными диспетчерами общались, то здесь вся крылатая и винтокрылая Камчатка слышит, и надо знать, что и как говорить. Для начинающего это непросто. К тому же поначалу ко мне ревностно относились, оценивали, поэтому старалась не разочаровать коллег. Но пренебрежительного отношения ко мне не было и нет, люди в компании достаточно деликатные и культурные».
Настя человек инициативный, она всегда рвётся в бой. И всегда готова учиться, перенимать опыт. Но сначала ей не повезло: она устроилась в компанию в июле 2021 года, когда после авиакатастрофы на Курильском озере с гибелью людей «Витязь-Аэро» запретили выполнять работы, поэтому до июня следующего 2022 года Насте удалось налетать только жалких 60 часов. Было, конечно, грустно, но желания уехать не возникало. «Все терпели и ждали развязки, – говорит она. – Да и куда я с полюбившейся Камчатки!».
И вот лето 2022 года, возобновилась активная работа авиакомпании. Где только не довелось побывать второму пилоту Анастасии Костиной! На севере Камчатки – Апука и Аметистовая, а это почти Чукотка, на юге – Озерная. На Курильских и Командорских островах пока не была, но очень хочет. Зато много раз летала в Долину гейзеров, в кальдеру Узон, на Курильское озеро, Ходутку и Ксудач, бухту Русскую, бывала и в командировках в Эссо и Козыревске. И всё это ей нравится.
Пишу этот очерк зимой, в январе 2023 года. Звоню Насте с уточняющими вопросами. Но сначала интересуюсь: «Ты где сейчас, Настя?». Она: «С ребятами в горах, у меня выходные. Катаемся». Увлечённая непоседа!
Она строит свой дом в Петропавловске-Камчатском. Говорит, что до сих пор везде жила временно – и в Екатеринбурге, и в Омске, а теперь осела, потому и решила строиться. «Это моё – Камчатка, горы, вертолёты, хелиски и туризм!».
Выходные закончились, Настя Костина приехала на работу в Николаевский аэропорт. Привычно заняла в вертолёте своё место второго пилота. Командир приказывает ей и бортмеханику: «Запускаемся, ребята!». Рука Насти привычно, отработано потянулась к тумблерам. Педали – ближе к себе. Заработали двигатели. Настя – вся внимание и сосредоточенность. Начали раскручиваться лопасти. Поехали!
Браво, Александр Смышляев! Браво, Анастасия Костина! Как здорово, что встретились эти два человека - замечательный писатель и прекрасная вертолётчица! Теперь её не унесёт потоком времени! Теперь она бессмертна!
Саша. не нарадуюсь на тебя: только что любовался на твою фотографию в очерке о прохождении меж Россией а Америкой, и вот - красавица!
Только бы очки сняла для фотографии. Интересны тебе люди, интересны и нам. Землячески В Крупин
Всё красиво в этом очерке. Интересная героиня, живая заинтересованность автора. Только зря тут произносится слово "любовница". Слово слишком грязное, затасканное. Вообще, любовница - это такая грязь, что лучше это слово в хорошем тексте не произносить, чтобы не испачкать зрение и слух читателя.