ОЧЕРК / Александр СМЫШЛЯЕВ. ОДНА НА ВСЮ КАМЧАТКУ. История вертолётчицы Насти Костиной
Александр СМЫШЛЯЕВ

Александр СМЫШЛЯЕВ. ОДНА НА ВСЮ КАМЧАТКУ. История вертолётчицы Насти Костиной

 

Александр СМЫШЛЯЕВ

ОДНА НА ВСЮ КАМЧАТКУ

История вертолётчицы Насти Костиной

 

Рост у Насти Костиной метр шестьдесят. Глядя на эту тоненькую, миловидную девушку с лучезарной улыбкой и длинной русой косой, не верится, что она совсем взрослая и вот уже полтора года как работает в авиакомпании «Витязь-Аэро» вторым пилотом большого серьёзного вертолёта Ми-8. Первая и единственная женщина-вертолётчик на всю Камчатку.

– До педалей-то хоть достаёшь? – смеюсь я.

– А я их на максимум к ногам придвигаю, – отвечает Настя, улыбаясь. – Мне в кабине комфортно, работе мой рост не мешает.

– Пассажиры не удивляются, увидев тебя в кресле пилота? За дочку командира не принимают?

– Наверное, бывает. Но на мне форма.

Конечно, увидев её открытую доброжелательную улыбку, человек сразу попадает под обаяние такого неожиданного второго пилота и забывает недоверие и страх. К тому же в полёте Настя – сама собранность, ей нельзя ударить в грязь лицом ни перед экипажем, ни перед пассажирами, ведь на ней лежит ответственность за право женщины управлять вертолётом, право, которого добивались многие, но пока добились единицы. Сейчас в России уже несколько женщин-вертолётчиц, но они работают, в основном, на маленьких еврокоптерах или вертолётах среднего класса, а Настя Костина – на солидном красавце Ми-8. Да ещё и на Камчатке, где очень сложные условия полётов. Причём она работает как с пассажирами, так и с грузом – ей уже доверяют многие и разные работы в небе. Конечно, она пока только второй пилот – помощник командира и штурман, но всё чаще девушке дают возможность самостоятельно управлять винтокрылой машиной. Особенно ей понравилось работать с геологами – там сплошь неподготовленные площадки с визуальным подбором, а это всегда непросто и всегда интересно. «Это опыт», – дополнительно поясняет Настя. И это понятно, ведь ей надо набираться опыта совершать посадки и взлёты на неподготовленных площадках, в том числе в горах и даже на их заснеженных вершинах.

Про заснеженные горные вершины – особый разговор. Настя увлекается спуском с гор на лыжах по нетронутым диким склонам. Это и спорт, и приключение, будоражащее кровь; такие экстремальные головокружительные спуски называют хелиски – от слияния двух укороченных английских слов «геликоптер» и «лыжи». У этих спусков много поклонников, но это дорогое удовольствие, ведь на вершину сначала надо забраться, поэтому без вертолёта (геликоптера) не обойтись.

– А у меня совмещается! – рада-радёшенька Настя. – Я и вертолётчик, я и хелискист, к тому же я просто обожаю Камчатку. Всё в моей жизни так сплелось, что порой и не верится в своё счастье!

А началось у Насти это счастливое сплетение увлечений в юности. Она родилась и выросла в Нефтеюганске, это Ханты-Мансийский автономный округ, в семье геологов. Как известно, «геологи – работяги, копатели, ходоки», потому и Настя, глядя на родителей, особенно маму, заразилась путешествиями, главным образом – по горной местности.

«Нефтеюганск – город нефтяников, поэтому дети, подрастая, тоже шли в «нефтянку», – рассказывает Настя. – И я традиционно собиралась туда же. Но однажды, это было в девятом классе, услышала, что у одной из моих подруг отец работает бортмехаником на вертолёте».

Тогда у неё и мелькнула мысль: «Надо же, на вертолёте! Оказывается, можно работать не только в нефтяной промышленности, есть и другие интересные профессии». И совершенно спонтанно появился интерес к вертолётам. А они для северного города нефтяников были настолько привычными, что на них просто не обращали внимания – летают и летают, без них в северных просторах не обойтись. Но вдруг стало интересно, и взоры Насти всё чаще стали сопровождать пролёты над городом винтокрылых машин. А вскоре юная девушка окончательно решила для себя: буду вертолётчицей!

Но как соединить это со страстью к путешествиям?

«И я написала письмо в компанию «Экспедиция», увидев, что у них в логотипе нарисован вертолет. Детский мозг решил так поступить, и я написала, что, мол, хотела бы работать на вертолёте, путешествовать, а вы – компания «Экспедиция», которая, видимо, использует вертолёты, поэтому расскажите, куда мне обратиться, чтобы стать вашим пилотом. Но они так и не ответили. Я писала электронное письмо, поэтому не уверена, что оно вообще дошло. Зато после этого я начала узнавать, как вообще можно получить авиационное образование в России. От подруг услышала, что знакомый парень поступил в ОЛТУГА, это Омское лётно-техническое училище гражданской авиации. Нашла его, получила нужную информацию, загорелась, решила поступать, ведь как раз закончила девятый класс. Но, увы, девочек тогда в училище на пилотов не брали, моя мечта не осуществилась. Но и не покинула меня».

Закончив среднюю школу, Настя уехала учиться в Екатеринбург в Уральский международный институт туризма. Там делали ставку на практику, посылали студентов стажироваться за рубеж. Настя побывала в Болгарии и на Сейшелах, работала в отелях, затем тургидом. Уже на первом курсе учредила в Екатеринбурге свою туристическую компанию «Активный сезон», которая существует и поныне, и ею продолжает владеть Настя Костина.

Тогда же она узнала, что в ОЛТУГА на пилотов поступили и учатся первые девушки. Это были Мария Долгова и Асия Кагина. Первой мыслью Насти было бросить институт и рвануть в Омск, в лётное училище, встать в ряды этих первых девушек-вертолётчиц. Но хорошо поразмыслив и остыв, решила, что институт надо всё-таки закончить, получить высшее образование, а затем уже поступать в лётное училище. Так и вышло: она защитила диплом в институте и подала документы в ОЛТУГА, приехала в Омск.

«Мама не возражала, – говорит Настя. – Я ведь после девятого класса уже ездила по Уралу в походы, а теперь уже стала достаточно самостоятельная, с образованием. Она всегда меня поддерживала в моих начинаниях, доверяла».

В одном потоке с Настей учились в ОЛТУГА и другие девушки, всего их было восемь человек из сотни курсантов. Учёба давалась легко, училась Настя с большим интересом. Одно огорчало: три года шла сплошная теория, вертолёты они видели лишь на картинках, и только после этого наступило время практических занятий, то есть, полётов. Но, увы, оказалось, что летать не на чем – у колледжа (училище уже переименовали в колледж на современный лад) вышли из строя все вертолёты. Поток курсантов пришлось распустить на вынужденные каникулы на несколько месяцев – с мая по январь. Этим временем воспользовались кто как мог. Некоторые ребята пошли служить в армию, чтобы иметь военный билет, без которого не брали на работу в авиацию. Девушки, в том числе Настя, занимались своими делами. Настя водила в походы туристические группы в своей туркомпании, некоторое время жила в Красной Поляне в Сочи. Наконец, в январе 2021 года вызвали в Омск на практические полёты. Колледжу помогли с машинами авиакомпании ЮТэйр и «Ельцовка». Курсантам необходимо было налетать 50 часов на еврокоптере и 40 часов на Ми-8.

Наконец-то! Это уже было интересно. Садясь в Ми-8, Настя представляла себя уже в полёте над Камчаткой в авиакомпании «Витязь-Аэро». Только Камчатка! Другого места она не хотела. Ещё на втором курсе лётного училища она списалась с туроператорами Камчатки и привезла на полуостров группу туристов от своей компании «Активный сезон». Группа рвалась в горы кататься на лыжах и сноубордах по диким склонам, договор с «Витязь-Аэро» был подписан, но всю неделю, которая была отпущена туристам, простояла нелётная погода, полёт не состоялся.

«Мои страшно огорчённые туристы вернулись в Екатеринбург, а я задержалась на Камчатке, – рассказывает Настя. – Целенаправленно пошла в авиакомпанию «Витязь-Аэро» проситься к ним на работу после окончания училища. Уж очень мне понравилась Камчатка – эта российская жемчужина, и приглянулась компания с её красивыми вертолётами и профессиональным персоналом. Хотелось, чтобы они забронировали на меня место».

Стояла зима, полётов мало, поэтому половина персонала авиакомпании находилась в отпусках. Не было и генерального директора. Удалось встретиться лишь с заместителем командира эскадрильи Александром Астафьевым.

«Она маленькая, почти девочка, думаю: ну куда такую брать? – вспоминает Астафьев. – Сели беседовать. Настя стала рассказывать о себе, и тут я увидел в ней стержень, характер. А вскоре понял и её мотивацию работать только на Камчатке. Она подкупала своей целеустремлённостью. Хотя, признаюсь, сначала я пытался разубедить её, ведь и для нас это внове – девушка пилот вертолёта. Были девушки пилоты на Камчатке, но летали на самолётах – «Элках» (Л-410), а это совсем другое. Там пилоты в белых рубашках и при галстуках, взлетел – сел. А тут – вертолёт, очень непростая работа в камчатских условиях, в горах, да ещё и командировки, порой долгие. Но она веско ответила, что не надо к ней относиться по-особенному, она готова работать на общих основаниях наравне с мужчинами. Она чётко знала, куда просится. И мы согласились забронировать за ней место. И не прогадали. Теперь, когда она работает, видим, что старается, ездит и в командировки, в тот же Козыревск. Там в доме пилотов есть отдельная комната. Когда работаешь с ней, например, летишь в Долину гейзеров, пассажиры бросают взгляды, наверняка думают, что командир вертолёта катает любовницу. Хотя на ней лётный комбинезончик, такой особенный, красивый, аккуратненький. А сколько у неё интервью брали! Ещё бы: ведь одна вертолётчица на всю Камчатку!».

Еще проходя лётную практику в Омске, Настя Костина добилась удостоверения пилота еврокоптера. Таким образом она и пилот Ми-8, и пилот еврокоптера. Настя понимает, что ей сложно будет стать командиром вертолёта Ми-8, парни – и те годами ходят вторыми пилотами, поэтому мечтает о еврокоптере. «А вдруг у компании появится такой вертолёт! Там один пилот, он же и командир». Но, увы, нынешние санкции поставили заслон еврокоптерам. Хотя, кто знает…

Свой первый полёт в компании «Витязь-Аэро» в качестве полноправного второго пилота Настя совершила с командиром Александром Астафьевым. «Было волнительно, – признаётся она. – И дело не в управлении машиной. Посадки не в сложных, обычных условиях я могла ещё в училище делать, хотя доверяют только после двухсот часов налёта. Я переживала за радиообмен. Если на практике в Калачинске, на нашем учебном аэродроме, мы только с нашими училищными диспетчерами общались, то здесь вся крылатая и винтокрылая Камчатка слышит, и надо знать, что и как говорить. Для начинающего это непросто. К тому же поначалу ко мне ревностно относились, оценивали, поэтому старалась не разочаровать коллег. Но пренебрежительного отношения ко мне не было и нет, люди в компании достаточно деликатные и культурные».

Настя человек инициативный, она всегда рвётся в бой. И всегда готова учиться, перенимать опыт. Но сначала ей не повезло: она устроилась в компанию в июле 2021 года, когда после авиакатастрофы на Курильском озере с гибелью людей «Витязь-Аэро» запретили выполнять работы, поэтому до июня следующего 2022 года Насте удалось налетать только жалких 60 часов. Было, конечно, грустно, но желания уехать не возникало. «Все терпели и ждали развязки, – говорит она. – Да и куда я с полюбившейся Камчатки!».

И вот лето 2022 года, возобновилась активная работа авиакомпании. Где только не довелось побывать второму пилоту Анастасии Костиной! На севере Камчатки – Апука и Аметистовая, а это почти Чукотка, на юге – Озерная. На Курильских и Командорских островах пока не была, но очень хочет. Зато много раз летала в Долину гейзеров, в кальдеру Узон, на Курильское озеро, Ходутку и Ксудач, бухту Русскую, бывала и в командировках в Эссо и Козыревске. И всё это ей нравится.

Пишу этот очерк зимой, в январе 2023 года. Звоню Насте с уточняющими вопросами. Но сначала интересуюсь: «Ты где сейчас, Настя?». Она: «С ребятами в горах, у меня выходные. Катаемся». Увлечённая непоседа!

Она строит свой дом в Петропавловске-Камчатском. Говорит, что до сих пор везде жила временно – и в Екатеринбурге, и в Омске, а теперь осела, потому и решила строиться. «Это моё – Камчатка, горы, вертолёты, хелиски и туризм!».

Выходные закончились, Настя Костина приехала на работу в Николаевский аэропорт. Привычно заняла в вертолёте своё место второго пилота. Командир приказывает ей и бортмеханику: «Запускаемся, ребята!». Рука Насти привычно, отработано потянулась к тумблерам. Педали – ближе к себе. Заработали двигатели. Настя – вся внимание и сосредоточенность. Начали раскручиваться лопасти. Поехали!

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #32940 15.02.2023 в 20:12

Браво, Александр Смышляев! Браво, Анастасия Костина! Как здорово, что встретились эти два человека - замечательный писатель и прекрасная вертолётчица! Теперь её не унесёт потоком времени! Теперь она бессмертна!

Комментарий #32874 09.02.2023 в 13:56

Саша. не нарадуюсь на тебя: только что любовался на твою фотографию в очерке о прохождении меж Россией а Америкой, и вот - красавица!
Только бы очки сняла для фотографии. Интересны тебе люди, интересны и нам. Землячески В Крупин

Комментарий #32871 09.02.2023 в 12:23

Всё красиво в этом очерке. Интересная героиня, живая заинтересованность автора. Только зря тут произносится слово "любовница". Слово слишком грязное, затасканное. Вообще, любовница - это такая грязь, что лучше это слово в хорошем тексте не произносить, чтобы не испачкать зрение и слух читателя.