Геннадий МУРИКОВ. АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЗРЫВ. К 85-летию писателя
Геннадий МУРИКОВ
АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЗРЫВ
К 85-летию писателя
Александр Проханов 1980-е -90-е годы в журналистике и даже в литературе назывался в определённых кругах «соловьём Генерального штаба». Он принимал участие во многих горячих точках, особенно в Афганистане, что отражалось как в его журналистских очерках, так и рассказах и романах. Сразу вспоминается «Кандагарская застава», «Сон о Кабуле» и другие. Все его произведения уже того времени отличались ясностью и точностью писательского взгляда очевидца и участника событий.
Разумеется, многие тогдашние критики, особенно из клана «Литературной газеты» под руководством А.Б. Чаковского, не то, чтобы не одобряли творчество Александра Проханова, но и его самого считали как бы «нерукопожатным» наряду с другими писателями, такими, как Анатолий Иванов, Пётр Проскурин. Все они, несмотря на различие их взглядов, в душе были советскими, что будущим реформаторам советского режима казалось невыносимым.
Но вот наступила перестройка. Не стоит говорить об экономическом развале и последующей разрухе страны – о горбачевизме и ельцинизме сказано достаточно много, хотя и «не вся правда», по словам Горбачёва. Для писателя открылись шлюзы информации и почти что убрали цензуру. И вот тогда в голосе «соловья Генерального штаба» иногда стали появляться другие ноты. Советская власть, особенно в её брежневско-андроповском периоде отнюдь не привлекала Александра Проханова. В 1990 году он с соратниками основал самую оппозиционную в то время газету «День», закрытую в 1993 году, но возродившуюся, как феникс, под названием «Завтра» из огненно кровавых событий расстрела Белого дома.
Обращаюсь к современному читателю: читайте и перечитывайте эту газету! И не только потому, что она действительно патриотическая (нам уже не раз вдалбливали в голову, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев), а потому, что в ней излагается, на мой взгляд верный курс, который может быть оппозиционным по отношению к так называемой правительственной линии. В своё время бытовал такой анекдот: на допросе в КГБ спрашивают некоего коммуниста о его отношении к политике партии и слышат в ответ, что он колебался вместе с линией партии. К Александру Проханову это совершенно неприменимо. Его линия – прямая, патриотическая, русская.
Всё это стало совершенно ясно в начале двухтысячных годов, когда появилась серия его романов на политические темы, начиная со знаменитого романа «Господин Гексоген», литературного взрыва, который поистине был прорывом в тогдашнем застойном литературном болоте, показавшим (по Пушкину) «вот как надобно писать». Дальше романы последовали один за другим: «Теплоход Иосиф Бродский», «Политолог», «Алюминиевое лицо», «Гость», «Востоковед», «День»… Не всегда, однако, Александру Проханову удаётся угадать ход исторических событий. Он описывает воображаемые конфликты Путина и Медведева, разного рода трагические события, например, убийство Березовского, но по остроте политической сатиры его можно сравнить только с двумя авторами политических детективов ХХ века – Грэмом Грином и Джоном ле Карре (последнему удалось почти за 40 лет предугадать украинский терроризм).
Но всё-таки главное достоинство романов Александра Проханова двухтысячных годов – это умение как бы вычислить предыстоки происходящих событий. По глубине проникновения в предысторию современности считаю самым сильным его роман «Надпись». Автор отчасти обращается к своему прошлому, когда он познакомился с Ю.В. Андроповым. Суть повествования сводится к тому, что так называемое перестроечное движение – это не просто некая «ошибка» компартии, а скорее внутренняя деятельность КГБ в его борьбе с коммунистической идеологией и партией, а уж кто и как делил рухнувшую власть – это мы видели воочию и наблюдаем до сих пор.
Кто-то из классиков сказал, что в России надо жить долго, чтобы что-то увидеть и понять. Александр Андреевич Проханов осуществляет этот посыл всей своей жизнью. Я бы сказал, что к его 85-летию он прожил, как минимум, две жизни, и хочу пожелать ему прожить также активно и третью в эпоху сегодняшнего переустройства всего мира. Бог любит Троицу.
Санкт-Петербург