Татьяна ЛЕСТЕВА. РУССКАЯ ВЕСНА СОЛДАТА. К 85-летию Александра Проханова
Татьяна ЛЕСТЕВА
РУССКАЯ ВЕСНА СОЛДАТА
К 85-летию Александра Проханова
Мы шли с полками туркестанской степью,
Я помню командиров имена...»;
«Я погибал в последний день сраженья...»;
«Я был солдат. Я жизнь провёл в сраженьях,
Моих утрат не взвесишь на весах...».
А.Проханов «Оплавленный янтарь»
Александр Андреевич Проханов... Думаю, что это имя в даже наше время постперестроечного «одичания» в обществе с идеалами потребления и толерантности, тем не менее, знакомо многим: блестящий журналист, очеркист, публицист-документалист. «За оградой Рублёвки»... Кто, если и не прочитал, то, по меньшей мере, хотя бы не слышал об этом сборнике? А десятки разноплановых, но всегда весьма интересных романов писателя от «Господина Гексогена», «Теплохода “Иосиф Бродский”», памфлета «Русский камень», детектива «Востоковед» до сравнительно недавних мемуарно-исторических романов «ЦДЛ» и «День». О некоторых из них я писала, делясь впечатлениями. А вот поэтическое творчество юбиляра стало для меня открытием, когда в книге «ЦДЛ», будто как послесловие, был опубликован цикл стихов-размышлений о жизни «Оплавленный янтарь» (Москва, «Вече», 2021), несколько цитат из которого приведены в эпиграфе. Грустная оценка своей жизни: «Гора обугленных поленьев / В кострах ликующих врагов»; сомнения: «Я позабыт. Моё истёрлось имя / В глухой молве легенд и небылиц...»; и как итог: «Я потерял земное притяженье...», но всё-таки финал будет оптимистически победным: «Но одержал победу в небесах». Дух писателя не сломлен, «Русская весна» близится.
И вот новый цикл стихов поэта-солдата о современности. Александр Проханов, как и в предыдущих его романах, смотрит вдаль, размышляя об истории России, её будущем и роли в изменяющемся мире.
Кто поднял бурю? Кто за ней грядёт?
Чей лик узрим? К какому исполину
Прильнут народы? Кто перегрызёт
Истории гнилую пуповину?
Вопросы, вопросы, вопросы... А пока «...Веков запутанная чаша. (...) Россия пьёт / Свою отравленную чашу». Мне близки эти оценки писателя. В 2014 году, летом, когда свершился бандеровско-фашистский переворот на «самостийной» Украине и началась освободительная война ДНР и ЛНР, я написала несколько стихотворений на эту тему и опубликовала в «Дне литературы» только в марте 2022 года. Цитирую фрагмент одного из них:
Безоблачно небо, и лето в разгаре,
И кажется – мир, тишина, благодать.
А там, на Донбассе в нацистском угаре
Бандеровцы русских идут убивать.
То бомбы, то мины, то град, то ракеты…
И рушатся сёла, дома, города...
«Славянское братство»! Веками соседи…
Единым народом мы были всегда.
Позже я не написала о донбасских событиях ни одной стихотворной строчки: просто не приходили нужные слова, только гнев и боль от каждой сводки из Донбасса, от каждого разговора или письма из тех краёв, тем паче, что верстальщица моего журнала «На русских просторах» жила в Луганске, и из Луганска присылала свои рецензии Нина Ищенко, автор журнала, у которой под Волновахой погиб муж-математик, из ополченцев.
Поэт-солдат – Александр Андреевич Проханов смог не только написать стихи о войне – назовём вещи своими именами, – но и дать оценку действиям разных поступков различных групп участников этих трагических событий, обрисовав «зловещую архитектуру» войны.
Всю ночь в Донецке грохотали пушки.
Горел бетон, дымилась арматура.
В развалинах лежал убитый ГРУшник.
Зловещая войны архитектура.
Издевательства над ополченцами и мирным населением в оккупированных районах, объявивших о своей независимости Донецкой и Луганской республиках, нашли отображение в следующих строках:
Они его втроём забили в угол.
Железный прут без устали хлестал.
В миру он добывал донецкий уголь.
Став ополченцем, умер за Христа.
И вот в этих:
Её насиловал и продолжал курить
Среди истлевших курток и тужурок.
«Теперь ты, сука, станешь говорить?»,
И о живот её гасил окурок.
Сколько лет в советской стране, скромно потупясь, молчали о зверствах бандеровцев во время войны над советскими людьми, ограничиваясь только геноцидом евреев. Сколько лет таились в архивах дела недобитых бандеро-фашистских ублюдков, выпущенных Никитой Хрущёвым как «перевоспитавшихся» и «осознавших». Эти стихи об их детях и внуках. О расстреле военнопленных (!) под Киевом я уже не говорю.
Война. Здесь проявляются лучшие качества человека – неизбывный героизм патриотов, во имя Родины не щадящих своей жизни.
Жилой квартал месили «грады».
Их оборона шла на убыль.
Убит комбат. Ему наградой
Достался мёртвый Мариуполь.
Или:
Сначала били самоходки
Потом мы шли на этажи.
Сходясь, зубами рвали глотки.
Исход решали штык-ножи.
Я неоднократно отмечала исключительную образность стиля Александра Проханова в его романах. Не изменяет ей автор-солдат и в стихах, где возникают совершенно неожиданные и потому незабываемые картины войны.
В селе был враг, и мы ввязались в драку.
Вели огонь из всех железных трубок.
Я помню, как трёхногая собака
Несла в зубах ноги своей обрубок.
Просто дрожь по коже... А вот судьба героя, ясно и чётко понимавшего, за что он боролся, и выполнившего военную задачу.
Мне врач пришил оторванную ногу,
Скроил лицо, порезанное миной.
Так, дом за домом, трудно, понемногу
Россия прирастала Украиной.
Трусы на войне – это неизбежность, также очень образно освещённая эпизодом из афганской войны («Оплавленный янтарь):
Бежал беглец, покинув поле боя.
Мерцала звёзд бегущая строка.
Ему вослед, засыпана землёю,
Тянулась друга мёртвая рука.
А вот в сегодняшней войне трусость облачена в другую форму и наряд. Пятая колонна:
Они бежали, побросав дворцы,
В страну отцов, от ужаса немея.
Бежали горя русского творцы.
Так от пожара уползают змеи.
Не оставляет без внимания автор и вопросы, которые часто мы слышим и от военных корреспондентов с фронтов СВО, и от воюющих там бойцов. Тут уже, кажется, без кудесника не обойтись:
Скажи мне, кудесник, любимец полков,
Мой мудрый и строгий куратор,
Когда же над кромкой седых облаков
Пятнистый мелькнёт «Аллигатор»?
А вот у бойца сомнений, что делать, нет. Он, несмотря на скрытое предательство, знает, как выполнить свой долг и делает это.
По уголкам шептались царедворцы.
Тянул измены едкий сквознячок.
Ты мне сказал: «Блаженны миротворцы».
Навёл прицел и надавил крючок.
И далее:
Войска дрались упорно и бесстрашно.
Разбитых городов дымились груды.
Но за спиной, в тени кремлёвской башни
Свой поцелуй выращивал Иуда.
Иуды не так давно подтвердили публично «искренность» своих поцелуев, хотя, нужно думать, далеко не все «открыли свои личики». Но не из-за этих ли «иудиных поцелуев» катрен, посвящённый Александром Прохановым Победе (не знаю, какого числа он написан, но думается, что к 9-ому Мая) столь драматичен?
Весенняя, намокшая от слёз,
Над Родиной, изрезанной фронтами,
Победа, ты летишь в венке из роз,
Обмотана кровавыми бинтами.
Но Победа всё-таки летит, даже вопреки предательству.
Был генерал суров и строг,
Сирийским солнцем опалённый.
Настал февраль, и вышел срок.
Пошли на Харьков батальоны.
И:
Взял карандаш, провёл стрелу на карте.
Стрела была упряма и красна.
Пошли полки. Так, по молитвам, в марте,
Вновь начиналась Русская Весна.
Генерала, полагаю, представлять не надо, мы все его знаем. Событиям же Русской весны автор посвящает немало строф; здесь не только «мёртвый Мариуполь», битва за Угледар; расправа над рыжим немцем, осмелившимся снова ступить на русскую землю; героизм чеченских отрядов, первыми пришедших с малой Родины защищать свою большую Родину; здесь и горькое сопоставление московской публики, веселящейся в ресторанах, когда в Чёрном море гибнут корабли. Аллюзия на гибель «Москвы» – флагмана Черноморского Флота? Здесь и духовная борьба с самим собой между выполненным долгом – убийством врага, но врага родственной славянской нации, конечно, не с упёртым бандеровцем, а солдатом, призванным на фронт, возможно, вопреки его воле.
Кто ты, светловолосый украинец?
Кого любил? В каком посёлке жил?
Кому на праздник привозил гостинец?
Будь проклят час, когда тебя убил.
И рядом гордость лирического героя стиха, несмотря на свалившуюся на него огромную тяжесть, за выход всей страны на борьбу со всемирным злом:
Крошили пулемёты вкривь и вкось.
Горел КамАЗ, на поле боя брошен.
Хрипя, я распрямлял земную ось,
Сгибаясь сам под непосильной ношей.
Или:
Хрустел Урал, дрожала Волги жила,
Рвалась границы призрачная лента.
То распрямлялась русская пружина,
Скрипящие сдвигала континенты.
Поэт Александр Проханов уверен в победе русского оружия и чётко понимает, в отличие от многих наших политиков и политологов, цели и даже время окончания этой войны – войны с НАТО и США.
Но мы дойдём, дойдём до Львова,
Зажмём в кулак его ключи,
Чтоб вместо жёлто-голубого
Кругом сияли кумачи.
«Кумачи» в Лемберг 1945-го внесли советские солдаты, но и российский триколор должен, надеюсь, вернуться на своё место во Львове.
И если не так давно («Оплавленный янтарь») Александру Проханову показалось, что он «потерял земное притяженье», то поэт-солдат твёрдо стоит на земле, продолжая исполнять свой долг.
Мой горький стих, мой «символ веры»
Пером, изглоданным войной,
Пишу на башне бэтээра
С его оплавленной бронёй.
И хотя броня бэтээра оплавлена (как и более ранний янтарь), в отличие от быстрых советских танков с крепкой бронёй, но поэт верен своей солдатской судьбе и остаётся на посту. Так пожелаем Александру Андреевичу в преддверии юбилея ещё долгие годы не покидать этот пост, продолжая радовать читателей романами и стихами, пусть и написанными «пером, изглоданным войной».
Санкт-Петербург