Михаил ПОПОВ. КРОНА РОДОВОГО ДРЕВА. Обзор журнала «Двина» № 1(89)-2023
Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»
КРОНА РОДОВОГО ДРЕВА
Обзор журнала «Двина» № 1(89)-2023
В традиции журнала «Двина» – постоянное обращение к истории. Это и в прозе, и в поэзии, и, само собой, в публицистике. Историческое зерцало позволяет не только рассмотреть черты прошлого, но и понять время нынешнее, сверяя путём наложения образы ушедшего и сегодняшнего.
Вот и свежий номер журнала выстроен по такому принципу.
К памяти пращуров обращается Мария Аввакумова, наша землячка, отмечающая большой юбилей. В 400-летней истории могучего рода, который коренится от огнепального протопопа Аввакума, её судьба составляет пятую часть. В новых стихах Марии слышна гордость за крепость духа пращуров и одновременно сокрушение, что многое за минувшие века утрачено в духовном облике современников.
Я превращаюсь в бабушку,
в молчаливо-суровую бабушку,
которую я не знала,
а теперь, мне кажется, знаю.
И где же он, тот виток,
на который я подросла
в совершенстве?
Такая же во плоти,
как четыреста лет назад, в корне своём.
Такая же я и в духовном заряде.
Нет, к сожаленью, я стала беднее –
звёзды не так уж меня поражают
своей неземной красотой,
и духом нечистым наполнены речи мои.
И дорога незнамо куда привела.
И все эти годы, века…
я простояла на месте
в прабабкином сарафане?
(«Небо моей прабабушки»)
В сегодняшних политических реалиях по-новому воспринимается давний спор западников и славянофилов, обострившийся двести лет назад. У нас эта тема сфокусирована на личностях Пушкина и Чаадаева. Им, точнее их полемике, посвящена статья Екатерины Липницкой «Межа на русском поле». Подзаголовок «Чаадаев и неотправленное письмо Пушкина» уточняет рамки этого актуального для наших дней разговора.
Событиям столетней давности посвящены записки П.А. Худякова (1903-1978). Уроженец архангельской глубинки, Платон Худяков – самобытное явление северной культуры. Отличный специалист лесной отрасли, награждённый за свою вдохновенную работу орденом Трудового Красного Знамени, он был знатоком и рачительным оберегателем родной природы, пытливым краеведом, всесторонне начитанным человеком, то есть подлинным интеллигентом. Недаром его судьбой заинтересовался писатель Фёдор Александрович Абрамов. Их переписка длилась все 70-е годы до самой кончины П.А. Худякова. А предлагаемые записки Платона Алексеевича интересны тем, что представляют дореволюционный мир русской глубинки (читай – вековечный мир) глазами пытливого отрока, подростка, юноши. Он станет свидетелем революционного перелома, участником преобразований, достигнет на своём поприще авторитета и уважения, но образ ушедшей России, о чём пишет в предисловии, будет ставить выше нового строя. А всё почему? Потому что новая власть, у кормила которой окажется немало инородцев, принизит многие традиционные черты русского народа, а главное – обрушится на православную веру.
В этом же ряду следует и моя работа. Она называется «После Сталина» и представляет собой документально-художественный цикл. С высоты прожитых лет мне потребовалось оглянуться на прошлое. А остановившись и оглянувшись, попытаться понять и по возможности показать, как на протяжении последних десятилетий происходило размывание устоявшихся понятий, утрата традиционных ценностей – добра, справедливости, милосердия, доверия, товарищества, преемственности поколений… Как подменялась истина, как шельмовалась правда, как на смену им тихой сапой вползала полуправда, а следом и подлая ложь. Как подтачивались устои, казалось бы, незыблемой державы и что, в конце концов, привело к распаду Советского Союза, великой общности, мечту о которой, как о Беловодье, лелеяли наши пращуры, и за которую в ХХ веке отдали жизни миллионы наших соотечественников.
Все эти публикации, а также некоторые другие, объединяет рубрика «Русский мiр». Именно так, в толстовском изводе, гласит и девиз номера: «Наш Русский мiр, Богохранимый».
Сопутствует и эмоционально дополняет отмеченное направление проза и поэзия номера.
Особо здесь выделю новые главы из романа «Горелоборские солдаты» фронтовика Николая Жернакова. Это четвёртая книга эпопеи «Краснотал», которая вот только, спустя десятилетия, доходит до читателя. Военные страницы особенно остро воспринимаются сейчас, когда идёт новый бой с фашизмом, навязанный России реваншистами.
В разделе прозы – рассказы о деревне как тысячелетней основе Русского мiра. Их авторы Надежда Князева и Артём Попов. Дополняют деревенскую тему очерки Галины Рудаковой и Елены Галимовой.
В разделе поэзии мы поминаем Валентина Устинова (1938-2015), чей творческий путь начинался на Русском Севере и в Заполярье.
…Гляжусь в семидесятую зарю.
И вот, зачатый в счастии, без гнева
парю сквозь крону родового древа –
как яблоко созревшее парю.
Лечу сквозь годы, чтоб упасть на землю.
И стать землёй.
И яблоком земли
лететь туда, что всё и вся объемлет,
что всё перерождение приемлет,
творит, ликует, страждет и болит…
А тут и младший наш собрат, Павел Захарьин, который всё казался подростком, а вдруг отмечает семидесятилетие:
Я полюбил коров глаза –
Они тоски моей печальней.
Так источается слеза
На образ юности опальный.
Беспечным юным пастушком,
Пропитанный весенним соком,
Со стадом покидая дом,
Я часто думал о высоком.
А вкруг меня паслись они,
Травы наевшись, отдыхали,
И думы чувствуя мои,
Сочувственно в ответ вздыхали.
Я привязался к ним в те дни,
Как сказывала мать, порато.
И, благодарные, они
Меня своим считали братом.
И мысли унося в зенит,
Витая там над облаками,
Мне чудилось: мой стих звенит,
Как песня ангела во храме.
Величальную малой северной родине представляет в своей подборке Ирина Кемакова, сельская учительница.
Вдоль обочин – седые от пыли полынь да осот,
Августовский закат полыхает багровым пожаром.
Деревенский кошак – и куда дуралея несёт! –
Шустро шмыгнет в ольшняк, изгибаясь всем телом поджарым.
Ничего необычного в скромных краях моих нет:
Перелесок, совхозный гараж, огоньки телевышки,
Пёс лохматый, кидаясь к машине, зайдётся в брехне,
Острый щебень грунтовки на выкид дырявит покрышки.
И не раз говорили: «Чего ты вцепилась, чего?
Удирай поскорее отсюда во все-то лопатки!».
Только надо ж – вросла всей душою в него,
В этот край, на елей и картинность нисколько не падкий.
А навечно уйду – поминайте как звать-величать.
Телевышка, совхозный гараж, озерца незабудок...
Вот не знаю, умеют ли души ушедших скучать –
Я, наверное, буду по этим краям. Обязательно буду.
(«Некартинный край»)
Прошлое и настоящее, поэзия и проза, старое и новое, то есть суть Русского мiра, – таковы составляющие свежего номера журнала «Двина».
----------------------------------------
P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
Почтовый адрес: 163004 г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина», тел./факс (8-818-2)29-20-11,
электронный адрес: podpiska@iddvina.ru