ПУБЛИЦИСТИКА / Александр ШИТОВ. ВСЕГО ЛИШЬ «ВЫСКАЗАЛ МНЕНИЕ». О позиции Китая
Александр ШИТОВ

Александр ШИТОВ. ВСЕГО ЛИШЬ «ВЫСКАЗАЛ МНЕНИЕ». О позиции Китая

 

Александр ШИТОВ

ВСЕГО ЛИШЬ «ВЫСКАЗАЛ МНЕНИЕ»

О позиции Китая

 

24 февраля 2023 года на сайте МИД КНР опубликован документ «О позиции Китая по политическому разрешению украинского кризиса» “关于政治解决乌克兰危机的中国立场”

Авторский перевод документа:

«1. Уважать суверенитет всех государств. Общепризнанное международное право, включая цели и принципы, должно строго соблюдаться, независимость и территориальная целостность всех государств должны на деле гарантироваться. Все государства равны, независимо от того, большие они или малые, сильные или слабые, бедные или богатые, все должны совместно отстаивать основополагающие нормы международных отношений, выступать за честность и справедливость в международных делах. Международное право должно быть одинаковым и единым для всех, недопустимо использовать двойные стандарты.

2. Отринуть мышление «холодной войны». Безопасность одного государства не может достигаться в ущерб безопасности другого государства, региональная безопасность не может обеспечиваться за счёт усиления и даже расширения военных группировок. Обоснованные интересы и озабоченности всех государств в сфере их безопасности должны обращать на себя внимание и надлежащим образом учитываться. Сложные проблемы не имеют простых решений. Следуя концепции обеспечения безопасности общими усилиями, комплексно, в сотрудничестве, постоянно, необходимо сосредоточить внимание на достижении долгосрочной стабильности во всём мире, способствовать выстраиванию сбалансированной, эффективной, долговременной архитектуры европейской безопасности, выступать против того, чтобы безопасность одного государства основывалась на отсутствии безопасности для другого государства, не допускать блокового противостояния, общими усилиями сохранять мир и стабильность в Евразии.

3. Прекратить огонь, остановить войну. В конфликтах и войнах нет победителей. Все стороны должны сохранять благоразумие и сдержанность, не лить масло в огонь, не обострять противоречия, не допускать дальнейшего осложнения украинского кризиса вплоть до того, чтобы он вообще вышел из-под контроля, поддерживать движение России и Украины навстречу друг другу, как можно скорее восстановить прямой диалог между ними, постепенно способствовать деэскалации, смягчению ситуации и в конченом итоге полному прекращению огня.

4. Дать старт переговорам о мире. Диалог, переговоры – единственно возможный путь разрешения украинского кризиса. Все усилия, направленные на мирное разрешение кризиса, должны приветствоваться и поддерживаться. Международное сообщество должно следовать правильным курсом примирения конфликтующих сторон (А.Ш.: Дословно: «Советовать примириться, способствовать переговорам»), должно помочь конфликтующим сторонам как можно скорее открыть двери для политического разрешения кризиса, создать им условия и предоставить площадку для возобновления переговоров. Китайская сторона намерена и дальше играть конструктивную роль в этом вопросе.

5. Преодолевать гуманитарный кризис. Все меры, направленные на ослабление гуманитарного кризиса, должны приветствоваться и поддерживаться. Гуманизм означает следование принципам нейтралитета и беспристрастности, недопущение политизации гуманитарных проблем. Надлежащее обеспечение безопасности мирных граждан, создание гуманитарных коридоров, позволяющих мирным гражданам покинуть зону боевых действий. Наращивание гуманитарной помощи для соответствующих районов, улучшение гуманитарной ситуации, создание условий для скорейшего, безопасного, беспрепятственного гуманитарного въезда, недопущение более масштабного гуманитарного кризиса. Поддержку усилий ООН по оказанию гуманитарной помощи в зоне конфликта.

6. Защищать мирное население и военнопленных. Стороны конфликта должны строго соблюдать международное гуманитарное право, избегать обстрелов мирного населения и гражданских объектов, должны защищать жертв конфликта, таких как женщины и дети, соблюдать законные права военнопленных. Китайская сторона поддерживает обмен военнопленными между Россией и Украиной, все стороны должны создавать для этого ещё более благоприятные условия.

7. Обеспечивать безопасность АЭС. Недопустимы вооружённые атаки на мирные ядерные объекты, такие как АЭС. Призываем все стороны соблюдать такой элемент международного права, как Конвенция о ядерной безопасности, решительно избегать намеренных ядерных инцидентов. Поддерживаем конструктивную роль МАГАТЭ в деле обеспечения безопасности мирных ядерных объектов.

8. Понижать стратегические риски. Ядерное оружие не должно быть применено, ядерная война не должна разразиться. Необходимо выступать против применения либо угрозы применения ядерного оружия. Препятствовать распространению ядерного оружия, избегать ядерного кризиса. Выступать против разработки и применения химического и биологического оружия каким бы то ни было государством в какой бы то ни было ситуации.

9. Гарантировать вывоз зерна. Все стороны должны сбалансированно, всеобъемлюще и эффективно исполнять соглашение о транспортировке зерна по Чёрному морю, подписанное Россией, Турцией, Украиной и ООН, поддерживать важную роль ООН в этом вопросе. В соответствии со своей инициативой о международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности китайская сторона представила возможный проект преодоления глобального продовольственного кризиса.

10. Прекратить односторонние санкции. Односторонними санкциями, предельным давлением не только нельзя решить существующие проблемы, но и можно создать новые. Недопустимы никакие односторонние санкции без мандата Совета безопасности ООН. Соответствующие государства должны прекратить злоупотреблять односторонними санкциями в отношении других государств и тянуть к ним свои «длинные руки», должны сказать своё слово для снижения накала украинского кризиса и создать условия для экономического развития и улучшения жизни людей в развивающихся странах.

11. Обеспечивать стабильность производственных цепочек и цепочек поставок. Все стороны должны надлежащим образом сохранять существующую систему мировой экономики, выступать против её политизации, инструментализации, военизации. Общими усилиями снижать распространяющееся вовне негативное влияние кризиса, не допускать препятствий для международного сотрудничества в таких сферах, как энергетика, финансы, торговля зерном, транспортные перевозки, поскольку такого рода препятствия мешают возрождению глобальной экономики.

12. Способствовать послевоенному восстановлению. Мировое сообщество должно принимать меры для послевоенного восстановления в зоне конфликта. Китайская сторона намерена оказывать содействие и играть конструктивную роль в этом вопросе».

 

* * *

Цивилизационно обусловленный предметно-конкретный характер ханьского сознания и соответственно китайского языка объясняет очень многое в разнообразии духовной культуры хань, в том числе во внешней политике современного Китая. 

Так, 21 октября 2017 года в аналитической телепередаче Центрального ТВ Китая, посвящённой китайской глобальной инициативе «ПОЯС и ПУТЬ», Су Сяохуэй (женщина)苏晓晖, заместитель директора Института международной стратегии в непосредственно подчинённом МИД КНР Китайском НИИ международных проблем, особо подчеркнула, что в 2013 году КНР представила миру свой мегапроект «ПОЯС и ПУТЬ» именно как абстрактно звучащую «инициативу», а не как строгую «стратегию» или как конкретно прописанный «план», исключительно ради того, чтобы «не отпугнуть», «привлечь на свою сторону» многочисленных «сомневавшихся» и даже «опасавшихся политики неоколониализма со стороны Китая в виде масштабного вывоза капитала».

Отдельный разговор, насколько резонны оказались и оказываются на деле подобные «сомнения» и «опасения». Речь в данном случае о важном значении, которое хань придают «именам», благодаря чему их сознание удобно «раскладывает по полочкам», порой до мельчайших нюансов конкретизирует сложные явления жизни, в том числе общественно-политической.    

Вот неполный перечень того, как в обязательном порядке «маркируются» партийно-правительственные документы в современном Китае в зависимости от конкретной государственной задачи, поставленной перед теми, кто тот или иной документ принимал:  

  • «коммюнике» 公报
  • «решение» 决定
  • «резолюция» 决议
  • «доклад» 报告
  • «замечания» 意见
  • «уведомление» 通知
  • «приказ», «указ», «распоряжение» 命令(令)
  • «основы», «тезисы» 纲要
  • «основные положения» 要点
  • «видение» 设想
  • «меморандум» 备忘录
  • «изложение» 书 (смысл иероглифа «книга»)
  • «возможный проект» 可行性方案
  • «проект» 方案
  • «план» 规划

Опубликованный МИД КНР в годовщину СВО документ не «маркирован» вообще никак, это попросту «информация о ...», даже не классифицированная формально как «видение» 设想 в общих чертах путей решения украинской проблемы или как «изложение» 书 китайской позиции по данному вопросу.

Да, конкретные предложения по урегулированию конфликта, представленные в качестве «позиции Китая», перечислены в публикации МИД КНР по пунктам. Но всё дело в том, что данная публикация, не «маркированная» согласно конкретике внутрикитайской системы государственного управления, представляет собой для китайского руководства не обязательный для исполнения «рабочий документ», а всего лишь озвученное мнение для сведения иностранной аудитории.

Конечно, данное мнение отражает официальные взгляды китайского руководства по основным вопросам внешней политики: от традиционных приоритетов «безграничной» морали, распространяющейся абсолютно на все стороны жизни и находящейся в ханьской системе ценностей однозначно выше практической выгоды, интересов, до понятной заинтересованности Китая в «засушивании» конфликта, сильно осложняющего его торгово-экономические отношения с ЕС и создающего проблемы в отношениях со «всесильной Америкой». Но, изложив это мнение в качестве «информации о ...», в качестве «познавательного чтива» для обеспокоенных войной и желающих знать «позицию Китая» иностранцев, Китай, пока во всяком случае, не взял на себя никакой официальной ответственности по «разруливанию ситуации».

Со времени начала эпохи «реформ и открытости» в конце 70-х годов прошлого века Китай старательно следовал концепции «оставаться во внешнеполитической тени, не высовываться» 韬光养晦 Стремительно развиваться внутренне, сохраняя такого рода удобную во всех смыслах внешнеполитическую позицию, ему помогало: а) определение основных «правил поведения» в отношениях с США и периодическое «сбрасывание политического балласта» в этих отношениях за счёт грандиозного торгово-экономического сотрудничества с ними и б) принципиальная нормализация военно-политических отношений с СССР/Россией, превращение России в «стратегический тыл» и использование России в качестве главного военно-политического «противовеса» Западу.

Однако бурные международные события последних лет вынуждают Китай волей-неволей покидать свою «уютную внешнеполитическую тень» и так или иначе включаться в активную «игру» на международной арене.

Именно это и приходится наблюдать в ситуации с СВО, глубокое осложнение которой стало неприятной неожиданностью не только для «непосредственной стороны конфликта» – России, но и для изначально заручившегося её обещаниями «сделать всё по-быстрому» Китая. Перспективы России в СВО туманны и неопределённы, «впэртость» киевского режима безгранична, решительность и мощь Запада неисчерпаемы, а убытки и осложнения, которые терпит Китай из-за всего этого колоссальны. Вот и приходится Пекину начинать заниматься тем, чего он давно не любит и от чего давно отвык, – активно, «первым номером» выступать на международной арене.

Опубликованный МИД КНР 24 февраля 2023 года и пока ни к чему не обязывающий Китай документ – это своего рода «пробный шар», изучение реакции международного сообщества на официально озвученную китайскую «позицию» по украинскому кризису.

В случае развития ситуации так, как это предпочтительно Китаю, то есть путём её постепенной деэскалации, «засушивания» и при сохранении в целости системы глобальной экономики, в которую Китай глубоко встроен и в рамках которой видит свои главные внешние преимущества, Пекин со временем вполне сможет выступить вперёд в роли «заслуженного миротворца», и вот тогда-то в недрах внутрикитайской системы государственного управления начнут появляться соответствующим образом «маркированные», а следовательно обязательные к исполнению Китайским Государством документы, так или иначе касающиеся ситуации на Украине.

Если же всё пойдёт не по озвученному китайскому сценарию, Пекин поведёт себя «гибко», ибо никаких конкретных формальных обязательств «по Украине» на себя не брал – всего лишь «высказал мнение», и будет думать дальше, как поступать по складывающейся обстановке.

 

Комментарии