ПАМЯТЬ / Валерий КУЗНЕЦОВ. РУССКИЕ БЫЛИ АЛЕКСАНДРЫ ПРОТОПОПОВОЙ. К 110-й годовщине рождения хранительницы русского слова
Валерий КУЗНЕЦОВ

Валерий КУЗНЕЦОВ. РУССКИЕ БЫЛИ АЛЕКСАНДРЫ ПРОТОПОПОВОЙ. К 110-й годовщине рождения хранительницы русского слова

 

Валерий КУЗНЕЦОВ

РУССКИЕ БЫЛИ АЛЕКСАНДРЫ ПРОТОПОПОВОЙ

К 110-й годовщине рождения хранительницы русского слова

 

Самородку русского языка –
оренбургской песеннице и сказочнице
Александре Сергеевне Протопоповой

 

Душа-Александра Сергевна,

Я лучших не знаю имён

И с Вашей судьбою напевной

Уже навсегда породнён.

 

Откуда в Вас чудо такое,

И как он, прозрачный, возник –

То речкой-ручьём, то рекою –

С лукавинкой мудрой язык?
 

Он дышит раздольем Урала,

Где с послепетровских времён

Как будто в котле клокотала

Стихия российских племен.

 

А сколько там истин избито

На долгом, на трудном веку –

И вот ничего не забыто,

И каждое лыко в строку!
 

«Есть и овощ в огороде:

Хрен да луковица,

Есть и медная посуда:

Крест да пуговица»…

 

Люблю Ваши вольные речи –

Смотри и не высмотришь дна,

В них всякий, кто жизни перечит,

Своё получает сполна…

 

На милых полянах не тесно,

И по сердцу горная высь.

А песни… Какие же песни

Из горницы Вашей лились!

 

Они освятили калитку,

Дорожку и низенький дом,

Где правду с простою улыбкой

Родните Вы в сердце своём!

с. Ташла, 1986 г.

 

ЛЕСНОЙ ПОКОС В ИЮЛЕ 1986-го

Дрогнут ромашек головки,

Охнут дыханьем одним –

С блеском коротким литовки

Соком текут травяным!

Сколько навеяно истин:

Лиственный шелест с утра

И на траве, и на листьях

Солнца живая игра!..

Вечер накопит усталость,

Крикнешь: – Хорош! Не могу!

Где мои силы – остались

В сложенном за день стогу!

Стог завершает вилами

Дед, по-солдатски прямой.

Пахнет лесными клопами,

Горькой осиной, ветрами,

Вянущей душно травой…

Господи, как хорошо-то:

Броситься навзничь в траву,

Словно бы в бездну полета

Или как в сон наяву!

Копны цепочкою длинной –

Сладко смотреть меж копён,

Видеть, как в дымку долины

Падает, падает склон…

Словно весь мир, как когда-то,

Грезит, согласный с тобой,

И небеса не чреваты

Невыразимой бедой.

с. Ташла, 1986 г.

 

Амбаром у нас чаще всего называли хлебный склад. От него и пошла «амбарная книга» – незаменимая в деле учёта толстая общая тетрадь обычно в прочной коленкоровой обложке, удобная для подённых записей прихода-расхода.

Вот и я порой заношу в свою «амбарную книгу» продиктованные настроением, внешне не связанные записи – всё, о чём болит, чем занята душа. У неё, души, есть свой подённый приход и свой расход.

 

Из встреч с Александрой Сергеевной Протопоповой (1979-1986 гг.)

 

Эх, Ташла, эх, Ташла,

Где ты поселённая…

Кругом лес, крутые горы,

Да трава зелёная!

В конце семидесятых обронила этот припев, частушку ли пожилая крестьянка, коренная жительница села Ташлы Тюльганской, что на склоне лесных и гористых башкирских отрогов вошло в степное Оренбуржье, – хранительница местных преданий, сказочница, песенница, самородок русского языка Александра Сергеевна Протопопова (23.03.1912 – 14.07.1996), и с тех пор прочно поселилась в памяти, поражая образным лаконизмом и художественной силой народа.

Отец Александры Сергеевны, Сергей Игнатьевич Санин, был первым председателем местного колхоза имени Челюскина, а она девчонкой окончила в тридцатом году курсы трактористов, пахала только что отведённые земли совхоза имени Молотова (позже «Колос» Октябрьского района Оренбургской области). Это было время, когда застигнутых в поле трактористов «кулаки» поджигали вместе с их машинами.

И муж будущий её Сергей Гаврилович в те же тридцатые пахал, сеял, убирал хлеб. А во второй половине тридцатых прославился на всю область: вызвал на соревнование знаменитого Федора Колесова и убрал за сезон не 600 гектаров зерновых, как тот, а 750. Потом он воевал, после Победы ещё служил во Львове, куда через всю разбитую, изувеченную страну приехала за ним из Ташлы его жена. Об этом стоит рассказать так, как рассказывала в 80-е годы сама Александра Сергеевна.

Обычно молчаливый Сергей Гаврилович, военный водитель, и до Победы не баловал дом письмами. А после окончания войны замолчал совсем. В село начали возвращаться фронтовики, а от него ни слуху, ни духу. Не знала Александра, что и думать, – и решила погадать на Святки. В полночь набрала в проруби воды, не оборачиваясь, принесла домой, опустила на дно обручальное кольцо и после ещё каких-то ритуальных действий увидела в воде своего Серёжу в кабине трофейного «Студебеккера», а рядом с ним – свою разлучницу – «пэ-пэ-же» (походно-полевую жену). Думала она недолго. Договорилась с матерью, чтобы та присмотрела за домом и скотиной, продала, что могла, набирая рубли на дорогу, надела праздничный белый свитер и отправилась за «изменщиком».

Решиться на такое могла только нерассуждающая любовь. В освобождённых районах и на вокзалах еще действовали законы военного времени. Регулярное междугороднее сообщение только налаживалось. Пешком, на попутках, на тормозных площадках и в угольных ящиках товарных поездов неведомая сила несла её от станции к станции, от города к городу. Она объясняла каждому патрулю конечную цель своей дороги, на каждом крупном контрольно-пропускном пункте ждала, пока подтвердится сообщенный ею номер части, куда ехала. Её белый свитер стал пёстрым от угольной пыли и паровозного дыма. И все же через полтора месяца она добралась до Львова, до воинской части, в которой служил её Серёжа.

Та самая сила, которая вела её, доставила её к жене командира части, и ей первой всё поведала Александра. Всё поняла командирская жена, отмыла её, модно постригла, пристойно одела для долгожданного свидания.

Как ни заманчиво передать «немую сцену» при встрече жены с мужем, не буду делать этого из уважения к фронтовику, который мог и не выйти живым из войны. «В двадцать четыре часа» военный водитель Протопопов был демобилизован и отправлен с законной супругой на родину, домой. Растроганная силой чувств, жена командира части подарила Протопоповой целое состояние: перину, швейную машинку «Зингер» и золотые часы.

Мы уже не узнаем, что думал тогда военный водитель о чуде внезапных жизненных перемен, но мысль о том, что есть жёны, изменять которым нельзя, не могла его обойти. Вот когда понимаешь, как сказал поэт Боратынский, «точный смысл народной поговорки», что «суженого не обойти, не объехать».
 

* * *

18 июля. Снова в Ташле после городской суеты и томления духа. Сплю на сеновале без сновидений. Восемь утра. Орут петухи: два своих и дюжина окрестных. День серый, преддождевой, плохо для сенокоса. Сегодня договорились идти со стариками – Александрой Сергеевной и Сергеем Гавриловичем – на выделенные лесхозом неудобья. Раньше на покос они ездили на «Муравье» – мотороллере с грузовой тележкой, в которую тяжело усаживалась А.С., теперь «Муравей» сломался, и они ходят пешком.

Каждый раз жду встречи с А.С., жду нового – и никогда не обманываюсь. Как она умудряется не повторяться, её секрет.

Вырывать фразы из бесед с А.С. – всё равно, что вытаскивать радужную гальку из горной речки: высохшая галька превращается в серый голыш. И все-таки жаль, если совсем исчезнет во времени живое, искреннее, образное слово старой крестьянки, оставшееся лишь в памяти знавших её и в моих записных книжках.

 

Итак, народные присловья Александры Протопоповой

 

* * *

«Люблю свою Ташлу… Осенью лес разукрасится, а зимой покроется куржаком (инеем. – В.К. Здесь и далее примечания мои), как заколдованный. Любила я молодой на лыжах в лес ходить. Уж и не знаю, чего там искала…».

* * *

«Моя корова на меня похожа, а эта не моя».

* * *

«Года идут, совесть убивает…».

* * *

«Этот мал, а этот велик,

А с этим мама не велит».

* * *

«Брали девок (у них в Ташле в конце ХIХ века), чтобы на палец была грязь на подоле. Если нет грязи, значит, белоручка, замуж не возьмут».

* * *

«Избы топили по-чёрному (первая треть ХIХ века). К Пасхе потолок, лаковый от сажи, покрывали крапинами белой глины. Любили смотреть на него в лунные ночи с лучиной – как звёздное небо… А белёные избы не любили». (Рассказывала мать отца А.С., а отец родился больше ста лет назад.)

* * *

Для А.С. выражение «ушел в армию» – не переносное, она застала то время, когда в армию уходили пешком!

* * *

«Если бы не песни, зачем и жить?».

* * *

Стоя на пороге своей избы, А.С. показывает рукой вниз, в долину, на еле видимую опушку леса: «А какая вон там, посмотри, поляна! Кажется, придёшь туда, и она все тайны тебе откроет!».

* * *

– Как его зовут? (Об односельчанине А.С.)

– Да его мало зовут – больше выгоняют!

* * *

Приехал в Ташлу после большого перерыва и, прежде всего – к Александре Сергеевне. Она слушает объяснения, что, вот, собирался приехать с магнитофоном, чтобы, наконец, записать её песни – старинных песен, которые, не дай Бог, уйдут вместе с ней, знает она великое множество, как и сказок, пословиц, прибауток. Она не заставляет себя ждать и, понимающе улыбаясь глубоко посаженными глазами, подхватывает:

– Собирались, собирались да рассыпались!.. Давно здесь?

– Только что приехал и сразу – к вам.

– Как же пройти мимо – за угол задеваю! – ведёт она свою линию.

На вопрос «как живут» отвечает, весело блестя глазами:

«Было два телёнка: один худой, другой кругленький.

– Что они такие у тебя? – спрашивают меня.

– Да один ест со мной, другой – с Серёжей».

* * *

«Порог вымыла,

В горох вылила!» – какая гениальная звуковая организация творчества народа-художника!

* * *

«Еду, еду – ночь тёмная, а лошадь чёрная, еду, еду – пощупаю, здесь ли она…».

* * *

А.С. о ягодах клубники в рядках на покосе: «Они такие хорошие лежат, только во сне можно увидеть!».

* * *

«Видно сову по полету, а молодца по штанам».

* * *

«Втулка железная вместо сердца» (А.С. о своей бабушке Марии).

* * *

О тщеславии и манерности: «В хлеву отелилась, а кашляет по-горнишному».

* * *

«Растёт каждый день по коровьему котяху» (о ребенке).

* * *

Ох, грибы мои, грибы,

Вы грибочки мои!

Вчетвером сели за стол,

Дали душенькам простор –

Распоясались…

Погляжу я на Егора –

Он рыгает у забора,

А жена его Татьяна

Лезет на стену, как пьяна.
 

(Поели ядовитых грибов.)

* * *

Своеобразный юмор А.С.: «Я такая женщина – мало найдешь на навозной куче».

* * *

«Горе с тобой, беда без тебя»; «С ним горе, а без него вдвое».

* * *

А.С. выгоняет мух из летней кухни: «Идите, где-нибудь переночуете, завтра придёте. Не обижайтесь на меня!».

* * *

«На лавочке всю колду (стойло для скота) проеду, как ведьма, мне бы ещё пест железный!» (по поводу строптивой коровы, которая не даётся доить её).

* * *

«Напьётся и валяется, как окурок», – А.С. передает слова рабочего лесхоза о жене местного начальника.

* * *

Директор местного лесхоза готовился к приёму очередных нужных людей. Велел бабам, когда закончат работу на лесоповале, навязать веников, а внутрь положить по три веточки душицы – для благоухания в бане. А.С. беззлобно-насмешливо выругалась, понимая, в чём дело:

– Я им, их мать, шиповника по три веточки вставлю!

Баба, задремавшая после обеда, спросонья вскочила:

– Да как же шиповник? Он ить колючий!

Объяснение такой неприязни обычно сдержанной А.С. простое: осенью 1982 года в Ташле умерла фронтовичка Постнова Вера Ивановна. Директор не дал досок на гроб и не пустил мастера с готовыми досками к станку…

* * *

Петух кудахчет курицей. Оказывается, это ничего. Вот когда курица заорёт петухом – это к беде, говорит А.С.

* * *

«Мне лекарства не помогают. Полынь кипячу – пью, или в печке парюсь».

* * *

«Принёс чёрт гостей – подруга детства пришла».

* * *

Налил я в доме у А.С. квасу в кружку. Заметил, что кружка изнутри чёрная, подгоревшая. С квасом всплыли какие-то чёрные крошки. Зная простоту нравов этого дома, не сказал ничего. Выпил квасу и Сергей Гаврилович и говорит:

– Шура, что-то у меня в кружке!

Посмотрела А.С. и всплеснула руками:

– Господи, это же я кружку скоблила и забыла ополоснуть!

И тут же виновато-весело рассказала историю на полевом стане с тряпкой для посуды, оставленной в бригадном котле с кашей.

Уже смеясь, завершила обычным своим присловьем:

– Чем в таз, лучше в вас!

* * *

19 июня 1986 г.

«Всю зиму болела. Думала Николаше-плотнику гроб заказывать. Он говорит: «Осина ещё не выросла…».

* * *

Показываю А.С. её фотографии с прошлого приезда.

«Вы бы их побольше сделали – ребятишек пугать», – отвечает.

* * *

«Никак до культуры не дойдём – не разделимся: спим вместе…» (о муже Сергее Гавриловиче).

* * *

«Я видела: они ехали парой – то левой, то правой…».

* * *

«Надо баб спрашивать, что делать. Они всю правду скажут. И даже с добавлением. Вот добавление-то и дороже всего».

* * *

К вопросу о народной культуре. А.С. вдруг читает стихи Брюсова «Каменщик». Скорее всего, из школьного учебника послереволюционных десятилетий. И на фоне новейшей отечественной истории отмечаешь новый смысл старых стихов:

– Каменщик, каменщик в фартуке белом,

Что ты там строишь? Кому?

– Эй, не мешай нам, мы заняты делом,

Строим мы, строим тюрьму.

* * *

А.С. повторяет, что говорит о себе знакомая 83-летняя старуха: «Через каждую соломинку падаю…».

– Она к нам часто ходит. Приходит, расплачется… Поговорим-поговорим, смотрю: улыбается – ну, значит, дошла до истины!

* * *

Всегда поражался отсутствию уныния в душе Александры Сергеевны. Если древние греки лечились «катарсисом» – очищением духа посредством «страха и сострадания», то русская крестьянка, как и все, не обойденная драматичными противоречиями жизни, лечится неистощимым юмором чудом дошедшей из глубины времён припевки:

Сошью милому рубашку

Из крапивного мешка,

Чтобы тело не болело,

Не чесалось никогда!

* * *

Обычная беззлобная пикировка между мужем и женой – Сергеем Гавриловичем и А.С.:

– Золотая ты баба, – хоть бы у тебя язык отсох!

– Я бы тебя руками защекотала!..

* * *

«У людей грехи – кулижки небольшие, а у меня – вся поляна».

* * *

«Я много видала работы и повторять свою жизнь не хотела бы. Сказали бы: живи ещё! – Нет, закапывайте лучше живьём!».

* * *

18 октября 1993 г. С 14 по 16 октября – праздник Покрова в Ташле. Закладка камня в восстановление разрушенной в русско-российский геноцид 20-30-х годов ХХ века церкви Покрова.

Октябрь того года был холодным, с дождём и ветром-листобоем. Так было накануне – тринадцатого октября, так было и ранним утром на Покров. Но вот за час-полтора до молебна ветер вдруг переменился с северного на южный, стал стремительно прогонять тучи и нагонять тепло. Солнце вышло и больше не пряталось, располыхалось по-летнему, обсушивая землю, травы и деревья. Ветер затих, запели исчезнувшие было птицы и – как в сказке о двенадцати месяцах – вернулось лето.

Было и ещё что-то в этом невиданном преображении: особенная ли голубизна неба и прозрачность воздуха, невиданная ли мягкость солнечных лучей и неслыханный лад птичьего щебета – словно и впрямь на эти холмы, одетые в роскошное осеннее разноцветье, сошёл Покров.

Своим чередом прошёл молебен, на месте алтаря прежней церкви заложили памятный камень, а закончилось всё щедрым сельским застольем во главе с владыкой Леонтием (Митрополитом Оренбургским и Бузулукским (1913-1999). Грешен, запамятовал тосты, в том числе и сказанные владыкой, но помнится, он шутил, по-белорусски произнося неистребимо твёрдую «р», после каждого тоста пригубливал рюмку, закусывал, словом, вёл себя за столом не как церковный иерарх, поведение которого относится уже не к быту, а к бытию, а как равный в миру среди равных, и это отсутствие внешнего величия особенно трогало.

Последняя встреча на этом застолье с угасающей А.С. Протопоповой. Её не слышанная прежде частушка о первых послереволюционных годах:

Николашка (Николай II) был дурак:

Ел крупчатку за пятак.

А мы с годик поживём –

И мякину пережуём.

Этнографический комментарий не только для молодых: по Далю, «крупчатка» – лучшая пшеничная белая мука, «мякина» – полова, избитый хлебный колос, от которого отвеяно зерно… Так «здравый смысл народа» увидел перспективы революционных перемен.

2008-2023 гг.

 

Комментарии

Комментарий #33184 25.03.2023 в 18:52

Я, не считаю себя сентиментальным (хотя с годами становлюсь им всё более), но читая вашу статью, я не мог сдержать грусти и смеха. Глубочайшую печаль вызвали мысли о судьбе русской женщины. Сколько же мук ей пришлось перенести: и беспросветлейший сельский труд длиною в жизнь, и страшную, казалось бесконечную войну, оставившую глубочайшую рану на сердце каждого жителя моей Родины, да и послевоенное лихолетье, не особо радовало подарками. И именно в это время жила рядом с нами эта замечательная Женщина! Не гневила, не кляла она судьбу, а просто Жила, радовалась жизнью и как тоненькая церковная, поминальная свечечка освещала и согревала жизнь другим. Остаётся только удивляться, насколько же щедра на таланты Русская земля. Ведь почти в каждом селении были и есть такие люди. Будто природа щедрой рукой рассыпала такие самоцветы по бескрайней Оренбургской степи, по всей России. Спасибо автору за память! За то, что не дал в мириадах человеческих судеб, забыть имя этого талантливого, самобытного, яркого самородка!
А.Степанов. г.Оренбург

Комментарий #33183 25.03.2023 в 10:23

Александра Сергеевна прожила 84 года, пережила Гражданскую и Великую Отечественную войну, тяжелые, голодные годы восстановления государства. Но она увидела своими глазами, что жила, трудилась не зря. Она жила со своей страной на Добре, на Мечте, на Любви…Ей повезло, что не увидела развала той страны, которую она создавала своим трудом, своим талантом. Как в самой природе новая жизнь возрождается самой природой, соками земли, так и новые творческие таланты находят истоки в народе, в его неиссякаемой энергии творчества. Для нашего оренбургского поэта Валерия Кузнецова истоками творчества стала Оренбургская Земля, ее талантливые люди, такие, как открытая и им самим названная «самородок русской словесности», Александра Сергеевна Протопопова. Александра Сергеевна из самой гущи народа, пропиталась его мудростью и талантом, мимо чего не мог пройти талантливый поэт Валерий Кузнецов. Да здравствует наш талантливый народ! . ------ Владимир Новиков, патриот Оренбуржья.

Комментарий #33179 24.03.2023 в 17:36

Очерк-размышления Валерия Кузнецова об оренбургской песеннице и сказочнице Александре Сергеевне Протопоповой сразу воскрешает и няню Александра Сергеевича Пушкина – такую же постоянную вдохновительницу народного поэта Арину Родионовну. И таких носителей и творцов родного языка с любовью вспоминали многие поэты и писатели. И не только – каждый радовался искрам мысли работящего ума.
Этим согрето всей душой «за многая лета» творческого содружества со сказительницей и повествование о ней Валерия Кузнецова, и его поэзия из этих истоков.
И тут общий закон – каждый творец живёт любовью к своему народу, к родному языку, и этим определяется ответная любовь к нему. К такой мысли приводит и чтение статьи Валерия Кузнецова. Неиссякаемого вдохновения!
С благодарностью читателя –
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ,
Потомственный государственный крестьянин.