РЕЦЕНЗИЯ / Валерий ИВАНОВ. ПАМЯТЬ О БЛОКАДЕ ЖИВЁТ ЛЮБОВЬЮ. О романе Галины и Павла Барышниковых «В тени летящей птицы»
Валерий ИВАНОВ

Валерий ИВАНОВ. ПАМЯТЬ О БЛОКАДЕ ЖИВЁТ ЛЮБОВЬЮ. О романе Галины и Павла Барышниковых «В тени летящей птицы»

 

Валерий ИВАНОВ

ПАМЯТЬ О БЛОКАДЕ ЖИВЁТ ЛЮБОВЬЮ

О романе Галины и Павла Барышниковых «В тени летящей птицы»

 

Нашу память-катарсис, память-честь достойно поддерживает и охраняет государство. Массовые церемонии у прекрасных мемориалов под звуки лучших оркестров производят высокое впечатление. От даты к дате, от юбилея к юбилею. И есть еще другая память – не торжественная, порой даже укромная, но самая непрерывная и животворящая.

Это память-любовь к своим предкам, к своему народу – не только русскому, к своему прошлому. Она хранится и передается только в слове. В устном слове семейного предания или художественном слове литературного произведения.

Именно такое произведение вышло из печати в конце прошлого года – роман «В тени летящей птицы» Галины и Павла Барышниковых. Первая часть: Ленинград, блокада, стужа, голод, подвалы, два кота, одна собака, полчища крыс. Люди – скорее обстоятельства, а не люди. Все происходящее жутко реально, но более того символично.

 

А собственно действие начинается со второй части, когда маленькая школьница находит у дедушки потрепанную книжку с картинками: «про чучмеков, у нас в классе их двое, и про них все так говорят». Но вместо того, чтобы покатиться со смеху, как её одноклассники, дед – «лохматый седой лев надвигался на нее и почти рычал». А потом начал рассказывать, как книжка туркменских сказок довоенного издания, подаренная отцом, спасла его, маленького, оторванного от мертвой матери и отправленного в эвакуацию на юг страны. Именно в Туркменистан, хотя должны были вроде не туда…

Текст книги – это переплетающиеся события и переживания нескольких поколений героев, в разных местах и временах действия. Трудно сказать, что произведет на читателя большее впечатление: безыскусная любовь и забота приемных родителей малолетнего полуживого блокадника или его причудливый внутренний детский мир, в котором сквозь черные дыры войны прорастает красота новой родины.

Или вас захватят сцены встречи кровных родственников, десятилетиями не надеявшихся обрести друг друга. Или до слез тронут переживания персонажей нового поколения, прямо на ваших глазах пишущих книгу – ту самую, да-да, которую вы сейчас читаете. А еще вы вдруг поймете, зачем в книге животные: те ленинградские коты, живые и в виде изваяний, а также разные копытные, домашние и дикие, степные и горные, и наконец, птицы. И еще иллюстрации – такие, каких нет больше нигде. Разных авторов, от профессиональных художников до детей, которым оказалась вполне доступна эта «сложная» книга.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии