Владимир КОРНИЛОВ. МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ. К 155-летию Максима Горького
Владимир КОРНИЛОВ
МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ
К 155-летию Максима Горького
Вы словно высокая арка между двумя мирами –
прошлым и будущим….
Ромен Роллан
28 марта 2023 года исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося русского и советского писателя – Максима Горького, составляющего гордость и славу не только русской, но и мировой литературы. Сегодня в массовом сознании происходит переоценка значимости советского периода: к советскому прошлому не просто возрождается интерес, но вместе с тем формируется новый социалистический проект будущего нашей страны. И такая грандиозная фигура, как Максим Горький, стоявший у истоков советской цивилизации, не может не привлекать внимание. При всех издержках, подчас трагических как для творцов, так и для исполнителей, советский проект обеспечил России в ХХ веке наивысшую степень развития экономики, социальной жизни, науки, культуры, военного строительства за всю тысячелетнюю историю нашего государства. Отказ в современной жизни от социалистических идеалов во имя формирования пресловутого общества потребления, возведение в культ низменных инстинктов и разного рода извращений всё очевиднее ведут к одичанию нравов и деградации человечества. Это наглядно демонстрируют западный образ жизни и поведение прозападной отечественной «элиты» в России. Мечта Горького о человеке нового типа, созидателе социалистического общества, который сочетал бы в себе силу и культуру, решимость и гуманность, волю и сострадание, становится востребованной как никогда.
Личность Максима Горького до сих пор поражает любого, кто соприкасается с его литературным творчеством и биографией. Знаменитые писатели начала XX века Иван Бунин и Корней Чуковский открыто сомневались в отсутствии у Горького официального образования. Бунин писал: «Он вовсе не "босяк, поднявшийся со дна моря народного", а человек из среды "вполне буржуазной", отец – управляющий большой пароходной конторы». На самом деле «большая контора» – всего лишь дебаркадер, пристань, каких было множество на Волге. Апофеоз недоверия – в статье Чуковского «Максим Горький»: «Как хотите, а я не верю в его биографию. Сын мастерового? Босяк? Исходил Россию пешком? Не верю. По-моему, Горький – сын консисторского чиновника; он окончил Харьковский университет». Им не верилось, что Максим Горький, закончивший только два класса начального училища, мог так талантливо писать рассказы и повести. От природы будущий писатель был одарен образным мышлением, цепкой наблюдательностью и прекрасной памятью, жаждой познания, колоссальной работоспособностью – всё это послужило основой его литературного таланта. Горький вспоминал, как в 15 лет у него возникло «свирепое желание учиться».
Кем только ни был он в своей жизни: посудомойщиком, «мальчиком» в магазине, иконописцем, грузчиком, странником, хористом… С кем он только ни общался: с босяками, рабочими, крестьянами, купцами, дворянами, богомольцами, представителями творческой богемы…
Всё это позволило ему приобрести богатейшие жизненные впечатления. В истории мировой литературы не много наберётся писателей с таким разнообразным жизненным опытом. Глубокое знание жизни и писательский дар позволили Алексею Максимовичу создать огромное количество неповторимых по стилю, силе художественной правды рассказов, очерков, публицистических статей, повестей, романов и пьес. Его произведения до сих пор интересны не только российскому, но и зарубежному читателю. Максим Горький достиг таких высот в литературном творчестве, что встал вровень с великими писателями своего времени, не утратив свой уникальности. Основные черты его писательского мастерства – наблюдательность, глубина суждений, колоритность и сочность языка, четкость и афористичность фраз. Горький обогатил нашу речь множеством устойчивых выражений: «безумству храбрых поем мы песню», «человек – это звучит гордо», «пусть сильнее грянет буря», «ни одна блоха не плоха: все – черненькие, все – прыгают», «банкир родит бандита», «свинцовые мерзости жизни» и другое.
К 1902 году о Максиме Горьком было опубликовано 250 газетных и 50 журнальных статей и более 100 монографий. Около 50 его произведений были изданы на 16 языках мира.
«Мода на Горького» для некоторых именитых писателей в начале ХХ века явилась своеобразным раздражителем. Лев Толстой сначала восторженно отнесся к первым литературным опытам даровитого писателя, но вскоре сменил своё мнение на отрицательное. «Злой, злой. Ходит, высматривает и всё докладывает своему неведомому Богу. А Бог у него урод». К чести Горького, он в своих воспоминаниях о Льве Николаевиче давал исключительно высокую оценку его литературному творчеству. Так, в беседе с Лениным он согласился с его мнением о Толстом как о гениальном писателе. Между прочим, в новейшей биографии Максима Горького, написанной современным литературоведом Павлом Басинским, то ли в шутку, то ли всерьез, высказано предположение, что «Горький вполне мог быть инопланетянином, заброшенным сюда для наблюдений и бесконечно чужим всему, что делалось вокруг. То-то и на памятниках он стоит как случайный пришелец, с зоркостью лазутчика и недоумением чужестранца вглядывающийся в нас».
Приверженность идее социальной справедливости, пронесённая Горьким через всю сознательную жизнь, определила его политические взгляды. Он был убежденным сторонником российской социал-демократии, её левого крыла – большевиков, с октября 1905 года. Участвовал в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Петербурга. В марте 1901 года написал «Песню о Буревестнике», в которой в аллегорической форме прославил приход революции в Россию. Эта поэма-притча стала своеобразным манифестом всех революционных сил в начале ХХ века. Писатель редактировал большевистские газеты «Звезда» и «Правда». Большевикам во главе с Лениным он помогал морально и материально. Вместе с гражданской женой Марией Андреевой ездил в США для сбора денежных средств, чтобы финансово поддержать РСДРП(б). Дружбу с Лениным Горький пронёс через всю свою жизнь вплоть до самой смерти Владимира Ильича.
Максим Горький активно участвовал в антимонархических выступлениях в годы Первой буржуазно-демократической революции (1905-1907 гг.). Вместе с видными представителями петербургской демократической общественности он добивался встречи с министром внутренних дел Петром Святополк-Мирским, чтобы предотвратить крупномасштабную провокацию вокруг мирного шествия рабочих во главе со священником Гапоном к царю. Министр отказал им во встрече. 9 января вошло в историю как Кровавое воскресенье, в ходе которого около полутора тысяч демонстрантов (среди них и дети) были убиты солдатами царской армии.
Несколько дней Гапон скрывался на квартире Горького. Писатель выступил за вооруженное сопротивление царизму, и поэтому оказался в Петропавловской крепости. В защиту «Буревестника революции» выступили выдающиеся деятели мировой культуры: Анатоль Франс, Огюст Роден и другие. В Риме прошли студенческие демонстрации в его поддержку. Вследствие подавления революционного движения властями и последовавшего политического преследования Горькому пришлось уехать из России на долгие годы. Лишь в 1913 году ему было разрешено вернуться на родину: он был амнистирован Николаем II по случаю 300-летия Дома Романовых.
Сегодня злые языки говорят о том, что Алексей Максимович обустроился на острове Капри, «острове миллионеров» в Средиземном море. Но это сейчас берега острова являются прибежищем российских нуворишей. А в начале ХХ века на Капри было около 5 тысяч постоянного населения: рыбаки, виноделы, моряки. В те времена политэмигранты из России в основном находились в тех же бытовых условиях, что и местное население. Да, Горький был состоятельным человеком, поскольку к тому времени приобрел всемирную известность. Однако у него не было той роскоши, в которой купаются сейчас многие представители правящей российской чиновничьей и бизнес-элиты, шоу-бизнеса. В его доме подолгу и не раз жили многие выдающиеся деятели будущего советского государства, русской и мировой культуры: Ленин, Бухарин, Луначарский, Богданов, Станиславский, Шаляпин, Бунин, Репин, Оскар Уайльд, Андре Жид, Пабло Неруда, Александр Дюма...
На свои средства на острове Капри он организовал школу для политического образования молодых рабочих и учебу для подававших надежду молодых литераторов из России. Он не жалел ни времени, ни средств для нового поколения революционеров и писателей из числа трудового народа. Финансово помог издать первый сборник произведений пролетарских писателей.
Всего лишь один факт. Русский матрос, политический эмигрант, будущий известный советский писатель Новиков-Прибой, живя в Лондоне, послал на рецензирование Горькому свой рассказ «По-тёмному». Познакомившись с произведением, в ответном письме Алексей Максимович сообщил, что рассказ будет опубликован, и пригласил начинающего писателя к себе на Капри. Потом Алексей Силыч вспоминал: «Горький поставил меня на ноги. После учёбы у него я твёрдо и самостоятельно вошёл в литературу». Злопыхатели вряд ли могут привести примеры подобного рода вклада в развитие российской культуры современных российских владельцев недвижимости за рубежом (Абрамовича, Прохорова, Шувалова, Абызова, Вексельберга и др.). Нельзя также забывать, что пребывание Горького на Капри было связано с состоянием здоровья. Легкие писателя с юности были поражены из-за перенесенного им туберкулеза и раны, полученной в особенно тяжелый период жизни при попытке самоубийства.
Февральскую буржуазную революцию Горький принимает с восторгом. В письме видному русскому советскому писателю Николаю Телешову он писал: «Прежде всего – крепко обнимаю вас, старый товарищ! Вот и дожили мы до праздника Воскресения Руси из мертвых!..». Максим Горький выступает соучредителем Просветительского общества и «Общества памяти декабристов». Входит в Комитет по охране памятников культуры. Организует свою газету «Новая жизнь», в которой публикует не только свои новые рассказы, но и публицистические статьи на злобу дня. Последние затем вошли в сборник под названием «Несвоевременные мысли».
В статьях он так резко выступал против участия России в империалистической бойне, что в российских ура-патриотических изданиях его обвинили в шпионаже в пользу Германии. Выражая тревогу по поводу роста стихийности революционной энергии, он ратовал за приостановление радикализации политических настроений в российском обществе, причину которой он видел в действиях левых партий, в том числе и большевиков. В горьковской газете «Новая жизнь» печатается письмо видных функционеров большевистской партии Зиновьева и Каменева. В нем выражается несогласие с курсом Ленина на восстание и захват государственной власти. В письме назывались и сроки восстания, что дало основание Ленину и его соратникам обвинить обоих авторов письма в предательстве. В полемике с Горьким большевистская печать утверждала, что он из «буревестника революции» превратился в «гагару, которой недоступно счастье битвы». Вплоть до покушения на Ленина (август 1918) Максим Горький находился в жесткой оппозиции к партии большевиков. Тогда он написал: «С 18 года, со дня гнусного покушения на жизнь В.И., я снова почувствовал себя большевиком».
Как отмечал Владислав Ходасевич, один из видных исследователей творчества Алексея Максимовича, в тот период у Горького окончательно испортились отношения с Зиновьевым, одним из руководителей большевистской партийной организации в Петрограде. «Доходило до того, что Зиновьев устраивал у Горького обыски и грозился арестовать некоторых людей, к нему близких. Зиновьев старался вредить Горькому где мог и как мог. Арестованным, за которых хлопотал Горький, нередко грозила худшая участь, чем, если бы он за них не хлопотал. Продовольствие, топливо и одежда, которые Горький с величайшим трудом добывал для учёных, писателей и художников, перехватывались по распоряжению Зиновьева и распределялись неизвестно по каким учреждениям».
В тот период Максим Горький открыто говорил о Зиновьеве как о «профессиональном демагоге». По поводу Троцкого он писал о его позорно-преступной политике «пугать террором людей, которые не желают участвовать в бешеной пляске г. Троцкого над развалинами России». Ходасевич пишет: «Нельзя отрицать, что Ленин старался прийти Горькому на помощь, но до того, чтобы по-настоящему обуздать Зиновьева, не доходил никогда, потому что, конечно, ценил Горького как писателя, а Зиновьева – как испытанного большевика, который был ему нужнее». Вражда Горького закончилась тем, что осенью 1921 года Алексей Максимович был принужден покинуть не только Петербург, но и советскую Россию. Он уехал в Германию. Официально в печати сообщалось, что Горький выехал по совету Ленина за границу на лечение в связи с обострением застарелой болезни.
До глубины души Максима Горького потряс уход из жизни Ленина, на этот уход он откликнулся проникновенной статьёй о дорогом ему человеке и товарище. В этой статье Горький обращает внимание на главную черту Владимира Ильича – скромность в быту, одежде, простоту во взаимоотношениях с товарищами по политической борьбе. «Весь – как-то слишком прост, не чувствуется в нем ничего от «вождя»… Дальше Максим Горький воспроизводит дискуссию между рабочими, делегатами Лондонского съезда РСДРП, о личных качествах Ленина и Плеханова. Один из них сказал: «Плеханов – наш учитель, наш барин, а Ленин – вождь и товарищ». Между прочим, такой оценкой Плеханова возмутилась супруга Георгия Валентиновича. Она заявила, что если бы Горький «знал, какую роль Плеханов играл на заре нашего рабочего движения, как Плеханов умел подходить к рабочему и к простому люду вообще, какой нежной любовью он пользовался в этой среде в ту эпоху, когда на пропаганду туда шли только редкие одиночки…».
В СССР на литературных собраниях все чаще поступали записки в президиум с вопросом, когда Горький вернётся, не слишком ли он задержался за границей? В 1928 и 1929 годы по личному приглашению Сталина он приезжает на побывку на Родину, а в 1932 году принимает окончательное решение вернуться в Советскую Россию. Период жизни Горького в Советском Союзе до самой его смерти (18 июня 1936 года) оценивается рядом исследователей его творчества и публицистами либерального толка крайне негативно. Они характеризуют его как певца советского Гулага и адвоката сталинского режима.
Александр Солженицын писал, что если бы Горький дожил до 1937 года, то воспел бы и массовые репрессии того периода. Однако объективная оценка взглядов и поступков Максима Горького вне контекста того времени невозможна. Говорить, что он не ведал о происходящем в молодом советском государстве, ни в коем случае нельзя. Например, в статье «Всё о том же» Горький писал: «Я нахожу, что у нас чрезмерно злоупотребляют понятиями «классовый враг», «контрреволюционер», и что чаще всего это делают люди бездарные, люди сомнительной ценности, авантюристы и рвачи». Другое дело, что он, как и сталинское крыло в партии коммунистов, а не бухаринско-зиновьевское и, тем более, троцкистское, понимал, что выход из создавшегося в те годы положения внутри страны и на международной арене возможен только путём осуществления ленинской политики индустриализации, коллективизации и культурной революции. Причем в максимально короткие сроки.
Реализация этой политики требовала коренной ломки общественных устоев, которая трагически затрагивала судьбы не десятков и сотен тысяч, а миллионов людей. По его мнению, Гражданская война, официально закончившаяся в 1922 году, продолжалась в других формах: саботаж, доносы, умышленные убийства, поджоги, вредительство при выполнении производственных заданий. В этих условиях добиться, чтобы не было злоупотреблений по отношению к подозреваемым в преступлении или преступникам, чрезвычайно трудно. Обострение классовой борьбы как внутри страны, так и за её пределами вызывало необходимость использования более жёстких мер в отношении преступников.
Осознав всё это, Максим Горький решился своим авторитетом поддержать сталинские методы реконструкции общества, считая их единственно правильными для того времени. Сталин представлялся Горькому единственно верным исполнителем этого грандиозного проекта по преобразованию общества, воплощением «железной воли истории». Он настолько верил в ум и политическую волю Сталина, что ряд своих рукописей предлагал ему для правки. Писателя подкупало в политике руководства страны то огромное внимание, которое уделялось воспитанию человека нового типа, советского, лишенного национальных, расовых и социальных предрассудков, глубоко преданного Родине, всесторонне развитого. Это соответствовало его общественно-политическим и гуманистическим взглядам, афористично заложенным им ещё в начале ХХ века в формуле: «Человек – это звучит гордо».
По словам современного видного исследователя творчества Горького Лидии Спиридоновой, он «увидел на родине использование своей мечты о Человеке». Вернувшись в страну, он был свидетелем масштабного неподдельного энтузиазма миллионов и миллионов советских людей. Он был очевидцем огромного количества одновременно строившихся фабрик, заводов, шахт, электростанций. Он видел, с какой жадностью рабочие и крестьяне устремились к познанию технических и гуманитарных наук, к культурному времяпрепровождению. Его искренне радовало появление плеяды талантливейших молодых писателей и поэтов: Шолохова, Фадеева, Исаковского, Твардовского, Булгакова, Платонова, Федина, Тихонова и других. В творческой судьбе многих из них он сыграл значимую роль, участвуя в правке и публикации их рукописей. В советский период на литературном поприще особенно расцвел организаторский талант Максима Горького, который впервые проявился ещё в дореволюционные годы.
Под его личным руководством в 1934 году прошёл Первый съезд советских писателей. Он организовал издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», Литературный институт. Он сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии литературных талантов в национальных республиках. По его инициативе была организована работа по переводу на русский язык произведений грузинских, армянских, украинских, белорусских писателей и поэтов, дагестанских ашугов и казахских акынов с целью популяризации их творчества в СССР и в мире.
Он выступил редактором ряда книг о передовом педагогическом опыте перевоспитания в трудовых колониях беспризорных ребят в достойных граждан своей страны. По мотивам книги Матвея Погребинского «Фабрика людей» был снят фильм «Путёвка в жизнь», получивший огромную популярность среди советских зрителей. Этот фильм на первом международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) получил Первую премию. Издание при содействии Горького произведения Антона Макаренко «Педагогическая поэма» способствовало признанию уникального педагогического опыта не только в СССР, но и во всем мире. Горький внёс определённый вклад в создание первого звукового кинофильма «Весёлые ребята».
Поворотным пунктом в восстановлении доброй памяти о Максиме Горьком в современной России явилось возвращение его профиля на логотип «Литературной газеты» в 2004-м году, с которого он был удален в 1990-м. Это возвращение, отмечал в передовой статье главный редактор газеты Юрий Поляков, «означает конец периода «самооплёвывания и восстановления гордости к советскому прошлому». На площади Белорусского вокзала в Москве восстановили памятник Максиму Горькому работы выдающегося советского скульптора Веры Мухиной, который стоял здесь с 1951 года, но в 2005 году был демонтирован и отправлен в так называемый «музей деятелям коммунистического движения».
г. Ярославль
Благодарю вас за статью. Буду стараться читать все ваши публикации.