МИР ИСКУССТВА / Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ. ФЕСТИВАЛЬ «ЙОШКАР-ОЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ». Заметки с театральных подмостков
Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ

Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ. ФЕСТИВАЛЬ «ЙОШКАР-ОЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ». Заметки с театральных подмостков

 

Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ

ФЕСТИВАЛЬ «ЙОШКАР-ОЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ»

Заметки с театральных подмостков

 

В Йошкар-Оле завершился фестиваль «Йошкар-Ола театральная», одно из самых значимых театральных событий, которое ежегодно проводится уже более 20 лет. Фестиваль является своеобразным смотром и подведением итогов прошедшего театрального сезона. Шесть творческих профессиональных коллективов Республики Марий Эл в течении десяти дней представили на суд зрителей только новые спектакли, премьеры которых прошли за время театрального сезона. Всего на конкурс было представлено 12 постановок наших театров.

Оценивали работы участников эксперты в области театрального искусства. Это Владимир Спешков (Челябинск) – неоднократный член жюри «Золотая маска»; Алла Шевелёва (Москва) – педагог ГИТИСа, Дмитрий Родионов (Москва) – историк театра, педагог; Нина Ефимова (Йошкар-Ола) – театровед, заслуженный журналист РМЭ; Владимир Мишарин (Сочи) – член Союза театральных деятелей России, Союза журналистов России.

Фестиваль «Йошкар-Ола театральная» для меня начался оперой «Флория Тоска» на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э.Сапаева. История создания этого музыкального произведения сама по себе интересна особенностью и целой чередой переплетений разных лиц и судеб. Французский драматург Викторьен Сарду, царивший на парижской сцене во второй половине XIX века (этот период французы называют Второй империей), специально для известной и модной тогда актрисы Сары Бернар написал пьесу «Тоска». Драма, созданная для покорившей сердце литератора женщины, стала достоянием театрального искусства. Драматический спектакль имел оглушительный успех. Пьеса ставилась не только в Париже, но и в других городах Европы. Джакомо Пуччини увидел пьесу в миланском театре и сразу поручил своему издателю провести все необходимые переговоры, чтобы получить разрешение Сарду для написания оперы по его произведению. Но драма «Тоска» как источник вдохновения на музыкальные шедевр возбудила не только Пуччини. Её как либретто для оперы рассматривали знаменитые композиторы Верди и Франкетти. В нешуточной борьбе великих композиторов благодаря своему издателю Рикорди (в наше время его бы признали успешным продюсером) права на написание оперы получил Пуччини.

Поначалу опера была принята довольно прохладно. Её упрекали в отсутствии оригинальности, повторе некоторых музыкальных мотивов композитора и т.д. Но в 1900 году опера была поставлена в театре Ла Скала, и с этого момента начался её путь высокого искусства по всей планете.

Надо отметить, что Викторьена Сарду тоже подвергали беспощадной критике за пристрастие к стандартным ходам в сюжетных линиях и театральным приёмам. Со стороны Бернарда Шоу и Эмиля Золя было высказано немало нелицеприятных слов в адрес драматурга. В России пьесы Сарду вызвали резкую критику Салтыкова-Щедрина. Но время всё расставило на свои места. Несмотря на то, что многие произведения Сарду написал специально для молодых актрис, его покоривших, творения Викторьена вошли в мировую драматургию, а Пуччини как гениальный композитор подарил человечеству свои произведения на века.

Жители Йошкар-Олы находятся в привилегированном положении с точки зрения театрального искусства. Чтобы насладиться современными высокохудожественными постановками оперы и балета, им не нужно ехать в Милан, в театр Ла Скала или в Москву для посещения Большого театра. Наш театр Оперы и Балета им. Сапаева ставит спектакли самого высокого уровня из мирового классического репертуара. Их не так много в репертуаре театра, но они все отточены до безукоризненности и радуют своим профессионализмом.

Опера «Флория Тоска» еще раз подтвердила неопровержимый статус нашего театра. Кстати, перед спектаклем мне удалось поговорить с одним из экспертов фестиваля «Йошкар-Ола театральная» Владимиром Мишариным. Пользуясь его дружеским расположением, я подверг критике современных авторов, пишущих о местной театральной жизни, которые только и делают, что восхваляют все спектакли подряд. И заметил, что вот я в своих комментариях всегда делюсь в том числе и замечаниями. И надо же, получилось, что после просмотра этой музыкальной постановки у меня были только одобрительные и похвальные впечатления. Думаю, Владимир Васильевич как театральный деятель будет только рад моему признанию.

Роль Флории Тоски исполнила известная солистка Эльвира Гурьева, а роль Марио Каварадосси приглашенный из Москвы солист Антон Иванов. Оба были великолепны.

Порадовали декорации и всё художественное оформление сцены. Весь спектакль соответствовал традиционным академическим канонам большой оперы. Очень хорошее звучание оркестра.

Эльвира Гурьева получила за свою роль «Приз зрительских симпатий»

Одним словом, можно только поблагодарить художественного руководителя театра Константина Иванова и режиссера-постановщика Сергея Шепелёва за возможность прикоснуться к высокому искусству.

На следующий день Горномарийский драматический театр из Козьмодемьянска ставил на сцене Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана пьесу «Похождения Чичикова или мёртвые души» по известному произведению Н.В. Гоголя. Уже заходя в историческое для нашего города здание, я предался воспоминаниям об этом значимом для меня месте. В далёкие студенческие годы, когда я учился в Марийском политехническом институте, театр носил название Марийский музыкальный театр. Я и многие мои однокурсники жили в первом общежитии института, которое располагалось на ул. Волкова рядом со зданием театра. Кстати, с тех пор ничего не изменилось: общежитие на том же месте. Мы часто ходили в Музыкальный театр. Во-первых, это рядом и можно было даже без верхней одежды пробежаться до него. Во-вторых, билеты стоили недорого, но можно было сходить в театр совсем задёшево. Я брал билет на второй или третий ярус балкона, одевался поприличнее и шёл на спектакль один. Если аншлага не было и были свободные места в партере или амфитеатре, то можно было расположиться на свободном месте. Билетёры меня узнавали и даже сами предлагали этот вариант. А пару раз, когда свободных мест в партере не было, меня провожали в правительственную ложу, если знали, что там в этот вечер никто не появится.

Шли годы. Мы взрослели, а Музыкальный театр по-прежнему привлекал зрителей. В нём часто выступали с концертами известные артисты. Прекрасно помню концерт Николая Баскова, который организовал Константин Анатольевич Иванов, тогда ещё артист балета Большого театра. Он и в те годы проявлял заботу о репертуаре, продвигая новые проекты в Музыкальном театре. Мы уже были знакомы, и мне благодаря этому удалось задать несколько вопросов набирающей популярность звезде российской эстрады. К сожалению, Николай Басков впоследствии полностью ушёл в различные шоу-проекты и не стал великим певцом нашей страны, что от него ожидали многие специалисты.

Кроме того, в здании театра в своё время проводились различные правительственные мероприятия и торжественные заседания. Даже инаугурации первых лиц республики одно время проходили в здании Музыкального театра. Теперь в Йошкар-Оле работает в современном красивом здании Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, который на сегодняшний день один из лучших в России. Художественный руководитель театра – Иванов Константин Анатольевич. А Музыкальный театр стал Марийским национальным театром драмы имени М.Шкетана.

Актёры Горномарийского драматического театра, играя на незнакомой им театральной площадке, проявили несомненный талант и явный азарт, что, безусловно, импонировало зрителю. В самом начале действия со сцены было поведано, для чего, собственно, Чичиков начал скупать «мёртвые души». Это был правильный ход. В зале было много школьников и студентов, а я помню, что учительница литературы в нашей школе в своё время не смогла ответить на этот вопрос, который, наверное, задавал каждый уже в наше время, когда читал бессмертную поэму (такой жанр обозначил сам великий автор).

Актёры играли практически без декораций, но костюмы у них соответствовали времени происходящих на сцене событий, и в совокупности спектакль получился интересным, благодаря своей динамичности и хорошей игре актёров. При подведении итогов конкурса актёр Николай Марышев получил специальную премию жюри за роль Чичикова, и абсолютно заслуженно.

В этот же день вечером на сцене Академического русского театра драмы им. Г.Константинова (АРДТ) шёл спектакль «Онегин».

 Русский драматический театр в Йошкар-Оле для меня место знаковое и одна из любимых театральных площадок, где я смотрел большинство спектаклей, которые представлял зрителям коллектив труппы. С восьмидесятых годов прошлого века, можно сказать, являюсь постоянным посетителем театра. А до этого, во времена беззаботного студенчества, успел посмотреть несколько спектаклей в старом деревянном здании, которое было полно архитектурного величия и являлось абсолютно уникальным сооружением. К сожалению, в те годы к общественному мнению власть не прислушалась и, несмотря на протесты творческой интеллигенции города, деревянное здание театра было снесено, хотя, безусловно, его необходимо было признать историческим памятником архитектуры и сохранить для истории и туристов.

АРТД это не просто спектакли и постановки. Здесь работают интереснейшие люди. В Академическом Русском царь и бог – главный режиссёр Константинов Владислав Георгиевич. В приёмной художественного руководителя театра меня встретила очаровательная Валентина Николаевна, помощник худрука. Я даже не успел сказать совсем не дежурный, а искренний комплимент, как она поздоровалась и, улыбнувшись, зашла в кабинет Константинова доложить о моём прибытии. Мы дружим с семидесятых годов, тогда я был студентом, а Владислав уже работал в Русском драматическом. Время часто на годы разводило нас. Мы уезжали из Йошкар-Олы, возвращались и снова куда-то ехали, чтобы вернуться. Сейчас это не только, образно говоря, наша гавань, а город, которому мы десятилетиями отдавали свой творческий потенциал, талант и любовь. До спектакля ещё было время, и за чашечкой кофе нам было что вспомнить и обсудить. Общие друзья, курьёзные эпизоды, творческие планы, семейные заботы и радости. Кажется, мы научились за свою жизнь, в которой оба провели сотни, если не тысячи переговоров с самыми разными людьми, даже за полчаса успеть рассказать друг другу многое.

Спектакль «Онегин» – это самостоятельная работа Константиновского стипендиата Натальи Ложкиной, единственной исполнительницы, чтеца и актёра этого спектакля. Наталья была в нём воплощением красоты, таланта, хорошо поставленного голоса. Зрители с придыханием воспринимали моноспектакль, а в финале подарили исполнительнице аплодисменты и восторг. Главному режиссёру – благодарность и пожелание новых сюрпризов и подарков такого рода зрителям. А великолепная Наталья Ложкина была вознаграждена за прекрасное исполнение роли Премией Правления Марийского отделения Союза театральных деятелей РФ.

На другой день я смотрел ещё один спектакль великого Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», который представили актёры Марийского национального театра им. М.Шкетана.

Мои посещения театров Йошкар-Олы часто происходят не только ради самого спектакля. Там, в храме искусства, можно встретить интересных людей, причастных к созданию современного театрального имиджа нашего города. Однажды перед спектаклем я с удовольствием пообщался с художественным руководителем театра Пектеевым Василием Александровичем. Два главных вопроса, которые я задал Василию Александровичу, звучали примерно так: «Почти двадцать лет вашей эмиграции из республики (пусть не заграницу) чем были вызваны? Как вы смогли не просто вернуться, а снова возглавить творческий коллектив театра как художественный руководитель?». Конечно, я читал интервью мастера в печати, но в приватной беседе история эта отрылось гораздо шире и глубже. Намеренно не привожу ответы режиссёра. Об этом надо написать книгу, что я настоятельно рекомендовал этому интересному человеку. Наше поколение достойно перенесло «огонь и воду», и делиться жизненным опытом, рассказывая о такой необыкновенной судьбе, – это нужно не для себя, а для нынешнего и последующих молодых поколений. Не ради «медных труб», а ради того, чтобы общество избегало ошибок прошлого.

Напоминанием об ошибках и заблуждениях является и пьеса «Ревизор». В данном случае её можно было бы отнести к классическому исполнению, но не всё так однозначно.

Во-первых, спектакль ставился на марийском языке (с переводом на русский через наушники для желающих). Сразу возникает вопрос: зачем переводить пьесу с языка оригинала (русский) которым владеют сто процентов посетителей театра на марийский язык?

Во-вторых, актеры, игравшие в пьесе, были одеты в светскую, современную одежду. Это абсолютно не увязывается с тем периодом, когда происходили события, описанные великим Гоголем. Если бы действие было перенесено в наше время, а это было бы логично, то спектакль мог рассчитывать на более высокие оценки. Но вины актёров в этом не было. Они играли блестяще и заслуженно получили по итогам фестиваля «Гран-при» в номинации «Лучший актёрский ансамбль», а актёр Иван Смирнов был удостоен Специальной премии жюри за роль Городничнего.

Следующий спектакль, который, безусловно, заслуживает добрых слов – это комедия Эдуардо Де Филиппо «Брак по-итальянски» на сцене АРТД им Г.Константинова. Я смотрел его второй раз. Первый раз – в прошлом году на премьере. А ныне не смог не воспользоваться приглашением от Владислава Константинова. Да и как внештатному эксперту фестиваля мне необходимо было присутствовать на большинстве его спектаклей.

На что готова пойти женщина ради благополучия своих детей и сохранения семьи? Этот вопрос актуален для любого общества в любом государстве, но итальянские страсти создавали особый колорит в развитии сюжета, а обаятельные персонажи, искромётные диалоги давали актёрам простор для сценического мастерства. Обновлённые к этой фестивальной постановке выразительные декорации и стильные костюмы героев комедии добавляли насыщенность происходившему на сцене, давая возможность зрителю окунуться в атмосферу контрастов, интриг и любви.

Обаятельная Людмила Мансурова и брутальный Илья Петров, исполнявшие главные роли, буквально блистали в этой пьесе, приводя в восторг зрителей. Хорошо сыграл свою роль адвоката актёр Антон Типикин. Впрочем, все исполнители были на высоте, что сделало спектакль украшением фестиваля.

Этот спектакль по пьесе, которая в первоисточнике имеет название «Филумена Мартурано», не только развеселил, но и раскрыл для зрителей и экспертов настоящий секрет семейного счастья. Как построить и сберечь крепкие узы внутри семьи? Этот вопрос актуален сегодня как никогда. Любить, прощать и верить, несмотря ни на что, – залог женской силы в этой зажигательной истории. Людмила Мансурова, бесспорно гордость театра, в роли Филумены была неповторимой и неподражаемой, а потому совершенно заслужено получила специальную премию жюри по итогам фестиваля за свою роль в комедии «Брак по-итальянски».

 Необходимо отметить, что режиссёр-постановщик Иван Немцев сумел пьесу сделать легкой для просмотра, содержательной по смыслу и обладающей идеей житейской мудрости. Художник-постановщик спектакля – Сергей Таныгин, художник по костюмам – Лариса Воробьева, которая своими работами вносит в постановки особый колорит и зрелищность. Её костюмы не просто соответствуют месту и времени, они сами по себе – часть театрального искусства.

 Апогеем фестиваля для меня стал мюзикл Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева «Три мушкетёра».

В наше время мюзиклы как отдельный жанр востребованы, но при постановках нуждаются не просто в серьёзном, а в скрупулёзном отношения, если конечно это настоящий музыкальный проект, а не попытка музыкой, светом и танцами сгладить не столь блестящую игру актёров некоторых театров. Мюзиклы как искусство могут создавать только избранные театральные коллективы, которых единицы, все остальные ставят мюзиклы как развлекательные театральные мероприятия.

Мне есть с чем сравнивать. Когда бываю в Москве, которая кроме столицы в прямом смысле этого слова является и столицей театральной, то при всех прочих равных условиях из всего театрального разнообразия отдаю предпочтению мюзиклам.

Современное увлечение мюзиклами началось со спектакля «Пола Негри» Януша Юзефовича, который я смотрел несколько лет назад в Центральном Академическом театре Российской Армии. Тогда меня поразила масштабность этой постановки. Ничего подобного раньше московский зритель не видел.

Идея создания мюзикла о жизни актрисы Полы Негри пришла Юзефовичу в 1993 году, однако воплотить её он смог лишь почти двадцать лет спустя. Это связано с тем, что технически это очень сложный проект и может быть поставлен только на больших и приспособленных сценах, а таких – единицы.

Затем были «Шахматы» в Московском дворце молодёжи. «Шахматы» – мюзикл, созданный в 1984 году. Музыка для спектакля была написана бывшими членами шведской поп-группы АВВА Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерссоном, автором текста стал Тим Райс, создавший такие мюзиклы, как «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев».

Спектакль повествует о поединке двух шахматистов: русского (Анатолия Сергиевского) и американского (Фредерика Трампера). Американский персонаж основан на эксцентричном чемпионе мира по шахматам Бобби Фишере (1972-1975), а русский – на его сопернике в матче за звание чемпиона 1972 года Борисе Спасском. Это насыщенный проект, где музыка, танцы, исполнение сольных арий, свет и технические новинки сцены не могут оставить равнодушным самого привередливого зрителя.

Московский театр Мюзикла порадовал искромётным и динамичным спектаклем «Праймтайм». Профессионально поставленный современный мюзикл, высветивший изнутри актуальные темы творчества, карьеры, пиара и спорное торжество власти телевидения. На все спектакли – высокий спрос и аншлаг. Не могу не отметить участие актёров из столичной артистической элиты, таких, как например Ефима Шифрина, любая реплика которого вызывала оживлённую реакцию зала.

 МТМ ещё раз подчеркнул своё неоспоримое лидерство в этом жанре.

Затем «Ромео vs Джульетта ХХ лет спустя» в Московском театре Оперетты. Не предполагал, что сюжет великого Шекспира можно продолжить, изменив финал его трагедии и вернувшись к судьбам героев через 20 лет, причём в форме мюзикла. Я консервативно отношусь к сослагательному наклонению в литературе, но Карен Кавалерьян, Алексей Франдетти, а также Аркадий Укупник, который написал музыку для спектакля, смогли настолько увлечь зрителя, что даже самые придирчивые музыковеды, указывая на некие погрешности, признают: публика не просто приняла мюзикл, она в восторге. К этому восторгу, отчасти ироническому, в соответствии с жанром постановки, присоединился и я. Кстати, в театр вернулась прекрасная обстановка, где публика одета в соответствии с местом: стильно и нарядно. Это тоже приятно отметить. После таких спектаклей хочется воскликнуть: «Идите в театр, любите театр и это принесёт вам настроение, энергию, позитив!».

Московский Дом Музыки представил мюзикл «Графиня де Ла Фер». Многие зачитывались романом Александра Дюма «Три мушкетера». Все мы возмущались подлыми интригами кардинала Ришелье и Миледи, переживали за короля и королеву, восхищались мужеством Д’Артаньяна, стойкостью Арамиса, оптимизмом и юмором Портоса и, конечно же, сочувствовали Атосу.

Собственно, про предысторию дружбы трёх друзей и про трагедию любви Атоса мы знаем лишь крупицы, многое недосказано. И именно над этими вопросами и задумался режиссёр Александр Рагулин. Вопрос отношений графа де Ла Фер и его жены всегда волновал Александра; он перерыл множество источников и решил раскрыть подробнее эту историю, а также попытался связать её с судьбой Арамиса и Портоса. То есть в спектакле раскрываются события, происходящие задолго до встречи мушкетёров с Д’Артаньяном. Это очень смелая идея, но надо отдать должное – воплощение её заслуживает сдержанного одобрения. Сдержанного лишь по тому, что в мюзикле слишком много жанровых переплетений: драматические, комедийные, трагические аспекты иногда перехлёстываются и не дают абсолютного эффекта.

«Графиня де Ла Фер» – последний спектакль, который я смотрел в Москве. И буквально, через месяц с небольшим в Йошкар-Оле, в Марийском Государственном театре Оперы и Балета им. Э.Сапаева – мюзикл «Три мушкетёра» в рамках фестиваля. Их можно сравнивать, но только условно. Наши «Три мушкетёра» поставлены гораздо красочнее и масштабнее. Дело не в игре актёров, вокальном исполнении или сценографии. В «Трёх мушкетёрах» задействована большая труппа балета, которая существенно повлияла на зрелищность спектакля и зрительское восприятие. Сцены по развитию сюжета меняются очень быстро, поэтому в относительно небольшое для полноценного мюзикла время включены почти все основные моменты сюжетной линии романа. Кроме того, впечатляет звучание оркестра, а также прекрасные постановки фехтовальных сцен.

Автор спектакля – Владимир Качесов, признался, что далеко не сразу согласился написать музыку для этого произведения, но был очень рад постановке спектакля в Йошкар-Оле.

 Либретто и стихи Льва Яковлева, который сохранил классический сюжет, но добавил динамики в последовательность сцен и действий.

 Абсолютное большинство поклонников оперы и балета нашей республики с радостью восприняли сообщение о присуждении мюзиклу «Три мушкетёра» главного приз «Гран-при» (он разделил этот успех со спектаклем «Гамлет. Машина. Цемент», так как в этот раз было присвоено сразу два первых приза).

За роль Герцога Бекингема в мюзикле «Три мушкетёра» актёру Павлу Крючко вручён приз «Лучшая мужская роль второго плана».

 

Завершала фестиваль «Йошкар-Ола театральная» музыкальная комедия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», режиссёра-постановщика Владислава Константинова в Академическом русском театре драмы им. Г.Константинова. Знакомый мне спектакль я смотрел может чуть более придирчиво и пришёл к выводу, что задумка режиссёра добавить в сценарий небольшие танцевальные номера оказалась очень уместной. В классический сюжет известной пьесы они внесли новизну и оживлённость.

Известные йошкар-олинской публике актёры Илья Петров, Дамир Сафиуллин, Евгения Москаленко, Алла Новосёлова, Евгений Сорокин, Иван Немцев, Антон Типикин ещё раз подтвердили свой профессионализм.

За роль Кречинского приз фестиваля «Лучшая мужская роль в драматическом театре» отдан актёру Илье Петрову, а приз «Лучшая женская роль второго плана» присуждён за роль Анны Антоновны Атуевой актрисе Евгении Москаленко.

 

Как автор этой статьи, признаюсь, что в данной публикации упомянул не все спектакли фестиваля. Причина – могу судить только о тех работах, которые смотрел сам. Из программы фестиваля не видел спектакль Республиканского театра кукол «Аленький цветочек», две пьесы Марийского театра юного зрителя и работу Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана «Гамлет. Машина. Цемент».

 И ещё: не в правилах писателей петь дифирамбы людям власти, но в данном случае будет необъективно, если не скажу, что за всей организацией фестиваля стоят не только руководители театров и Союз театральных деятелей, но и Министерство культуры Республики Марий Эл во главе с министром Константином Ивановым, который лично участвовал в работе фестиваля.

 Йошкар-Ола театральная – это не только название фестиваля, столица Марий Эл действительно заслуживает название «театральная». Совсем недавно мы подводили итоги фестиваля русских театров «Мост Дружбы», только сейчас закончился фестиваль «Йошкар-Ола театральная», а сцена Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э.Сапаева уже готова принять участников Фестиваля балета в честь великой русской балерины Галины Улановой. Будем надеяться, что будут новые проекты и успешные театральные новинки.

 03.04.2023 г.

 

Комментарии