Александр БАЛТИН. АПРЕЛЬСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ
Александр БАЛТИН
АПРЕЛЬСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ
Александр ОСТРОВСКИЙ. 200-летие
Никакой человечек с забавной фамилией, превращаясь в персонажа пьесы, становится метафизическим символом пустой и пошлой мечтательности: однако, вдруг, по закону неведомых обстоятельств, получающий то, чего, казалось бы, не заслуживал…
Бальзаминов женился-таки на богатой, вырвался из опротивевшей бедности, вот только… будет ли жизнь его раем – с Домной-то Евстигнеевной?
Вряд ли…
Островский выступает, как метафизик человеческих характеров, исследуя их в разных ситуациях, рассматривая с разных ракурсов; сам знавший жизнь разнообразно, до прожилок показывает её – через речь, в которую рождаемся в неменьшей степени, нежели в физиологию, – сгущённо, во всей пестроте вечно текущей плазмы жизни…
Обманет ли Дульчин?
Непременно, ведь не зря же его фамилия сочетает итальянскую сладость и русскую дулю: кукиш то бишь…
Фамилии говорят за персонажей: Глумов будет глумиться над предложенным ему вариантом мира, где чистота и искренность подвергаются поруганию, где расчёт и деньги остаются главными.
…Ничего не изменилось – в этом смысле: несмотря на многажды изменившийся, круто и непостижимо антураж.
Сильный и трагический излом: Катерина: сплошная молния плоти, да… ударить ей некуда – кислая толстая денежная реальность вокруг любой огонь погасит.
Паратов, отдающий парадом: всё показное – и роскошь, и шум жизни, – так напоминает нуворишей наших девяностых, как, впрочем, и Кнуров – незабвенный Мокий Пармёныч, сделавший колоссальное состояние в наши дни…
Да нет же, в те дни, что давно смыло волнами истории, но происхождения громадных состояний так похожи…
Огрызок человека-карандаша Карандышев так хочет выписать себе кусочек счастьица, так борется за эту надпись…
Крошечный человечек совершает трагическое преступление, словно превращаясь в жестокого мстителя: всем, кто обижал…
Накал человеческий, вольфрамова дуга страсти в персонажах Островского подобны игрокам Достоевского: метафизическим игрокам, всем, кто участвует в жизни, в её действе, столь театральном, но настолько далёком от такого…
Интересно – как выглядели бы романы Островского?
Как бы он моделировал пейзаж, строил описания?
Но – театр пришёлся ему идеально: реплики персонажей выстраивались так, что никакие словесные пласты иного плана не требовались.
Реальность плотна.
Она пестра и избыточна: тщеславьем, поиском богатых вдовушек, стремлением обогнать соседа, жаждой наживы, неистовством разгула: безобразно-купеческого, столь известного Островскому; жизнь избыточна, и показывать её можно только так: вибрирующей и гудящей, напряжённой стальными нервами страстей, настоящей, что не закончится никогда, живя в сотнях персонажей, расплесканная по ним неистовым гением человекознатца Островского.
Иссекать ломти из реальности, препарируя их словесно, и представляя на суд современников типажи, которые не увянут никогда.
Пока – современников, потом – будущего, бесконечно развивающегося, ветвящегося, уходящего в вечность.
Персонажи Островского говорят колоритно: сказывается и сословие, к которому принадлежит тот то или иной, и масштаб словесной одарённости писателя, ставшего классиком ещё при жизни.
Речь Кнурова не перепутаешь с речью Паратова: сколько в последнем внешнего блеска, столько в первом – скрытой силы.
Дульчин (нечто сладко-обманное, мерцающее в фамилии) говорит не так, как Глумов: вечный тип карьериста, никогда не седеющий, меняющийся настолько, насколько меняется декорум жизни, её антураж.
Но всегда – речь выпукла, она играет и сверкает, она характеризует персонажей так, что видны они с листа, и даже игра актёрская не очень требуется.
Всегда туго заведённый механизм действия не подразумевает сбоев, а точная череда картин работает безостановочно на уточнение характеров и развитие сюжета.
…Плакать Тугиной – недаром же в фамилии скрыта туга-печаль.
А забавный, глупенький Бальзаминов, обретающий такое счастье, какое обрёл, точно компрометирует само это понятие.
Опять же тугая гроздь характеров: плавно-вальяжная Домна Евстигнеевна, или бесхитростная, так переживающая за Мишеньку маменька…
Каждая реплика – точно новый ход, нечто высветляющий в недрах психики того или иного персонажа.
Каждая картина – выверена до деталей обстановки, и видно, как в горке отсвечивает фарфор, и слышно, как извозчик проедет за окнами.
Люди меняются, что естественно, меняется корнево сама жизнь, но нечто, заставляющее людей действовать, печалиться, скорбеть, остаётся неизменным – и это неизменное, положенное в основу строительства каждого характера Островским, и заставляет вновь и вновь вчитываться, всматриваться в его пьесы – с непременным результатом.
Иван ЕФРЕМОВ. 115-летие
Восстановленный пласт «Таис Афинской»: роскошный Македонец, избыточность деталей, преподнесённая языком современным – так, будто время то приближено к настоящему…
Читался Ефремов феноменально: захватывающе, увлекал, было не оторваться, реальность уходила на второй план…
…Персидский Персеполис, охваченный рыжим пламенем, запущенным Таис; философские размышления, чередующиеся с динамикой повествования; неистово рассекающий мир Александр…
Ефремов долго и тщательно, с кропотливостью учёного изучал все доступные материалы и, сам пропитавшись далёким духом, словно передавал его читателям…
Он и подходил к романам как учёный: перед написанием «Туманности Андромеды» долго выстраивал своеобразную систему деталей, что должны были вкупе с мыслью организовать грядущий текст.
Он верил в коммунистическую идею.
Он дал свой образ будущего коммунизма, дал разработанным детально, сочетая философию, фантастику, футурологию, взаимоотношения людей будущего…
Туманность оказалась недостижимой, биология и физиология людей противоречат утопии: а не биологом, ни физиологом Ефремов не был.
Он был палеонтологом, под его руководством проходили экспедиции: в пустыне Гоби открыли ископаемые остатки динозавров, составившие золотой фонд московского Палеонтологического музея.
Эксперимент «Лезвия бритвы» заключался в попытке вывести корень квадратный психологической сущности человека, дабы заложить фундамент для воспитания людей коммунистического завтра, которое, как известно, не настало.
Тем не менее, линии романа плетутся искусно и с не меньшим мастерством вплетаются в оные рассуждения…
Час Быка – конец двадцатого века – Ефремов считал одной из худших эпох в развитии человечества: до финала его он не дожил, предоставив потомкам судить о своей правоте или заблуждении.
Так же, как и о книгах его – и сегодня горящих огнями мудрости и литературного мастерства.
Валентин БЕРЕСТОВ. 95-летие
Добрый волшебник из детской сказки – так воспринимался Валентин Берестов по телепрограммам, которые вёл.
Звонкая лёгкость и нежная мелодия детских стихов точно расходились в пространстве чудесными вибрациями, помогая росту детишек:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Он касался всех тем, что сопровождают рост ребёнка: игры, слёзы, игрушки, забавы – всё мешалось в калейдоскопе предложенных им стихов, овеянных нежным юмором.
Поэзия была поучительна – без дидактики.
Она была сверкающей: в ней просто и славно раскрывалась природа, играли собаки, пролетали бабочки.
Было и взрослому хорошо войти в словесный, прозрачный пантеон детской поэзии, созданной Берестовым.
…Его взрослая поэзия обладала одним из благородных свойств детской: ясностью, сколь бы ни сложны и мучительны не были темы, поднимаемые им:
В своём роду, кого ты ни спроси,
Идя от колыбели в ногу с веком,
Он со времён крещения Руси
Стал первым некрещёным человеком.
Он это чуть не доблестью считал.
Да жаль, что бабок спрашивать не стал.
А к бабушкам он относился строго:
«Вот тёмные какие! Верят в Бога!».
И лишь под старость обнаружил он,
Что тайно был старушками крещён
И что от колыбели был храним
Он ангелом невидимым своим.
Мир веры: что может быть сложнее, но и естественнее для человека?
И вот стихотворение, играя, но предельно всерьёз, проходит ступенями, которые позволяют уяснить нечто, сопоставляя с собственным опытом, ища параллели.
Впрочем, и во взрослой поэзии своей Берестов оставался во многом… детским поэтом: раздавая подарки строчками, лёгкими и напевными, нагруженными значительным содержанием:
Костёр догорает, пора на покой.
Созвездия светятся ярко.
И вдруг из песков за сухою рекой
Залаяла глухо овчарка.
И слушая лай охранявшей стада
Свирепой туркменской овчарки,
Мы спали, как дома, как в детстве, когда
Кладут под подушку подарки.
Подарки сверкали ярко… Драгоценности не прятались в строчках: они были открыты всем, и шли ко всем – ведь когда-то аудитория поэзии была огромной…
Она сужалась потом, сужалась…
Но – не сужалась поэзия Берестова: широкая, идущая от щедрого сердца и отправленная в такие дали, о которых мы не представляем пока.
Борис СТРУГАЦКИЙ. 90-летие
Особняком стоящая в мире Стругацких повесть «Понедельник начинается в субботу» лучится остроумием, словесной и смысловой игрой, и множественностью того, что запоминается легко, входит в жизнь читателя навсегда.
И образы, данные в романе, отдают вечностью – один профессор Выбегалло чего стоит!
Вечный халтурщик, ловец выгод, пустобрёх, спекулянт на якобы научной материи…
Но – это именно исключение в пантеоне, созданном Стругацкими: метафизическими фантастами, использовавшими своеобразное реалистическое письмо, которым рассказывается о необычайном, но так, будто оно существует в реальности, есть среди нас…
«Трудно быть богом» – на планете с гуманоидной цивилизацией, где земные, специально подготовленные агенты внедрены в системы тамошней жизни: ради переустройства оной.
Они кажутся неразделимыми – братья Стругацкие: тем не менее, юбилей у Бориса…
Он родился в Ленинграде, в интеллигентной семье, и житьё в коммуналке, вероятно, наложило некоторый отпечаток на мировосприятие: впрочем, не обязательно тёмный.
Он был профессиональным астрономом: окончил математико-механический факультет ЛГУ; возможно, это влияло на литературное творчество – мир звёзд, небесных пластов, огромных пространств фантастичен сам по себе.
…Впрочем, книги Стругацких быстро обретают популярность, братья уходят в литературную деятельность полностью, выдавая роман за романом.
Аудитория ждёт.
Как пройдёт «Пикник на обочине»?
Тайны будут разгаданы, или нет?
Мистическая зона, впуская в себя, сулит нечто невероятное – в плане получения, если достигнешь определённых пределов, следуя за Сталкером; но метафизика человеческих желаний просвечивается лучами неизбывного интереса к феномену человека…
Они пишут вместе.
Аркадий умирает раньше.
Самый известный псевдоним Бориса – С.Витицкий, именно под ним вышли романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».
…Мысль, преследующая героя постоянно, формулируется, наконец, в беседе с другом: на протяжении жизни судьба оберегала многократно, спасая от опасностей, и механизм этой работы крайне интересен.
Подлежит ли постижению?
Культурные и литературные аллюзии переполняют сложный, исполненный философского звучания роман; но и конкретика брежневских времён разворачивается живо, колоритно.
Теоремы этики, доказанные Спинозой, не помогают Красногорову определить своё предназначение и найти точные формулы судьбы.
Как в словесной мозаике романа «Бессильные мира сего» мешается многое: и способность влиять на настроения масс вполне сочетается с разочарованием от неправильного развития социума.
Два романа, выпущенных без брата: хотя тень его, казалось, витает рядом…
Они неразрывны – Аркадий и Борис Стругацкие, тем не менее – сегодня юбилей у Бориса.
Елисавет БАГРЯНУ. 130-летие
Сладкая реальность…
Весна вливается в неё новыми вариантами цветения, и хоть повторяются они из года в год, есть особая неповторимость в настоящей сладости, поэтому:
И снова на улицах наших лукавый
Апрель-цветоносец поет,
И веет зеленой весенней отравой,
Которая слаще, чем мед.
(Пер. А.Ахматовой – здесь и далее. – Ред.)
Однако Елисавет Багряну строила своё поэтическое пространство на контрастах, поскольку действительность слишком амбивалентна:
Но в комнате этой и душно и тесно
За крепко закрытым окном,
А то, что скажу я, так было чудесно.
Что мнится не явью, а сном.
Текучая реальность, её зыбкость, её… до некоторой степени условность – становились тем объектом, который пристрастно рассматривала Багряну и, пропуская через фильтры собственного дарования то, что можно пропустить, творила свои поэтические перлы.
…«Мудрость», сформулированная в одноимённом стихотворении, играет специфически поэтическими оттенками, отчасти завораживая, отчасти утверждая величие поэтической песни:
Ты к ней иди, меня же – прокляни,
Я и любить, как нужно, не умею...
Меня полет снежинок опьянит,
Я новой песней всю печаль рассею.
Впрочем, ключевым здесь кажется эпитет «новой»: ибо песня и должна быть нова, и Багряну, совмещая мудрость и лиризм, доказывала это.
…Окончив среднюю школу в Софии, Багряну в течение года работала сельской учительницей и, очевидно, непосредственный опыт жизни болгарской деревни и сельских женщин обогатил её мировосприятие.
Багряну была новатором: пёстрый космос женских переживаний, все оттенки женской психологии вводились ею в поэтическое повествование щедро и ярко.
Звёздочки загорались…
Прожилки тьмы слоились: но свет опровергал их.
…Возникают глобальные мотивы: и за полотнищами вихря мелькают вопросы вечные – столь же таинственные, сколь и не имеющие ответов:
Могучий вихрь – тревоги грозный знак.
Какие эта ночь таит виденья, –
И тополя зачем взметнулись так!..
О, что за крики, вопли и моленья!
Умолкнет и опять застонет мрак.
Не рвется ль чья-нибудь душа из мира?
Зачем нам лес грозит, как злобный враг,
И Орион сверкает, как секира?
Совершенная форма её стихов гармонизирует сознание: сколь бы ни рвались условные и реальные вихри.
…Её пейзаж психологичен:
Лес как в сказке стоит, но еще золотей и румяней.
Птицы смолкли давно, даже ветер в листах не шумит.
Бодро путь тот бежит, но и он растворится в тумане,
По нему вереница теней одиноко и мрачно скользит.
Международные классические традиции прорастают в стих: то тень Ленау мелькнёт, то вечно скорбный Леопарди благосклонно улыбнётся…
И музыка Багряну была того рода, что побеждает любые времена, предлагая поэзию именно как меру гармонии, способную улучшать мир.
Вашингтон ИРВИНГ. 240-летие
…Фантастическое содержание определяло интерес к рассказу «Рип ван Винкль», но не только, конечно: ибо мера мастерства, с которой было рассказано о человеке, двадцать лет проспавшем в Кастальских горах, завораживала…
Герой сна – ставший символом человека, отставшего от времени; однако сон – сам по себе – альтернативная реальность.
Так что жизнь персонажа можно рассматривать как своеобразный эскапизм…
Создавалось ощущение, что сон играл особую роль в жизни писателя, другой его известнейший рассказ носил название «Легенда о сонной лощине» (напрашивается предположение, что сюжеты являлись к нему именно во сне).
Там происходят странные и страшные события: они, переплетаясь, уходят в грядущее, где Майн Рид подхватывает образ безголового всадника.
…Школа претила Ирвингу, после неё он не стал учиться, сославшись на слабое здоровье, отдавшись тому, чем только и мог заниматься – литературе.
Он пишет рассказы, юморески, театральную критику; неохотно общается с домашними, надолго уезжает в Европу: сложившимся писателем, со своей темой, системой взглядов, методами подачи материала.
Таинственность влечёт его: как позже будет привлекать другого загадочного американца – Эдгара По.
Стиль, идущий от европейцев: от кого ещё?
В Америке в те времена литература была развита слабо.
Четыре года, проведённые в Испании, посвящены изучению всего, что касается Христофора Колумба: и монументальный трёхтомник жизнеописания входит в реальность плавно, как каравеллы мореплавателя.
…Ирвинг был хорошо известен в российской империи: его открыл читателю Александр Полевой – в своём журнале «Московский телеграф» опубликовав очерк; стали они появляться и в других журналах.
Игра огня, причудливо ветвящаяся мысль, сложные персонажи – всё это создавало неповторимый колорит и становилось близко русскому читателю…
…Пока некто спит себе и спит, Вашингтон Ирвинг, названный так в честь знаменитого президента, возвращается на родину, где проживёт ещё долго, продолжая сочинять и публиковаться…