МИР ИСКУССТВА / Иван САБИЛО. ВЕСНА НА СЦЕНЕ. Верность классике
Иван САБИЛО

Иван САБИЛО. ВЕСНА НА СЦЕНЕ. Верность классике

08.04.2023
236
0

 

Иван САБИЛО

ВЕСНА НА СЦЕНЕ

Верность классике

 

В советские годы я часто бывал в Ленинградском академическом театре оперы и балета. Тогда он ещё носил имя Кирова, хотя Сергей Миронович никакого отношения ни к опере, ни к балету не имел... И вот 28 марта 2023 года я снова в театре, теперь уже в Мариинском, которому в 1992 возвращено его историческое название.

Всё в нём прежнее: фойе, зал, люстры, люди. Нет, люди несколько иные – много молодёжи. Даже удивительно, как много! Может быть, потому что сегодня особый спектакль – комическая опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток»? Молодые годы – время любви, время открытых чувств и поиска друга, истины, смысла жизни. И той единственной или единственного, что нужен раз и навсегда (если повезёт).

Впрочем, и фойе иное: по стенам – портреты в полный рост (195 см.) Фёдора Ивановича Шаляпина, к 150-летию со дня рождения. На них он представлен в ролях из многочисленных оперных спектаклей.

Второй звонок. Направляемся в зал.

Итальянский композитор Доницетти родился в 1797 году. Его отец – сторож, мать – швея. Он рано стал заниматься музыкой и пением. И хотя прожил всего 50 лет, успел стать своеобразным рекордсменом: по подсчётам музыковедов он автор около семидесяти опер. Не все они стали явлением высокого искусства, но немало и таких, что пришлись по душе многочисленным зрителям и слушателям во всём мире. И «Любовный напиток» в их числе. Свои первые оперы он создал ещё подростком, и многие известные музыканты уже тогда отмечали в нём истинный талант.

Третий звонок, и сцену наполняют нарядные, по-итальянски одетые люди, в основном, крестьяне. Всё пение на итальянском языке, высоко над сценой – синхронный русский перевод. По чистому, полнозвучному сопрано узнаём главную героиню – Адину (Юлия Сулейменова): прекрасно сложена, обаятельна. И, что особенно привлекает, пластична и женственна, а это большая редкость для наших дней.  Адина красива, богата и вслух читает легенду о средневековом рыцаре Тристане, который, благодаря волшебному напитку, покорил сердце королевы Изольды. В Адину влюблён местный бедняк, крестьянин Неморино (Клим Тихонов) и, слушая легенду, загорается желанием добыть себе подобный напиток.

Неожиданно в деревню являются солдаты под водительством сержанта Белькоре (Виктор Коротич). Он видит красавицу Адину и сходу решает сделать её своей женой. Однако девушке не нравится скорострельная идея сержанта, и она отвергает его амбицию. Впрочем, сержант Белькоре не привык отступать и готовится к свадьбе. 

Влюблённый, робкий Неморино решается признаться в своих чувствах Адине, но та и ему отказывает, пояснив, что верная и постоянная любовь не для неё. А тут новая неожиданность – в деревню прибывает лекарь-вояжёр, он же авантюрист и шарлатан Дулькамар (Магеррам Гусейнов). Он-то как раз и занимается продажей «чудодейственного» эликсира любви. Неморино покупает у него бутылку дешёвого вина, а шарлатан заявляет, что этот «волшебный» напиток положительно подействует в течение суток.

Неморино тут же выпивает любовный эликсир и ему кажется, что принятое средство на самом деле начинает своё чудотворство. Ощутив в себе ранее неведомые силы и смелость, он начинает верить, что Адина вот-вот влюбится в него. И довольно холодно с ней разговаривает. Она удивлена и обижена таким поведением парня и, чтобы отомстить ему, готова дать положительный ответ сержанту Белькоре.

Но тут деревню облетает весть, что скончался родной дядя Неморино и оставил ему богатое наследство...

Мы не будем продолжать рассказ о дальнейших событиях в спектакле, назовём только ещё одну солистку, Елену Ушакову – в роли крестьянской девушки Джаннетты. И слугу лекаря Дулькамары – Гаэтано (без пения).

Когда спектакль был завершён, я увидел множество радостных лиц – молодых и не только. Никто не торопился покинуть зал, не мчался в гардероб, выхватывая из карманов и сумочек номерки. Постановка пришлась по душе, а зрителей это всегда объединяет. И подумал, что, несмотря на солидный, почти двухсотлетний срок со времени создания оперы, она не утратила своих главных достоинств – сбережения красоты и следования классике. У нынешних постановщиков спектакля не возникло желания начинить его какой-нибудь современинкой – посадить главную героиню за компьютер, или главному герою устроить ныне модное тату. Хочется сказать благодарное слово в адрес дирижёра спектакля, народного артиста Республики Северная Осетия-Алания Заурбека Гугкаева, режиссёра, народного артиста России Александра Петрова, художника-постановщика, заслуженного художника России Владимира Фирера и всех, кто вместе с композитором берегут красоту.

И помогают зрителю сохранять влекущее желание снова и снова приходить в театр.

Петербург, 2023

 

Комментарии