ПОЛЕМИКА / Владимир КОРНИЛОВ. ЛОЖКА ДЁГТЯ В БОЧКЕ МЁДА. О премьере снятого в космосе фильма «Вызов»
Владимир И. КОРНИЛОВ

Владимир КОРНИЛОВ. ЛОЖКА ДЁГТЯ В БОЧКЕ МЁДА. О премьере снятого в космосе фильма «Вызов»

 

Владимир КОРНИЛОВ

ЛОЖКА ДЁГТЯ В БОЧКЕ МЁДА

О премьере снятого в космосе фильма «Вызов»

 

12 апреля одновременно в Государственном Кремлевском дворце и в московском кинотеатре «Каро 11 Октябрь» на Новом Арбате состоялись премьеры снятого в космосе фильма «Вызов» (режиссер Клим Шипенко, главные действующие лица: актриса Юлия Пересильд и космонавт Олег Новицкий). С 20 апреля этот фильм выходит на экраны страны. На протяжении нескольких месяцев по центральному телевидению шла реклама предстоящего показа фильма, достигшая апогея в последние дни перед премьерой.

В печати отмечалось, что по задумке авторов проекта этот полет станет наглядным свидетельством того, что полеты в космос постепенно становятся доступными не только для профессионалов, но и для более широкого круга желающих. К тому же руководству Роскосмоса (тогда во главе с Дмитрием Рогозиным) очень хотелось «утереть нос» американцам, которые планировали съемки художественного фильма в космосе в 2022-2023 годах. По информации в СМИ против съемок художественного фильма в космосе выступил летчик-космонавт, Герой СССР и России, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев. В результате критики идеи снимать фильм в космосе в ущерб программе космических полётов он был уволен.

Правда, позже руководство «Роскосмоса», осознав кадровую ошибку, пересмотрело своё решение об увольнении Крикалёва. Летчик-космонавт Михаил Корниенко заявил: «Артистам, клоунам всяким, туристам на МКС не место. Это большая космическая лаборатория, не надо мешать профессионалам работать. Результат от этого проекта, который называется «Вызов», по моему убеждению, будет минимальным». С его высказыванием вполне можно согласиться: он имеет в виду научно-техническое значение деятельности космонавтов на МКС. Однако полагаю, что авторы проекта думали не об этом. Главное для них – пропиарить факт, что мы были первыми в космосе в результате полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, а теперь – снова первые, но в создании полнометражного художественного фильма, снятого на космическом корабле.

Конечно, отрицать значимость создания фильма в подобных условиях было бы несправедливо. Однако ценность этого факта была бы намного выше, если бы современная Россия сохранила мировое первенство в технико-научных новациях в связи с освоением космоса, которого достиг СССР. Современная российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза. По количеству запущенных в космос спутников Россия уступает США почти в 20 раз. США запустили в космос 3467 спутников, а Россия – 174 (данные канала «24». 14.04.23). Не этим ли объясняется, почему мы уступаем США в области спутниковой разведки в ходе специальной военной операции на Украине? Разработка многоразовых метановых ракетных двигателей нового поколения BE-4 компанией Blue Origin и Raptor компанией SpaceX сделала США полностью независимыми от России в области двигателестроения. В мире на долю США сегодня приходится около 58% инвестиций в проекты по освоению внеземного пространства, при этом они тратят на исследование космоса в 20 раз больше.

Анализируя поводы для ажиотажа вокруг фильма «Вызов», необходимо обратить внимание еще на один – нравственный – аспект. В частности, в вопросе подбора актрисы для полета в космос. Юлия Пересильд в этой роли, по замыслу создателей проекта, должна стать героиней нашего времени, примером для современной молодежи, чтобы юноши и девушки «заболели» космонавтикой, как советская молодежь в 60-х годах прошлого века после пребывания в космосе Юрия Гагарина. Насколько оправдан выбор актрисы Пересильд для выполнения такой задачи? Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к её выступлениям в Московском государственном театре наций (художественный руководитель Евгений Миронов) в образе Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» (постановка Евгения Марчелли). В качестве наглядного доказательства приводим фото, на котором изображена Юлия Пересильд в роли Катерины (см. ниже).

Читателям эта фотография говорит о многом. Критик Наталья Каминская так описывает происходящее на театральной сцене. «Катерина от Тихона (мужа – В.К.) отбивается, и возникает явное ощущение, что супружеской близости между ними так и не было, что ночь с Борисом (любовник – В.К.) – её первый сексуальный опыт, и теперь только держись, ибо сильная и тугая пружина отпущена. В финале оба любовника перепачканы кровью, и что это – кровь первой ночи, следы семейных побоев или метафора вырвавшейся наружу губительной страсти – пойди, разбери». Литературный критик Татьяна Джурова, характеризуя режиссерскую деятельность Евгения Марчелли, пишет: «Стоит вспомнить, что в режиссуру Марчелли пришел в начале 1990-х: время, когда целый ряд табу на проявления «плотского» рухнул, обернувшись разнузданностью, карнавализацией плоти. На рубеже веков режиссер стал лидером по количеству обнажений на сцене, заслужив в провинциальной прессе славу «режиссера-порнографа». Обнажение актерского тела для него – вызов, который он бросает не только зрителям, нежеланию признавать двусоставность человеческой природы, но и психологии русского актера, его телесным «зажимам». И еще это неистребимое шутовское желание ввернуть в очередной спектакль «голый зад», пока находятся те, кого этот голый зад повергает в шок».

Как в народе говорят, от такой интерпретации произведения на театральной сцене в гробу переворачивается и сам Островский, автор пьесы «Гроза». Представляю, какие бы эмоции проявила Мария Ермолова, выдающаяся русская драматическая актриса Малого театра, первая народная артистка республики (1920), Герой Труда (1924), исполнявшая роль Катерины. В её понимании Катерина – высоконравственная женщина, «луч света в темном царстве» (выражение Добролюбова), в затхлом купеческом мире. Юлия Пересильд же, совместно с Марчелли, произвольно трактуют Катерину в духе сексуальных фантазий, изображая её в образе полностью лишенного какой-либо духовности существа женского пола.

Вместо спектаклей, поставленных в классической манере, которые отражали бы характер исторической эпохи, показывали жизненные примеры сложных человеческих отношений, заставляли зрителей размышлять о гражданском долге перед обществом и взаимной ответственности «отцов и детей», способствовали бы духовному росту, – потоком пошли постановки совершенно иного рода. Их суть – смакование обнаженной натуры, откровенные постельные сцены, площадная лексика и явное неуважение к замыслу автора классической пьесы и к той эпохе, которая там отображена. К сожалению, такие актрисы, как Юлия Пересильд, – активные соучастницы подобного псевдоноваторства на театральной сцене. Они без угрызений совести вносят свой вклад в нравственное падение национальной (русской и советской) театральной школы, выпестованной Станиславским, Ермоловой, Качаловым, Тарасовой, Товстоноговым, Дорониной и многими другими корифеями сцены.

На официальном сайте Президента Российской Федерации отмечается: «Юлия Пересильд – обладательница яркого актерского дарования, достойная продолжательница традиций русского психологического театра. Её искусство исполнено душевности и сердечной открытости, трудолюбие соединено с чувством ответственности перед искусством и зрителями». Она лауреат премии Президента Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации. Интересно, кто-то из государственных мужей видел её новации в трактовке образа Катерины? Если да, то как это соответствует линии президента РФ Владимира Путина на формирование высоконравственной, образованной молодежи?!

На вопрос корреспондента: «Зачем сегодня зритель приходит в театр? Ради развлечения или за духовной пищей?» Пересильд без обиняков ответила: «В театр приходят развлекаться». С точки зрения «развлекухи», становится совершенно понятным, почему она согласилась играть роль Катерины в трактовке Марчелли, патологического обожателя «обнаженки» на театральной сцене.

Участвуя в фильме «Вызов», Юлия Пересильд символически становится теперь лицом не только нравственного упадка современного театра, но и упадка современной российской космонавтики. Вот такой моральный ориентир для российской молодежи умышленно или по недомыслию совместно сотворили творцы-дельцы от Роскосмоса и российского телевидения (кстати, обе эти организации имеют статус государственных). Не случайно на премьерном показе фильма «Вызов» в московском кинотеатре «Каро 11 Октябрь» на Новом Арбате присутствовали не столько представители космической отрасли или патриотически настроенные граждане, сколько лица из либерального бомонда: Собчак с Богомоловым, Ургант, осудивший СВО на Украине, Юлия Пересильд с бойфрендом Михаилом Тройником, Дмитрий Песков, автор термина «испуганные патриоты» (так он назвал Урганта и других представителей «творческой элиты», в панике сбежавших из России).

-----------------

P.S. «Настоящих тружеников опять задвинули в угол, а про космонавтику нашу, про более чем 60-летний её период не больно-то много программ было даже 12 апреля. Может, конечно, глубокой ночью показывали. Вообще все эти сборища не вписываются в сегодняшнюю повестку – в стране война. Достаточно тяжёлая жизнь у обычных людей, а тут все блеск, песни, пляски, хи-хи да ха-ха, будто снова все становится как раньше, в эпоху победы капитализма» (из отклика на статью «Премьера «Вызова» вызвала ажиотаж среди звезд: от Урганта и Собчак до Малышевой и Бузовой» https://dzen.ru/a/ZDfwjAVoDBX7i8la).

г. Ярославль

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #33328 20.04.2023 в 15:02

Робота Федю свозили.
Кино сняли.
Теперь пришла очередь на МКС концерт фили в колготках для космонавтов сделать.