СОБЫТИЕ / САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. ПОД ЗНАКОМ ДУШИ ЩЕДРИНА. О празднике литературы на родине Салтыкова-Щедрина
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. ПОД ЗНАКОМ ДУШИ ЩЕДРИНА. О празднике литературы на родине Салтыкова-Щедрина

 

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

ПОД ЗНАКОМ ДУШИ ЩЕДРИНА

О празднике литературы на родине Салтыкова-Щедрина

 

В светлый весенний день в музее писателя (село Спас-Угол Талдомского района Подмосковья) состоялось вручение премии имени великого русского сатирика М.Е. Салтыкова (Н. Щедрина). Не все любители русской классической литературы помнят, что автор «Господ Головлёвых», «Истории одного города», «Современной идиллии», сказок и пьес родился в этих скромных, но уютных краях.

В этом году лауреатами премии, учреждённой под эгидой Союза писателей России в январе 2020 года на родине Салтыкова-Щедрина, стали литературовед, проректор Литературного института Сергей Фёдорович Дмитренко – за исследования творчества Щедрина и писатель, доктор филологических наук – Сергей Михайлович Казначеев в номинации «Гражданская позиция в современной литературе». Награждение в рамках IV Всероссийских литературных Щедринских чтений «Я писатель, в этом моё призвание» провели глава Талдомского городского округа Юрий Васильевич Крупенин и другие ответственные лица. Союз писателей России на церемонии награждения представляли заместитель председателя правления Николай Иванович Дорошенко, главный редактор газеты «День литературы» Валентина Григорьевна Ерофеева и другие. 

Участники чтений отмечали, что быть автором сатирических сочинений – нелёгкая задача, ведь ему приходится высказывать нелицеприятные вещи в глаза и сильным мира сего, а властям не всегда это по вкусу. Такая позиция требует немалого мужества: Не случайно в народ пошли такие строки Юрия Благова: «Нам сатирики нужны, но такие Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Но писатель, признававшийся «Я люблю Россию до боли сердечной», не мог кривить душой. Он говорил: «…даже не могу помыслить себя где-нибудь, кроме России. Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворённых заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце моё не рвалось бы к России. Хорошо там, а у нас… положим, у нас не так хорошо… но представьте себе, всё-таки выходит, что у нас лучше. Лучше потому, что больней. Это совсем особенная логика, но всё-таки логика, и именно – логика любви». Цитата взята из не самой известной книги «Убежище Монрепо», но, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, особенно в наши тревожные дни.

Важная заслуга Михаила Евграфовича состоит в том, что он стоял у истоков русского реализма, способствовал его укреплению и развитию. Как своим творчеством, так и на концептуальном уровне.

Более 150 лет тому назад П.В. Анненков в статье «Заметки о русской литературе прошлого года» отметил: «появление реализма в нашей литературе произвело сильное недоразумение». Более основательную проработку термина сделал чуть позднее Щедрин, разграничивший смежные, но далеко не тождественные, а по сути дела – принципиально различные понятия «натурализм» и «реализм».

В рецензии на драму Писемского «Горькая судьбина» Щедрин подметил, что «мы иногда ошибочно понимаем тот смысл, который заключается в слове “реализм”, и охотно соединяем с ним понятие о чем-то вроде грубого, механического списывания с натуры, подобно тому, как многие с понятием о материализме соединяют понятие о всякого рода физической сытости». Классик утверждал, что как метод он представляет собой «нечто большее, нежели простое умение копировать... Везде, даже в самой ничтожной подробности, он допытывается того интимного смысла, той внутренней жизни, которые одни только и могут дать факту действительное значение и силу… истинный реализм не только не потворствует исключительности и односторонности, но даже положительно враждебен им… имея в виду человека и дела его, он берёт его со всеми его определениями».

В конце двадцатого века, выдвигая точку зрения на соотношение реалистического и нереалистического начал в искусстве, крупнейший русский философ А.Ф. Лосев вполне солидаризуется с мнением Щедрина.

Проводя демаркацию между двумя эстетическими подходами, Лосев ясно даёт понять, в чём состоит их принципиальное различие: «...из богатой и многоплановой структуры искусства выбиралась (модернизмом – С.Ш.) только одна сторона, раздувалась до неимоверных размеров, подавляла и поглощала все другие планы и доводила иной раз художественное выражение до полного уродства и безобразия. Всякого уродства и безобразия в реальной жизни очень много. Но реалист, реально изображая эти стороны жизни, нисколько не забывает и положительные стороны жизни, изображая их то более, то менее красочно, но отнюдь не игнорируя их целиком. Но ничего не стоит выделить из жизни только одни абсурдные явления и закрыть глаза на все прочее. И тогда модернизм превращается в самую настоящую философию и эстетику уродства и безобразия...».

Свои рассуждения Щедрин опубликовал 160, а Лосев – 35 лет тому назад, однако как не заметить, насколько актуальны их слова в наши дни, когда уродство и безобразие фактически возводится в норму современной эстетики!

В ходе чтений прозвучали  содержательные доклады, а также была выражена мысль о том, что неисчерпаемое творческое наследие классика и сегодня актуально; оно заслуживает новых исследований, встреч и обсуждений.

В момент вручения почётных дипломов и фотографирования у памятника классику небо рассеялось, мелкий дождик прекратился, и над головой засияло ласковое солнце. И хозяева, и гости сочли это за добрый знак, словно бессмертная душа Салтыкова-Щедрина благословила всех своим присутствием.

Сергей ШАТУРИН

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии