Владимир СПЕКТОР. «ЕСЛИ СЖИГАЮТ КНИГИ, ТО ВОЦАРЯЕТСЯ ТЬМА…». О поэзии Владимира Шестакова
Владимир СПЕКТОР
«ЕСЛИ СЖИГАЮТ КНИГИ, ТО ВОЦАРЯЕТСЯ ТЬМА…»
О поэзии Владимира Шестакова*
Известно, что не все поэты – юмористы, и не все юмористы – поэты, даже если пишут в рифму. Но всё же есть такие авторы, которым удается объединить в своем творчестве настоящую поэзию с веселым остроумием. Один из них, на мой взгляд, это поэт Владимир Шестаков, чьи произведения с одинаковым успехом украшают и поэтические рубрики, и юмористические страницы литературных изданий. Причем, фраза «Человек талантливый талантлив во всём» в этом случае тоже уместна, ибо врачебные способности автора также известны и почитаемы многими пациентами. Возможно, медицинский опыт помогает в какой-то мере глубже познавать внутренний мир людей, а, может быть, житейская мудрость, наблюдательность и ироничный склад ума проявляются в афористичности и парадоксальности творчества Владимира Шестакова. Подтверждают это книги «Поздние всходы» и «Стезёю сатиры», в которых автор представил и серьезную поэзию, и свои «иронизмы», «сатиризмы», лаконизмы»… Всё, как в жизни, в которой комедия и трагедия всегда рядом. Да что рядом, они дополняют друг друга, переплетаясь, как говорится, корнями и кронами.
В восьми строчках (а это его излюбленная стихотворная форма) Владимиру Шестакову зачастую удается рассказать больше, чем иным авторам в десятке четверостиший. Эмоциональная насыщенность в соединении с лаконичным стилем усиливает эффект восприятия. Его строки, повествующие о событиях, которые невозможно забыть (хотя, многие стремятся к этому), привлекают искренностью и лиризмом. Они трогают душу, помогая вспомнить и словно заново осознать то, что вершилось тогда, а также задуматься над тем, что происходит сейчас. Он пишет подчеркнуто просто, но в то же время образно, правдиво и честно. В условиях, когда рушатся памятники солдатам-освободителям, а жертвы и палачи неожиданно меняются местами, эти стихи – пусть не подвиг, но поступок. И в них поэзия и позиция автора равноценны. Вероятно, это тот самый случай, когда перо приравнивается к оружию. Оружию правды и совести.
С дочкой собираться начали с утра:
платье и еда, прибрано в квартире...
Им, как оказалось, в путь уже пора,
и сошлись в одной все дороги мира.
В ту дорогу с ними выйдет мал и стар...
(График и маршрут выверены строго!).
Солнце потускнело сразу за порогом...
Мама собиралась с дочкой в... Бабий Яр.
---------------------------------------------------------
Он лежал и в открытых глазах
отразилось навеки небо...
Смерть держала его на руках
и была, как всегда, нелепой.
...Потянулись на юг журавли,
и в дымах утопало лето...
Он был лучшим поэтом Земли!
Но узнать не успел об этом.
-----------------------------------------------
Заметят космонавты в корабле
на верном курсе околопланетном:
Окопы – это шрамы на Земле,
что явственно из космоса заметны.
----------------------------------------------------
Слова взлетают до небес...
Ты для меня была верна.
Я всё скучаю по тебе,
меня взрастившая страна.
Кому-то эти слова западут в самую душу, а кто-то ухмыльнётся, не желая вникать, понимать, сопереживать, в угоду времени и обстоятельствам выбросив из памяти всё хорошее, что было в прошлом, вспоминая только плохое. А ведь обиды и злорадство никогда не были близки к справедливости. И получается, что помнить добро – это тоже достоинство. Автор помнит и не стесняется об этом говорить. «Иногда, чтобы гнуть свою линию, надо проявлять гибкость»; «Мудрено отыскать путь в Европу, освещая его факелами»... Это – тоже Шестаков. Жаль, что в сатирический сборник он не поместил свои фразы и афоризмы. Видимо, они ждут отдельной книги. Но и в этих двух, о которых идет речь, достаточно сказано о времени и его приметах, о правде и вранье, ненависти и нетерпимости, о дорогах, которые, вроде, каждый выбирает для себя. Но, оказывается, не только для себя, но и для страны. И ещё о том, что платить за всё приходится судьбой и кровью, а война и мир – по-прежнему, не только слова из названия великой книги, но и понятия, определяющие жизнь и судьбу.
Все у разных теперь баррикад,
что людей навсегда разделили...
Даже брата не слушает брат,
между ними не вёрсты, а – мили...
Докатились до крайней межи,
всяк своею всё меркою мерит...
Кто живёт добровольно во лжи,
тот и в правду уже не поверит.
----------------------------------------------
Чередою – годы, лица...
Но не внемлют человеки:
«Кровь людская – не водица!»,
А её как прежде – реки.
---------------------------------
Ничто никогда не изменится,
такая уж суть человечества.
Хоть вертится времени мельница,
но это с годами не лечится.
Примеры тому очевидные:
(хоть правда всегда неугодная)
верхи, как всегда, ненасытные,
низы – неизменно голодные.
-----------------------------------------
И расклад любой войны таков:
защищая старых богачей,
гибнут в битвах дети бедняков.
-----------------------------------------------
О чём пишет каждый поэт? Ответить можно в стиле Шестакова, кратко и лаконично: о жизни. Причем, во всех её проявлениях. Он сам своим творчеством это и подтверждает. Наверное, главное в этом вопросе – «не о чём, а как»? Ответ: «По возможности талантливо». Наверное, к этому стремятся все авторы. По крайней мере, к оригинальности и самобытности. Вырабатывая свой стиль, взгляд, манеру. Стараясь быть понятым. Ведь именно в этом, по одной из формулировок, заключается счастье. Но прежде чем писать о счастье, находятся строки о поэзии и поэтах, а вместе с этим – о свете и тьме, вечности и состоянии души в житейской мимолетности и быстротечности:
Для нас навеки Пушкин – современник,
как Лермонтов, Есенин, Тютчев, Блок...
Здесь не наступят вовсе перемены,
для них судьбой иной начертан срок.
----------------------------------------------------
Вечно плетутся интриги...
Но осознать нет ума:
если сжигаются книги,
то воцаряется тьма.
----------------------------
В расцвете сил иль много лет на пенсии,
в городе иль где-нибудь в глуши –
поэзия не может быть профессией,
это состояние души.
-------------------------------------------------
Не прельщают яркие метафоры,
в текстах ничего не задевает.
Извините, нынешние авторы!
Мне вполне и Чехова хватает.
Песенная классика рекомендует «о любви не говорить», ибо «о ней всё сказано». Сказано много, но, тем не менее, «эта музыка будет звучать вечно», внять такому совету невозможно. И потому стихи о любви пишутся, и без них поэзию даже представить трудно. Каждый пишет по-своему, кто-то с трепетом и нежностью, кто-то с иронией и назиданием. Опыт и чувства подсказывают слова, проявляя любовь желанную, нежданную и неизбежную.
Любовь бывает без утех,
судьба себя являет злая:
мы зачастую любим тех,
кто даже этого не знает.
-------------------------------------
Созрело давно понимание,
для каждого смысл уловим:
приятно быть в центре внимания,
но лучше – чтоб в центре любви.
-------------------------------------------------
Даже в начале пути,
где далеко до конца,
общий язык не найти,
ежели порознь сердца.
---------------------------------
Вам совет один и без затей,
что всегда полезен и повсюду:
балуйте, как можете, детей,
после вас их баловать не будут.
Не зря говорят, что знание – это сила, а любовь – это жизнь. О жизни со знанием и любовью к ней пишет Владимир Шестаков. А есть ли сила у стихотворений? Обычно она незаметна, но, наверняка, нравственность и добрый настрой, стремление к справедливости и пониманию – это и есть элементы той самой «мягкой силы», присущей поэзии. Придирчивый читатель может найти избыток дидактизма, некую тривиальность выводов, но это не отменяет достоинства поэтических строк – искренность, житейскую мудрость, правдивый лаконизм гуманного и неравнодушного авторского взгляда.
В школе детишки не все увлечённые
(в этом извечное есть постоянство).
Станут прилежные лишь подчиненными,
а шаловливые – их же начальством.
--------------------------------------------------------
В зрелости меньше мечтаний,
меньше и глупостей, вроде.
Мудрость приходит с годами,
правда, с маразмом уходит.
----------------------------------------
«Это отмечают аналитики
(вряд ли мысль появится другая):
есть и неподкупные политики –
те, которым мало предлагают.
-----------------------------------------------
Можно, пожалуй, пожить на чужбине,
выучить сносно язык неродной...
Но неизменно одно и поныне:
там, на чужбине, ты вечно чужой.
Чужбину, о которой точно пишет Владимир Шестаков, с родными краями более всего объединяет природа. Ни общественно-политический строй, ни сторона света не влияют на красоту полей и лесов, протяжную истому степных просторов. И это тоже одна из главных и основных тем творчества поэтов всех стран и народов во все времена.
Вот и Владимир Шестаков пишет об этом, и его мелодия души, в которой времена года созвучны времени жизни, понятна и близка читателю.
Но ежели сезонов смены нет,
тогда придётся лично обратиться:
«И пусть тебя расхваливал поэт,
унылая, пора бы завершиться»…
-------------------------------------------------
Увядает осень, увядает...
Всё видней морщины на коре,
светлый день неудержимо тает,
чтобы вовсе сжаться в декабре.
Машет осень жухлым опахалом:
мол, в дорогу ей пора уже...
Листья ретушируя устало,
оставляет золото в душе.
-------------------------------------
Руки запомнятся мамины,
игры с большими секретами...
Лето запомнится давними
песнями, нами пропетыми.
Закрыта книга, прочитаны стихи и песни… Что остается в памяти? Созвучность мысли и авторской позиции, актуальность иронии и сарказма, оригинальный лаконизм поэтического слова… Наверное, главное всё же – актуальность, причем она вневременная. Как совесть и порядочность, правда и искренность. И ещё – неравнодушие. И потому каждый читатель найдет в книге что-то свое. Наверное, ради этого и пишутся книги. Найти близкую душу, поделиться своими чувствами и переживаниями – в этом один из главных смыслов литературного творчества. Владимиру Шестакову, по моему мнению, это удалось.
----------------------
* Шестаков В.К. Поздние всходы. Избранная лирика. Кременчуг, Издательство «НОВАБУК», 2022;
Шестаков В.К. Стезёю сатиры. Ирония, юмор, сатира. Кременчуг, Издательство «НОВАБУК», 2022.