РЕЦЕНЗИЯ / Владимир СПЕКТОР. «ЕСЛИ СЖИГАЮТ КНИГИ, ТО ВОЦАРЯЕТСЯ ТЬМА…». О поэзии Владимира Шестакова
Владимир СПЕКТОР

Владимир СПЕКТОР. «ЕСЛИ СЖИГАЮТ КНИГИ, ТО ВОЦАРЯЕТСЯ ТЬМА…». О поэзии Владимира Шестакова

 

Владимир СПЕКТОР

«ЕСЛИ СЖИГАЮТ КНИГИ, ТО ВОЦАРЯЕТСЯ ТЬМА…»

О поэзии Владимира Шестакова*

 

Известно, что не все поэты – юмористы, и не все юмористы – поэты, даже если пишут в рифму. Но всё же есть такие авторы, которым удается объединить в своем творчестве настоящую поэзию с веселым остроумием. Один из них, на мой взгляд, это поэт Владимир Шестаков, чьи произведения с одинаковым успехом украшают и поэтические рубрики, и юмористические страницы литературных изданий. Причем, фраза «Человек талантливый талантлив во всём» в этом случае тоже уместна, ибо врачебные способности автора также известны и почитаемы многими пациентами. Возможно, медицинский опыт помогает в какой-то мере глубже познавать внутренний мир людей, а, может быть, житейская мудрость, наблюдательность и ироничный склад ума проявляются в афористичности и парадоксальности творчества Владимира Шестакова. Подтверждают это книги «Поздние всходы» и «Стезёю сатиры», в которых автор представил и серьезную поэзию, и свои «иронизмы», «сатиризмы», лаконизмы»… Всё, как в жизни, в которой комедия и трагедия всегда рядом. Да что рядом, они дополняют друг друга, переплетаясь, как говорится, корнями и кронами.

В восьми строчках (а это его излюбленная стихотворная форма) Владимиру Шестакову зачастую удается рассказать больше, чем иным авторам в десятке четверостиший. Эмоциональная насыщенность в соединении с лаконичным стилем усиливает эффект восприятия. Его строки, повествующие о событиях, которые невозможно забыть (хотя, многие стремятся к этому), привлекают искренностью и лиризмом. Они трогают душу, помогая вспомнить и словно заново осознать то, что вершилось тогда, а также задуматься над тем, что происходит сейчас. Он пишет подчеркнуто просто, но в то же время образно, правдиво и честно. В условиях, когда рушатся памятники солдатам-освободителям, а жертвы и палачи неожиданно меняются местами, эти стихи – пусть не подвиг, но поступок. И в них поэзия и позиция автора равноценны. Вероятно, это тот самый случай, когда перо приравнивается к оружию. Оружию правды и совести.

С дочкой собираться начали с утра:

платье и еда, прибрано в квартире...

Им, как оказалось, в путь уже пора,

и сошлись в одной все дороги мира.

В ту дорогу с ними выйдет мал и стар...

(График и маршрут выверены строго!).

Солнце потускнело сразу за порогом...

Мама собиралась с дочкой в... Бабий Яр.

---------------------------------------------------------

Он лежал и в открытых глазах

отразилось навеки небо...

Смерть держала его на руках

и была, как всегда, нелепой.

...Потянулись на юг журавли,

и в дымах утопало лето...

Он был лучшим поэтом Земли!

Но узнать не успел об этом.

-----------------------------------------------

Заметят космонавты в корабле

на верном курсе околопланетном:

Окопы – это шрамы на Земле,

что явственно из космоса заметны.

----------------------------------------------------               

Слова взлетают до небес...

Ты для меня была верна.

Я всё скучаю по тебе,

меня взрастившая страна.

 

Кому-то эти слова западут в самую душу, а кто-то ухмыльнётся, не желая вникать, понимать, сопереживать, в угоду времени и обстоятельствам выбросив из памяти всё хорошее, что было в прошлом, вспоминая только плохое. А ведь обиды и злорадство никогда не были близки к справедливости. И получается, что помнить добро – это тоже достоинство. Автор помнит и не стесняется об этом говорить. «Иногда, чтобы гнуть свою линию, надо проявлять гибкость»; «Мудрено отыскать путь в Европу, освещая его факелами»... Это – тоже Шестаков. Жаль, что в сатирический сборник он не поместил свои фразы и афоризмы. Видимо, они ждут отдельной книги. Но и в этих двух, о которых идет речь, достаточно сказано о времени и его приметах, о правде и вранье, ненависти и нетерпимости, о дорогах, которые, вроде, каждый выбирает для себя. Но, оказывается, не только для себя, но и для страны. И ещё о том, что платить за всё приходится судьбой и кровью, а война и мир – по-прежнему, не только слова из названия великой книги, но и понятия, определяющие жизнь и судьбу.

Все у разных теперь баррикад,

что людей навсегда разделили...

Даже брата не слушает брат,

между ними не вёрсты, а – мили...

Докатились до крайней межи,

всяк своею всё меркою мерит...

Кто живёт добровольно во лжи,

тот и в правду уже не поверит.

----------------------------------------------

Чередою – годы, лица...

Но не внемлют человеки:

«Кровь людская – не водица!»,

А её как прежде – реки.

---------------------------------

Ничто никогда не изменится,

такая уж суть человечества.

Хоть вертится времени мельница,

но это с годами не лечится.

Примеры тому очевидные:

(хоть правда всегда неугодная)

верхи, как всегда, ненасытные,

низы – неизменно голодные.

-----------------------------------------

И расклад любой войны таков:

защищая старых богачей,

гибнут в битвах дети бедняков.

-----------------------------------------------

О чём пишет каждый поэт? Ответить можно в стиле Шестакова, кратко и лаконично: о жизни. Причем, во всех её проявлениях. Он сам своим творчеством это и подтверждает. Наверное, главное в этом вопросе – «не о чём, а как»? Ответ: «По возможности талантливо». Наверное, к этому стремятся все авторы. По крайней мере, к оригинальности и самобытности. Вырабатывая свой стиль, взгляд, манеру. Стараясь быть понятым. Ведь именно в этом, по одной из формулировок, заключается счастье. Но прежде чем писать о счастье, находятся строки о поэзии и поэтах, а вместе с этим – о свете и тьме, вечности и состоянии души в житейской мимолетности и быстротечности:

Для нас навеки Пушкин – современник,

как Лермонтов, Есенин, Тютчев, Блок...

Здесь не наступят вовсе перемены,

для них судьбой иной начертан срок.

----------------------------------------------------

Вечно плетутся интриги...

Но осознать нет ума:

если сжигаются книги,

то воцаряется тьма.

----------------------------

В расцвете сил иль много лет на пенсии,

в городе иль где-нибудь в глуши –

поэзия не может быть профессией,

это состояние души.

-------------------------------------------------

Не прельщают яркие метафоры,

в текстах ничего не задевает.

Извините, нынешние авторы!

Мне вполне и Чехова хватает.

Песенная классика рекомендует «о любви не говорить», ибо «о ней всё сказано». Сказано много, но, тем не менее, «эта музыка будет звучать вечно», внять такому совету невозможно. И потому стихи о любви пишутся, и без них поэзию даже представить трудно. Каждый пишет по-своему, кто-то с трепетом и нежностью, кто-то с иронией и назиданием. Опыт и чувства подсказывают слова, проявляя любовь желанную, нежданную и неизбежную.

Любовь бывает без утех,

судьба себя являет злая:

мы зачастую любим тех,

кто даже этого не знает.

-------------------------------------

Созрело давно понимание,

для каждого смысл уловим:

приятно быть в центре внимания,

но лучше – чтоб в центре любви.

-------------------------------------------------

Даже в начале пути,

где далеко до конца,

общий язык не найти,

ежели порознь сердца.

---------------------------------

Вам совет один и без затей,

что всегда полезен и повсюду:

балуйте, как можете, детей,

после вас их баловать не будут.

Не зря говорят, что знание – это сила, а любовь – это жизнь. О жизни со знанием и любовью к ней пишет Владимир Шестаков. А есть ли сила у стихотворений? Обычно она незаметна, но, наверняка, нравственность и добрый настрой, стремление к справедливости и пониманию – это и есть элементы той самой «мягкой силы», присущей поэзии. Придирчивый читатель может найти избыток дидактизма, некую тривиальность выводов, но это не отменяет достоинства поэтических строк – искренность, житейскую мудрость, правдивый лаконизм гуманного и неравнодушного авторского взгляда.  

В школе детишки не все увлечённые

(в этом извечное есть постоянство).

Станут прилежные лишь подчиненными,

а шаловливые – их же начальством.

--------------------------------------------------------

В зрелости меньше мечтаний,

меньше и глупостей, вроде.

Мудрость приходит с годами,

правда, с маразмом уходит.

----------------------------------------

«Это отмечают аналитики

(вряд ли мысль появится другая):

есть и неподкупные политики –

те, которым мало предлагают.

-----------------------------------------------

Можно, пожалуй, пожить на чужбине,

выучить сносно язык неродной...

Но неизменно одно и поныне:

там, на чужбине, ты вечно чужой.

Чужбину, о которой точно пишет Владимир Шестаков, с родными краями более всего объединяет природа. Ни общественно-политический строй, ни сторона света не влияют на красоту полей и лесов, протяжную истому степных просторов. И это тоже одна из главных и основных тем творчества поэтов всех стран и народов во все времена.

Вот и Владимир Шестаков пишет об этом, и его мелодия души, в которой времена года созвучны времени жизни, понятна и близка читателю.

Но ежели сезонов смены нет,

тогда придётся лично обратиться:

«И пусть тебя расхваливал поэт,

унылая, пора бы завершиться»…

-------------------------------------------------

Увядает осень, увядает...

Всё видней морщины на коре,

светлый день неудержимо тает,

чтобы вовсе сжаться в декабре.

Машет осень жухлым опахалом:

мол, в дорогу ей пора уже...

Листья ретушируя устало,

оставляет золото в душе.

-------------------------------------

Руки запомнятся мамины,

игры с большими секретами...

Лето запомнится давними

песнями, нами пропетыми.

Закрыта книга, прочитаны стихи и песни… Что остается в памяти? Созвучность мысли и авторской позиции, актуальность иронии и сарказма, оригинальный лаконизм поэтического слова… Наверное, главное всё же – актуальность, причем она вневременная. Как совесть и порядочность, правда и искренность. И ещё – неравнодушие. И потому каждый читатель найдет в книге что-то свое. Наверное, ради этого и пишутся книги. Найти близкую душу, поделиться своими чувствами и переживаниями – в этом один из главных смыслов литературного творчества. Владимиру Шестакову, по моему мнению, это удалось.

----------------------
       * Шестаков В.К. Поздние всходы. Избранная лирика. Кременчуг, Издательство «НОВАБУК», 2022; 
       Шестаков В.К. Стезёю сатиры.
Ирония, юмор, сатира. Кременчуг, Издательство «НОВАБУК», 2022.

 

Комментарии