Владимир ХОМЯКОВ. «И СЛЫШИШЬ ТЫ ТРЕВОЖНЫЙ ГОЛОС МОЙ…». Вечная память
Владимир ХОМЯКОВ
«И СЛЫШИШЬ ТЫ ТРЕВОЖНЫЙ ГОЛОС МОЙ…»
Вечная память
Минуло сорок дней после 27 марта 2023 года, когда погиб мой сын, командир стрелкового отделения сержант Антон Хомяков. Он 26 октября 2022-го ушёл добровольцем в войска. Три месяца Антон находился в учебном центре, а затем вместе со своими однополчанами был направлен на Луганщину. В феврале и первых двух декадах марта сын ещё мог изредка звонить и посылать сообщения. Вот некоторые из них: «Всё хорошо. Обживаемся пока в палатке. Здесь почти 6 тысяч человек. Как-нибудь позвоню»; «Выезжаем в 6 утра. Позже постараюсь позвонить. Телефон пока сказали выключить»; «Нельзя мне разговаривать долго. Здесь долбят. 5 км от границы»; «Всё, отправка»; «Всё хорошо. Позвоню, как смогу. Я в Луганске»; «Собираюсь на полигон. В целом всё хорошо»; «У меня пока всё хорошо, не переживай. Топлю печку!»; «Ночью выезжаем в жару самую». Последнее сообщение от Антона поступило 21 марта, в 19 часов 17 минут: «На самый перед отправляют ночью». Мной тут же был дан ответ: «Я понял, сынок. Держись. Молимся за тебя. Я тебя очень люблю и жду».
Мы, близкие родственники Антона, очень переживали за него, узнав, что он попал на передовую. Вечером 26 марта я вчерне написал стихотворение «Строка». Здесь всё сошлось: и адская трагедия войны, и презрение к шапкозакидательству и краснобайству, и неприятие кровавой бойни нашими поэтами (достаточно вспомнить стихотворения Владимира Маяковского «Мама и убитый немцами вечер» (1914), «Вам!» (1915), поэмы Сергея Есенина «Русь» (1914), «Анна Снегина» (1925).
«На самый перед отправляют ночью» –
последняя от сына мне строка.
Кто ад земной не видывал воочью,
тот не поймёт тех слов наверняка.
И снова будет важно слушать сводки,
но не услышит, как кричат сердца.
А после горделиво выпьет водки
за бойню до победного конца.
Да, звал и я собраться для защиты,
чтоб твёрдо на посту стояла рать,
тогда мы с каждой силой будем квиты,
тогда никем нигде не будем биты.
Но Русь хранить – не шапками кидать.
Мне может попенять оратор броский,
поставить откровение в вину.
Но вновь со мной – Есенин, Маяковский,
кто яро ненавидели войну.
А тем, что тосты мечут за победу
любою кровью, только не своей,
скажу, как и положено поэту:
своих туда отправьте сыновей.
Пускай они уйдут «на самый перед»,
вот так же, «ночью», подавляя страх.
…Моя душа в победу нашу верит,
сгорая на пронзительных ветрах.
И в тёмный час родной мне голос снится,
ищу, где телефон, сбиваюсь с ног.
И через все кровавые границы
кричу одно-единое: «Сынок!
Я здесь, в окопе, я с тобою рядом,
тебя от смертной пули заслоню,
не дам взорваться вражеским снарядам,
преградой стану грозному огню.
Я здесь, с тобой, и мы навеки вместе,
и вместе возвратимся мы домой».
…Опять на фронт спешат родные вести.
И слышишь ты тревожный голос мой.
Когда слагались эти строки, я, человек, далеко уже не сентиментальный, не смог сдержать слёз. Такого со мной никогда раньше не было.
А на следующий день, 27 марта 2023 года, мой сын, командир стрелкового отделения 27-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Антон Владимирович Хомяков погиб во время боя, встретив смерть в лицо. Эта трагедия произошла на территории Луганской Народной Республики, у села Оборотновка Сватовского района.
О гибели Антона мне 2 апреля сообщил сасовский военком подполковник Анатолий Котельников. В тот же день я получил телефонные звонки со словами сочувствия от главы администрации города Сасово Евгении Рубцовой и председателя городской Думы Геннадия Манухина. Большую помощь в дальнейшем оказали мне и моим близким заместитель главы горадминистрации Людмила Амелина, местные депутаты Александр Костылёв и Ольга Аванькина, работники культуры, друзья, соседи. Были даны соболезнования в газетах «Литературная Россия», «Рязанские ведомости», «Сасовская неделя», на сайтах «Российский писатель», «День литературы», «ЛИК «Русичъ». Своё сочувствие выразил мне в телефонном разговоре губернатор Рязанской области Павел Малков. Всем сердечно благодарен.
Сержант Антон Хомяков был похоронен 19 апреля на Сасовском кладбище с воинскими почестями, под залпы троекратного салюта. В числе венков, возложенных на могилу моего сына, есть и венок от Министерства обороны РФ. Среди переданных мне личных вещей Антона находится и его военный билет, пробитый вражеским осколком.
На траурном митинге, посвящённом памяти моего сына, я прочитал такие строки:
Бессмертны сасовцы, погибшие в бою
во все века за Родину свою.
г. Сасово Рязанской обл.
Склоняю голову перед памятью родного человека. Не защитили, не прочитали судьбу его. Не должны погибать молодые в этой войне. Я плачу вместе с тобой, Володя...
Терять сынов... храни Господь от этой доли... Вечная память Антону! Низкий поклон родителям, воспитавшим сына - патриота!
Володя, дорогой мой человек, обнимаю...
Спасибо редакции газеты "День литературы" за эту публикацию... Как завещал нам Валентин Григорьевич Распутин, будем жить и помнить. Всем сердцем с вами. Владимир Хомяков.
Над вашим стихотворением, Владимир Алексеевич, плакали не только вы - плачем и мы. Сердце отца - вещун.
Вечная память вашему Мальчику - Воину, защищавшему честь Родины...