КРИТИКА / Вячеслав ЛЮТЫЙ. ТЕРПКИЙ ЗАПАХ ЁЛОЧНОЙ КОРЫ. Отблески судьбы в лирике Ивана Щёлокова
Вячеслав ЛЮТЫЙ

Вячеслав ЛЮТЫЙ. ТЕРПКИЙ ЗАПАХ ЁЛОЧНОЙ КОРЫ. Отблески судьбы в лирике Ивана Щёлокова

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

ТЕРПКИЙ ЗАПАХ ЁЛОЧНОЙ КОРЫ

Отблески судьбы в лирике Ивана Щёлокова

 

Не однажды в русской литературе возникал вопрос об отличии и сходстве художественных примет в раннем и позднем творчестве того или иного писателя и поэта. Несомненно, рассматривать давние и новые произведения художника в отрыве от его личности нелепо. Эволюция внутреннего мира и самого́ «голоса» автора – есть то самое сквозное свойство его наследия или живой работы, которое помогает объяснить многие загадки и смутные места в его творениях. И потому важно понимать: в чём разница вещей давних и новых, и как подобная взаимная несхожесть соотносится со временем, в котором тот или иной создатель художественного космоса жил и радовался, надеялся и горевал, негодовал и признавался в самом сокровенном. Только тогда мы сможем не только понять, но и оценить самые искренние порывы мятежного сердца молодого поэта, равно как и его поздние умудрённые жизненным опытом и нередко напитанные печалью слова, адресованные современнику.

 

Стихи воронежского поэта Ивана Щёлокова содержат два важных акцента, часто словно вступающих в скрытый спор друг с другом. Это понимание себя наследником русской традиции – и желание быть в разумном и эмоциональном согласии с веком: его духом, эстетикой, тенденциями, идеологемами.

«Молодые» стихотворения поэта полны оптимизма и упоения жизнью, что вполне объяснимо: на дворе – советская эпоха, её недостатки тесно сплетены с достоинствами, а юная душа стремится только к хорошему, и горечь ещё не поселилась в деятельном, полном упований сердце.

Более зрелые сюжеты Щелокова связаны с десятилетиями безудержных экономических и идеологических «реформ», когда жестокость и цинизм, ложь и вероломство проникли во все поры российского общества. Здесь измученный сомнениями ум и пленённое социальными обстоятельствами чувство иной раз опутаны отчаянием и скорбью, но всё еще помнят прежнюю житейскую свободу и упоительное творческое вдохновение.

И наконец – лирика нынешних лет, в которой созерцательность не отменяет авторскую способность называть вещи своими именами, добрыми или безжалостными – но соединяет локальные лирико-поэтические картины и наблюдения с обширным пространством бытия. Как будто произошла некая трансформация ощущения лирического героя в наличном мире: расстояние между предметами внезапно резко увеличились, воздуха стало ровно столько, чтобы поддерживать дыхание, и всякое движение оказалось возможным чуть замедлить или, напротив, подтолкнуть и ускорить.

Увидев, как менялась с годами способность поэта услышать время и понять собственную роль в происходящих событиях, более подробно остановимся на интонациях автора и особенностях его художественной речи, на соотношении всего вещественного – и отвлечённого, умозрительного. Того, что как бы «не обязательно» для житейского существования, но совершенно необходимо для жизни души, умеющей задавать вопросы и находить ответы – простые и сложные, умные и наивные, взрослые и детские... Это позволит понять, какой собеседник перед нами и что общего у поэта, читателя – и мгновения, в котором они живут.

Надо сказать, что у Щёлокова многие строки, фиксирующие реальность (даже если она даётся в «расширенных» чертах), большей частью остаются привязанными к дате создания соответствующего сюжета. Только лирические истории, в которых давняя боль не избыта до сих пор, выпадают из этого правила. И тогда становится понятно, что с личным устройством сложившегося ныне автора более соотносимы наблюдения горькие, нежели оптимистичные, хотя эти последние представлены в своде написанного поэтом вполне объёмно. Нарастание душевной тяготы, разочарования в приманках реальности – для поэтической эволюции кажется в порядке вещей. Но это сухое наблюдение никак не подменяет собою перемещения авторской души от одного переживания к другому и рождённых ими проникновенных слов, пропитанных пережитым чувством.

Человек, уставший от вниманья,

С первым светом в утренней избе

Топит печь; и дым воспоминанья

Гулко пробираясь по трубе,

В небеса клубит, не затмевая

Дней прожитых в огненных зрачках,

Жарким треском углей выжигая

Тишины абсурдной боль и страх.

<…>

Человек, уставший от вниманья,

От предательств, сплетен и интриг,

Лечится осознанным молчаньем

И неспешным чтеньем умных книг.

Курит трубку мира и покоя,

Стряхивая пепел суеты

В плошки из-под розы и левкоя,

И разводит новые цветы.

<…>

Неохотно думает о вечном –

Вечное же дымом сквозовым

Ввысь стремится, чтобы в бесконечном

Рассосаться облаком седым.

Строки, прикреплённые к текущему мгновению, не избавлены от упрёков самого разного толка, но у Щёлокова эти лирические «фотоснимки» впоследствии рождают созвучные сюжеты уже другого качества – сосредоточенные и внутренне просторные. Как будто автору важно предварительно «потрогать» предмет – и уже потом взвесить его на ладони и сказать что-то о скрытых его свойствах. Сначала вступает в действие некая импульсивность: резкое перемещение взгляда от одного к другому, потом происходит вглядывание в происходящее, после чего поэтическое «око» резко перемещается к чему-то иному. С подобной повадкой смотрят на окружающий мир птицы и некоторые звери, и в том – определённое свидетельство естественности такого созерцания. А смысл его – в полноте обозреваемой картины, а не в поиске её доминанты.

Здесь совершенно отчётливо проявляется изобразительное качество лирики Ивана Щёлокова. Причём интонация стихотворения может быть какой угодно, потому что в нём голос – только помощник зрению, а вовсе не его «заместитель». Поэт способен нарисовать скупыми штрихами узнаваемый социальный или исторический этюд: внешний мир ему послушен, и автор находит самые выразительные приметы сиюминутности – «вехи времени».

В его строках нет высокомерного суда – только строгие слова, которые называют реальность. Да ещё сожаление или едва уловимое сочувствие в моменты, когда речь идёт о пропавшей жизни и красоте:

Здесь покоится Валюха –

Забубённая деваха,

Городских окраин шлюха

И невинных скромниц сваха.

 

Лет прошло – а помнят Вальку.

Кто осудит, кто поплачет:

Непутёвая, а жалко!

Не могла, видать, иначе...

 

Над могилой – чёрный мрамор,

А на нём – точёный профиль.

– И не пьётся, вот, ни грамма,

И не любится дурёхе!

 

Чёрный мрамор, словно плаха,

Для души, спалённой в жажде...

Мрамор тот последний хахаль

Притащил сюда однажды.

Некая отстранённость позволяет автору вести рассказ скупо, приводя чужие замечания, но оставляя неявный простор для собственного чувства. Сдержанность, выборочность характеристик – то, что формирует собственно художественную ткань стихотворения. Случается, что в более общих вещах у Щёлокова не хватает сквозного яркого образа, который заменяется сменяющими друг друга яркими деталями, создавая своего рода «беглость» изображения. Но тут сказываются издержки его склонности к ретроспективе, которая в иных случаях позволяет автору создавать органичные поэтические сюжеты на материале драматической русской истории.

Понятие «Раскола» так или иначе отражает весь исторический путь России – от Крещения Руси до распада Советского Союза. Внутри хронологических «скобок» – Аввакум и Никон, Пётр I и его преобразования по западной мерке, 1917-й – «белые» и «красные», советские и эмиграция, противостояние консерваторов и либералов последних десятилетий ХХ века... Отблеск этой «распри» время от времени вырывается на поверхность реальной жизни, показывая, что старый огонь былых противостояний ещё тлеет в глубине русского сердца.

Стихотворение Ивана Щёлокова «Речка Красная» – содержательная и яркая вещь: отголоски древнего уже Раскола отражены в зеркале знакомой с детства реки и на страницах хроник родного края. Старые смыслы соединяются с новым обиходом, и великий круг событий никак не может преодолеть почти мистическую линию разрыва нашего бытия.

Доля-долюшка неясная,

Всю испей, да не отравишься!

Отчего ж ты, речка Красная,

За камыш водой цепляешься?

Отчего же тиной-ряскою

Затянулись родники?

Лишь торчат живыми распрями

Из трясины топляки.

Берег левый – глушь пустынная,

Правый – тишь от большака...

Сторона моя старинная,

Больно рана глубока!

Словарь поэта в тематически разных стихотворениях довольно широк: в нём и городская речь органична, и сельские приметы выглядят «своими», хотя уже как бы и находящимися в отдалении. Вполне литературный слог, в зависимости от конкретного сюжета, может уходить и в разговорную лексику. Заметим, именно словарь определяет у Щёлокова достоверность пространства, в котором существует его лирический герой.

Старый сельский окоём с бездонным небом и дыханием какой-то неизъяснимой свободы уступает место городскому пейзажу, в котором вроде бы куда больше мелких подробностей – но пространство жизни и действия сжимается и словно даже мельчает, становится менее объёмным: в нём неуловимо начинает прочитываться некое бытийное дно.

У Щёлокова часто внешние детали и предметы отражают внутреннее состояние и устройство души лирического героя. Конечно, можно сослаться на психологический параллелизм, однако здесь прочитывается, скорее, перекличка осязаемого и умозрительного, а совсем не взаимное «ауканье» эмоционального состояния человека и окружающей его среды.

Пыхти, любимый катерок!

Плыви, душа, против теченья!

Не всякий пройденный урок

Нам ценен поздним повтореньем.

 

И не маршрут привычный плох,

Тревожит мощный ток стремнины...

Молю, чтоб только не заглох,

Едва доплыв до середины.

Поэт порой вдруг соединяет некие общие слова с замечаниями прочувствованными, ранящими сердце, и эта лирическая склонность становится приметой авторской речи, как, например, в стихотворении «Наше время хворает...»:

Для кого эти хвори – надежда и свет,

Обагрённые славой знамёна побед.

Для кого-то они – это плен и рабы,

Кубометры досок на родные гробы...

У Ивана Щёлокова отчётливо видно, как стихи держат душу героя внутри нравственных координат, как они не позволяют ему заступить за черту правды и справедливости. Поэзия тут определённо формирует личность, хотя уже стало дурным обыкновением использовать поэтические формы исключительно для самовыражения и самоутверждения. Перед нами – ещё один наглядный пример влияния русской литературы на русскую жизнь.

Уходим не мы, а уходит эпоха.

Уходит тихонько, не хлопая дверью,

Как трёпанный жизнью сосед-выпивоха

И как деревушка в болотах под Тверью.

 

Ей наших напутствий в дорогу не надо,

Она не сторонница людных прощаний.

Уходит – и всё! Как пора листопада,

Как девушка в женщину после венчанья.

<…>

Пока я с народом на пляже под Сочи

Согретому морю восторженно внемлю,

Эпоха с подножки вагона соскочит

И скупо дождинкой впитается в землю.

Публицистика у Щёлокова идёт рядом с бытийным наблюдением, и уже как следствие возникают строки сосредоточенные, как будто отвлечённые от внешних событий, в большей степени погружённые в потаённую душевную жизнь автора. И если в стихах, кажется, впрямую обращённых к «собеседнику», угадывается воля поэта и его социальная закалка, то в сокровенных сюжетах – он беззащитен и одинок перед уже невидимым читателем, скрытым в тени. В этот момент поэт – со всеми иными людьми, и его внутренняя мука перекликается со страданием, разлитым сегодня по всей России.

Эта птица не машет крылами,

Только душу скребёт

Изнутри роковыми когтями,

Зная всё наперёд.

<…>

Даже зеркало следа не выдаст

От незримой борьбы.

Носим в душах, как платье на вырост,

Эту птицу судьбы.

В пространстве подобных сюжетов и рождается подлинный сокровенный человек, не ве́домый никому внешнему. Невысказанная до конца боль напоминает нам о лермонтовской музе и об экзистенциальном одиночестве земного сердца. Драматические вопрошания «Кто я такой?», «Зачем я тут? Куда теперь из сада?» с неуклонной закономерностью возникают в лирике Ивана Щёлокова. Рассыпанные по всему корпусу его произведений, они, на первый взгляд, выглядят случайными оговорками, но на деле являются базовыми, опорными словами, лежащими в основании всего творчества поэта. В них есть оттенок разлада между печальным внутренним миром автора – и зримым его обликом, в котором он появляется перед читателем.

Между тем его герой в череде мгновений ощущает себя человеком «срединным» – между светом и тьмой, между наглядным и скрытым, между дарящим и опустевшим, почти опустошённым... И возникает вопрос, который многое определяет: какой же фигурой поэт предстаёт в своих стихах? Социальное властно захватывает его думы и чувства, однако в итоге нередко оказывается только порывом, о котором чуть погодя он размышляет наедине с самим собою. И это последующее размышление становится более важным, чем все обстоятельства, извне терзающие его второе «я».

Сокровенные состояния и решения, по отношению к самому себе порой беспощадные – вот что весомее всего остального. Потому и «после-событийность» в стихотворениях Ивана Щёлокова куда интереснее самих событий и сопутствующих им переживаний.

А ветер гнал остуду,

Клонил к обочью колос

И оставлял повсюду

Мой глуховатый голос.

И я сходил на землю

И замыкал пятою

Меж светом и меж темью

Зияние пустое.

Щёлоков любит описывать природу и её движения. Очевидно, в подобной авторской склонности есть что-то от стремления к вечному, не обманному, предсказуемому, тяга к большим понятиям и явлениям, смысл которых не зависит от лживого говора нынешней эпохи. Постепенно это становится для поэта самым важным и доверительным.

Друзья мои, я вышел из игры,

Из ваших душ, из ваших слов и снов,

Сменив подтексты истин и основ

На терпкий запах ёлочной коры.

В стихах появляется интонация спокойной мудрости, и всё то, что прежде было инструментом убеждения или гражданской декларацией, обретает свою необходимую громкость и спокойную степенность речи. Всё чётче обозначается дистанция между собственной душой автора и временем, прошлым и настоящим. Ритм слов и наблюдений получает некоторую расстановку и неспешность – обычно это называют «глубоким дыханием». Мотив воспоминаний выглядит более внятным, а в признаниях ясно угадывается пережитое, передуманное и решённое...

В отличие от прежнего изобразительного ряда, похожего на динамичную серию фотоснимков, в поздних стихотворениях Ивана Щёлокова автору ближе постепенное вглядывание в предмет. Словно он поверяет собственное место в земном и духовном пространстве вещами строго отобранными, для него непреходящими. Это похоже на подведение первых зрелых итогов воплотившейся судьбы, когда развеяны иллюзии, важные решения приняты, а жизнь, вовлекая поэта в своё донное течение, неуловимо меняет его зрение.

В том краю, где меня не увидишь,

Не коснёшься губами щеки,

Зацветают старинные вишни

над обрывом у самой реки.

 

Даже ветер залётный, пацански

Демонстрируя юную стать,

В лепестково-вишнёвое царство

Прокрадётся тебя целовать.

 

В том краю ты меня не узнаешь,

Обойдёшь этот сад стороной.

И устелет вишневая завязь

Завитушки тропинки пустой.

 

Следом ветер, пацан-забияка,

Зря блудивший в густом вишняке,

Из цветущего вырвется мрака

И с обрыва сорвётся к реке.

Творческая эволюция Ивана Щёлокова есть скрытый от внешнего взгляда пример присутствия русского человека в земном мире. Все терзания и заблуждения отошедших в прошлое лет уступили место мудрости, которая не спешит догнать век и встать с ним наравне. Предназначение, угаданное и испытанное, позволяет ему сквозь неверные очертания жизни видеть удивительные волны бытия.

Что ещё нужно художнику?

Комментарии

Комментарий #33560 31.05.2023 в 12:23

Это особо значимый факт, когда большой мастер говорит о творчестве большого мастера. Для читателя окружающий мир словно раскрывает свою истинную масштабность, а поэтическое слово достигает высших степеней проникновения. Критик Вячеслав Лютый и поэт Иван Щёлоков – каждый из них интересен и значителен сам по себе. Но сойдясь на одной площадке перед нами, читателями, каждый из них открывается в таких масштабных пространственных измерениях подлинности, всеведения и всеуслышанья, что бессмертие поэзии и надмирное понимание её становятся для читателя непреложной очевидностью. С уважением, Сергей Пылёв

Комментарий #33557 30.05.2023 в 20:26

Многие, многие годы знаю и с большим интересом читаю стихи Ивана Щелокова. Да! Они прежде всего содержательные и не напоказ, а для себя самого правдивые. От самых первых книг и до нынешних поэт несет миру одну мудрую истину, ту, которая открывает в человеке прежде всего любовь. Любовь к Отечеству, ближним и дальним, любовь ко всему сущему на земле... А выражается она по разному... Главное - любить и делать добро, защитить слабых и обиженных, поддержать павших духом...Объёмно и пространно, с глубинным вниканием в суть и смысл поэзии Ивана Щелокова пишет известный в России критик Вячеслав Лютый, умеющий найти и понять в творчестве автора особый дух и стиль и подчеркнуть их для читателя. С уважением, Зоя Колесникова.

Комментарий #33536 28.05.2023 в 18:00

"У Ивана Щёлокова отчётливо видно, как стихи держат душу героя внутри нравственных координат, как они не позволяют ему заступить за черту правды и справедливости." Совершенно справедливо. Поздравляю поэта с внимательным. вдумчивым прочтением его стихов, что нынче редко. А критика поздравляю с убедительным текстом.
Геннадий Иванов