Наталья РОЖКОВА
НА ЧЁРНЫХ ОБЛОМКАХ ЭПОХИ
ВОСПОМИНАНИЯ ВНУЧКИ
Моему деду – командарму
Станиславу Поплавскому
Дедушка мой, пехотинец,
Шёл по войне.
Дедушка мой
Начинал под Москвой,
Близко совсем.
Дедушка мой
С другом стоял
У рябого от пуль рейхстага.
Дедушкин гроб
Был тяжёл,
Осколки с собой уносил.
Дедушка мой
Никогда не смотрел
Фильмы военные.
Очень любил оперетту.
* * *
Средь непривычной тишины
На землю снег ложится,
Тем, кто по-русски видит сны,
Опять дорога снится.
Деревья белые кругом,
И след саней далёкий,
И дом с единственным окном,
Горящим одиноко.
И свет холодный близких звёзд,
И ветра глас печальный,
Вдали заброшенный погост,
И путь к нему бескрайний.
Чуть слышный – колокольный звон,
Метель мазурку крутит…
О, как понятен русский сон
На коечке в приюте!
* * *
Вселенная была
Оранжевым цветком
И звёздная пыльца
На стебель оседала.
Я снова нахожу
Её в своих карманах.
Серебряно блеснёт
Среди табачных крошек,
Подсолнечной трухи
Знакомая песчинка.
* * *
Кусты, деревья – неприлично ярки,
Чехольчик инея на ветке поутру.
Я с дочерью гуляю в старом парке,
Согнувшись, её за руки беру.
Учу ходить. Осенний воздух звонок,
И всё вокруг, смирившись, отцвело.
Мне кажется, что я сама – ребёнок,
Земля так близко! Небо так светло...
ОТЪЕЗД
Сказал: «Я сюда не вернусь,
Скучать по берёзкам – старо!».
Исчезла минутная грусть,
Летит молоткастый в ведро.
О боли, что будет потом,
Не ведает сердце пока.
О Русь, ты уже за холмом!
О жизнь, ты как воздух, легка...
* * *
Обрывки разговоров,
Морозный воздух чист,
В подземном переходе
Играет гармонист.
Спешат все на работу,
И зябко на заре,
Летят бумажки в шапку,
Как листья в ноябре.
А днём – уже теплее,
Почти комфортно тут,
По кнопкам его пальцы,
Привычные, бегут.
Но вот приходит вечер,
Гармонь свою берёт,
В загаженном подъезде
В обнимку с ней заснёт.
Во сне увидит солнце,
И давнюю весну,
И поезд, уносящий
Его на целину.
ЯГОДЫ
Батюшка в робе, не в рясе
В бараке сыром АМУРЛАГа
Стоял, причащал.
Вместо вина была клюква,
Собранная на болоте.
Больше похожа на кровь,
Чем вино.
* * *
Я надену бабушкин капот,
Шарфик, что связала ночью длинной,
У дверей меня подруга ждёт,
Санька. Ей четыре с половиной.
Липкую ириску ей в ладонь,
И – вперёд, по лестнице, быстрее,
Чинной парой мисочки несём,
Кормим всех помойных котофеев.
Во дворе – сплошной Морис Эшер*
Мир весь отразился в луже сонной,
Правда, Санькин папа, например,
Обзывает «старою вороной».
Говорит: «Дружить с тобой – облом, –
Санька мне щебечет, словно птица. –
Кто дурак – того сдадут в деддом**».
Я и там найду, с кем подружиться!
-----------------------------------------------------------
*Эшер Морис – нидерландский художник XX века, мастер оптических иллюзий.
**Вероятно, малышка имела в виду дом для престарелых.
В ПАРКЕ БОРОВСКА
Юный ослик
Мягким носом
Ткнулся мне в ладонь,
И скудный
Он пучок травы жевал.
Так Божественный младенец
Ощущал щекою нежной
Это тёплое дыханье
Под звездою Вифлеема.
* * *
Пустая квартира, и рамки пустые
На стенах обшарпанных молча висят,
Вот так и живёт – посредине России
Мой милый художник, товарищ и брат.
Пустые бутылки стоят, как солдаты,
Из рук от усталости падает кисть.
Дыши и рисуй! И сосед твой хрипатый
За стенкой споёт: «Я люблю тебя, жисть!».
* * *
Я в этой жизни ничего не стою,
Всё на потом, когда-нибудь, ещё.
Отечество моё! Дитя больное
Мне голову склоняет на плечо.
ИЗ ДНЕВНИКА. 2020, 27 МАРТА
На улице – Босх и весна.
Редкие прохожие,
Задерживаясь у храма,
Крестятся; взлетают руки
В резиновых перчатках –
Как молодые, некрупные,
Белые голуби.
МОИМ УШЕДШИМ РОДИТЕЛЯМ –
ИЗОЧКЕ ПОПЛАВСКОЙ И ЖЕНЕ РОЖКОВУ
Год промелькнул кометой бесхвостой –
Я ближе по возрасту к вам.
Не мамой и папой теперь зову вас, просто –
По именам.
В первый класс, собирая меня, говорили:
«Лектор готов».
И я шла рядом с вами,
В фартуке белом настолько – аж синем,
Под улыбчивым солнцем
Семидесятых годов.
И сейчас я всматриваюсь,
Как вы машете мне рукой.
Не разглядеть слабеющими глазами:
Вы прощаетесь, или зовёте с собой?
ПАМЯТИ Ю.П. КУЗНЕЦОВА
Ты пил из черепа отца.
Тяжёлый кубок свой
Донёс до самого конца,
И он теперь пустой.
А те – кусая кулаки,
Твоей дорогой шли,
Но выжать из себя строки
Похожей – не смогли.
Всё помнил: благо и грехи,
Снег, шелест лёгких крыл…
Учил других писать стихи,
И тихо жизнь любил.
СНЕГ В МАЕ
Редко бывает, когда,
Не спросясь, он приходит,
С вишней цветущею,
С белой черешней поспорит.
И ощущаешь спиною космический холод,
Воздух дрожащий весеннею розой исколот.
И отчего-то становится больно на вдохе,
Светлой весною
На чёрных обломках эпохи.
* * *
Моделью для картин Боттичелли «Рождение Венеры»
и «Весна» служила Симонетта Веспуччи
Солнышком снизу очерчены тучи,
А у соседа – не пьянка, так дрель.
Моет окно Симонетта Веспуччи,
Рыжие космы лохматит апрель.
Я, проходя, залюбуюсь тобою:
С тряпкою, с песнею тянешься ввысь…
Только, пожалуйста, лёгкой стопою
Не опирайся на узкий карниз!
* * *
Да, всё кончается до срока...
Над бедной родиной моей
Самозабвенно и жестоко
Поёт последний соловей.
Его заслушаемся трелью,
И в ожидании зимы
Одной укроемся шинелью,
Той, из которой вышли мы.
* * *
Я форточку ночью забыла закрыть,
И слышала снега дыханье.
Зачем мне весну безответно любить?
Важнее её ожиданье.
А может быть, едет он, издалека,
И жмёт, спохватившись, на тормоз,
Банально не встреченный мною пока
Герой, собирательный образ.
Хоть путь его долгий – изволь, потерплю,
Чужих начитаюсь сонетов.
Я знаю, что точно нужна февралю
И обществу мёртвых поэтов.
В прабабкиной шубе, нелепом шарфе,
В чужие следы наступаю,
Я чей-то подшефный. Бреду подшофе,
И новую песню слагаю.
Очень русские стихи; сквозь трещины и изломы /где пьяный сосед, но окно моет всё ж таки " Симонетта Веспуччи"- по Флоренскому видна
"лазурь вечности"...