ПУБЛИЦИСТИКА / Игорь ШУМЕЙКО. ГЕРОИ, ДАВШИЕ ИДЕЮ И ПРОСТОР. Размышления на «Ермаковом поле»
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. ГЕРОИ, ДАВШИЕ ИДЕЮ И ПРОСТОР. Размышления на «Ермаковом поле»

 

Игорь ШУМЕЙКО

ГЕРОИ, ДАВШИЕ ИДЕЮ И ПРОСТОР

Размышления на «Ермаковом поле»

 

Мы памятник Стране воздвигли плодотворный.
       Тропа не зарастет, не стихнет разговор:
       Ермак и Грозный, евразийства корни,
       Герои, давшие идею и простор.

Примерно так и с полным правом могут перефразировать Пушкина подвижники Фонда «Возрождение Тобольска» накануне 30-летия этой удивительной организации, крестным отцом которой был Валентин Григорьевич Распутин.

 

Памятник в Тобольске зримо подтверждает: Ермак – олицетворение России, его жизненный и военный путь, а конкретнее, пунктир его великого похода в Сибирь навечно спроецирован на карту страны.

Трудности этой исторической миссии, собирания народов Евразии отражены и в памятнике Ермаку, установленном Фондом «Возрождение Тобольска», и в разошедшейся кругами по стране оживленной полемике.

Впервые о памятнике, пока лишь дальней его идеи, я услыхал в 2014 году: глава Фонда, известный российский издатель, общественный деятель Аркадий Елфимов делился мыслями с приглашенными в Тобольск Александром Прохановым, ученым, космонавтом Юрием Батуриным и автором этих строк. Мы стояли на Чувашском мысе, месте решающей битвы Ермака с Кучумом, где триста лет спустя Василий Суриков писал знаменитую картину «Покорение Сибири».

То, что некоторые представители татарской интеллигенции высказались против памятника «обидчику хана Кучума», показало, сколь сложна наша история и сколь важен именно этот Памятник. Диспут вокруг него оказался подобен прочному шву на месте, где могла бы разрастись прореха, «черная дыра» конфликта.

Несколько общественных татарских организаций подписали письма, надо признать: вежливые, сдержанные, но с выражениями, вроде: «проходит активная и упорная пропаганда господином Елфимовым имени неоднозначного исторического персонажа Ермака… Председатель Совета НКА Сибирских татар Тюменской области Ф.Ф. Марганова, Глава Тюменского филиала РОО «Татарское дворянское собрание: мурза Д.Ахметов…».

Ценно, что первыми возразила Фаусии Маргановой другая организация сибирских татар во главе с Динаром Абукиным. И в обращении к уважаемой Файзии Маргановой я соглашусь с её определением: «неоднозначный исторический персонаж Ермак»… Но в чем неоднозначность?

Да, Ермак пленил знаменитого царевича Маметкула, наследника и фактического главу войска старика Кучума, и… через полгода после пленения Маметкул с честью принят был Иваном Грозным в Москве, а чуть позже он: «воевода полка левой руки» (третий по чину!) в русской армии, сражающейся со шведами! Вот уж действительно: неоднозначно.

Я как-то представил: а если Ермака, вдруг отозвав из Сибири, послали б на тот же «шведский фронт»? Маметкул, разумеется, начальствовал бы над Ермаком! Для иностранцев, не понимающих суть нашей Истории, это может и дикость, но мы-то, уважаемый мурза Данияр Ахметов, слава Богу, не иностранцы и прекрасно знаем, как в Москве относились к татарским царевичам! Всю русскую армию Иван Грозный вверял бывшему Казанскому хану Шиг-Алею, на которого некоторые татары тоже ворчат. Но послушаем известного историка Марата Сафарова: «И когда теперь некоторые казанские историки пишут о татарофобии Ивана Грозного на основании покорения Казани, христианизации и прочего, они упускают из вида то, что Иван Грозный вырос фактически внутри татарского мира»!

Точно подмечено. Взятие Казани – пример тогдашней борьбы за первенство в Улусе. В историографии XIX века была популярна формула, суммирующая преемственность: «Хан переехал в Москву». Либеральные историки повторяли это с упором: цари – столь же «непрогрессивны, недемократичны», как и ханы, и вообще: «поскреби русского – увидишь татарина»…

Не только хан Шиг-Алей, «главком» армий Грозного, но и его официальный «сменщик», русский царь Симеон Бекбулатович, Касимовский хан… А в войске, бравшем Казань, начальствовали: крымский царевич Тактамыш, царевич Кайдула, шейбанидский царевич Кудаит, царевич Дербыш-Алей, и доля там татар была не меньшей, чем у защищавшего Казань Едигера. Писатель, ученый, депутат Госдумы Ф.С. Сибагатуллин в книге «Великие татары – строители и защитники Государства Российского», пишет: «Даже большая доля татар была в войске Грозного, чем у Едигера, в составе которого были: черемиса, мордва, марийцы».

И подтверждение Ф.С. Сибагатуллину – с другого, противоположного политического фланга. Историк, востоковед Камил Галеев, диссидент, не раз арестовываемый властями, в интервью порталу «Миллиард.Татар» прокомментировал татаро-башкирские споры и ответил на обвинения в пантюркизме в свой адрес:

– Понятно, что в формировании народа принимали участие разные тюркские группы, кипчакские, булгаро-огурские, мадьяры, разнообразные финно-угры (марийцы, удмурты). А в случае татар-мишарей еще и мордва. К примеру, огромные территории современного Татарстана еще в веке XVII-XVIII были марийско-удмуртские. Сейчас они полностью татарские. Процесс татаризации, исламизации финно-угров – это во многом ХVII – XIX века. Таким образом, татарская нация – многосложная, многосоставная, в которой принимали участие, в первую очередь, разного рода тюркские компоненты, и кроме того, финно-угорские. Поэтому всякого рода споры: мы все-таки кипчаки или булгары – абсурдны, потому что в нас есть и то, и другое.

Собеседник из «Миллиард.Татар» уточняет:

– Так много ли марийской крови в казанских татарах?

– Полагаю, что очень много. Судя по всему, в момент падения Казани на территории Казанского ханства марийцев было не меньше, чем тех, кого мы сейчас называем татары.

Вот и ответ обвинителям Ивана Грозного! Он, объективно говоря, со своей армией, где начальствовали царевичи Тактамыш, Кайдула, Кудаит, Дербыш-Алей… взяв Казань – фактически… татаризировал территорию нынешнего Татарстана!

Участников казанской битвы делят на «горную и луговую» стороны. Горные, правобережные татары, черемисы, поддерживали Грозного, луговые Едигера. Но… противопоставлять те армии по национальностям – чистый абсурд.

А в отряде Ермака начальствовал Матвей Мещеряк, да и сам отряд, казаки – несмываемый оттиск тюркского мира: от имени косак-кочак до атамана, есаула, коша, сабли… Хорошо б «раскопать этнический состав» отряда Ермака. Но и так понятно: никак не мог он отличаться «по пятому пункту» от армий Ивана Грозного.

А собственно и снарядившие, отправившие Ермака в Сибирь Строгоновы? Тут, если вдуматься, даже одна историческая неточность и «разоблачение» – работают на ту же идею! Знаменитые промышленники Строгоновы, со временем ставшие в различных своих ветвях баронами и графами, с гордостью вели свой род от татарского мурзы Золотой Орды. Только в начале XIX века историки, вслед за Николаем Карамзиным поработав в архивах, убедились, что Строгоновы происходят не от мурзы, а от знатного новгородца Спиридона. Но три с лишним века они гордились предком-мурзой, все их именно так и воспринимали. И Ермак с казаками был уверен, что его посылают в Сибирь – татары Строгоновы!..

Да, Ермак «покорял Сибирь», как и гласит знаменитая картина Сурикова. Но с другой стороны: он, как и покоритель Казани, воссоединял наш Улус Джучи, уже 300 лет раздираемый войнами, «замятнями» от Москвы до Казани и Сибири. «Великая Замятня» могла быть преодолена только так.

Последний Казанский хан (царь в русских летописях) Едигер-Махмет стал почетным пленником, а затем крестным сыном Ивана Грозного с именем Симеон. Его крестный предоставил Едигеру-Симеону особого боярина. «Полное собрание русских летописей» указывает: «Едигер участвовал в военных походах Ивана Грозного».

Настоящими сибирскими ханами были Едигер (тезка Казанского хана) и Бекбулат. Сын бухарского правителя Муртазы Кучум с отрядом узбеков напал на них – а это, строго говоря, было прямое нарушение воли Чингис Хана, проведшего в Сибири границу меж Улусами сыновей Джучи и Джагатая! (Кучум из Джагатаева вторгся в Джучиев.) Хан Едигер в 1555 году отправил послов Панчады и Тягрула с просьбой царю Ивану: «всю землю Сибирскую чтобы взял во свое имя и от сторон ото всех заступил, и дань свою на них положил, и дорогу прислал, кому дань собрать». Царь «принял Сибирь под свою руку», прибавив к титулам «всеа Сибирской земли повелитель». Первый ясак в Москву (соболями) из Сибирского ханства пришел в 1555-1557 гг.

Но в 1563 году Кучум, получив новую значительную помощь из Бухары, нанес поражение и убил попавших в плен Едигера и Бекбулата… Семь лет окруженный бухарской охраной Кучум закреплял свою власть кровавыми репрессиями. Но нельзя выводить Кучума каким-то особым злодеем. Так, почти обычный «деятель эпохи Великой Замятни»… Но дело-то в том, что эта «Замятня» заканчивалась, и заканчивалась тем единственным способом, которым в итоге и закончилась!

Да, не мирным было покорение Казани и Сибири, но… придумывая и живописуя «унижения» – унижают не только память ханов Едигеров (обоих, казанского и сибирского), царевича Маметкула – как «предателей», позже возглавивших русские войска. Так ведь можно дойти до образа закованного раба, зверушки в клетке бродячего цирка, до… привязанного попугая на плече пирата!

Унижают и всё сословие, к которому, кстати, принадлежит и возражавший против тобольского Памятника нынешний мурза Данияр Ахметов! И Ермак в Сибири ничего не придумывал, заложив основу сословия сибирских «йомышлы», – лишь повторил, «реплицировал» модель отношений, принятую и Иваном Грозным в Казани. Йомышлы – так называли себя «юртовские служилые татары», причисленные к гарнизонам Тобольска, Тюмени, Тары, потом и Томска, Кузнецка и Красноярска. Вместе с русскими казаками, служилыми, – гоняли по южной Сибири остатки отрядов Кучума, затем охраняли новоприсоединенную российскую территорию. А в Смутное время пошли с Мининым-Пожарским отбивать у поляков Москву…

 

Тогда, в 2014 году, в Тобольске я завершил доклад (подработанный, он позже был опубликован в газете «Завтра») поздравлением всех россиян с окончанием: «Ига термина «Иго». Как раз в 2013 году термин «татаро-монгольское иго» (если проследить летописи: термин – подарок «наших польских друзей») в учебниках был заменен на вполне объективное «татаро-монгольское владычество». Повторил и давнюю свою формулировку: «Русь «освободилась» от Орды – вместе с Ордой, в придачу». Придача: Поволжье, Урал, Сибирь… Предложил вместе вдуматься, поразиться рисунку Судьбы, явленному в объективных, документально зафиксированных фактах и датах:

Всего лишь 60 (шестьдесят!) лет прошло от взятия Казани Иваном Грозным – до освобождения Москвы в 1612 году Ополчением Пожарского и Кузьмы Минича Анкундинова (если уж точно давать ФИО нашего героя)! Среди татар и 20 татарских мурз в Ополчении 1612 года, отбивавшем свою новую столицу, был и мурза Искера-Тобольска! «Российский стаж» которого был и вовсе – 25 (двадцать пять!) лет.

Вот гениальная тема для исторических писателей: какой-нибудь воин, проживи он до 75 лет (в ту эпоху редко, но случалось: мой предок Прокоп Шумейко – нежинский полковник у Богдана Хмельницкого, погиб в Берестейской битве 80-ти лет от роду), и которого следовало бы почитать, как сегодня чтут похороненного близ Кремля Неизвестного солдата, действительно, мог поучаствовать и в обороне Казани от Ивана Грозного, и в походе Минина, освобождении Москвы!

Да, для Европы подобный «фокус» просто невероятен, но как раз Иван Грозный, Ермак в пределах их матрицы мироустроения действовали вполне обыденно. Взяв Казанское, Сибирское ханства – включали, «инкорпорировали» население в соответствующие российские сословия (в армейских терминах: «перевод без понижения в званиях»). И татарские мурзы, став российской знатью, – даже не должны были благодарить царя Ивана Васильевича за какую-то там… «гуманность»! Привычное дело. Примерно так присоединял татар и Чингис-Хан! Правда, взять, как Чингис-Хан, в жены двух татарочек Иван Грозный не мог. Но овдовев, взял – одну. «Кавказская татарка», она же кабардинка, черкешенка Мария Темрюковна, от брата которой пошел знаменитый русский род князей Черкасских.

Перемещения центра тяжести внутри одного общего государства были часто связаны с войнами – не колониально-завоевательными, а внутрисемейными «войнами за старшинство». Взаимо-попрёки «за сожженные Москву, Рязань, Казань, Искер-Тобольск…» опровергаются как Большой Историей (краткий пунктир в предыдущих абзацах), так и «историей малой»: тобольской, последних десятилетий. Судьба-язмыш так подстроила (это вообще – Её почерк), что жаловавшиеся на обидчика Кучума и татар Аркадия Елфимова попали, что называется: «с точностью до наоборот».

Именно он, отчаянно рискуя служебным положением, помог татарской общине Тобольска в самый трудный период её становления.

Вот два документа:

25 апреля 1988 №102

В исполком городского Совета народных депутатов обратилась группа верующих мусульман г.Тобольска с просьбой предоставления им каменного здания бывшей мечети в пользование для отправления религиозных потребностей, мотивируя тем, что нынешнее не приспособленное здание по своей архитектуре не соответствует проведению обрядов.

Исполком городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:

Передать общине верующих мусульман г. Тобольска здания бывшей мечети по ул. Пушкина, 27. Принять предложение верующих мусульман о передаче бывшего молельного дома (ул. Басова, 23) для использования под клуб по месту жительства.

Председатель исполкома А.Г. Елфимов

И через год, подтверждая неслучайность этого решения:

25 мая 1989 № 210

Исполком городского Совета народных депутатов РЕШИЛ: Произвести прирезку 366,25 кв.м. к территории Тобольской мусульманской общины по ул. Пушкина, 27. Прирезку произвести за счет отчуждения от территории объединения «Тобольсклес», учитывая согласие администрации.

Председатель исполкома А.Г. Елфимов

 

И необходимые пояснения. Сегодня кто-то, может, усмехнется: «группа верующих мусульман» – а что, могут быть и «неверующие мусульмане»?! Но жившие не на Луне, а в нашей стране поймут и оценят. Неуклюжи обороты – потому, что это были самые первые шаги навстречу: бывше-атеистическая власть еще только (мучительно) подбирала словесные обороты для разговора, в частности с татарскими мусульманами Тобольска!

Я знал, что Аркадий Елфимов был известный, успешный строитель Тобольска, в предисполкомы попал без политического капитала, опыта, и расспросил его подробнее. Действительно, за те три решения: мечеть, клуб, прирезка земли, он практически «вылетал с должности» и на прежнюю стезю возвращался не начальником стройтреста – хорошо, если просто бригадиром. Помогло приближавшееся знаменитое «1000-летие Крещения Руси» – и «потачки религиозным мракобесам» были прощены.

И здесь «лунатики» будут удивлены, но соотечественники понимают: не по «разнарядке» в президиумах Всемирного Русского Народного Собора рядом сидят Патриарх и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. И тот шаг Власти навстречу православным, «подарок 1988 года» на Тысячелетие Крещения, – обернулся благом и для мусульман и для всех верующих россиян.

Есть еще пример, совсем может неожиданный. Знаменитый режиссер Владимир Хотиненко мне рассказывал, что фильм «Мусульманин» (это тоже была Веха! – тот фильм) он снимал больше даже для православных! Помните сюжет? – из Афгана односельчанин Коля вернулся мусульманином. И его спившийся брат (великолепный Балуев: «Я пахал в гальваническом цеху! Я гвозди ел! Мне плевать на Ад и Рай!») и оцепеневшее в равнодушном атеизме село – все встрепенулись. Искреннюю веру (пусть и чужую) ощутили как ежедневный укор себе, стыдно стало «оставаться никем». Вспомнили, достали – свои иконы.

В общем, связь наших «базовых исторических религий», русских и татар, – не случайна! Это, возможно, интуитивно, и почувствовал тобольский предисполкома весной 1988 года, «пробивая» мусульманам здание мечети..

И сегодня тобольская история может и должна обернуться к общему благу. Например, татарские активисты во главе с Л.А. Шамсутдиновой, однофамилицей(?) прекрасной российской поэтессы Марины Шамсутдиновой, обратятся к Аркадию Елфимову с предложением (ничего зазорного – ходили же к нему в 1988 году!): рядом с поклонным крестом Ермаку – что так их взволновал – поставить памятник и царевичу Маметкулу, ставшему большим русским военачальником.

Это была бы дань исторической правде, настоящий Мемориал, просветляющий смысл прихода Ермака в Сибирь, евразийства, российской миссии вообще. Дөреслек утта да янмый, суда да батмый (Правда в огне не горит, в воде не тонет). Читая прекрасные книги, созданные Фондом «Возрождение Тобольска» и разошедшиеся по всей стране от Администрации Президента до школ и библиотек всея Руси, глядя на поставленные ими памятники, благодарные россияне искренне поздравляют всех сотрудников, единомышленников – с 30-летием Фонда.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии