МАНИФЕСТ «НОВОЙ ВОЛНЫ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ». Авторы: Анастасия АСТАФЬЕВА, Максим ВАСЮНОВ, Наталья МЕЛЁХИНА, Артём ПОПОВ
МАНИФЕСТ
«НОВОЙ ВОЛНЫ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ»
25 мая 2023 года в Доме Ростовых прошёл круглый стол «Современная деревенская проза: новая традиция или отблеск старой?». На круглом столе писатели Наталья Мелёхина (Вологда), Анастасия Астафьева (Костромская обл.), Максим Васюнов (Москва) и Артём Попов (Северодвинск) представили манифест «Новой волны деревенской прозы».
Предлагаем вниманию читателей сайта «День литературы» этот манифест. Надеемся, что эта публикация станет началом важного разговора и критического осмысления поставленных проблем.
Редакция ДЛ
Современные писатели-деревенщики, кто они? Им около или чуть больше сорока. Родившиеся в деревне, многие из них сейчас живут в городах (часто – вынужденно) и профессию имеют далекую от сельского хозяйства. Есть и те, кто родился и вырос в деревне, продолжает там жить. Есть те, кто оставил город и вернулся на родину праотцов, к земле, «к истокам». Но всем им присуще глубокое знание сельской жизни изнутри, со всеми её красотами и некрасивостями. И неважно – познавали они её наездами, бывая на каникулах, в отпуске, или никогда надолго не покидали родной избы и сельской улицы. Писателей-деревенщиков – и прошлых лет, и современных – отличает удивительная родовая память и чуткость к русской жизни в её истинном многовековом понимании.
Современные «деревенщики» отчасти наследуют традиции когорты «деревенщиков» 60-70-х – Белова, Распутина, Абрамова, Астафьева, Шукшина. Но важнейшим периодом в их человеческой, а затем и литературной судьбе стали 90-е годы, распад СССР и последующее тридцатилетие, когда они с болью в сердце следили за тем, как и чем выживало село «на изломе эпох». Теперь они же с тревогой вглядываются в будущее – какой станет деревня 21 века и кто будет её населять?
Именно это поколение, взрослевшее «на смене эпохи», пришло в русскую литературу и особенно громко заявило о себе в последнее десятилетие. Поколение писателей, вновь обратившихся к теме деревни, причем с позиций нового времени. Среди них: Андрей Антипин, Андрей Филимонов, Наталья Ключарёва, Алексей Шепелёв, Моше Шанин, Алексей Траньков, Ольга Гришаева, Игорь Корниенко, Анастасия Астафьева, Артём Попов, Наталья Мелёхина и другие. Факт смены поколений в так называемой «деревенской прозе» зафиксировали и отразили в своих статьях, докладах и рецензиях такие критики и филологи как Ольга Славникова, Андрей Пермяков, Андрей Петров и т.д.
Думаю, не ошибёмся, если назовём это течение современной литературы «Новой волной деревенской прозы». Однако, «новая волна» несёт с собой и ряд острых вопросов, она способна породить многие философские споры как среди читателей и критиков, так и среди самих адептов этой «волны».
Первый из них: отношение к самому термину «деревенская проза». Как мы знаем, ряд классиков этого направления решительно не принимали его и считали оскорбительным. Среди них, прежде всего, родоначальник деревенской прозы Василий Белов. Таковым этот термин и был в их советские годы – уничижительным, родственным слову «деревенщина». Но в наши дни за словосочетанием «деревенская проза» стоят имена Валентина Распутина, Фёдора Абрамова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина, самого Василия Белова, и вряд ли кто-нибудь вкладывает в слова «деревенская проза» оскорбительные смыслы. Тем не менее, возник этот термин случайно, действительно, с целью принизить писателей этого направления, и потому искажает понимание явления. И мы декларируем:
Деревенской прозы/деревенской поэзии как некой «прозы/поэзии деревенских людей о деревне» не существует. Направление, названное этими случайными насмешливыми словами, является естественным продолжением классического русского реализма, всегда внимательно относившегося к крестьянству и народной культуре, начиная от Александра Пушкина. Это направление не концентрируется только на проблематике деревни, его идейно-философское ядро гораздо глубже и шире и включает в себя все общечеловеческие вечные вопросы, такие, как «человек и история», «любовь и смерть», «человек и Родина», «человек и государство», «свобода и выбор», «осознание национальной идентичности», «человек и Бог», а также широкий круг бытийной экзистенциальной проблематики и т.д. Именно поэтому произведения классиков т.н. «деревенской прозы» равно понятны как жителям городов, так и жителям села, именно поэтому они востребованы не только в России, но и переведены на многие языки мира. Мы не можем отменить бытование этого неуклюжего термина, но мы хотим вернуть ему истинное смысловое наполнение.
Условные новые «деревенщики» борются с многочисленными стереотипами, касающимися деревенской прозы. Когда начинаешь говорить об этих клише, одновременно получается, что перечисляешь и основные тенденции в развитии направления. Назовём их:
– стереотип первый: «деревенщики» не любят город».
Считается, что писатели, так или иначе обратившиеся к деревенской тематике, не любят заодно уж и заграницу. Конечно, это не так. Современные авторы не исключает ни городскую, ни «заграничную» тематику из своих текстов, даже если у них есть актуальные произведения о жизни села и наоборот. Если совсем недавно одной из самых востребованных тем была жизнь сельчанина/жителя райцентра, переехавшего в город, то теперь на авансцену выходит новая – горожане, возвращающиеся «к истокам», к земле и порой несущие с собой чуждые селу привычки и искажённые представления о крестьянском труде и быте;
– стереотип второй: «в деревне живут одни старики, и те скоро умрут».
В деревне сегодняшнего дня живут люди разных возрастов, потому что никакие старики в современном сельском хозяйстве работать не смогут, а агробизнес в России развивается, несмотря ни на что. Наши герои – сельчане и просто жители глубинки самого разного возраста: дети, молодёжь, взрослые люди и пенсионеры;
– стереотип третий: «из деревни все бегут».
Да, по статистике сельское население России сокращается (с 30% в 1980 году до 25% в 2020-м). На самом же деле массовый отток сельских жителей из деревень по тем же данным прекратился в 1989 году из-за остановки социальных лифтов. Переехать из деревни в город сейчас могут позволить себе немногие обеспеченные сельчане, и население сельской местности уменьшается не столько за счет переездов в город, сколько за счет естественной убыли населения. Среди молодёжи немало тех, кто совсем не хочет уезжать со своей «малой родины», мечтает жить и растить детей на природе. В связи с этим тема «покинутого» села сдвигается на периферию деревенской прозы как не самая актуальная для наших дней.
– стереотип четвертый: «деревенщикам» чуждо новаторство.
Все мы и сейчас прибегаем к творческим экспериментам и не откажемся от поисков новых средств художественной выразительности в будущем.
– стереотип пятый: «можно вывезти девушку из деревни, деревню из девушки – никогда».
Долгое время жизнь в деревне считалась едва ли не ущербной, а её жители – отсталыми, инертными, ленивыми, необразованными. И от такой жизни естественно хотелось сбежать. А город, горожане противопоставлялись им как прогрессивные и пассионарные. Но времена меняются. С обострением экологических проблем, на фоне политической напряжённости, экономических кризисов, перенаселения городов и падения качества пищевых продуктов, вопросы села и сельского хозяйства видятся уже под иным углом. Современная деревня не отторгает «прелестей цивилизации», если селу дать газ, водопровод, устойчивую мобильную связь и интернет, хорошие дороги, то при доступности всех перечисленных благ деревенская жизнь, жизнь на природе, в бытовом плане не только не будет отличаться от городской, но превысит её качеством. Наша задача привлечь внимание к нуждам села, к тому, как изменились и будут изменяться его жители, обострить социальный конфликт. Поэтому одной из основ для исследования в творчестве писателя-деревенщика были и будут социальные проблемы, беды и нужды простого человека («маленького человека»).
Наиболее перспективными темами и направлениями в деревенской прозе на ближайшие несколько лет мы видим:
– экологическая проблематика во всем её многообразии;
– конфликт капиталистического мира и урбанистического (глобалистского) мировоззрения, где всё делается ради экономической выгоды, с традиционным крестьянским сознанием, ищущим единения и гармонии с родной землей и природой;
– в ближайшее время, на фоне проведения СВО, проблематика войны и мира будет только обостряться в самосознании деревенского сообщества, поскольку убыль мужского населения вследствие участия в боевых действиях больнее ударит по селу, нежели по городу, не только в процентном соотношении, но, главное, в социальном плане: каждый работоспособный мужчина в сельской местности по-прежнему «на вес золота»;
– разнообразные вариации появятся в социальной тематике. Одна из самых ужасающих тем – высокая смертность молодых людей до 35 лет в деревне, а также низкий уровень жизни, отсутствие «социальных лифтов», в том числе в виде миграции людей в город. Всё это – последствия оптимизации здравоохранения и образования, укрупнения сельских поселений, происходящие от незнания руководящей верхушкой истинного положения дел на селе и непонимания нужд деревенского жителя;
– на периферию деревенской прозы отодвинется или вовсе исчезнет ностальгия по «Беловскому ладу», потому как к 2023 году мы должны с горечью признать, что практически не осталось ныне живущих людей, даже из старшего поколения, которые бы лично застали лад прежнего крестьянского мироустройства. Вместе с тем, будут появляться произведения, описывающие современный мир сельского жителя таким, каков он есть, без идеализации, но и не одной чёрной краской;
– неотъемлемой частью деревенской прозы останутся лирические мотивы любви к природе, философско-бытийные размышления и духовные поиски писателей. Как в городе, так и в деревне люди по-прежнему нуждаются в ответах на вечные вопросы о смысле и ценности жизни, о природе добра и зла, о вере и безверии и возможных исторических путях развития своей страны. Писатели-деревенщики всегда склонялись к тому, что именно традиционные нравственные ценности, уходящие корнями в прошлое, в веками выработанные и выстраданные правила сосуществования людей на планете, в том числе, и в православно-религиозные верования, могут сплотить общество.
РЕЗЮМЕ:
Выступая на творческих встречах в библиотеках, школах, клубах и иных площадках в сельской местности, мы встречаем огромный интерес людей к литературе, отражающей жизнь простого, «маленького» человека, человека природы, земли и крестьянского труда, чей голос давно не слышен. Поэтому создаётся впечатление, особенно у городского населения, что этой части русского народа словно бы и не существует. Как не существует его культуры, традиций, нужд, чаяний, проблем, наряду с его мудростью, терпением, выносливостью, приспособленностью к жизни в любых условиях и многовековой способностью больше отдавать, чем брать.
Мы, новые писатели-деревенщики, объявляем себя глашатаями этой части русского, российского народа и готовы взять на себя миссию его защитника, пропагандиста, «ходока» и, одновременно, духовного наставника и пастыря. Ибо даже в современном техногенном мире по-прежнему кто-то должен растить хлеб и сохранять историческую память – а этим испокон веков занимался простой народ-работяга. А сейчас он особенно нуждается в том, чтобы его увидели и услышали.
Одна из главных проблем писателей-деревенщиков в их разобщённости и удалённости от центра, малой «раскрученности» на федеральном уровне, ничтожных тиражах книг, распространяющихся через соцсети или методом «сарафанного радио». Писателей-деревенщиков можно сравнить с пчёлами, незаметными, но важными по своей роли. Но одна пчела ничего не сможет сделать. Нужен целый улей со своим мудрым устройством.
Назрела необходимость в объединении авторов, работающих в направлении деревенской литературы. На первых порах таким объединяющим фактором могут стать:
– ежегодное проведение семинара писателей-деревенщиков и издание по его итогам сборника или альманаха;
– выход авторов к издателям и издательствам, создание «библиотечки деревенской прозы и поэзии». Нам видится, что процент книг о деревне и для деревни может и должен составлять до 25% от общего числа выпускаемых сегодня в России изданий;
– со временем хотелось бы создать периодическое издание по типу журнала или роман-газеты, в которой публиковались бы лучшие произведения «деревенской» литературы – как прозы, так и поэзии;
– государственная поддержка, инвестиции в проект духовно-нравственного возрождения деревни, в нашем случае – через литературу, и, как следствие, театр и кинематограф.
Авторы манифеста: Анастасия АСТАФЬЕВА (Костромская обл.), Наталья МЕЛЁХИНА (г. Вологда), Максим ВАСЮНОВ (г. Москва), Артём ПОПОВ (г. Северодвинск).
Критики и литературоведы разложили всё по полочкам и присвоили каждому направлению в литературе (и, как следствие, писателям) "названия и бирочки". При этом установили строго, что смешивать жанры, направления и т.п. - правило дурного тона. Они и устанавливают СТЕРЕОТИПЫ. Мне кажется, всё это придумано для установления кастового порядка в литературе. То есть для разделения писателей и поэтов по категориям ("деревенщик" так и пиши о деревне, живи в ней и не лезь в столицу). А Литература, как и сама жизнь, многогранна и разнообразна. И писатели живут в реальной жизни, где всё в настоящий момент перемешано.
С авторами манифеста не совсем согласен только в одном. Сельское хозяйство если и развивается, то в экономически пригодных районах. Огромное количество сёл и деревень глубинной России за последние 30 лет из производственных единиц превратились в потребителей, в безликие ничего не производящие поселения.
Деревня постепенно перестаёт читать книги. (Библиотеки и клубы закрыты или работают за счёт энтузиастов). Хотя, знаю из своего опыта, потому как живу в сельской местности, многие люди с удовольствием читают и отдают предпочтение книгам, написаным в духе реализма. Но притока книг о современной деревне НЕТ. Поэтому идею объединения писателей, работающих над древенской тематикой, поддерживаю. Может быть, сообща удастся прорвать либеральную блокаду...
Николай Башмаков.
Одно из основных и важных направлений современной литературы – историческая проза. Писатели с наслаждением вдыхают архивную пыль, чтобы узнать что-то о своих предках и истории своей малой родины. Каждая деревня, приход и погост, каждая семья, фамилия и род имеют свою историю. Только кто-то знает ее, а кто-то нет. Возможно, что одна деревня была построена на пустом месте и переходила от поколения к поколению. Другая деревня была оставлена прежними одними жителями, и отстроена вновь пришедшими сюда другими жителями. Человек хочет узнать не только о своих ближних предках, но и далеких поколениях своего рода, своего племени, своего народа. И он хочет оставить хоть что-то для своих будущих поколений.
Любовь к своей Родине можно проявлять через любовь к своей малой родине, к своей национальности, своим корням и предкам, к своей истории, развивая в человеке положительные качества, которые не позволят ему повторить ошибки других. Родная деревня дает человеку самый сильный образ родины, родной земли. Чем сильнее эта любовь к родине, тем сильнее становится потом тоска по ней. Нет лучше, бескорыстней и добрей привязанности человека к местам, которые он познал в своем детстве. Детская и отроческая родина милее любых красот, такое ощущение, было, есть и будет у всех. Малая родина требует верности и любви к ней.
С уважением Анатолий Николаевич Головкин
Благодарим за информационную поддержку! Объективно за последние годы выросло новое поколение писателей - условно назовём поколением сорокалетних, пишущих, издающих книги. Этих авторов уже знают и любят читатели, признают профессионалы, авторы получают Всероссийские премии. Старшим товарищам взять бы да поддержать инициативу манифеста, углубить, передать свой опыт, а некоторые вдруг заявляют: мы не согласовали, не сметь писать манифесты, кто вы такие вообще, чтобы писать о деревне? Как будто мы пишем о Луне и не бывали на селе, не знаем жизни...
В общем, покушаться на «их тему» «низззя»! Может, поэтому так и живём, что чего-то делим?
С уважением,
Артём Попов