ОЧЕРК / Нелли НАЩЁКИНА. ВЕЛИКИЕ СУДЬБЫ. Фрагменты книги «Валерий Пименов. История одной любви»
Нелли НАЩЁКИНА

Нелли НАЩЁКИНА. ВЕЛИКИЕ СУДЬБЫ. Фрагменты книги «Валерий Пименов. История одной любви»

 

Нелли НАЩЁКИНА

ВЕЛИКИЕ СУДЬБЫ

Фрагменты книги «Валерий Пименов. История одной любви»

 

***

Всероссийскую академию художеств, тогда еще Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Валерий Пименов окончил с отличием в 1949 году, и тогда же его зачислили в аспирантуру на кафедру рисунка, где он становится ассистентом руководителя художественной мастерской Виктора Михайловича Орешникова. А еще через год начинает самостоятельно преподавать в персональной мастерской станковой живописи. За эти годы он стал доцентом кафедры живописи, профессором, академиком, заслуженным, а потом и народным художником России.

– Можно ли уже тогда было предположить, что вы когда-нибудь всего этого достигнете? – обратилась я к художнику. Для беседы мы расположились в столовой квартиры-мастерской художника на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Он засмеялся:

– Всегда, всегда я был убежден, что стану художником. Верил в это! Хотя таких оснований у меня и не было. Ну, я думал, поступлю в Академию и закончу её. И стану художником! Я не мог предположить, что когда-то получу все громкие звания… Об этом я мальчишкой не думал. Слишком всё казалось далеким.

Для него и сейчас эти звания остаются второстепенными в жизни. Главной наградой для него были и остаются распахнутые двери Академии и горящие глаза студентов со всего мира. Они ждут его слова, его строгих замечаний. И он из года в год идет в эти просторные классы, где когда-то сам слушал великих мастеров-учителей. Он остался верен этим стенам, этой стране. И чем меньше сил (возраст берет свое), тем сильнее эта тяга встать и пойти на Набережную, к дому, в котором прошла вся его жизнь. И ходить от мольберта к мольберту, забыв о времени. Ведь они останутся после него. Дети, которых он когда-либо учил. Сохранят, сберегут то, что так долго он нёс в себе. А потом передадут другим.

– Давайте я лучше вам покажу Академию и своих студентов, – не дожидаясь моего ответа, художник стал одеваться.

Здание Академии находится в пятнадцати минутах ходьбы от дома, где живет Валерий Пименов.

– Наша Академия – одно из самых крупных учебных заведений в мире с индивидуальной формой обучения. Я много раз бывал в Америке, Германии, Италии, Китае… Такого образования там нет. Может быть, кому-то наша школа покажется консервативной, но мы продолжаем традиции реалистического искусства. И к нам тянутся. Очень много желающих, большой конкурс. Мы выпускаем хороших художников. У меня сейчас студенты из многих стран мира, хорошие, способные ребята. Но я строгий преподаватель, мало и редко ставлю пятерки, – говорит художник не спеша, переходя через дорогу.

– А есть ленивые ученики?

– Ленивые? – художник даже удивился. – Нет! Есть такие, которые ходят мало на занятия, потом бросают, но это оттого, что они еще вынуждены работать, содержать семью. Не все выдерживают такую жизнь. Я очень любил преподавать второкурсникам. На первом они приходят и еще осваиваются, а на втором проявляют себя, свои возможности. В этом году лучшим студентом Академии стал мой ученик Владимир Ежаков. Он сейчас готовится поступить в аспирантуру. В прошлом году я выпустил аспиранта Овсянникова. Его картина «Петр I», посвященная 300-летию Петербурга, заняла первое место в городе. Сейчас он преподает на первом курсе. Поступают, как правило, те, кто имеет среднее художественное образование. После художественной школы к нам поступить невозможно. Требования очень высокие, – и он стал перечислять, какие экзамены и в каком порядке нужно сдать по творческим дисциплинам. – Так что трудно это выдержать без достаточно серьезной подготовки.

– А как же быть с теми, кто обладает талантом? – спросила я.

– Я вхожу в члены экзаменационной комиссии, и, знаете, бывает очень жалко, что такой человек не выдерживает остальных экзаменов. А ведь он неизмеримо талантливее других в группе. Но, увы, ему без достаточной подготовки трудно нарисовать и написать обнаженную модель, портрет и выполнить две композиции. И бывает, ох как жалко! А кто талантлив, да еще и умеет трудиться, тот всегда будет достойно оценен.

Справедливость его слов не вызывала у меня сомнения, так как сам Валерий Васильевич, обладая от природы талантом, много трудился. Он прилежно посещал сначала художественную студию во Дворце Культуры им. С.М. Кирова под руководством И.И. Бродского и М.С. Копейкина, а продолжая учебу в Академии, после первых двух курсов оказывается в мастерской, руководимой И.Э. Грабарем, В.М. Орешниковым и его другом А.А. Мыльниковым.

– Я много участвовал в самодеятельности, – вспомнил художник, замедлив шаг на перекрестке. – Был в группе при Дворце культуры. Нашими занятиями руководили студенты Академии, ученики Бродского, – Копейкин и Лактионов. Бродский курировал студию и довольно часто по вечерам приходил к нам. И вот однажды, мне как-то приятно сейчас это вспоминать, он подошел к моим рисункам и громко сказал: «Молодой человек, мало кто из студентов Академии у нас так хорошо рисует». Посмотрев еще какие-то рисунки из папки, он похвалил мое внимательное и крепкое построение рисунка черепа. А я рисовал его долго. «Вам нужно обязательно поступать в Академию», – сказав это, он еще долго смотрел работы, что-то говорил обо мне своим помощникам. Меня это окрылило. Но о поступлении еще не задумывался, таким все это казалось недостижимым, далеким. А потом я выиграл несколько конкурсов… И те эскизы, все работы, какие у меня были довоенного времени, фотография, где рядом со мной сидит Бродский, все было утеряно. В войну дом, где я жил тогда, был разрушен. Все сгорело. Но самым ценным для меня, конечно же, была та фотография, где был он, мой учитель.

 

 В его голосе сквозила печаль и сожаление:

– Ну не будем о печальном. Копейкин – это необыкновенный человек. Это чудо, каких мало! Вся его семья, жена, их необыкновенная теплота в общении. Меня всегда как-то трогало их отношение ко мне. Я часто бывал у них дома. Наблюдая за ними, удивлялся, как они подходят, как хорошо понимают, чувствуют друг друга. Там была любовь, много любви. Их жизнь была настолько спаянна общими стремлениями к искусству, к совершенству искусства, что меня это по сей день трогает. Его семье было довольно трудно материально. Он постоянно работал. Жили они на 15-й линии, там была мастерская и при ней комната. Там он и умер.

Валерий Васильевич вдруг улыбнулся:

– С войны он вернулся старшим лейтенантом. И продолжал очень много работать в живописи. Мы с ним уже были как друзья. Я тогда закончил аспирантуру, преподавал в Академии и во многом посодействовал, чтобы его пригласили в Академию преподавать рисунок. И он как-то всегда гордился, что его ученик ему помог и превзошел его в живописи. Он был хороший рисовальщик. И у нас сохранились великолепные отношения до последних дней его жизни. Такой преданности к искусству я никогда не видел. Милый, добрый Копейкин! Я его и его жену всегда с большим уважением вспоминаю. И его советы…

 

***

Следование советам учителей, желание достичь совершенства в изображении натуры, долгие часы кропотливой работы над заданной постановкой, авторские поиски, достоверно исполненные натюрморты и портреты, пейзажи и жанровые картины – все это не остается незамеченным другими художниками. Так, в 1939 году в Ленинграде Пименов побеждает на конкурсе работ самодеятельных художников по подготовке к Всесоюзной выставке народного изобразительного искусства «Оборона СССР». Увлеченного, разносторонне одаренного художника направляют вначале на ленинградский, а затем на всесоюзный семинары. Для завершения начатых работ «Встреча танкистов у Нарвских ворот» и «Подвиг героя Советского Союза Н.И. Егорова» Пименова срочно командируют в Москву, где на одном из плановых просмотров и происходит знаменательная встреча с И.Э. Грабарем, в то время директором Московского художественного института.

– Конкурсы тогда довольно часто устраивались, но я выиграл самый большой. Сначала занял первое место в районном, потом в городском, а затем и во всесоюзном конкурсе. Из Ленинграда его вместе со мной выиграли пять человек. Что это значило?! Я работал тогда гравером на заводе им. М.Гельца… Меня освободили от работы. Начислили среднюю зарплату.

На самом деле уехать в Москву на семинар для работающего тогда Пименова оказалось проблематично. Заводское начальство не захотело отпускать гравера высшей квалификации. Началась волокита с документами. Завод подал на Пименова в суд, надеясь, что мастер в последнею минуту одумается и поменяет свое решение. Но Пименов стоял на своем. В конце долгих и неприятных для обеих сторон разбирательств администрация завода закрыла дело. Кто-то из чиновников смог увидеть в этом поступке не скрытое отлынивание от производственных обязанностей, а истинное желание простого рабочего учиться в высшем учебном заведении. После этого завод помогал своему одаренному сотруднику, выплачивая заработную плату.

– Целых два года, пока я был на семинаре, я получал столько же, как если бы работал на заводе. Но я занимался искусством. И благодаря этому я и смог поступить впоследствии в Академию и стать художником!

– А вас не тяготило, что вы, совсем еще мальчишка, пошли работать на завод полиграфических машин? – спросила я.

– Нет. Мои старшие братья и сестра тоже работали. Я получил рабочую специальность (слесарь-инструментальщик), но работал в этой должности очень мало. На базе завода образовалась школа граверов, где обучалось всего пять человек. И я там проявил некоторые успехи. Ну это и понятно, так как я занимался по вечерам в изостудии. Много рисовал. И был среди нас крупный гравер. Он, видя, что я справляюсь не хуже его, стал мне очень многое доверять. А потом предложил в соавторстве создать армянский и грузинский шрифты, а затем пуансоны.

– И вы создали?

– Да. Изучил шрифты. Это была хорошая школа… Все думали, что, поступив в Академию, я выберу графику и стану гравером. Но у меня было к другому тяготение: к живописи. Только к ней! А интерес к шрифтам, к сожалению, у меня пропал, о чем я очень сожалею.

На завод полиграфических машин Валерий Васильевич устроился случайно. Сразу после окончания средней школы в 1936 году он стал искать работу. Семье нужны были деньги. Где-то прочитал объявление о приеме рабочих на завод. Не раздумывая, поступил туда. Завод в то время выпускал линотипы и самонаклады. Плансоны заказывали в Америке. Приходили оригиналы букв, вырезанные на стали. Из них потом делали матрицы. С готовых матриц делали литеры, потом печатали книги, газеты и прочее. Валерий Васильевич, выполняя свою основную работу слесаря, иногда получал задания по сборке самонакладов и линотипов. Делая каждый день одни и те же манипуляции с материалом, он стал экспериментировать и понял, что можно вместо одной детали делать сразу шесть, таким образом облегчая свой труд. В одну из смен он стал выполнять работу по своей схеме и перевыполнил план на 800 процентов. На собрании его провозгласили «сталинским питомцем». Теперь за его работой следил приставленный нормировщик. Велся учет каждой затраченной минуты.

– Когда я был гравером, работал в белом халате. Там все ходили в халатах. Мне поручали самые сложные заказы. Работа была только в микроскоп, и само выполнение происходило через микроскоп. Было сложно, но выполнимо…

Пименов призадумался:

– Москва… Условия на семинаре были великолепнейшие. Нам отдали шестиэтажный дом с мастерскими на Обыденском переулке. Прислали материалы – краски, кисти, натуру. Все бесплатно. Нас посещали крупнейшие художники. Вспоминаешь сейчас это как некое чудо. Очень многие, закончив этот семинар, стали художниками. Конкурс так и назывался: «Сто талантов Советского Союза». Все бредили искусством. Я написал две картины: «Подвиг героя» и «Встреча танкистов у Нарвских ворот» и кроме того портрет Жукова. На одном из просмотров помимо руководителей Соколова-Скаля и Сварога присутствовал Игорь Эммануилович Грабарь.

Грабарь, отметив особую одаренность Пименова, предложил зачислить его в число студентов первого курса Московского художественного института им. В.И. Сурикова, хотя был удивлен его юным возрастом (Валерию было двадцать лет).

– Ну я, конечно, был в восторге. Так сказать, готов перепрыгнуть свою собственную высоту, метр восемьдесят, – добродушно засмеялся Пименов. – Грабарь решил мою судьбу словами: «Завтра я жду вас в деканате». Я пришел в девять утра. Он декану сказал: «Зачисляйте этого юношу на первый курс. Пусть учится!». Я и говорю: «Огромное спасибо вам за заботу обо мне. Но я бы хотел уехать в Ленинград и там поступить на подклассы Академии». Он полюбопытствовал: «А почему в Ленинград?». Я ответил: «Там у родителей собственный дом с верандой, где я могу писать». Он, подумав, сказал: «Правильно. Поезжайте. Я позвоню туда». И я приехал в Ленинград. Меня зачислили на подклассы, и уже на следующее утро я пришел писать. Занятия проходили с девяти утра до семи вечера. Каждый день в течение года. Там преподавали профессоры: Павел Семенович Наумов – живопись, а рисунок – Михаил Давыдович Бернштейн. Вот так с этого все и началось!

– А Грабарь, какой он был в общении со студентами, коллегами, художниками?

– Всегда у него был суровый вид. Его побаивались. И потом его мнение, самое, самое… Самое. Он выделял лишь то, что достойно внимания в искусстве. Лучшие работы отмечал.

 

***

– Валерий Васильевич, Валерий Васильевич! – донеслось с нижних ступеней, нас кто-то старался догнать. – Подождите! – и из-за стены появился мужчина. Тяжело дыша, он стал о чем-то просить Пименова. Я отошла. Пименов улыбался, но чем-то, видимо, был недоволен во внешнем облике собеседника, потому что качал головой и со всех сторон обошел мужчину. Тот пожимал плечами и тер свое лицо. Пименов, похлопав его по плечу, вернулся ко мне. Мужчина поспешил вниз, над чем-то смеясь.

– Это натурщик, – объяснил художник, – я бы его поставил обнаженным. Этот мужчина ничего, но вы видели его?! Он весь коричневый. Вот беда! Так неудачно загореть… Стал коричневым. А так хороший, крепкий, и очень аккуратно позирует.

Валерий Васильевич развел озадаченно руками:

– Придется ставить обнаженную женскую… Только меньше пользы получат студенты. Эта форма более обтекаемая, гладкая. Либо надо найти не такую хорошую, пластичную модель. У меня сейчас две приличные обнаженные модели будут позировать. Но все-таки от мужской больше пользы. Вся мускулатура выражена. Вот мы и пришли.

Он открыл дверь в большую мастерскую. Светлые стены. По правой стене у самого потолка два окна. Ставни распахнуты. Слева у входа вешалка. У стены за ней, на широких стеллажах, листы с незаконченными работами, стопки папок, свернутые рулоны тканей, этюдники, кисти. На верхней полке лежали контрабас, постановочная посуда: чайники, графины, самовар. На стене перед входной дверью – «Мастерская живописи и композиции под руководством профессора В.В. Пименова», а внутри на торцевой стене мемориальная доска: «В этой мастерской преподавал Илья Ефимович Репин».

 

Мастерская разделена на три учебных отсека, в каждом на полу оборудован из досок постамент. На этом возвышении неподвижно стояли или сидели модели. Стена и пол площадок были задрапированы. Мое внимание привлекла женщина-натурщица с ярко-рыжими волосами. Она приводила себя в порядок: взбивала волосы, расправляла подол длинной ярко-красной юбки и поправляла белоснежную блузку с алыми оборками. Другая женская модель в сиреневой бархатной юбке и таком же кафтане с узким приподнятым воротником стояла, подбоченясь, глядя в аудиторию. Волосы гладко зачесаны. Мужчина в черно-сером вельветовом костюме сидел на лавке, чуть согнувшись. У него сухое и печальное лицо. Студенты – двенадцать человек – выполняли задание. В мастерской царил творческий беспорядок: мольберты с закрепленными на них холстами, начатые работы, на табуретах лежали этюдники с красками и палитрами. Валерий Васильевич обратился к стоящим студентам:

– Прежде чем вы приступите к работе, обойдите модель со всех сторон и постарайтесь выбрать место, которое для вас наиболее интересно. Непременно напишите предварительный этюд! Задачей этого этюда является, прежде всего – композиционное, пластическое и колористическое решение. Не обязательно его завершить, но решить перечисленные задачи необходимо. Первое ваше впечатление от увиденной натуры очень ценное. Мастерски выполненный этюд поможет художнику в последующей работе. Когда вы долго работаете, чувства заметно притупляются, и будет достаточно одного взгляда на этюд, чтобы освежить работу, придать ей начальное очарование.

Затем профессор подошел к рядом стоящему мольберту и внимательно вгляделся в изображенную фигуру.

– Произвольно вы рисуете. В пропорциях допустили ошибку: плечевой пояс должен быть несколько шире тазового, а у вас очень длинное левое бедро. А так, в общем, хорошо, – обратился он к девушке англичанке.

Та молча согласилась с В.В. и приступила к исправлению недостатков в работе.

– Работа начата неплохо, – обратился Валерий Пименов к другому студенту. – Теперь надо переходить к живописи, стараясь сохранить рисунок. Вы должны хорошо написать, потому что предварительный этюд очень хороший. Внимательней относитесь к пропорциям. А так, мне нравится, как вы пишете.

– Есть заряд, темперамент, – сказав это, он отошел к немецкой студентке. Она легко, быстро накладывала мазки на холст. Художник залюбовался ее полотном. С него на нас смотрела та самая рыжая женщина. «До чего же похоже!» – подумала я.

– Хорошо пишет, – сказал нам художник.

– Если вы будете в Эрмитаже… – обратился к девушке Валерий Васильевич. Она остановилась, кисть в её руке дрожала, – то обязательно посмотрите «Камеристку» Рубенса. Было бы полезно взять с собой лупу и посмотреть полотно через увеличительное стекло. Рубенс внимательно относится к каждой детали. И в начальной стадии он очень легко прописывает холст. Там так отработаны полутона, зерно видно в тени, а зерно мелкое на холсте. Настолько они стремились, чтобы тени были прозрачные, а цвета натуральные. А вы сразу замазываете тени! Не перегружайте работу! Обратите внимание, как в «Камеристке» написан глаз, вылеплен рот, губы, чувствуется, что они влажные. Полезно почаще бывать в Эрмитаже!

Он направился к девушке англичанке.

– Начните на холст накладывать жидкую прозрачную прописку, – сказал В.В., заглядывая через ее плечо в палитру. – В целом в рисунке ошибок нет. Начинайте в цвете осторожно, учитывая, что белый холст, с пропиской будет более звучно.

Выдавив нужной краски, он стал её размешивать кистью. Потом взял еще два тюбика и стал показывать, как их надо разводить:

– Внимательней относитесь к своему холсту, и более точно следуйте натуре. Учитывая, что в живописи все относительно. Нельзя смотреть только в одну точку.

Потом подошел к студенту китайцу:

– Вы начали только работать, а холст перегружен. По возможности будьте точнее в цвете и тоне.

– Вот эта накидка, уж больно она холодная. Там надо теплее и светлее, – объяснял он подошедшему китайцу. – Все светлее. Шея получилась короткой, из-за того, что вы подняли высоко воротник правого плеча. Осветлите шею. Она стоит сейчас? – он выглянул из-за мольберта, ища глазами натуру. – Поставьте свою работу на мольберт, мы сейчас посмотрим. Постарайтесь. Фон возьмите плотнее.

– А, это вы? – он обернулся к окликнувшей его девушке-блондинке в белом халате и поспешил к её мольберту. – Все хорошо! В вашей работе есть свет! Много света, это так важно!

Он стал рассказывать ей:

– Мы пишем благодаря свету. Не было бы его, мы не видели бы всех оттенков. Поэтому если у вас источник света появится слева, он даст вам объем, пространство. А так все симпатично. Три дня достаточно для завершения работы.

Потом Валерий Пименов подошел ко мне.

– Сложнее учиться у кого-то или учить? – спросила я.

– Конечно, учить, но надо уметь и учиться. Кто умеет учиться, быстрее достигает успехов. А что значит учиться? Надо все более серьезно воспринимать. Правильно реагировать на добрые и критические замечания старших товарищей и преподавателей. И с учетом тех замечаний, прочувствовав их в полной мере, ты сумеешь постичь секреты мастерства. Полезно слышать советы педагогов, что-то претворяя в жизнь.

– А живопись для вас открылась вся?

– Вся? Вся она никогда и никому не откроется.

 

***

Квартира-мастерская художника встретила меня тишиной. Я восхищенно оглядывалась, переходя от стены к стене, от предмета к предмету. Мастерская с огромным окном налево от входной двери. В прихожей терракотовые стены. Большое зеркало в декоративной раме и рядом шкаф с книгами по искусству. На лосиных рогах собраны головные уборы со всего света. И очень много кепок. Рядом на стене маски.

В мастерскую попадаешь через арку с колоннами, украшенными ионическими капителями. Справа на постаменте стоит греческая скульптура. Она вся заставлена стариной мебелью: Павловское бюро, подставки, секретеры, пианино, трюмо, тумбы; шкатулки, подсвечники, прялка, склянки с всякими безделицами, мольберты, этюдники, табуретки, раскладные стульчики, палитры, коробки от сладостей, заполненные тюбиками, бутыли, статуэтки, пластинки, книги, букеты кистей в китайских вазах, ткани, а на стенах гипсовые слепки, музыкальные инструменты, картины, мочало, старинные колокольчики, русские народные пояса. В креслице, обитом атласной тканью, брошена лисья шкурка. Рекамье с ножками – львиными лапами, накрыта синим пледом в красную полоску. Повсюду маленькие подушечки, коробочки, стопки брошюр, фотографии, подшивки газет. Справа от входа – камин, и на нем античные слепки. Перед камином в тяжелой раме портрет профессора С.К. Исакова. Паркетный пол мастерской, стены, выступы камина, лестница, ведущая на антресоли, – все уставлено картинами. Если приглядеться, то увидишь мотки с нитками, рукавицы, тряпки, клубки проволоки, палки, пластиковые крышки от тортов, проигрыватели, фотоаппараты, ракушки, статуэтки, чернила, банки от оливок и икры, коробки из-под мармелада, зефира, печати, зеркала, фломастеры, кофейники, гильзы, иконки, чугунок с искусственными красными цветами, кринки, диски с записями репродукций Пименова, видеокассеты «Уроки рисования», блокноты с эскизами, календари, обрезки рам. На трюмо я нашла лист, вырванный из блокнота, с наброском автопортрета. Валерий Васильевич в очках, в расстегнутой на груди рубашке, рассматривает что-то в руках.

Лежат несколько блокнотов с карандашными зарисовками природы, церквей, деревянных домиков. Общая тетрадь, где в дневниковой форме записи художника. Аккуратные стопочки с конвертами. Читаю: «Пименовым. Швейцария», «Валерию Пименову. Марокко. 66 год». Пластинка с подписью: «Дорогие. Вы мои первые русские друзья, которых я узнала в России. Ваш замечательный, теплый дом меня удивил и поразил своим теплом. Ленинград. 1988 год. 24 ноября. Певица Gobde».

Темноватая комната художника тоже занята диковинными вещами. На стене висит портрет Эльги Александровны с журналом в руках. «Какая красивая женщина», – подумала я, внимательно рассмотрев Эльгу Александровну. Тщательно прописаны руки, шея, лицо, волосы. На хрупкие плечи наброшен платок с красной бахромой. Темно-красная юбка с пересекающимися черными полосами. Черная кофточка без рукавов плотно облегала её стан. На черном ярко поблескивали две тоненькие золотые цепочки.

 

Вскоре вернулся Валерий Васильевич. Не спеша в коридоре снял серый шерстяной пиджак. Молча прошел в мастерскую, у трюмо опустился в кресло-качалку. Сцепив руки в кулак, закрыв глаза, сидел так какое-то время. Он, казалось, задремал, но вдруг, не открывая глаз, обратился ко мне:

– Чай пить будем?

Уже в столовой я спросила:

– В вашей комнате портрет Эльги Александровны. Кем он написан?

– Моим учителем Виктором Михайловичем Орешниковым пятнадцать лет назад. Удивительный человек – как личность и как художник. Мастер портрета. Этот портрет у него хотела приобрести Третьяковская галерея. Он говорит Эльге: «Можете отдать его в Третьяковку и получить деньги, либо оставьте себе. Как хотите. Решайте». Она сказала: «Оставим портрет». Он писал её в своей мастерской.

Я выразила восхищение её неувядающей красоте, на что художник горделиво ответил:

– Да, она красавица. До войны занималась спортивной гимнастикой. Была чемпионкой Ленинграда по лыжному спорту. Не помню только, на какое расстояние.

– Расскажите мне о вашей дружбе с Виктором Михайловичем, – попросила я Пименова.

– После окончания третьего курса в соответствии с действующими в институте правилами учащиеся творческих факультетов распределялись по персональным мастерским ведущих художников вуза. Я поступил в мастерскую Игоря Грабаря. Первым моим помощником был Орешников. В дальнейшем он возглавил мастерскую, а потом и занял пост ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В совместной преподавательской деятельности я стремился постичь метод обучения Виктора Михайловича. Орешников – лучший портретист советского и русского искусства. Им написано огромное количество хороших картин. Две его картины – «В штабе обороны Петрограда» и «Ленин сдает государственный экзамен в университете» – были удостоены Государственной премии. Я у Орешникова учился всегда. До последних его дней приходил и приходил к нему. С радостью и удовольствием вспоминаю то внимание и теплоту. Тогда было шесть мастерских. Я был первым помощником в мастерской учителя. А теперь вот я сам веду мастерскую и имею трех помощников.

– Ваши уроки в Академии всегда так проходят?

– Да. Я смотрю и даю свои рекомендации. Говорю, что надо поставить, например, глаз, или о том, что выбран верный критерий натуры. Чтобы была верность отношений в живописи и чтоб был образ этой постановки.

– Валерий Васильевич, вот вам как художнику ведь приятно в другом человеке видеть талант?

– Приятно. Вы видели сегодня немку? Она в самом конце стояла. Высокая. Волосы белые. Так красиво пишет. Талантливая девица. Она истинный художник. По живописи все разложила, прямо глаз радует. Если бы студенты у меня так писали, я был бы рад. Она понимает и говорит на русском языке. Я предложил её включить в студенты старших курсов. Она отказалась. Говорит, что уже имеет диплом Академии в Англии. Она стажер и платит 600 долларов за полугодие, так-то вот. У неё идет повышение квалификации, а в Германии она, наверное, известный художник. Все-таки она узнала о нашей Академии и приехала сюда. Хотя есть и другие мастерские. Есть у меня еще из Шотландии симпатичная девушка. Тоже неплохо работает.

– Как подбираются костюмы и натурщики?

– Костюмы я подбираю сам. У нас большой выбор драпировок, тканей, одежды, головных уборов, аксессуаров. Смотрю, чтобы подходило голове, лицу, рукам, положению, образу натурщика. Костюм – это оправа. А среди тех натурщиков, что сегодня были в классе, одна опытная, которая стояла. В постановке нужно найти и извлечь всю красоту и прелесть модели. Мы называем натуру моделью. И это сложно сделать, если человек пришел позировать первый раз. Опытные натурщицы без подсказки могут найти и взять позу. У них это получается легко. Умеют! С новичками тяжело. Попросишь, чуть-чуть повернуться, так она вся развернется. – Пименов показывает, как предполагаемая модель неправильно крутится. – А наклониться чуть-чуть… О-о-о! Она прогнется вся.

Он достал новый пакетик зеленого чая. Наполнив кипятком до краев бокал, залил всю скатерть и пол под столом. Чуть не обжегся. Стал искать салфетку, но потом схватил махровое полотенце и промокнул лужу на столе. Извиняющей улыбкой остановил мою попытку сходить в ванную за шваброй:

– Все само высохнет, вот увидите. Меня сейчас в Пекин зовут, чтобы я одну-единственную лекцию прочитал. Столько денег тратят на это. – Он покачал головой. – Перелет туда столько стоит. Лучшая гостиница. Прием организуют. Но нет, не поеду. Это для меня уже тяжело. Не лекцию прочитать, а дорогу осилить.

Он придвинулся ко мне поближе. Будто доверяя какую тайну, понизив голос, сказал:

– А потом у меня еще мысль остается – бросить Академию. Я буду писать дома. А так ведь я могу ходить туда (речь идет об Академии), когда захочу. Голова, голова, она думает о том, что там нужно бывать, помогать ребятам. Ох, я забыл бы про таблетку! – Он достал из верхнего кармана рубашки полоску с таблетками, осторожно взял одну на язык и запил зеленым чаем. – Вот сегодня я там побывал и почувствовал, что все-таки тяжело ходить. Устал подниматься и спускаться по лестнице. Я ведь было оставил эту мысль, а теперь посоветуюсь с Евгением Михайловичем Луниным. Может, мне действительно полгода попреподавать и бросить?

– Все-таки вы хотите уйти?

– Да. Главное, я переживаю сейчас, что не пишу. У меня рука болит в запястье, – он расстегнул манжет и показал мне свою кисть, – плохо сгибается. Если я работаю кисточкой, и то немножко, она быстро устает и ноет.

 

Покашливая, он встал из-за стола. Вернулся в мастерскую. Устроившись в кресле-качалке и надев очки, развернул «Санкт-Петербургские Ведомости» и стал читать. Запрокинув голову, я посмотрела на верхние полки шкафов: деревянная телега, египетские фараоны, бюстики, дымковская игрушка, ниже книги, красивейшие переплеты собраний сочинений, редких фолиантов. Я стала читать: «Марк Твен, Томас Гарди, Михаил Шолохов, Герцен, Гейне, Фадеев, Толстой, Тургенев, Паустовский, Шукшин, Пушкин». Буклеты с репродукциями и книги о жизни художников: Левитан, Шишкин, Серов, Суриков, Бенуа, Коровин. Все не перечесть, не пересмотреть. Столько бесценных сборников! Воспоминания, письма, переписка, дневники, мемуары, библиографии, книги по искусству, словари, справочники, журналы, каталоги, брошюры…

 А за окном плакал нерешительный дождь. И всему этому благолепию было название – Петербург. Окружающие меня стены, эти полотна, лепнина, изящные подсвечники, хрустальная громадная люстра, этот миниатюрный балкончик – все это впитало в себя этот дух. Дух красоты, возвышенного искусства, историй без начала и конца. Сколько необычных событий и встреч произошло именно в этой мастерской?! Какие мысли посещали тех, кто стоял, оперевшись о решетку камина, помешивая сухие поленья, рассыпая по полу искры тепла?! Это никто никогда не узнает, если только не вернуть тот вечер, тот огонь и те горячие искры.

 

Валерий Васильевич подошел к камину, взял с полочки коробок, чиркнул спичкой и бросил огонек в холодную бумагу. Языки пламени, изгибаясь, стали танцевать, принимая фантастические формы. Художник сел напротив на низенький раскладной стульчик.

– А что вам в этой мастерской нравится? – спросила я.

– Здесь большая площадь. Очень удобно писать масштабные полотна. Последняя картина, которую я написал, была форматом пять на три метра.

– А кто до вас её занимал?

– После мастерской, принадлежащей художнику Александру Маковскому, на Набережной Макарова, 22, я получил мастерскую в новом доме. Для художников отвели десять отдельных мастерских. Под мастерской находилась наша трехкомнатная квартира. Но Эльга не хотела там всегда жить. Она тяготела к старым фондам. А здесь, – он осмотрелся, – у художника погиб сын. Трагедия, боль. Он больше не мог здесь жить. Все в мастерской напоминало ему о сыне. Бередило душу. Он уговорил нас с ним поменяться. Мы решились. Они с супругой поехали туда, в мою мастерскую, а мы сюда. А ведь это, Нелли, легендарная мастерская. Ей уже лет двести, а может, и больше. Одна из самых старых мастерских. Весь этот дом и мастерская принадлежали Андрею Петровичу Киселеву, крупному математику, автору учебников «Алгебра» и «Геометрия». Наше поколение, до нас и после, учились по ним. Киселев был богатейшим человеком. Его книги многократно переиздавались в России и за рубежом. Лично он занимал шикарные комнаты на третьем этаже с кесанированными красным деревом потолками. Это надо видеть! А эту мастерскую специально построил для своей старшей дочери Елены Андреевны. Она училась в Академии художеств у Репина, там, где сегодня были и вы. Елена Киселева считалась одной из талантливейших учениц Репина. Ах, какая женщина! Художница! Дочь такого интеллигента и умницы Андрея Киселева. Я частенько задумываюсь об этом, о таких великих судьбах. Да-а, – в волнении он взъерошил свои и так непослушные курчавые волосы.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (7)

Комментарии