Владимир СПЕКТОР. БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ ТАИНСТВЕННОГО МИРА. «Служители трёх миров» Владимира Фёдорова
Владимир СПЕКТОР
БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ ТАИНСТВЕННОГО МИРА
«Служители трёх миров» Владимира Фёдорова
Почему молодой талантливый артист меняет свою достаточно звучную фамилию на псевдоним «Шаман»? Наверное, потому, что слово это в представлении большинства людей ассоциируется с неведомыми силами, с мощной энергетикой и способностями творить чудеса. Что же, артиста можно понять. Овеянная легендами многовековая история шаманов, этих удивительных личностей, наделенных сверхчеловеческими качествами, подтверждает их невероятные возможности. Следует признать, что в этом конкретном случае надежда на чудо, синонимом которого можно назвать успех, вполне оправдалась.
Но кто же они на самом деле, шаманы, которых разные народы (не только северные) в своих сказаниях наделяют свойствами пусть не Богов, но близких к ним по своему могуществу существ? Отныне у любознательных читателей появилась возможность узнать о шаманах если не всё, то почти всё, достоверно и с почти научной точностью и обстоятельностью. Известный писатель, путешественник, краевед Владимир Федоров издал книгу «Служители трех миров», в которой подробно и тщательно рассказал об истории шаманов как носителей древнего языческого культа. Автор знаком с этой темой не понаслышке, он ведь родом из Якутии, где имел возможность не только наблюдать камлания шаманов, но и общаться с некоторыми из них, изучать историю шаманизма и по научным источникам, и по непосредственным впечатлениям, а также по былям и легендам, которые смог записать в многочисленных экспедициях. Можно абсолютно точно утверждать, что такой энциклопедической по своему содержанию книги ещё не было. Это первый в истории научно-популярный труд, в котором жизнь шаманов, процесс возникновения у них уникальных способностей, их быт и возможности изложены с максимальной объективностью, уважением и желанием понять природу этого явления.
«Слово шаман имеет исконное тунгусо-маньчжурское происхождение, дословно – «знающий». Шаманом назывался человек, являвшийся посредником и избранником духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Только они могут совершать астральные путешествия во всех трёх существующих мирах нашей Вселенной – Среднем, Верхнем и Нижнем, быть посланниками и связными между ними, нести миссии добра и зла, созидания и разрушения, целительства и проклятия. Подобные качества ставят шаманов в оккультном ряду значительно выше обычных колдунов, магов и чародеев. Тем интереснее это и для писателя, и для читателей».
Как у них всё это получается? Откуда берутся силы и умения? Не шарлатанство ли это? А, может, это признаки душевных болезней? Или владение мощными гипнотическими способностями? Возможно ли летать, словно птица, посещая нижние и верхние небеса, творя чудеса, избавляя от бед и недугов? Эти и многие другие вопросы постоянно возникают при знакомстве с историей шаманов и их воистину волшебными качествами. Когда и при каких условиях возникли и стали проявляться их чудесные способности? Как они объяснимы? Неужели только вера в чудо помогает им демонстрировать такие поразительные результаты? Одно дело, если это только внушение или самовнушение. Но результаты деятельности шаманов очевидны, они зачастую потрясающи и, на первый взгляд, не поддаются объяснению.
Что за этим стоит – фантастические силы или каждодневный многолетний упорный труд, учеба, самосовершенствование, овладение знаниями и опытом многих поколений целителей, знахарей, мудрецов… И, конечно, выдающиеся личные способности – особая память, сообразительность, наблюдательность, проницательность, обладание мощной биоэнергетикой, физическое совершенство, выносливость. И ещё вера в высшее божество и в себя, познание добра и зла, справедливости и подлости, добродетели и порока…
Обо всем этом ведет рассказ Владимир Федоров, и читатель вместе с ним погружается в многовековую, полную тайн и мистики историю и повседневность шаманов, при этом множество подлинных рассказов, а также мифов и легенд излагаются на страницах книги, чтение которой – совсем не простой, но очень интересный и познавательный процесс.
«Сегодня более-менее точно, с указанием хотя бы конкретного тысячелетия, ответить на вопрос, когда появились шаманы, невозможно. Если встать на позиции христианских богословов, то шаманизм можно считать неким результатом известной метафизической катастрофы, в итоге которой прачеловек был отторгнут Богом и изгнан из рая.
Интуитивно он пытался вернуть утерянное. Поначалу спонтанное, а затем осознанное вхождение в транс с помощью массовых танцев, боя барабанов и опьяняющих растений позволяло душе на какой-то момент воспарять к утраченным небесам. Как утверждал Александр Мень, по существу, это была попытка достижения духовной свободы механическим путём. Но в этой попытке – при всей её надрывности – трогательна сила жажды высшего, которая не давала человеку погрязнуть в беспросветном, полуживотном состоянии».
Попытки понять, осознать, постичь тайны шаманизма предпринимались цивилизованным миром, что называется с незапамятных времен. В этих действиях зачастую преобладала высокомерно-пренебрежительная предвзятость, неверие в особые способности шаманов, желание принизить, высмеять, представить их больными, психически ненормальными, не от мира сего людьми. В принципе, такое отношение свойственно для условного Запада и по сей день, и не только к шаманам, но и к их землякам в широком смысле, и на севере, и на юге, и в центре громадной страны.
«Некоторые западные исследователи считают, что шаманы каменной эры «обладали не секретной доктриной, а лишь любознательностью к природе и контактировали с человеческими подсознательными силами». Думается, они недооценивают их тайные знания. Ведь уже из каменного века идёт видение шамана как существа смешанной природы – наполовину человека, наполовину птицы или зверя… При посвящении шаманы давали клятву, в которой были слова: «Если позовут тебя вместе богатый и бедный, то иди сперва к бедному и не требуй много за труды». Хорошо, если бы таким правилом руководствовались все современные медики… «Белые шаманы» благословляли празднества и общественные акции, испрашивали для своего рода и народа благодать высших богов и природных стихий. Разве подобное под силу ненормальным? …Хороший шаман не кичлив, не жаден, не требователен; у него не заметно ни высокомерия, ни гордости, а скорее проглядывает чувство внутренней силы, перед которой невольно преклоняются окружающие и которая рождает к нему доверие и повиновение. Им верили, их уважали и боялись – и при жизни, и после смерти. Всякий настоящий шаман, по крайней мере, сибирский, переживает в отрочестве или юности психологический кризис, который длится несколько лет. Затем однажды наступает и кризис физический, условная «смерть» от трёх дней до недели, а иногда и более, представляющая собой обязательную форму посвящения. Только преодолевший её становится обладателем шаманского дара и тайных знаний»…
Книга Владимира Федорова наполнена легендами и рассказами о реальных историях, когда обращение к шаманам помогало людям преодолеть бедствия и невзгоды, излечить тяжело больных, заглянуть туда, куда взгляду простых смертных проникнуть не дано. Не буду утверждать, что книга читается, как легкий роман. Это сложное повествование, плотно насыщенное фактами, мифами, рассуждениями о реальности и потусторонних мирах. Но именно эта плотность изложения привлекает пытливого читателя, выделяет книгу, подчеркивая уникальность собранного материала. Интересно, что к помощи шаманов прибегали не только соседи и земляки, но и вельможные, коронованные особы. Зафиксирован случай обращения к шаманкам царя Ивана Грозного. Ждал помощи от шаманов накануне кончины и император Петр Первый. Но избранники духов не были вовремя доставлены во дворец. Можно сказать, что помощь опоздала. Судя по всему, вельможи опасались царского гнева, если шаманы не сумеют помочь. Возможно, опасались напрасно. А Ивану Грозному ведуньи точно указали срок ухода в мир иной.
«Неизвестно, с помощью каких действий, но абсолютно единодушно лопарские ведуньи пришли к заключению, что государь очень скоро покинет сей мир и случится это 18 марта. Что и было передано царю боярином Бельским. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, пришёл в ярость и повелел за столь наглое враньё именно 18 марта разом и сжечь всех колдуний. Утром указанного числа Бельский, повидавшись с царём, пришёл в острог, где содержались под стражей лапландки, и сказал, чтобы они готовились к казни. Но шаманки философски ответили ему, что «ещё не вечер». И оказались правы: сев играть в шахматы, Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался. Лапландок отпустили по домам»…
Посредники между мирами, как называют шаманов, во все времена славились не только способностями исцелять, помогать, решать вопросы, но и заглядывать в день грядущий, давать прогнозы, которые в большинстве своем сбывались. Об это тоже пишет Владимир Федоров.
«Шаманы были для своих соплеменников и провидцами, указующими путь истинный. Старейший шаманолог Иван Манжигеев записал в середине XIX века пророчество великого шамана Гурсэба, в котором он предсказал появление «змеевидного транспорта» – поезда, а также электричества, автомобилей. И ещё то, что «цари будут свергнуты, богачи превратятся в батраков, а каторжане станут начальниками. И когда выпадет последний волосок из чёрного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп…». Нам остаётся лишь пожелать, чтобы финал предсказания сбылся ещё очень нескоро»…
И всё же главное, чем славились шаманы во все времена, это их способность исцелять от болезней и даже в некоторых случаях оживлять (зафиксированы несколько случаев возвращения к жизни после смерти от обморожения). Как им это удавалось? В чем источник их таинственных сил? Вопрос сложный, ответы неоднозначные. Но, без сомнения, в основе позитивных результатов, кроме всего прочего, целый комплекс знаний и умений, основанных на мощной биоэнергетике, детальном изучении народной медицины и многое другое, о чем тоже подробно сказано в книге.
«Исследователь Пётр Ильяхов насчитал девять основных методов лечения, применяемых шаманами. Прежде всего, шаманы в совершенстве владели средствами, накопленными за века народной медициной. Они очень хорошо разбирались в лекарственных травах, знали, где и когда их собирать, в каких случаях и каких дозах применять. Использовали внутренние органы животных, мази животного и минерального происхождения. Вправляли и с помощью шин сращивали кости, делали сложные хирургические операции – до удаления аппендикса и кесарева сечения. Применяли кровопускание, массаж, иглоукалывание, прогревание и прижигание нервно-болевых центров с помощью специальных «мушек»… Они владели технологиями бескровных операций. Подобно знаменитым филиппинским хилерам, могли без всяких разрезов и хирургических инструментов извлекать из тела человека пули, наконечники стрел, другие инородные предметы. Как правило, в результате ритуала эти предметы сами «выскакивали» из тела в бубен или на ладонь шамана. Следующий метод назывался «выдуванием» и служил для расширения и укрепления сосудов головного мозга… «Выметание» болезни, сопряжённое с особым ритуальным камланием, представляло собой специальный длительный массаж, сочетавшийся с заговорами и «помощью» духов… Памятуя о народной мудрости – «слово лечит, слово калечит, слово убивает, острое слово сильней стрелы», – шаманы иногда исцеляли только словом и заговорами»...
Здоровье, судьба, одоление невзгод – чаще всего, об этом шла речь в просьбах, обращенным к шаманам. Эти темы вечные. И сегодня у них, немногих из оставшихся, спрашивают совет. От них ждут помощи, уповая на чудо. Происходит ли оно? Каждый случай уникальный, и каждый раз чудо может произойти. А может и нет. Но раз есть обращения (причем, от самых разных людей, не только от родственников и соседей), значит, жива вера в выдающиеся способности проводников, посредников между мирами, между прошлым и будущим. Шаманов… Книга Владимира Федорова это подтверждает.
Был наслышан о таинствах, обычаях и обрядах народов Севера и великий Александр Пушкин. Ему поведал о них его лицейский друг, моряк и путешественник Федор Матюшкин. Возможно, его рассказы легли в основу одного из известнейших стихотворений поэта.
«В одной из экспедиций Матюшкин, увидев зимней ночью огонёк в глухой тайге, повернул к нему, несмотря на резкий протест проводника, и попал в гости к шаману. Вернувшись в Петербург и увидевшись с поэтом, он рассказал ему об этой встрече… Вероятно, она отразилась в строках знаменитого стихотворения «Пророк». По мнению пушкинистов, создавая его, поэт оттолкнулся от шестой главы библейской книги пророка Исайи, но потом «ушёл в сторону», и, по сути, в нём было описано действо, очень похожее на обращение неофита в шаманы. … Может, толчком послужил не только библейский, но и языческий пророк, так эмоционально и живописно обрисованный поэту приехавшим из Якутии Матюшкиным:
…И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую воздвигнул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пророки, целители, проводники и таинственные вершители воли небес… Шаманы, чьи традиции, знания, загадочные обряды, известные с древнейших времен, по сей день живут среди нас. Они трепетно берегут свои тайны, помогая людям, оставаясь близкими и далекими. Благодаря книге Владимира Федорова чуть приоткрылась их история, мистическая и манящая, пока до конца еще не изученная.