МИР ИСКУССТВА / Павел ЩЕРБИНИН. «ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ». К 110-летию со дня рождения Тихона Хренникова
Павел ЩЕРБИНИН

Павел ЩЕРБИНИН. «ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ». К 110-летию со дня рождения Тихона Хренникова

 

Павел ЩЕРБИНИН

«ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ»

К 110-летию со дня рождения композитора Тихона Хренникова

(Беседовала Нина Краснова)

 

– Павел Петрович, сегодня у нас с вами речь пойдет о вашей любви к музыке великого русского композитора Тихона Хренникова, народного артиста СССР и России, сочинения которого вы исполняете. С чего началась ваша любовь к нему? Когда вы впервые открыли для себя его творчество?

– В 1983 году, когда мне было 11 лет, на экраны кинотеатров вышел музыкальный художественный фильм «Любовью за любовь». Посмотрев его, я был просто очарован красотой музыки Тихона Николаевича. В фильме звучала вокальная и балетная музыка композитора, «Сонет № 40» в исполнении Аллы Пугачевой. И я помню до сих пор, что лично для меня это было гармонически что-то заподнебесное. А ходил я на этот фильм в кинотеатр более десяти раз, это точно, и при прослушивании этого сочинения у меня учащался пульс, и я чувствовал мурашки по коже. Вот до такой высокой степени на меня магически действовал этот сонет, и действует до сих пор. И я знаю, что это будет со мной до конца.

– Вы потом и сами стали петь сочинения Тихона Хренникова, и уже давно поёте их, причём так, как можете только вы с вашим изумительным и неповторимым тембром голоса, с вашим высоким исполнительским искусством пения, и с душой, в том числе и «Сонет № 40» («Но я в одном тебя лишь упрекну: / Пренебрегла любовью ты моею»).

– В 2019 году я записал этот сонет Хренникова в очередном своем CD-альбоме. В фильме произвело впечатление на меня пение романсов и серенад Евгением Нестеренко. Исполнение Альгисом Арлаускасом одной из главных ролей в комедии «Любовью за любовь». Альгис, на мой взгляд, это Клавдио, сошедший со страниц рукописи Шекспира…

И как складывается моя судьба, как всё в ней притягивается по законам галактики, вселенной, по законам космоэнергетики. – Я становлюсь лауреатом премии ГРАН-ПРИ Московского фестиваля искусств «Вдохновение», председателем жюри которого являлся Тихон Николаевич Хренников, и получаю дипломы с его подписью. Я знакомлюсь с Альгисом Арлаускасом… у нас с ним творческий союз, дружеские отношения, несмотря на то, что я живу в России, а он в Испании.

Сила музыки Тихона Хренникова понятна и близка всем любителям прекрасного. Он композитор большого диапазона, писал симфонии, концерты, оперы, балеты, малые вокальные формы… Его песни так любимы людьми, многие из них – на все времена.

– Вы работаете в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там идут классические оперы Мусоргского, Римского-Корсакова, некоторые с вашим участием…

– В моем театре исполнялись и оперы Хренникова «В бурю», «Фрол Скобеев», «Безродный зять», «Золотой теленок». В Большой театр невозможно было попасть на его великий балет «Любовью за любовь».

Тихон Николаевич внес огромный вклад в развитие оперы, оперетты, симфонических произведений. Мы в первую очередь музыканты, всегда слышим хренниковскую энергию музыкальную и его лиризм, который содержит смелые современные выразительные приемы, характерные только для его творчества. Как музыканты слышат, например, всегда музыку Чайковского, так мы слышим и узнаем всегда музыку Тихона Хренникова. А разве можно представить себе кино без гения Тихона Хренникова, без его кинокартин «Верные друзья», «Шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Любовью за любовь»?

– Вы лично знаете и учеников Хренникова…

– Я общался и общаюсь с учениками и ведущими солистами оперы, знавшими Тихона Хренникова и работающими с ним. Такие большие певцы, солисты нашего театра, как Анатолий Лошак, Александра Фатькина, Валентина Щербинина. Я работал на концертной эстраде с первой ученицей Тихона Хренникова, композитором, профессором Московской консерватории Татьяной Чудовой, которая, кстати, посвятила мне свое вокальное сочинение «Импровизация – сольфеджио».

– Тихон Хренников – композитор-мелодист, как и Кирилл Молчанов, песни которого вы поете…

– Да. И мне очень близка позиция Тихона Николаевича, который говорил, что русская душа и сердце русского человека так устроены, что реагируют и любят прежде всего мелодическую основу произведений. Обязана быть мелодия.

Он всегда говорил в своих интервью, что основа – в мелодии, а не в наборе каких-то звуков какофонического плана. Он был мудр, сохранив Союз композиторов. Так же много лет дипломатически общался и с композиторами, музыку которых он не воспринимал. Я запомнил его фразу на всю жизнь, что такими «композиторами» написаны горы никому не нужной музыки. Даже где-то он их назвал сектой своеобразной гармонической.

Я очень люблю искусство Тихона Хренникова и так благодарен небесам за то, что я – репертуарный певец Хренникова и Молчанова. У меня такая «тяжелая артиллерия», что очень многие концертные залы открывают свои двери, когда я произношу, кого я буду петь.

Тихон Хренников и Кирилл Молчанов – это два моих крыла на счастье!

– С августа 2022 года вы выступали и продолжаете выступать в Москве и Подмосковье с концертами, посвященными 100-летию со дня рождения Кирилла Молчанова. А теперь, я знаю, вы собираетесь выступить в Ельце с концертами, посвященными Тихону Хренникову, на родине Хренникова, где, кстати сказать, недавно был открыт памятник ему.

– Да. В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Тихона Николаевича (1913-2007). И в Ельце недавно был открыт памятник этому великому композитору. Я еще весной получил приглашение от администрации города спеть в августе два своих сольных концерта в Ельце. И – Бог даст – всё свершится! Именно в этом юбилейном году я должен попасть туда, посетить в первую очередь дом-музей Тихона Николаевича. Композитор был при его открытии, подарил музею очень много материалов из своего архива для выставок. По завещанию композитора он был похоронен в своем родном городе. Я с нетерпением жду этой поездки.

Вот говорю вам эти слова, Нина Петровна, а во мне звучит рондо Хренникова – третья часть концерта номер 2 для фортепьяно с оркестром, до мажор. Особенно мне нравится андантино и самые финальные аккорды произведения. Я влюблен в «Адажио» Тихона Николаевича. И вообще о его музыке я могу говорить до утра, наверное.

– Вы настоящий, преданный поклонник Тихона Хренникова. И вы знакомы с его родными.

– Ко мне относится с уважением его внук, писатель Андрей Кокорев, и правнук Тихон Хренников, композитор, преподаватель Московской консерватории. У нас всё взаимно. Бываю я также в квартире Тихона Николаевича в Плотниковом переулке.

Андрей Кокорев подарил мне несколько нотных изданий из архива Тихона Николаевича. Я обладатель редких изданий виниловых пластинок, CD-альбомов, книг, всего, что неразрывно связано с изучением и популяризацией сочинений великого композитора.

– У вас уникальный архив. И вы умеете не только хранить его, но и работать с ним.

– Я очень люблю работать с архивом. У меня есть и нотный том Тихона Хренникова… песни и романсы выпуска 1977 года, содержание которого – романсы на слова Пушкина «Зимняя дорога» и «Не пой, красавица, при мне», «Я здесь, Инезилья» и Есенина «Березка».

Мои студенты все до единого изучают и исполняют музыку Тихона Хренникова в обязательном порядке.

– Я с вами согласна, Павел Петрович, какая у нас Великая культура, как слышна и видна в ней духовность. А ваш выбор – это очень высокая планка, высочайший уровень.

– А вы обратите внимание, какие красивые люди – Тихон Хренников и Кирилл Молчанов, какой дар обаяния, какие портреты… Гордость Великой русской музыки.

– Да. А какие произведения Тихона Хренникова Вы исполняете в своих концертах как концертный певец?

– Ну, во-первых, мой Хренников – это в первую очередь музыка оперетты «Много шума из ничего». Эта музыкальная красота после премьеры вошла через несколько лет в балет мой любимый «Любовью за любовь». До сих пор помню ощущение счастья, именно счастья, когда я, всегда как на крыльях, «летел» по линии ГУМа, по правую руку, в предпоследний отдел продажи грампластинок. И однажды я спросил у продавщицы, которая разговаривала с каким-то мужчиной о чем-то личном, есть ли у них в продаже пластинка балета Хренникова «Любовью за любовь». Посмотрев на меня, продавщица утвердительно произнесла: «Да...» – и вытащила из-под прилавка двойной виниловый альбом (диск-гигант) балета «Любовью за любовь» красоты неописуемой: и художественное оформление, и фото солистов балета Большого театра. Я попросил поставить эту пластинку. И когда раздалась увертюра балета, я молниеносно побежал к кассе. А вслед услышал, как эта продавщица сказала своему знакомому: «Вот видишь, мальчик какой хороший? Балет Хренникова слушает!».

Конечно же, в моем исполнении всегда на концертах – «Серенада Борахио», «Серенада Клавдио», «Ночь листвою чуть колышет», «Как соловей о розе», «Сонет № 40», популярные песни «Что так сердце, что так сердце растревожено», и редко исполняемое сочинение «Двух жизней нет», и шлягер на все времена «Московские окна», и «Застолье» на слова Бернса…

– Тихон Хренников работал с разными поэтами… написал с ними много песен, романсов…

– Он много работал с Павлом Антокольским – это переводы, тексты для комедии «Много шума из ничего», к пьесе «Дон Кихот»… Сотрудничал и с Владимиром Гусевым – это и песни на его стихи к кинофильму «Свинарка и пастух» («И в какой стороне я не буду, / По какой не пройду я траве, / Друга я никогда не забуду, / Если с ним подружился в Москве»).

Рядом с Тихоном Хренниковым стоят имена поэтов Агнии Барто, Александра Гладкова, Самуила Маршака, Валерия Тихонова, Михаила Матусовского, Евгения Долматовского – вашего, Нина Петровна, учителя, и имена Петра Яковлева, Якова Халецкого, поэтов, которые, кстати, работали и с Кириллом Молчановым.

– Вы мечтаете выпустить CD-альбом с сочинениями Тихона Хренникова.

– Да, я мечтаю выпустить такой новый CD-альбом «Избранные сонеты, романсы, песни Тихона Хренникова». Туда войдут многие вокальные сочинения, о которых я сказал и о которых не сказал. И я хотел бы туда добавить фонограмму, которую записала одна из ведущих солисток оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Фатькина. Своим красивым сопрано, прекрасной вокальной школой, своим исполнением она украсила сочинение Тихона Николаевича «Колыбельная Светланы». Она – в десятке лучших мировых исполнительниц этого великого сочинения Тихона Николаевича. Видеозапись можно найти в интернете.

Многие музыкальные критики, и я в том числе, считают, что произведения Тихона Хренникова в исполнении Александры Фатькиной – это одна из вершин исполнительского вокального искусства.

– Павел Петрович, что вы пожелаете молодым артистам-вокалистам, которые только начинают свой творческий путь?

– Я очень хотел бы, чтобы они пели в первую очередь своих русских великих композиторов. Если эти молодые артисты считают себя русскими, конечно, и таковыми являются.

Осенью 2023 года я открою, Бог даст, 33-й сезон своей работы в театре и на концертной эстраде. Так вот, я обращаюсь именно к молодым вокалистам. Много я объездил стран с гастролями и могу с убежденностью сказать, что на Западе поют в первую очередь своих соотечественников. Так должно быть и у нас. Уважайте, пропагандируйте Великое творческое наследие, оставленное нам Великими Русскими композиторами-мелодистами, не забывайте знать, пропагандировать их и уважать себя. Помните, кто вы, кто вас окружает, старайтесь идти своей дорогой и петь Русский репертуар.

Тихон Хренников – имя на века, и оно неразделимо с Русским искусством.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии