МИР ИСКУССТВА / Руслан СЕМЯШКИН. «ЭТО ПОИСТИНЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО!». К 80-летию Тамары Синявской
Руслан СЕМЯШКИН

Руслан СЕМЯШКИН. «ЭТО ПОИСТИНЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО!». К 80-летию Тамары Синявской

 

Руслан СЕМЯШКИН

«ЭТО ПОИСТИНЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО!»

К 80-летию Тамары Синявской

 

Их справедливо считали самой красивой и по-настоящему звездной парой Советского Союза. Блестящие мастера, профессионалы высочайшего уровня, воистину народные артисты СССР, они не просто очаровывали, они завораживали, погружая слушателей в удивительный мир музыки. И ведь что самое главное, эти корифеи оперной сцены и эстрады никогда не позволяли себе петь все подряд. Их безукоризненные вкусы, пристрастия, взгляды на творчество, а также высокая внутренняя культура не допускали такой подход, отвергая его напрочь. Хотя, пожалуй, их великолепные голоса и огромное мастерство давали им возможность исполнять любые произведения, даже самые экстравагантные и авангардные.

Но Муслим Магомаев и Тамара Синявская, встретившая 6 июля прекрасный юбилей, придерживались иного мнения. Потому и любили их творчество, что оно было лишено фальши и в нем чувствовалась идеальная музыкальная гармония, пластичность, звучность и неповторимая мелодика. Было оно выверенным и взвешенным, органичным и динамичным, позволявшим им исполнять очень разные по своей направленности произведения.

Как-то Тамара Ильинична, будучи к тому времени народной артисткой СССР, ведущей солисткой Большого театра, чье меццо-сопрано признавалось одним из лучших не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, крайне интересно высказалась о песенном искусстве в самом широком его понимании. Думается, эти слова выдающейся исполнительницы современности, национальной гордости нашей страны раскрывают не только существо её многогранного творчества, но и личностные характеристики певицы, всю свою богатую на события жизнь, посвящённую служению исполнительскому искусству, в котором она, без сомнения, совершенно заслуженно добилась самых больших высот, став по праву лучшей среди лучших.

«Я очень люблю песни, хорошие песни, – говорила она. – У нас их немало – сочинения Александры Пахмутовой, Тихона Хренникова, Матвея Блантера, Кирилла Молчанова. Я упоминаю тех авторов, чьи сочинения звучат в моих программах. И к ним, убеждена, надо относиться с предельной ответственностью, серьезностью, точнее, не к ним, а к своей интерпретации их. Они ведь несут огромный заряд духовных сил, чистоту и непосредственность чувств, жизнелюбие, веру в светлое. Песня – это сконденсированная драма, трагедия, комедия, поэма, эпос. Может быть, мои слова покажутся ревнителям классического оперного искусства крамольными, но, когда поёт в благородной манере хороший эстрадный певец с настоящим голосом, превращая обыкновенную песню (у других это пустячок!) в исповедь-монолог поэта – композитора – артиста, и она становится художественным открытием, я, ни минуты не сомневаюсь, отдаю предпочтение его выступлению, нежели средненькой арии в интерпретации средненького оперного певца, старательно занимающегося невыносимо скучным, но правильным, по всем канонам академической школы «звукоизвлечением». Нет в моих словах и мыслях измены оперному жанру – я ему свято предана, на всю жизнь, но это не значит, что можно снисходительно относиться ко всем другим жанрам. А если так, то надо постоянно думать и заботиться о чистоте любой области творчества и исполнительства в музыке».

Да, Тамара Ильинична оперному искусству никогда не изменяла и Большой театр для неё всегда был и останется родным домом. Собственно, это и не удивительно, ведь стажером в труппу этого прославленного на весь мир театра она была принята в далеком 1964 году, став самой молодой в её составе. С тех пор и стала она служить этому жанру. Служить неистово, с полной самоотдачей, прилагая все усилия, знания, опыт и раскрываясь с каждым годом, с каждой новой партией во всей своей певческой и артистической красе.

Разумеется, за всем этим внешним блеском и головокружительными успехами стоял огромный титанический труд, неколебимая целеустремленность, настойчивость, вера в себя как в вокалистку, постоянное желание профессионально совершенствоваться, творчески и личностно расти. И надо сказать, что за ростом сугубо профессиональным, позволившим Тамаре Ильиничне всего через год из стажерской группы перейти в основную труппу, а затем в совсем непродолжительное время стать ведущей солисткой Большого театра Союза ССР, состоялось её колоссальное личностное становление, позволившее ей с годами стать настоящим эталоном, можно сказать, даже культурным светочем нашей страны. Светочем, искренне защищающим и пропагандирующим подлинные искусство и культуру, постоянно, всеми возможными средствами донося до общественности вроде бы простые, но чрезвычайно актуальные истины, существо которых заключается в том, что в России всегда была великая культура и мы все, вся страна, её высшие должностные лица, представители сферы культуры, да и просто обычные граждане, должны её беречь, сохранять, не допускать крайностей, примитивизма, опошления…

В этой связи вспоминаются авторские передачи «Исторические концерты» на канале «Культура», в которых Тамара Ильинична с высочайшим тактом, теплотой, уважительным отношением к телезрителям знакомила их с лучшими оперными и камерными вокалистами. И это были не просто этакие коротенькие ликбезы. Нет, это были обстоятельные выступления человека, всецело посвятившего себя миру музыки. Тут, наверное, очередной раз прослеживается духовное родство с незабвенным Муслимом Магометовичем, который, как известно, серьезно изучал творчество великого Марио Ланца, написав о нем книгу.

Творческая биография выдающейся певицы на сцене Большого театра складывалась стремительно. За первой небольшой ролью Пажа в «Риголетто» последовали куда как более серьезные работы. Так дебютной станет для неё партия Ольги в опере «Евгений Онегин», где партнером молодой вокалистки был маститый тенор Виргилиус Норейка, впервые выступавший тогда на главной оперной сцене страны.

Затем последует работа над образом Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки, отмеченная и профессиональными музыковедами, и слушателями, ставшими примечать молодую исполнительницу, заметив в ней самобытный талант, несомненную артистичность, и, что самое важное, отметив её удивительный, красочный, неповторимый голос.

Большим успехом будут отмечены и выступления Тамары Ильиничны на международных конкурсах, старт которым был дан в 1968 году на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Софии. Тогда солистка Большого театра удостоится на нем первой в своей жизни золотой медали. А через год в бельгийском городе Вервье её так и вовсе будет ожидать поистине грандиозный триумф, показательный еще и тем, что в этом авторитетном и нелегком состязании советские вокалисты принимали участие впервые.

«Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, – писал после ее выступления критик бельгийской газеты «Лё жур», – обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. Тембр её меццо-сопрано совершенно исключителен по красоте. Её благородный, ровный голос льется легко и певуче, что, несомненно, является результатом большой певческой школы. С редкой музыкальностью и большим чувством исполняет она «Сегидилью» из «Кармен». Также безупречно её французское произношение. Это поистине великое искусство! Щедрую многогранность и самую богатую музыкальность продемонстрировала Синявская в арии Вани из оперы «Иван Сусанин» Глинки. С подлинным триумфом был исполнен романс Чайковского “Ночь”».

Третью золотую медаль Тамаре Ильиничне присудят в 1970 году в результате победы на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. И тогда же в журнале «Советская музыка» читатели прочтут: «Тамара Синявская – самая молодая из лауреатов первых премий, она обладательница уникального по красоте и силе меццо-сопрано, имеющего ту особую насыщенность, которая так свойственна низким русским голосам… Успех Синявской на конкурсе (как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже) можно назвать триумфальным».

С того звездного для молодой певицы часа и начнется восхождение Тамары Ильиничны на песенный, в самом широком понимании этого слова, олимп. И везде – в опере, где она перепоет практически весь репертуар для меццо-сопрано, на камерной сцене, на эстраде – Тамара Синявская будет блистать, очаровывая слушателей и зрителей своим бесподобным голосом и дивным обаянием. Даже, пожалуй, не обаянием как таковым, а какой-то неописуемой магией красоты, доброты, лучезарного света, словно бы спустившегося на каждого, кто слышал и видел певицу на сцене Большого театра и лучших оперных сценах мира, а также в Кремлевском Дворце съездов и в Большом зале Московской консерватории, по телевидению, и на небольших сценах малых городов, клубов, а то и вовсе на импровизированных сценических площадках в цехах заводов, фабрик, на стройках, в воинских частях.

И где бы ни выступала певица, нигде не бывало каких-либо сбоев с её стороны. Встреча со слушателем для Тамары Ильиничны являлась всегда делом необычайно ответственным, требовавшим мобилизации творческих сил, вдохновения, искренности, особой духовной сплоченности с аудиторией. Причем любой, независимо ни от каких внешних факторов и обстоятельств. Потому любили, любят и будут любить Тамару Ильиничну, певицу, человека, патриота, гражданина, защитницу и радетельницу русской культуры и духовности, тех основополагающих скреп, на которых держалась, крепла и далее будет стоять и мужать наша Россия, великая русская земля, всегда рождавшая удивительных самородков, среди которых и сама певица.

Суждено Тамаре Ильиничне было и познать великую любовь. Любовь, о которой сняты фильмы и телепередачи, написаны статьи и о которой не раз рассказывала сама вокалистка.

Вот что вспоминал Муслим Магомаев о зарождении этого прекрасного чувства:

«Встречи стали чаще. А потом было испытание наших чувств разлукой: Тамара на полгода уехала на стажировку в Италию. Я звонил ей каждый день, мы разговаривали минут по 30-40…

В момент нашего с Тамарой романа и возникла песня «Мелодия», о которой я уже рассказывал и которую, едва записав, крутил Тамаре по телефону.

Стажировка закончилась, Тамара вернулась в Москву, домой. В честь её возвращения я дал концерт во Дворце съездов, на который она не смогла прийти. Видимо, все шло к тому, что нам надо расстаться. Александра Пахмутова и Николай Добронравов, почувствовав, что в наших отношениях назревает разрыв, написали для неё песню «Прощай, любимый». Но прощания не получилось… Мы оказались вместе… А песни «Мелодия» и «Прощай, любимый» стали нам особенно памятны».

Великую нашу соотечественницу всегда отличали лучшие человеческие качества и страстная любовь к профессии, что некогда отметила сама Ирина Архипова, сказавшая: «Когда начинаешь думать, что главное, определяющее в характере Тамары Ильиничны Синявской, первыми приходят на ум надежность, верность в дружбе, доброта. Такая Тамара в отношении к работе, к коллективу, ко всем, с кем сталкивает ее жизнь. Такая она и в творчестве».

Об этой удивительной и прекрасной женщине, начавшей петь лет этак с трех, мечтавшей с детства стать артисткой, можно говорить бесконечно. Причем как сугубо профессионально, обсуждая её выдающийся путь в вокальном искусстве, так и в чисто человеческом, обыденном что ли плане, ведь Тамара Ильинична никогда не пыталась «казаться». Позерство, высокомерие, надменность ей чужды. Она их всегда презирала. Чему, к слову, учит и своих молодых воспитанников. Но, скажите, разве сможем мы сказать всё о такой большой планете, как Тамара Синявская? А посему, давайте передадим ей слова любви и признательности за всё то, что она сделала и продолжает делать для нас.  

С юбилеем Вас, глубокоуважаемая Тамара Ильинична!

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии