РЕЦЕНЗИЯ / Артём ПОПОВ. «СПАСИБО, ПАПА!». О новой книге прозы Сергея Мурашева
Артём ПОПОВ

Артём ПОПОВ. «СПАСИБО, ПАПА!». О новой книге прозы Сергея Мурашева

12.07.2023
466
1

 

Артём ПОПОВ

«СПАСИБО, ПАПА!»

О новой книге прозы Сергея Мурашева

 

Повесть Сергея Мурашева «С отцом» я начал читать в День семьи, любви и верности – он же День памяти святых Петра и Февронии Муромских. И подумал: вот образец книги для семейного чтения! Избранные рассказы можно смело включить в школьную программу уроков литературы.

Сборник «С отцом» – сыновья благодарность родителям и малой родине. Сегодня Сергей Мурашев живёт в Подмосковье, но действие всех рассказов происходит на родине автора – в деревне Малая Липовка и её окрестностях в Вельском районе Архангельской области.

Автор аннотации точно подмечает, что «написана книга с радостью и любовью, наполняющей всё повествование. Почти в каждом рассказе оживает отец, постепенно складывается его образ. Первая рыбалка с отцом, первая охота, ночёвка в лесной крохотной избушке. Советы отца, его наставления, которые с годами становятся понятнее, переосмысляются. Замечательно, что взгляд автора меняется с детского на взрослый, нынешний, эти взгляды сливаются в один».

Верный вывод содержит аннотация, что эта книга «не только об отчем крае и об отце писателя, но конечно же, и об Отце Небесном, который хранит маленького человечка по жизни». Иначе и быть не могло, ибо Сергей Мурашев – человек глубоко верующий, воцерковлённый.

Сергей пишет о себе и в то же время о «том парне», обо всём своём поколении, которое успело застать патриархальную русскую деревню, где лодки не покупают в магазине, а делают своими руками из осины, где охота – это не развлечение, а часть жизни настоящего мужика. Деревня Мурашева – доинтернетовская, нет ещё этой заразы, но есть в изобилии потрясающие описания чудесной северной природы и встречи с лесными животными, истории охотничьих лаек. Собаки – друзья наши меньшие – тоже члены семьи Мурашевых. Говорят, что о нравственном здоровье общества судят по отношению к старикам и животным. Значит, деревенское сообщество было если не идеальным, то близким к нему.

Многие рассказы из книги уже публиковались на сайте «Дня литературы» и заслужили только положительные оценки профессионального окружения. И дело тут не в образовании Сергея (а он окончил Литературный институт), а в том, что его проза зиждется на земном и одновременно небесном. Как это ему удаётся? Секрет мастерства! «Сумел затеплить огонёк в душе», «Светлая, чистая проза!» – справедливо отмечают читатели.

Несмотря на кажущуюся простоту повествования, проблемы поднимаются общечеловеческие – жизни и смерти, добра и зла, старших и младших. При этом прямых ответов на вечные вопросы, назидательности, морализаторства вы не найдёте в прозе Мурашева. Он предоставляет возможность читателям сделать самостоятельные выводы.

Родные, деревня, природа – это тот фундамент, первооснова, на котором крепко, по-хозяйски, стоит Сергей Мурашев. Детство дало запас прочности на всю жизнь. Ему повезло с родителями.

Сейчас они с супругой Александрой сами растят шестерых детей. Но воспитанников у Сергея гораздо больше – это все читатели, которых в каждом рассказе, даже самом маленьком, он незаметно учит Добру и Любви.

Можно читать и просто наслаждаться неброскими северными пейзажами, «вкушать» неторопливую прозу Сергея Мурашева: незачем спешить на охоте или рыбалке. А вкус макарон с рыбой из рассказа «Корочка», уверен, запомнится всем читателям.

В сборнике выстроена внутренняя композиция, каждый рассказ является самостоятельным произведением, но вместе они образуют повесть, объединённую общими действующими лицами – сыном и отцом, общим стилем, общей мурашевской интонацией.

Обратим внимание на язык рассказов, на то, как их украшают «живые» народные слова. Диалектизмы даны в меру с пояснением внизу страницы. Приведу несколько особенно понравившихся слов с внутренней формой: утычина – засохший или сломленный стволик маленького деревца; шоркоть – громкий ломкий шум, который бывает осенью при приморозках, а зимой при морозе после оттепели; кряжик – короткое толстое бревно; выводень – за один день, без ночёвки; тески, чески – опознавательные зачёсы на деревьях. В рассказах мы встретим не только диалектную лексику, но и профессиональный жаргон охотников. Отметим, что эти языковые особенности не «загружают» читателя, не отвлекают от главного, а придают необходимый колорит.

Отец учил Сергея, конечно, не только рыбалке и охоте, бережному отношению к природе, собакам, всему живому, но и быть чутким к слову, сказаниям, передающимся в роду из поколения в поколение.

«Сейчас мне думается, не этими ли сказками на ночь отец направил меня к писательству. Может, в темноте комнаты, когда я лежал с закрытыми глазами и представлял дружных зверей, заронил он в меня искру желания составлять слова ладно и складно. Спасибо, папа!» – так завершает свою книгу Сергей Мурашев.

По возрасту и по взглядам его можно смело отнести к представителям «новой волны деревенской прозы». Неотъемлемой частью прозы Мурашева являются лирические мотивы любви к природе, философско-бытийные размышления и духовные поиски её главного персонажа. Писатели-деревенщики считают, что именно русские традиционные нравственные ценности, опирающиеся на веками выработанные и выстраданные правила жизни людей на земле и уходящие корнями в Православие, могут сплотить общество.

г. Северодвинск Архангельской обл.

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #33860 12.07.2023 в 12:08

Тончайшие, очень глубокие нравственно-психологические мотивы затрагивает в своей прозе Сергей Мурашев. Главное достоинство его прозы - отсутствие давления на читателя, широкий диапазон свободы понять, домыслить, ориентируясь на авторские меты, расширить и углубить простоту (иногда до кажущейся примитивности) его изложения всегда чего-то очень нужного и жизненно важного.
Он доверяет читателю самому - в силу его способности к созвучию - постигать непроговорённое автором, лишь слегка контурно помеченное, пунктирно обозначенное. Но жизненно важное.
Мастер!