ЮБИЛЕЙНОЕ / Владимир ХОМЯКОВ. «ВЕКАМ, ИСТОРИИ И МИРОЗДАНЬЮ». К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского
Владимир ХОМЯКОВ

Владимир ХОМЯКОВ. «ВЕКАМ, ИСТОРИИ И МИРОЗДАНЬЮ». К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского

 

Владимир ХОМЯКОВ

«ВЕКАМ, ИСТОРИИ И МИРОЗДАНЬЮ»

К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского

 

Когда в начале семидесятых годов прошлого века я учился в старших классах средней школы, а затем был студентом, то моими поэтическими кумирами являлись Сергей Есенин и Владимир Маяковский.

Помнится, в марте 1974 года я даже написал программные для начинающего литератора строки: «В моих стихах и алый свет рябин, и снежное сияние берёзки. Я правду по-есенински любил и дрался за неё по-маяковски!».

Чуть позже к этим именам добавилось имя автора «Двенадцати» и «Скифов». Анна Ахматова как-то назвала Александра Блока «трагическим тенором эпохи». Что ж, тогда к Владимиру Маяковскому, скорее всего, подойдёт выражение «трагический бас». Творческий путь «поэта-трибуна» длился всего лишь два десятилетия, но сколько событий вместилось в этот не столь большой промежуток времени!

Если взять дореволюционное творчество Владимира Маяковского, то с первых же прочтений запомнились его юношеские шедевры: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Облако в штанах» (1915)…

Сейчас, в противовес советскому прошлому, принято почти напрочь отметать послеоктябрьское литературное наследие Маяковского: дескать, разменял свой могучий дар на агитки.

Но давайте подумаем, а разве не пронзительны, разве не искренни строки поэм «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Хорошо» (1927), «Во весь голос» (1929-1930)? Разве не принадлежат к высотам лирики написанные в 1918-1928 годах стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Ода революции», «Юбилейное», «Тамара и Демон», «Мелкая философия на глубоких местах», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»? Разве не поражают своей злободневностью созданные в предпоследний год жизни Маяковского его «Стихи о советском паспорте»? И разве, служа своим творчеством народу, не подвергался поэт нападкам со стороны «прозаседавшихся»? Недаром в горькие минуты у него рождались такие строки:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят –
                                    что ж?!

По родной стране
                                пройду стороной,

как проходит
                            косой дождь.              

В конце жизни, восходя к классической ясности стиха, Владимир Маяковский создал подлинные поэтические шедевры, известные под названием «Неоконченное»:

Ты посмотри, какая в мире тишь…

Ночь обложила небо звёздной данью.

В такие вот часы встаёшь и говоришь

векам, истории и мирозданью.

И верится, что слово поэта, «горлана-главаря», произнесённое им «во весь голос», будет «презрев времена», услышано и нашими «уважаемыми товарищами потомками». 

Рязанская область, город Сасово

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии