Владимир ХОМЯКОВ. «ВЕКАМ, ИСТОРИИ И МИРОЗДАНЬЮ». К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского
Владимир ХОМЯКОВ
«ВЕКАМ, ИСТОРИИ И МИРОЗДАНЬЮ»
К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского
Когда в начале семидесятых годов прошлого века я учился в старших классах средней школы, а затем был студентом, то моими поэтическими кумирами являлись Сергей Есенин и Владимир Маяковский.
Помнится, в марте 1974 года я даже написал программные для начинающего литератора строки: «В моих стихах и алый свет рябин, и снежное сияние берёзки. Я правду по-есенински любил и дрался за неё по-маяковски!».
Чуть позже к этим именам добавилось имя автора «Двенадцати» и «Скифов». Анна Ахматова как-то назвала Александра Блока «трагическим тенором эпохи». Что ж, тогда к Владимиру Маяковскому, скорее всего, подойдёт выражение «трагический бас». Творческий путь «поэта-трибуна» длился всего лишь два десятилетия, но сколько событий вместилось в этот не столь большой промежуток времени!
Если взять дореволюционное творчество Владимира Маяковского, то с первых же прочтений запомнились его юношеские шедевры: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Облако в штанах» (1915)…
Сейчас, в противовес советскому прошлому, принято почти напрочь отметать послеоктябрьское литературное наследие Маяковского: дескать, разменял свой могучий дар на агитки.
Но давайте подумаем, а разве не пронзительны, разве не искренни строки поэм «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Хорошо» (1927), «Во весь голос» (1929-1930)? Разве не принадлежат к высотам лирики написанные в 1918-1928 годах стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Ода революции», «Юбилейное», «Тамара и Демон», «Мелкая философия на глубоких местах», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»? Разве не поражают своей злободневностью созданные в предпоследний год жизни Маяковского его «Стихи о советском паспорте»? И разве, служа своим творчеством народу, не подвергался поэт нападкам со стороны «прозаседавшихся»? Недаром в горькие минуты у него рождались такие строки:
Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят –
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
В конце жизни, восходя к классической ясности стиха, Владимир Маяковский создал подлинные поэтические шедевры, известные под названием «Неоконченное»:
Ты посмотри, какая в мире тишь…
Ночь обложила небо звёздной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
векам, истории и мирозданью.
И верится, что слово поэта, «горлана-главаря», произнесённое им «во весь голос», будет «презрев времена», услышано и нашими «уважаемыми товарищами потомками».
Рязанская область, город Сасово