ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Эльвира ТРИКОЗ. ДЕТИ ДЕТЕЙ. Современные представители «деревенской прозы»
Эльвира ТРИКОЗ

Эльвира ТРИКОЗ. ДЕТИ ДЕТЕЙ. Современные представители «деревенской прозы»

 

Эльвира ТРИКОЗ

ДЕТИ ДЕТЕЙ

Современные представители «деревенской прозы»

 

В Доме Ростовых…

25 мая в Москве в Доме Ростовых на круглом столе в Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР) прозаиками из разных городов страны был провозглашен манифест «новой волны деревенской прозы» – тех писателей, кто стал продолжателем традиций деревенской прозы в современной русской литературе. Создатели манифеста – Анастасия Астафьева (Костромская область), Наталья Мелёхина (Вологда), Артём Попов (Северодвинск), Максим Васюнов (Москва). Это творческие потомки Абрамова, Астафьева, Белова, Шукшина, Распутина, Солоухина, известные фамилии которых у всех на слуху, а цитаты – в памяти народной, как пословицы: «Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем» (Абрамов), «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы… Помни это. Будь человеком» (Шукшин), «Жись, она и есть жись» (Белов), «Дураком и управлять много ума не надо. Подсунь ему… в телевизоре права человека» (Распутин) и другие.

Если посчитать, то нежный возраст и юность прозаиков «новой волны» как раз пришлись на период расцвета и окончательного признания направления «деревенская проза». Сама помню, как в 1980-е годы по радио и телевизору звучали тексты народных писателей, шли фильмы по их произведениям, сами писатели выступали перед широкой советской аудиторией, сметавшей многотысячные тиражи в книжных магазинах. Авторы уважительно друг про друга рассказывали, называя нередко младших братьев по перу большими писателями, классиками. Достаточно вспомнить восторженные отзывы, например, Фёдора Абрамова о повести Василия Белова «Привычное дело»: «…все бегали по библиотекам, по читальням, все охотились за номером малоизвестного дотоле журнала «Север» с повестью ещё менее известного автора, а раздобыв, читали… без передыху. А сколько было разговоров, восторгов в те месяцы! Покойный Георгий Георгиевич Радов, встретив меня в Малеевке, в писательском доме, о чём вострубил первым делом? «Старик, в России новый классик родился!»».

Литературный манифест провозглашен. После приезда из Москвы писатель, журналист и один из его создателей Артём Попов так охарактеризовал значимость этой декларации и самого выступления: «Это событие можно назвать историческим в современном литературном процессе: группа прозаиков объединилась и провозгласила манифест «новой волны деревенской прозы». Не каждое десятилетие рождаются такие смелые заявления. В группу новых «писателей-деревенщиков» вошли прозаики из разных творческих союзов – Союза писателей России и Союза российских писателей или вовсе не состоящие в этих организациях. И такое объединение тоже примечательно. Нас сплотили общие идеи.

Сразу отмечу, что это направление открытое, мы рады всем, в том числе поэтам «деревенской тихой лирики». В названии манифеста неслучайно слово «волна»: таких авторов в России на самом деле много, но часто они не знают друг друга. Одна из первых задач – объединиться!».

Текст манифеста кратко характеризует поколение современных писателей-деревенщиков: «Им около или чуть больше сорока. Имея деревенские корни, многие из них сейчас живут в городах… Есть и те, кто родился и вырос в деревне, продолжает там жить. Есть те, кто оставил город и вернулся на родину праотцов, к земле, «к истокам». Но всем им присуще глубокое знание сельской жизни изнутри…». Текст содержит актуальные для «новой волны» вопросы: «какой станет деревня XXI века и кто будет её населять?». В нем перечисляются основные темы творчества нынешних писателей – экологии, войны, «маленького человека», любви к природе и т.д.

Новые писатели-деревенщики в качестве основной цели своего программного выступления видят объединение писателей этого направления, а кроме того, они готовы взять на себя миссию защиты традиций, культуры, чаяний простого русского человека земли и крестьянского труда – русского народа.

Результатами объединения, по мнению создателей манифеста, должно быть следующее: ежегодное проведение семинара писателей-деревенщиков и издание по его итогам сборника или альманаха, создание периодического издания по типу журнала или роман-газеты, в которой публиковались бы лучшие произведения «деревенской» литературы, государственная поддержка, инвестиции в проект духовно-нравственного возрождения деревни.

 

Почему сейчас?

Молодое поколение представителей деревенской прозы, соблюдая преемственность литературных традиций, на современном этапе, когда литература перестала играть такое значение, как в 1960-1980-е, просто обязаны были выйти к широкой аудитории, громко напомнив о продолжении в XXI веке великих начинаний патриархов деревенской прозы.

Мои мысли подтверждает и мнение современного писателя и журналиста Ольги Кузнецовой (Вологда), с которой «по горячим следам» удалось обсудить манифест: «Одиночкам всегда сложнее. В литературу легче приходить поколением. Поддерживая друг друга, читая, печатая, отзываясь рецензиями, продвигая – как товарища, как своего. Плечом к плечу.

Писатели, невзирая на союзы, взяли и объединились – по возрасту и по теме. Решили, что они одной крови, сели, обсудили – куда плыть. Написали манифест. Опубликовали. Я считаю, что это нормально».

Наши патриархи деревенской прозы умели вести «мысль как борозду», прославляя народную жизнь и мудрость природы, на ять знали магию продвижения слова в массы, знали о «духовной твердыне народа», нравственных законах существования человечества.

Почему именно сейчас писатели с манифестом вышли к современному читателю? Об этом со страниц портала «Год литературы» рассказал Максим Васюнов: «Как быть писателем в бестолковые времена, в которых даже Распутин с Беловым предпочли переквалифицироваться в публицисты, потому что нынче только в лоб, только граблями по душе.

Страсти, быть может, не хватает деревенщикам современным. Или всеобъемлющего взора. Или смелости. Или тех самых тиражей в сотни тысяч книг, которые мог себе позволить купить любой, вообще любой житель СССР. А может, времена пришли другие, душные, пустозвонные, но столь вызывающе громкие, что и колокольный звон уже никто не услышит. Причин можно назвать еще много, но факт останется один – современные деревенщики пока не прозвучали…». Однако, по мысли молодого писателя: «Десятки писателей, сравнительно молодых, все эти годы шли на маяк по имени Матера, и когда дошли, то спокойно и деловито, со знанием дела, стали возводить мосты. И надо же, эти мосты оказались востребованы...».

 

История «деревенской прозы» продолжается

Впервые термин «деревенская проза» прозвучал в 1962 года из уст ленинградского историка литературы Владимира Акимова, а затем был подхвачен московским критиком 1960-х Александром Макаровым (тоже родом из крестьян), которого очень уважал Виктор Астафьев. В конце 1960-х – начале 1970-х после первой дискуссии о деревенской теме в «Литературной газете» термин укрепился, а в работах филолога, философа и историка Вадима Кожинова «деревенская проза» обозначалась уже как ведущее направление в литературе тех лет, когда на арену вышли Василий Белов, Евгений Носов, Василий Шукшин, Георгий Семёнов, Виктор Астафьев, Анатолий Ткаченко. Помним, что за этими именами последовали чуть позже Валентин Распутин, Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Владимир Личутин. На сегодняшний день «деревенская проза» продолжает оставаться одним из важных направлений в сегодняшней литературе, отвечая на вечные вопросы бытия.

В 1960-1980-х она «ковалась» писателями «от земли», крепко связанными с деревней – теми самыми крестьянскими детьми, которые знали, что такое коллективизация и раскулачивание, Великая Отечественная война и годы послевоенного восстановления страны, были свидетелями многочисленных экспериментов власти над сельским хозяйством и деревней. Именно от них страна узнала о колыбели русского характера и народной стихии – о деревне, о поколении деревенских людей конца XIX – первой трети XX века, богатстве их крестьянской культуры, красоте быта и уклада, а также новоявленных эпохой «сельском комплексе неполноценности» и пережитых «глыбах бесправия» (В.И. Белов). Обо всём этом именно благодаря им литература и культура заговорила образами произведений искусств. Нынешний этап, конечно, диктует другие темы: «…на фоне проведения СВО, проблематика войны и мира будет только обостряться в самосознании деревенского сообщества, поскольку убыль мужского населения вследствие участия в боевых действиях больнее ударит по селу, нежели по городу не только в процентном соотношении, но, главное, в социальном плане: каждый работоспособный мужчина в сельской местности по-прежнему «на вес золота» (из Манифеста). И через новые образы явится уже жизнь XXI века.

Литература писателей старшего поколения плавно перетекла в современную – литературу детей крестьянских детей. Андрей Антипин, Андрей Филимонов, Наталья Ключарёва, Алексей Шепелёв, Моше Шанин, Алексей Траньков, Ольга Гришаева, Игорь Корниенко, Анастасия Астафьева, Артём Попов, Наталья Мелёхина – по возрасту это именно поколение поздних детей и внуков писателей. На их плечах лежит «нравственное и духовное выправление человека» и трансляция ценностей деревенского лада.

Преемственность в среде писателей этого направления всегда была. Достаточно вспомнить историю знакомства Федора Абрамова и молодого Валентина Распутина на одном писательском съезде. О разговоре вспоминал Валентин Григорьевич: «…он спрашивал: есть молодые? есть молодые? – для него было чрезвычайно важно, в чьи руки после нас попадет литература, которая в великих мучениях, в том числе и его мучениях, снова соединилась с совестью и правдой».

Современные авторы – и есть те преемники. Они – читатели, ученики, родственники, земляки классиков – рассказывают о своих литературных отцах, простом русском человеке, родине, которая «на первых порах жизни дает всё, что необходимо для прочности в жизни» (Распутин). О ней они уже поют и готовы продолжать петь, чтоб дойти до тех народных внутренних родников, природных источников, в которых поёт само небо, до вековечного гнезда, в которое должна вернуться русская душа.

г. Вологда 

 

Комментарии

Комментарий #34578 06.11.2023 в 09:15

ЗАЧЕМ БЫТЬ КСЕРОКОПИЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ЗАЧАСТУЮ БЛЕКЛОЙ КОПИЕЙ. А ГДЕ ПОИСК НОВОГО - ЯЗЫКА, ФОРМЫ, НОВЫХ СМЫСЛОВ?

Комментарий #33933 29.07.2023 в 04:49

Какое всё-таки счастье на творческом пути узнать, что ты не один, а есть целая группа авторов, пишущих в том же направлении, разделяющих те же ценности. Я, пожалуй, действительно из " детей крестьянских детей": деревенских дедов и бабушек уже не помню и не знаю, родители приехали в город и стали работать на Заводе телевизоров. Но все равно среди родных и друзей были и остаются те, кто живет на земле или даже переехал в сельскую местность из города-обратное движение из города в село продолжается,наверное, уже второй десяток лет. Герои моих рассказов, повестей в основном живут в городе, но это те же труженики, что на селе, иногда выходцы из деревни.
Елена Басалаева.

Комментарий #33921 26.07.2023 в 13:29

Спасибо Эльвире за статью! Важно и нужно было осмыслить это явление здесь и сейчас, дать некий срез происходящего.

Про себя всё время только поправляю: я не из категории "детей крестьянских детей", я просто из крестьян. Моя мама - доярка, отец - дояр и ветработник, братья и сёстры, родные и двоюродные, - почти все колхозники, большинство, правда, уж на пенсии или по здоровью (оно у колхозников рано портится) перешли на более лёгкий труд. Поправляю, когда так говорят, не для себя, а для своей семьи. Её задевает, когда меня в "детей крестьянских детей" записывают. Это так: к городской интеллигенции, пусть и в третьем поколении, но родом из деревни, ни я, ни мои родные даже с самой большой натяжкой отнесены быть не можем. Я из самых простых крестьян, родные мои - доярки, скотники, трактористы, рабочие на стройке дорог (сельчане многие так сейчас работают), продавщицы сельмага, учительницы в сельской школе, воспитательницы в деревенском садике и повара в сельском кафе, словом, обычные рядовые труженики села. И я всего лишь одна из них.

Наталья Мелёхина