Михаил ПОПОВ. УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ. Молодёжный выпуск журнала «Двина»
Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Молодёжный выпуск журнала
Третий номер «Двины», выходящий в канун нового учебного года, у нас традиционно молодёжный. Но это не значит, что всё пространство новинки отдано молодым. Зачин ведут мастера словесности, опытные литераторы – прозаики, поэты и публицисты.
Камертон номера – имя классика русской словесности Бориса Шергина (130 лет со дня рождения). Своим самобытным творчеством поморский краснопевец сопрягает былинную древность и современность, окропляя времена живой водой вечности.
На открытии выпуска – проза и поэзия гражданского звучания.
Продолжаем публикацию доселе неведомого романа помора-фронтовика Николая Жернакова «Горелоборские солдаты». Здесь глава о трагедии плена. Бойцы-невольники готовят побег. Разные по характеру, разные по психологическим повадкам, они смыкаются в единый кулак, движимые одной целью – вырваться из вражьего плена и вновь взяться за оружие, чтобы мстить врагу за гибель друзей-товарищей, за свои муки-унижения.
Мужеством отцов-фронтовиков наполнена подборка стихов «Воздух Родины – дух Любви» известного в стране поэта Александра Логинова (Каргополь), у которого в августе юбилей – 75 лет со дня рождения. Строфы эти дышат одним: мы – наследники Победы, духа отцов-победителей и, стало быть, победа будет за нами:
Когда окончится война,
Фронты отхаркаются кровью
И ступит мир на путь зерна,
Посеянного в изголовье
Детей, отцов и матерей,
Чей прах покрыт землёй сырою –
Не рано ль запоёт свирель
О воскрешении героев?
Какими зёрна прорастут
На почве, порохом пропахшей?
Продолжится ли крестный путь
Живых и мертвых,
В битвах павших?
Иль мерзостный трехглавый червь
Их нежные ростки подточит
И вновь воспрянет лютый зверь
В глубинах европейской ночи?
Не жди. Сегодня и сейчас
Смотри, как псы её лютуют!
И в дьявольский горящий глаз
Пошли серебряную пулю.
Взор подними, святая рать,
И слушай – ангелы запели.
Под звёздным небом Божья Мать
Дитя качает в колыбели.
Когда окончится война...
Никита Брагин – москвич, но отец его родом с Русского Севера, а сам Никита часть детства провёл в Архангельске. И думается, не случайно его поэтическая подборка пронизана сходными с Александром Логиновым чувствами и мыслями:
Через многие-многие годы наступит весна –
в час последнего грома и первого вздоха сирени
внучка тихо попросит,
забравшись к тебе на колени –
расскажи, что такое война.
И тогда на мгновение ты онемеешь,
и промчатся сквозь память
жестокие майские дни,
где в крови лепестки,
где встают смоляные дымы,
извиваясь по небу, как змеи.
Но затем ты расскажешь о том,
что любил и мечтал
о зелёных полях и садах в подвенечном уборе,
и о городе белом у самого синего моря,
где в печах-исполинах рождался металл.
И о том, как алеет заря над золой террикона,
как проснулись подсолнухи и серебрится река,
и война умирает слезой на щеке старика,
и Азовское море смеётся на детской ладони.
(«В час последнего грома»)
Самые разнообразные чувства и мысли наполняют подборку Галины Рудаковой, уроженки архангельской глубинки. Она оплакивает погибшего в СВО сродника, сердцем тянется к сестрице, обитающей на Украине, а душа её полнится печалью за судьбу отчины и дедины… Деревенская по роду, мать пятерых детей, Галина всю жизнь занималась сельским трудом и потому страдает, окидывая взором обезлюдевшие вотчины, заросшие ивняком да осинником поля и луга:
…Кто придёт после нас,
он услышит ли музыку сосен?
Он полюбит ли эти места, как любили их мы?
Всё, что память хранит, что навеки с собою уносим,
Может, время достать из своей перемётной сумы?
Перед нами – прямое обращение к поколенческой смене. Подхватит ли молодёжь заветы старших, станет ли «Красование земли», как называется подборка Галины Рудаковой, их сердечным кодом?
Ответ на этот главный вопрос в той или иной мере дают все молодые авторы свежего номера. В одних случаях это видно даже по заголовку. «Завет родимой бабушки» – так называется рецензия на новый сборник прозы Антона Шушарина, автор её профессор-филолог Андрей Петров. Или «Дедова внучка» – подборка Марины Ерофеевской из Коряжмы, её стихи обращены к памяти дедов – ветеранов Великой Отечественной войны.
В других случаях ответ аукается темой. Варя Заборцева, пинежанка, известна нашим читателям по стихам. А в этом номере она выступает как искусствовед, чему учится в Петербургской академии имени Репина. Предмет осмысления – творчество выдающегося художника ХХ века рано ушедшего Виктора Попкова и предметнее – его знаменитый цикл «Мезенские вдовы».
«…Ключевая работа цикла – «Воспоминания. Вдовы». Живописное напряжение создается уже на уровне колорита – звенящего контраста красного и серого. Ключевой становится фигура женщины, смотрящей прямо на зрителя. В её взгляде, наклоне головы, опущенных руках – неприкрытое отчаяние, потерянность. Она твердо стоит на ногах, даже чуть заступая за пределы холста, и практически упирается головой в потолок – так в избе становится тесно, неуютно.
Дело не в самой избе – она ещё ядрёная. Лавки начищены до блеска, на окнах накрахмаленные занавески, самовар и печь – все для того, чтобы в доме сберегалась, теплилась жизнь. Попков подчеркнуто обесцвечивает убранство – оно будто начинает исчезать, растворяться. При этом все внимание акцентируется на фигурах женщин, а по-северному – жёнок. Они пластичны и статичны одновременно. Вдовы находятся вместе, в одной избе, но каждая в себе, наедине со своей судьбой. Тонкой игрой оттенков красного, скрепляющего женщин в единое целое, изба наполняется заревом сродни северному небу морозным утром.
Самый «лирический», прозрачно-напевный оттенок платья у вдовы, смотрящей в окно. Она куда больше других залита бликами света, от чего чёрный контур складок становится ещё более фактурным, рифмуясь с линиями окна. Так в многофигурной композиции возникает цельный фрагмент, живущей своей маленькой жизнью, своей тихой мелодией.
Своя нота даже у белого платочка – так бессмысленно поднятого жёнкой, стоящей к зрителю вполоборота. Она удивительно пластична – будто танцует. Складки платья спадают плавно и ритмично. Всё бы ничего, да только взгляд звенит горечью – глаза, опущенные вниз, лицо, погасшее от старости. Важно отметить, что художник всё же выбирает теплые оттенки для изображения вдов. Нет в их иссохших телах мертвенного холода, ещё теплится в них жизнь…».
Тонким слогом, сердечным психологическим рисунком привлекают в свежем номере рассказы Анны Музыкантовой, врача скорой помощи. Обращают на себя внимание стихи самых юных авторов этого выпуска, студентов Нади Келаревой и Ивана Клочкова.
Эти и другие публикации наших молодых авторов – их стихи, рассказы, эссе – свидетельствуют об одном: уроки нравственности они не просто «проходят», они их усваивают и каждый по мере даровитости отзываются на них зреющим сердцем.
--------------
P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина». Почтовый адрес:163004 г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина», тел./факс (8-818-2)29-20-11, электронный адрес: podpiska@iddvina.ru
Друзья!
Это - отрывок из стихотворения Людмилы Гонтаревой.
Людмила Геннадьевна Гонтарева - филолог, преподаватель русского языка и литературы, главный редактор альманаха «Территория слова».
Живёт в Краснодоне Луганской области.
* * *
Когда закончится война,
я упаду ничком на землю.
Пусть зарыдают в проводах
ветра – я больше не приемлю
испуга в солнечных глазах
бинтованных крест-накрест окон.
Теперь пусть радует гроза
оранжевым разрядом тока.
Пускай тяжелые идут
машины по вечерней трассе.
Мы забываем про войну –
их гул не страшен, не опасен…
Мы забываем о войне,
мы забываем, забываем…
О жесткой танковой броне,
о беженцах в июне-мае,
о развороченных телах
на площади кровавом блюде,
и о безжалостных словах
должны забыть… но не забудем.
Эти и другие стихи опубликованы в сборнике «ПоZыVнОй – Победа!». Так называется один из первых поэтических сборников, посвящённых солдатам и офицерам – участникам спецоперации на Украине. Таких сборников, подготовленных и выпущенных Союзом писателей России совместно с издательством «Вече», уже более десятка. Они завоевали признание читателей, распространяются в войсках, госпиталях, военных училищах.
Кто впечатал эти две строфы в комментарии - не знаем. Возможно, сам автор. Браво ему!
Спасибо, брат! Спасибо, дорогой сибиряк!
А чей стих, Анатолий, не ведаю. Может, Валентина Григорьевна знает...
Брат, трудяга ты и на журнальной ниве, что слава Богу не в ущерб твоей талантливой русской прозе. А чей стих здесь?
Твой читатель и почитатель А.Байбородин
Когда закончится война,
Я балаклаву молча сброшу,
В окопе встану в полный рост
И все, что было, подытожу.
За что друзья мои легли,
За что дома и нивы в пепел...
... Сполна ответит за долги
Мой враг - бандеровский фельдфебель.
***