РЕЦЕНЗИЯ / Александр БАЛТИН. «КТО КНЯЗЬ МИРА СЕГО?..». Правда поэмы Тимура Зульфикарова
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. «КТО КНЯЗЬ МИРА СЕГО?..». Правда поэмы Тимура Зульфикарова

 

 Александр БАЛТИН

 «КТО КНЯЗЬ МИРА СЕГО?..»

 Правда поэмы Тимура Зульфикарова

 

 Сады восточной мудрости – с прихотливыми орнаментами мысли, чьи ветви туго сплетаются, давая очень яркую листву; тень суфизма лежит на пространстве поэмы Тимура Зульфикарова «Кто князь мира сего?.. Кто отдаст приказ об убиение человечества?..» – и таинственные мерцания, смысловые переливы этого сокрытого учения прорываются каскадами хрустальных созвучий:

 Дервиш Ходжа Зульфикар сказал:

  Когда говорят, что Мир лежит во зле,

 Что князь мира сего – сатана,

 Я не верю…

 Нет!..

 Ибо дервиш, прободающий собой тело пространства и прозревающий в миры иные духовными очами, закрытыми у большинства, видит подлинность небесной правды – слишком непонятной здесь, сейчас, нам, проживающим, проходящим путь в недрах вечного вращения юлы юдоли…

 Неистовая и – парадоксальным образом – спокойная поэзия Зульфикарова льётся в метафизические чаши питательным духовным млеком и распускается благоуханными розами; она болит и кровоточит, одновременно предлагая восточные мази – для лечения душевных ран и духовных искажений.

 Я вспоминаю цветущие взволнованные весенние сады…

 Любовь жён и мужей…

 Заботу матерей…

 Застолья хмельных друзей…

 Звёздные огни ночных городов…

 Золото хлебных полей…

 Разве сатана стоит за ними?..

 Но – век Тельца, горящего золотом, означен слишком явно: и век сей, противоречащий наилучшему, что есть в архивах и арсеналах человечества, стал чёрным вихрем взъярившегося перца с жаждой засыпать всё, всё…

 Всё…

 Пиршество прилагательных, предлагаемых Зульфикаровым, пышно характеризует пространство и отношение поэта к нему.

 И, увы, Великие Пророки,

 Бессмертные Учителя Человечества:

 Будда… Моисей… Христос…

 Мухаммад, мир Ему, –

 Бессильны перед этой Грядущей Бедой…

 Иль Они ушли с Земли и учат в Царствии Небесном?..

 И только Иисус Христос воскрес

 И вернулся на Землю…

 И многие уповают на Него…

 Но кто видел Его?..

 Зульфикаров мультикультурен: нечто от «Слова о полку Игореве» таится в его напевах: мерцает синевато-булатной сталью, течёт плачем, льётся духовными реками прошлых веков.

 Века сходятся в точке: в капле воды переливается отражение Вселенной.

 …И жизнь, жизнь идёт плотной плазмой, точно обволакивая становящимися мягкими подробностями, вовлекая в себя:

 Я взял косу горячей шурпы, лепёшку, чай

 И сел на кошму рядом со спящим старцем…

 Тихо, чтобы не спугнуть его древний сон…

 Всегдашнее, вечное продолжение жизни: какие бы гекатомбы жертв не громоздились вокруг.

 Видения могут быть страшны:

 Учёные биологи открыли, что где-то, около Мадагаскара,

 Обитает всемирный крысиный король…

 Это по его приказам

 Крысы всего мира бегут с тонущих кораблей…

 Да…

 А есть ли такой среди человеков?..

 Есть!..

 Есть!..

 Есть…

 Но он не только приказывает

 Своим крысочеловекам бежать с тонущих кораблей,

 Но ещё и повелевает поджигать…

 Рушить народы… страны… империи…

 Обнажённая боль поэта пламенеет и вздымается вверх, в небеса флагштоком: но кто разместит на нём флаг?

 Что он будет значить?

 Поэт – сейсмограф бытия, чувствующий такие боли, о которых не догадывается большинство…

 Но флаг финала даёт краски оптимизма:

 Если люди не будут страшиться говорить Правду…

 И умирать за Правду,

 Творец вновь повернётся к людям

 И сокрушит всех князей – бесов Земли…

 Истинно говорят:

 «Бог не в силе, а в Правде!..».

 Поэт всегда на стороне Света (Правды) – и свет бушует в поэме Зульфикарова, вовлекая в себя внимательные души, ещё способные к восприятию поэзии…

 

Комментарии