Александр БАЛТИН. «КТО КНЯЗЬ МИРА СЕГО?..». Правда поэмы Тимура Зульфикарова
Александр БАЛТИН
«КТО КНЯЗЬ МИРА СЕГО?..»
Правда поэмы Тимура Зульфикарова
Сады восточной мудрости – с прихотливыми орнаментами мысли, чьи ветви туго сплетаются, давая очень яркую листву; тень суфизма лежит на пространстве поэмы Тимура Зульфикарова «Кто князь мира сего?.. Кто отдаст приказ об убиение человечества?..» – и таинственные мерцания, смысловые переливы этого сокрытого учения прорываются каскадами хрустальных созвучий:
Дервиш Ходжа Зульфикар сказал:
– Когда говорят, что Мир лежит во зле,
Что князь мира сего – сатана,
Я не верю…
Нет!..
Ибо дервиш, прободающий собой тело пространства и прозревающий в миры иные духовными очами, закрытыми у большинства, видит подлинность небесной правды – слишком непонятной здесь, сейчас, нам, проживающим, проходящим путь в недрах вечного вращения юлы юдоли…
Неистовая и – парадоксальным образом – спокойная поэзия Зульфикарова льётся в метафизические чаши питательным духовным млеком и распускается благоуханными розами; она болит и кровоточит, одновременно предлагая восточные мази – для лечения душевных ран и духовных искажений.
Я вспоминаю цветущие взволнованные весенние сады…
Любовь жён и мужей…
Заботу матерей…
Застолья хмельных друзей…
Звёздные огни ночных городов…
Золото хлебных полей…
Разве сатана стоит за ними?..
Но – век Тельца, горящего золотом, означен слишком явно: и век сей, противоречащий наилучшему, что есть в архивах и арсеналах человечества, стал чёрным вихрем взъярившегося перца с жаждой засыпать всё, всё…
Всё…
Пиршество прилагательных, предлагаемых Зульфикаровым, пышно характеризует пространство и отношение поэта к нему.
И, увы, Великие Пророки,
Бессмертные Учителя Человечества:
Будда… Моисей… Христос…
Мухаммад, мир Ему, –
Бессильны перед этой Грядущей Бедой…
Иль Они ушли с Земли и учат в Царствии Небесном?..
И только Иисус Христос воскрес
И вернулся на Землю…
И многие уповают на Него…
Но кто видел Его?..
Зульфикаров мультикультурен: нечто от «Слова о полку Игореве» таится в его напевах: мерцает синевато-булатной сталью, течёт плачем, льётся духовными реками прошлых веков.
Века сходятся в точке: в капле воды переливается отражение Вселенной.
…И жизнь, жизнь идёт плотной плазмой, точно обволакивая становящимися мягкими подробностями, вовлекая в себя:
Я взял косу горячей шурпы, лепёшку, чай
И сел на кошму рядом со спящим старцем…
Тихо, чтобы не спугнуть его древний сон…
Всегдашнее, вечное продолжение жизни: какие бы гекатомбы жертв не громоздились вокруг.
Видения могут быть страшны:
Учёные биологи открыли, что где-то, около Мадагаскара,
Обитает всемирный крысиный король…
Это по его приказам
Крысы всего мира бегут с тонущих кораблей…
Да…
А есть ли такой среди человеков?..
Есть!..
Есть!..
Есть…
Но он не только приказывает
Своим крысочеловекам бежать с тонущих кораблей,
Но ещё и повелевает поджигать…
Рушить народы… страны… империи…
Обнажённая боль поэта пламенеет и вздымается вверх, в небеса флагштоком: но кто разместит на нём флаг?
Что он будет значить?
Поэт – сейсмограф бытия, чувствующий такие боли, о которых не догадывается большинство…
Но флаг финала даёт краски оптимизма:
Если люди не будут страшиться говорить Правду…
И умирать за Правду,
Творец вновь повернётся к людям
И сокрушит всех князей – бесов Земли…
Истинно говорят:
«Бог не в силе, а в Правде!..».
Поэт всегда на стороне Света (Правды) – и свет бушует в поэме Зульфикарова, вовлекая в себя внимательные души, ещё способные к восприятию поэзии…